Приемы и способы анализа, область их применения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы и способы анализа, область их применения.



Прием сводки и группировки. Сводка предполагает подведение общего результата действия различных факторов на обобщающий показатель производственно-хозяйственной деятельности предпри­ятия. Группировка заключается в выделении среди изучаемых явле­ний характерных групп по тем или иным признакам. Сгруппиро­ванные данные оформляются в виде таблиц. Такая таблица пред­ставляет форму рационального изложения цифровых характерис­тик, изучаемых явлений и процессов.

Прием абсолютных и относительных величин. Абсолютные ве­личины характеризуют размеры (величины, объемы) экономичес­ких явлений. Относительные величины характеризуют уровень вы­полнения плановых заданий, соблюдение норм, темпы роста и при­роста, структуру, удельный вес или показатели интенсивности.

Прием средних величин используется для обобщающей характе­ристики массовых, качественно однородных, экономических явле­ний. Выражает собой отличительную особенность данной совокуп­ности явлений, устанавливает ее наиболее типичные черты.В экономическом анализе в зависимости от конкретной цели ис­пользуются различные виды средних величин: средние арифмети­ческие, геометрические, простые, средневзвешенные.

Прием динамических рядов предполагает характеристику изме­нений показателей во времени, показ последовательных значений показателей, вскрытие закономерностей и тенденций развития. Раз­личают ряды моментные — для характеристики изучаемого объекта за различные моменты времени и периодические — за определен­ный период времени.

Прием сплошных и выборочных наблюдений. Сплошные наблю­дения предполагают изучение всей совокупности явлений, характе­ризующих какую-либо одну сторону производственно-хозяйствен­ной деятельности предприятия.Выборочные наблюдения предполагают изучение хозяйственной деятельности предприятия на основе типовых представителей всей совокупности явлений, процессов. По данным выборочных наблю­дений на основе методов теории вероятностей определяется воз­можность распространения выводов на всю генеральную совокуп­ность изучаемых явлений.

Прием детализации и обобщения. Детализация проводится пу­тем разложения обобщающего (конечного) показателя на частные. Расчленяя и детализируя сложные показатели по отдельным со­ставным частям и факторам, определяют влияние каждого из них на эти показатели. Обобщения раскрывают связь между частями целого (объекта, явления, процесса), итогами деятельности и отдельных подразделе­ний и определяют степень их влияния на общие результаты.

 

№4. Информационная база экономического анализа.

Под информацией понимается упорядоченные сообщения о процессах и явлениях, которые происходят во внешнем мире или совокупность каких-либо данных по конкретному объекту.Анализ хозяйственной деятельности субъектов является не только потребителем внешней информации, но и сам создает соответствующую систему сведений о своей деятельности для собственного потребления и внешних пользователей, что осуществляется в основном путем расчета технико-экономических, финансовых и других показателей.Для качественного анализа необходимо оптимальное количество информации.Объем информации должен быть таким, что бы он давал реальное, объективное представление о происходящих хозяйственных процессах и обеспечивал возможность обоснования грамотных, эффективных управленческих решений.Информацию о хозяйственной деятельности классифицируют по следующим признакам.1. По изменяемости:постоянная;условно-постоянная;переменная.2.По насыщенности:достаточная;не.достаточная;избыточная.3.По полезности:полезная;бесполезная.4.По способу изображения: текстовая;цифровая;графическая.5.Пофункциональному назначению:плановая;нормативная;учетная;отчетная.6. По отношению к процессу сборки данных:обрабатываемая;не обрабатываемая;7. По степени обработки:первичная;промежуточная;результативная.8. По отношению к управляемому объекту:внутренняя (образуемая самым субъектом);внешняя (поступающая из-за его пределов;входящая (поступающая к управляемому субъекту);исходящая (поступающая от управляемого субъекта).9.По объему необходимых сведений для управления хозяйственной деятельностью субъекта:комплексная; тематическая, относящаяся к определенному аспекту его деятельности.10. По носителям данных (информации):немашинная (учетная, телефонная, документальная);машинная (на магнитных дисках, лентах, датчиках данных и др.)11. По форме представления:документированная (на материальном носителе);не документальная. Оценивается информация по следующим признакам:- полнота;- достоверность;- своевременность формирования;- возможность использования в управлении.

