Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешняя политика СССР от брестского мира до начала великой отечественной войны.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мир- ного договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервен- ции на территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского госу- дарства как принципиально новой общественно-политической системы. Сложилось противостояние между Советским государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия преобладала в международных отношениях 20-30-х годов XX в. Одновременно обост- рились противоречия между самими крупнейшими капиталистическими государствами, а также между ними и "пробуждающимися" странами Востока. В 30-е годы расстановку международных политических сил во многом определяла усиливавшаяся агрессия милитаристских госу- дарств - Германии, Италии и Японии. Внешняя политика Советского государства, сохранив преемствен- ность политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идеологизапия внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В.И. Лениным. Первое положение - принцип пролетарского интернационализма, предусматривающий взаимную помощь в борьбе международного рабо-чего класса и антикапиталистических национальных движений в слабо- развитых странах. Второе положение - принцип мирного сосуществования с капитали- стической системой - определялось необходимостью укрепления пози- ций Советского государства на международной арене, выхода из поли- тической и экономической изоляции, обеспечения безопасности его границ. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 20-е ГОДЫ В 1921-1922 гг. были заключены торговые соглашения России с Англией, Австрией, Норвегией и др. В них также содержались обяза- тельства отказаться от взаимной враждебной пропаганды. Одновременно были подписаны договоры, налажены политические и экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи, - Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией. Большое значение имело укрепление отношений молодого Советско- го государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. В этих документах ре- шались спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглаша- лись принципы взаимопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния Советской России на Востоке. Советско-монгольский договор 1921 г. фактически означал установ- ление протектората Советской России над Монголией и первый опыт "экспорта революции". Части Красной Армии, введенные в эту страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ-Батора. Генуэзская конференция. В 1921 г. Советское правительство пред- ложило западным державам созвать международную конференцию для урегулирования спорных вопросов и юридического признания Совет- ской России. В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовало 29 государств - Россия, Англия, Франция, Германия и др. Западные державы предъявили России совместные требования: ком- пенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд. руб. золотом); вернуть национализированную большевиками западную собст-венность на территории бывшей Российской империи; отменить моно- полию внешней торговли и открыть дорогу иностранным капиталам; прекратить революционную пропаганду в их странах. Советское правительство выдвинуло свои условия: компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы гражданской войны (39 млрд. руб.); обеспечить широкое экономическое сотрудниче- ство на основе долгосрочных западных кредитов; принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны. Переговоры зашли в тупик из-за взаимной неготовности к политиче- скому компромиссу. Отношения с другими европейскими государствами (Англией и Францией) имели сложный характер. В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией. Она предъявила Советскому правительству ноту (ультиматум Керзона), в которой протестовала против расширения влияния России на Ближнем и Среднем Востоке. Через некоторое время конфликт удалось погасить дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным. Международное признание СССР. В 1924 г. Англия, крайне заин- тересованная в торговле с Россией, первой официально признала Совет-ское государство. Вслед за ней оно было признано Италией, Францией и другими странами мира. Полоса дипломатического признания была вызвана тремя причинами: изменением внутриполитической обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил), широ- ким общественным движением в поддержку СССР и экономическими интересами капиталистических государств. В 1924-1925 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капита- листических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х годов. Во второй половине 20-х годов официальный внешнеполитический курс Советского правительства был направлен на укрепление своего международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и меж- дународной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападе- нии и нейтралитете с Германией. В 1927 г. СССР выступил с деклара- цией о необходимости полного разоружения, в 1928 г. - с проектом конвенции о сокращении вооружений. Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна, во многом определив- ший основные направления внешней политики Советского правительст- ва. Он констатировал усиление напряженности в международных отно- шениях и объявил социал-демократов Европы своим главным политиче- ским противником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и борьбу с ними. Эти выводы были ошибоч- ными. Фактически они привели к самоизоляции международного ком- мунистического движения и способствовали приходу в ряде стран пра- воэкстремистских (фашистских) сил. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 30-е ГОДЫ В конце 20 - начале 30-х годов международная обстановка сущест- венно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начав- шийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной на- пряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй - на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов. С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство опреде- лило новые задачи своей внешней политики: отказ от участия в между- народных конфликтах, особенно имеющих военный характер; призна- ние возможности сотрудничества с демократическими западными стра- нами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика "умиротворения"); борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке. В первой половине 30-х годов СССР добился дальнейшего укрепле- ния своих позиций на международной арене. В конце 1933 г. США при- знали Советский Союз и между двумя странами были установлены ди- пломатические отношения. Нормализация политических отношений между США и СССР благоприятно сказалась на их торгово-эконо- мических связях. В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Ли- гу Наций и стал постоянным членом ее Совета. В 1935 г, были подпи- саны советско-французский и советско-чехословапкий договоры о взаимопомощи на случай любой агрессии против них в Европе. Однако в середине 30-х годов во внешнеполитической деятельности советского руководства наметился отход от принципа невмешательства в международные конфликты. В 1936 г. СССР оказал помощь прави- тельству Народного фронта Испании оружием и военными специали- стами для борьбы с генералом Ф. Франко. Ему, в свою очередь, оказы- вали широкую политическую и военную поддержку Германия и Италия. Международная напряженность усиливалась. В 1935 г. Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую область; Италия напала на Эфиопию. В 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение, на- правленное против Советского Союза (Антикоминтерновский пакт). Опираясь на поддержку Германии, Япония приступила в 1937 г. к круп номасштабной военной операции против Китая. Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были территориальные притязания гитлеровской Германии. В марте 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Гит- леровская агрессия угрожала и Чехословакии. Поэтому СССР выступил в защиту ее территориальной целостности. Западные державы проводили политику уступок фашистской Герма- нии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и на- править ее агрессию на восток. В начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и Со- ветским Союзом. Однако западные государства не верили в потенциаль-ную возможность СССР противостоять фашистской агрессии. Поэтому переговоры ими всячески затягивались. Советскому правительству было известно, что германская армия уже находится в полной готовности для нападения на Польшу. Понимая не- избежность войны и свою неготовность к ней, оно резко изменило внешнеполитическую ориентацию и пошло на сближение с Германией. 23 августа 1939 г. в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступавший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа - Молотова). К нему был приложен секрет- ный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Ин- тересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии. 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Союзники Польши - Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Од- нако они не оказали реальной военной помощи польскому правительст- ву, что обеспечило А. Гитлеру быструю победу. Началась вторая миро- вая война. В новых международных условиях руководство СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября, после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства. Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и За- падную Украину. 28 сентября был заключен советско-германский дого- вор "О дружбе и границе", закрепивший эти земли в составе Советского Союза. Одновременно СССР настоял на заключении соглашений с Эс- тонией, Латвией и Литвой, получив право размещения своих войск на их территории. В этих республиках в условиях присутствия советских войск были проведены выборы в законодательные органы, на которых одержали победу коммунистические силы. В' 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР. В итоге в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на два года помогли отсрочить нападение Германии на Советский Союз.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.90 (0.012 с.) |