7. Анализ выпуска продукции по ее ассортименту и структуре. Различ полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным груп) и внутригрупповой ассортпр-ии). Цель анализа – выработка рекомендаций по изменению ассо-та и стр-рыпр-ии на предстоящий период с учетом потребностей рынка и возможностей орга-ии. Обобщающуюхар-ку изменений в ассортпр-ии дает след коэф. Кас= объем пр-ии, принятый в расчет базовый объем пр-ва пр-ии. При этом в расчет принимается фактич выпуск пр-ии каждого вид в отчет периоде, но не более базового. Коэф структурной активности – для хар-ки интенсивности структурных преобразований. Кстр.акт=∑ni=1=√∆Удi2. Чем активнее структурные преобразования, тем выше ур данного коэф. Это говорит о том, что админ орг-ии активно реагирует наизмен конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортпр-ии. Изменен стр-ры пр-ва и реал-иипр-ии оказывает большое влияние на все эк-иепок-ли: объем выпуска в стоим-ом выраж, материалоемкость, прибыль, рентабельность. Расчет влияния стр-ры пр-ва на урперечислпок-лей можно произвести способом цепной подстановки. ВП усл1= ∑(VВПобщ1*Удi1*Цi0),ВП усл2= ∑(VВПобщ1*Удi0*Цi0), ∆ВПстр=ВПусл1-ВПусл2. Такой же результат можно получить и более простым способом- способом процентных разностей. Для этого разность между индексами объема пр-ва пр-ии, рассчитанными на основ стоим-ых и усл-натур пок-лей объемов выпуска, надо умножить на выпуск пр-ии базисного периода в стоимостном выражении. ∆ВПстр = (Iст-Iн)*ВП0.

 

8. Анализ качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг). Анализ качества. Обобщающие пок-ли хар-ют качество всей произведенной пр-ии независимо от ее вида и назначения: а) уд вес новой пр-ии в общем объёме ее выпуска; б) уд вес пр-ии высшей категории качества; в) средневзвешенный балл пр-ии; г) средний коэф сортности; д) уд.вес аттестованной и неатестпр-ии; е) уд вес сертифицирпр-ии; ж) уд вес пр-ии, соотв мировым стандартам; з) уд вес экспортируемой пр-ии, в т.ч. в высокоразвитые пром страны. Индивидуальныепок-ли: полезность, надежность, технологичность, эстетичность изделий. Косвенные пок-ли –это штрафы за некачественную пр-ию, объем и уд вес забракованной пр-ии, уд вес пр-ии, на кот поступили претензии от покупателей, потери от брака. Следует изучить динамику перечисленных пок-лей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по ур качества пр-ии. Далее необходимо опред влияние качества пр-ии на стоимостпо-липр-ии, выручку от реал-иипр-ии и прибыль. ∆ВП= (Ц10)*VВП1, ∆В= (Ц10)*VРП1, ∆П= (Ц10)*VРП1-(С10) *VРП1. Расчет влияния сортового состава пр-ии на объем ее пр-ва в стоимостном выражении можно произвести сп абсолютных разниц: изменение уд веса по каждому сорту нужно умножить на цену соотв сорта базисного периода, рез-ты сложить и умножить на общий фактический выпуск данного вида пр-ии в натур выражении. ∆ВПсорт=∑(∆Удi*Цi0*VВПобщ). После этого можно опред влияние измен сортового состава на сумму прибыли: ∆Псорт= (∆Ц сорт - ∆Ссорт)*VРПобщ.ф. Анализ конкурент-ти. Под кон-тьюпонимхар-ку пр-ии, кот пок-ет ее отличие от товара-конурента как по степени соотв конкретной обществ потреб-ти, так и по затратам на ее удовл.Чтобы товар удовл потребности пок-ля, он должен соотвопред параметрам: технич, эстетическим, эргономическим, нормативным, эк-ким. Для оценки конкурен-стипр-ии необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. Рассчитпок-ли: 1) единичные – отраж%-оеотнош какого-либо технического или эконом параметра к величине того же параметра продукта-конкурента, принимаемого за 100%. g=P/P100*100. 2) групповые – объед единичные пок-ли по однородной группе параметров с помощью весовых коэф, опред экспертным путем. G = ∑ai*gi. 3) интегральный – отнош группового пок-ля по технич параметрам к групповому пок-лю по экон-им параметрам. I=Gт/Gэ. Важное направлповыш конкур-типр-ии – совершенствование орг-ии торговли, сервисного обслуж, рекламы пр-ии.

 

10.Анализ уровня, динамики и структуры себестоимости продукции (работ, услуг).

Представляет собой выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции. От её уровня и динамики зависят финансовые результаты деятельности, финансовое положение субъекта хозяйствования. В связи с этим анализ себестоимости продукции (работ, услуг) выявление и мобилизация резервов её снижения оказывает значительное влияние на формирование экономики субъекта хозяйствования и Республики Беларусь в целом. При анализе себестоимости оперируют двумя экономическими группировками затрат: 1) по экономическим элементам и 2) по калькуляционным статьям себестоимости.

Затраты по экономическим элементам – это расходы как на готовые изделия (в целом), так и на незавершенное производство. Их группировка и анализ показывает, что израсходовано на выпуск продукции.

При анализе затрат по элементам их целесообразно сгруппировать на: 1) затраты средств труда; 2) затраты живого труда; 3) прочие затраты.

Выполнение плана по себестоимости продукции анализируется путем сопоставления фактической себестоимости, в ценах принятых в плане, с плановой себестоимостью фактически выпущенной продукции.

 

 

12. Анализ уровня затрат на рубль продукции (работ, услуг).

Обобщающим показателем себестоимости продукции. Выполнение плана по этому показателю анализируют путем сравнения фактических затрат в ценах, предусмотренных в плановых расчетах за отчетный год с плановыми затратами.

Достоинства этого показателя и его анализа: 1-универсальность, так как он может определяться по предприятиям всех отраслей и на всех уровнях управления;2-прямая и наглядная связь себестоимости с прибылью.

На отклонение фактических затрат на рубль продукции от плановых оказывают влияние следующие основные факторы:1 изменение структуры выпущенной продукции; 2 изменение цен на продукцию; 3 изменение уровня себестоимости отдельных видов продукции (изделий). Анализ затрат на рубль продукции выполняется не только в целом по всем затратам, но и по каждой статье в отдельности с определением суммы отклонения фактических расходов от плана и предыдущего периода.

 

 

13. Анализ с/с по статьям калкуляции. Калькуляция — опред. затрат в стоимостной форме на произ-во единицы или группы единиц изделий, или на отд. виды производств. Калькуляция включает след. статьи затрат:1)сырье и материалы; 2)возвратные отходы (вычитаются); 3)топливо для технол. целей; 4)энергия для технол. целей; 5)осн. з/плпроизводст. рабочих; 6)допол. з/плпроизводст. рабочих; 7)отчисления на соц. нужды; 8)расходы на подготовку и освоение производства; 9)расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; 10)общепроизводс. расходы; 11)общехоз. расходы; 12)потери от брака; 13)прочие производств.расходы; 14)внепроизводственные расходы.

Анализ калькуляций позволяет выявить изменение с/с един.продукции против плановых затрат, величину отклонений по статьям расходов, причину их возникновения и вскрыть резервы дальнейшего снижения с/с отд. видов продукции. Такими резервами может быть след.: уменьшение затрат на сырье и материалы в результате замены одних видов сырья, материалов, топлива другими, более дешевыми; сокращение потерь сырья и материалов при хранении, в процессе произв-ва и при транспортировке; экономия з/пл; сокращение брака готовой продукции; улучшение ее качества и т. д.

15. Анализ с/с по отдел.видам продукции. Для глубокого изучения причин изменения с/с продукции анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают факт.уровень затрат на единицу продукции с плановым или данными прошлых периодов в целом и по статьям затрат. Влияние факторов на изменение уровня с/с единицу продукции с помощью формулы: С= А/ВП+b, где с – с/с; А – постоянные затраты, ВП – объем выпуска;b-переменные затраты.

 

16. Выявление и мобилиз-я резервов сниж-я С/ст продукции (Р↓С).

Задача ан-за: выявление упущенных возможностей снижения себестоимости. Мобилизация внутр-их резервов сниж-я С/ст обеспечивает повыш. прибыли, и повыш. эфф-сти производства в целом.ИсточникиР↓С: -увеличение объема произв-ва за счет использ-я производственной мощности (Р↑VВП) –сокращ-е затрат на пр-ство (Р↓З) за счет экономн. использования всех видов рес-в, роста производительности тр; сокращение произв. брака; сокращение потерь раб.вр. Величина Р↓Сопред-ся:

Р↓С = Св – Сф = ((3ф – Р↓З + Зд)/(Vвп.ф + Р↑Vвп)) – (Зф/Vвп.ф) (6.13)

где: Св, Сф – возможный и факт. уров­ни С/ст. изделия; Р↓С резерв сниж. С/ст; Зф – затраты факт; Р↓З резерв сни­ж. затрат; Зд – затраты доп-ные, необх-е для освоения резервов ↑ выпуска продукции; Vвп.ф – факт. объем выпуска продукц; Р↑Vвп – резерв роста объема выпуска прод.

Экономию затрат по зар.пл. за счет провед. инновац. меропр: (Р↓ЗП): Р↓ЗП = (Те1 – Те0) * ОТпл.ч * VВП.пл , где: Те0, Те1 – трудоемкость единицы изделия соотв. до внедрения и после внедрения ме­ропр; ОТпл.ч – уровень среднечасовой опла­ты тр.на планируемый период; VВП .пл – планируемый объем выпуска продукции. Р↓МатЗатрат на запла­нированный выпуск продукции за счет внедрения нов.технологий, инновац: Р↓МЗ = (Рм 1 – Рм 0) * VВП.пл * Цпл , где:Рм 0, Рм 1 – расход материалов на единицу продукции до и после внедрения; Цпл – плановые цены на материалы. Резерв сокращения расходов на содерж-е осн. ср. за счет реализации, передачи в аренду, списания ненужных, лишних зданий, оборудования: Р↓А = ∑(Р↓ОС х НА, где:Р↓А резерв снижения за счет амортизации, Р↓ОС первоначальн. стоимость, НА — норма амортизации.

 

17.Ан-з числен-сти, состава, движения работников.

З-чи: изуч-е обеспеч-сти орг. труд.ресурсами по количествен.и качеств-м показателям. Сравнивая факт. численность раб-в с потребностью в раб. силе (план) и численнос­тью персонала в предыдущ. периоде в целом по орг., по группам раб-в, по категориям, определяют обес­печенность работающих, а также изменение их численности по сравнению с потребностью в раб.силе и предыдущ. периодом. Изучение обеспеченности кадра­ми по професс. и квалификационному составу. К ан-зу привлекаются данные оперативно-технического уче­та отдела кадров, отделов труда и зарплаты. Соответствие квалификации рабочих сложности выполняемых работ опре­деляется на основе сопоставления показателей средн. раз­ряда рабочих и среднего разряда работ. Они определяются по периодам. Показателем, характеризующим ква­лификационный состав рабочих, явл. ср. тарифный разряд (коэффициент). Расчет: ТК = (∑Npi * TRi)/Npi, где: ТК – ср. тарифн. коэффициент; Npi – числен­ность рабочих каждого разряда; TRi – тарифн. коэффи­циент соотв-щего разряда. Ср. разряд работ определяется аналогично по фор­муле средневзвешенной через трудоемкость работ.

Ан-з обеспеченности по уровню квалификации произ­водится путем сопоставления ср. фактического коэф­ф-та рабочих со средним коэфф-ом фактически вып-ных работ. Если факт. ср. тарифный разряд рабочих ниже планового и ниже ср. тарифного разряда работ→ может привести к снижению качества продукции (работ, ус­луг), к снижению конкурентосп-ти, увеличению С/ст и снижению прибыли. Если выше→ к непроизводительным вы­платам. Это увеличи­вает С/ст. и снижает прибыль.

Изменение численности раб-в, связанное с их при­емом и увольнением-движ-е раб-в. Для хар-кидвиж. раб.рассчитывают показатели.

Коэфф-т оборота по приему (Ко.прием)=колич-во принятого персонала на раб. за отч.период/среднесписочн.числ-ть персонала.

Коэффиц. оборота по выбытию Кв= колич-во уволивш.раб-в за отч.период/среднеспис.числ-ть персонала.

Коэфф-т текучести Ктк=кол-во увол-ся раб. за отч.период по собст.желанию и инициативе администрации/ среднеспис.числ-ть.

Коэфф-т постоянства состава Кпс=кол-во раб-в проработавших весь год/среднеспис.числ-ть.

Коэффиц.замещения=кол-во принятых – кол-во выбывших /среднеспис.числ-ть.Показатели изучаются в динамике. Опре­деляются причины увольнения работников. За счет создания дополнит.раб-х мест определя­ется резерв увелич. выпуска продукции (P↑V). Он опре­деляется путем умножения прироста раб.мест на факт. среднегод. выработку рабочего отчет. периода.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.22.250 (0.025 с.)