Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и метод педагогической конфликтологии.
Предмет и метод педагогической конфликтологии.
Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого явл. изучение природы и причины пед. Конфликтов, разработка методов, их практического регулирования и разрешения. Предметом изучения педагогической конфликтологии является природа возникновения и развития проблемной ситуации, измерение степени ее развития, возможные пути воздействия на нее в сфере педагогической деятельности учителя.
Методы 1. Структурно-функциональный (метод рассматривает объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности, образует структуру). 2. Процессуально-динамический-данный метод позволяет углубиться в исследование конфликта. Важнейший инструмент-определение основных этапов или стадий развития конфликта. 3. Метод типологизации - он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликта личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Способствует не только описанию типа конфликта, но и более глубокому уяснению их сущностных принципов 4. Прогностический(он подразумевает прогнозирование, то есть предвидение возможного будущего того или иного явления. 5. Разрешительный (в рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактические улаживания конфликта, его силовое подавление, с помощью компромисса или взаимных уступок).
Социально-педагогическое назначение педагогической конфликтологии.
Состоит в: 1. Изучении природы и причин педагогических конфликтов, 2. Разработке методов практического регулирования, разрешения и предупреждения пед. конфликтов. 3. Повышении уровня воспитательной работы в образовательных учреждениях 4. Снижении напряжённости в межличностных отношениях в школьном социуме 5. Повышении престижа педагогической профессии в обществе 6. Обучении субъектов образования основам конфликтологических знаний в результате осуществления специализированных образовательных программ и тренингов
Научные основы педагогического конфликта, его сущность, типы, виды.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.
Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Субъект – участники конфликтной ситуации (лицо, группа, организация, государство) Объект – конкретная материальная, социальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся субъекты конфликта (человек может быть объектом лишь в любовном треугольнике)
Типы
1. Внутри - личностный: в этом случае сторонами конфликта могут выступать две или более составляющие одной или той же личности 2. Межличностный: конфликт возникает между двумя или более отдельными личностями; 3. Личностно – групповой: возникает зачастую в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям; 4. Межгрупповой: столкновение различных групп. Виды 1. конфликты, возникающие из-за недостатка ресурсов (чего-то не хватает на всех: учебных пособий, внимания педагога, дружбы сверстников). 2. конфликты, связанные с желаниями, стремлениями, потребностями (включая стремление к власти, дружбе, самоутверждению, достижению), которые приходят в противоречие с желаниями других людей. 3. конфликты между личностными ценностями. Это самый трудный случай. Когда ставятся под сомнение наши ценности, мы ощущаем это как угрозу смыслу своей жизни и становимся совершенно нетерпимыми.
Особенности конфликтных ситуаций, условия их возникновения в процессе функционирования педагогической системы школы. — профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми; — участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте; — разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении; — различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;
— присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю; — профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности; — всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики; — конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Виды внеучебной и учебной детерминированности конфликтов личности.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. результаты вне учебной деятельности нам помогают: - разрабатывать образовательные программы вне учебной деятельности с четким и внятным представлением о результате; - подбирать такие формы вне учебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня; - выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому; - диагностировать результативность и эффективность вне учебной деятельности; - оценивать качество программ вне учебной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).
Детерминированность-это определимость. Детерминированность в решении какой-либо практической задачи означает, что способ решения задачи определён однозначно в виде последовательности шагов вне учебной деятельности: например в творческой(объединение художников выпустило картину, и конфликт возник из-за гонорара) Трудовая(увеличение рабочего дня) досуговая(в организации досуга). Учебная деятельность-личностные конфликты(между учениками, между педагогами) Учебно-поведенческие(снижения качества образования, не компетентность педагогов) Дошкольные конфликты(малое уделение внимание ребенку в саду) Подростковые(между детьми и родителями)
Классификация видов школьных конфликтов.
- внутриличностный. Возникновение таких конфликтов обусловлено противоречием школьника с самим собой. Противоречие может порождаться такими обстоятельствами как несовпадение внешних требований и внутренних позиций; неоднозначностью восприятия ситуации, целей и средств их достижения; влечениями и обязанностями. - межличностный. Противоборство школьников происходит на основе столкновения их личных мотивов. Такие конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между школьниками, затрагивают интересы окружения. - межличностно – групповой. Это конфликт между учеником и группой учеников. В основном такие конфликты обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. - межгрупповой. Конфликт между группами. Порождаются в борьбе за ограниченные ресурсы или сферы влияния.
- конфликт поколений.
Предмет и метод педагогической конфликтологии.
Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого явл. изучение природы и причины пед. Конфликтов, разработка методов, их практического регулирования и разрешения. Предметом изучения педагогической конфликтологии является природа возникновения и развития проблемной ситуации, измерение степени ее развития, возможные пути воздействия на нее в сфере педагогической деятельности учителя.
Методы 1. Структурно-функциональный (метод рассматривает объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности, образует структуру). 2. Процессуально-динамический-данный метод позволяет углубиться в исследование конфликта. Важнейший инструмент-определение основных этапов или стадий развития конфликта. 3. Метод типологизации - он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликта личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Способствует не только описанию типа конфликта, но и более глубокому уяснению их сущностных принципов 4. Прогностический(он подразумевает прогнозирование, то есть предвидение возможного будущего того или иного явления. 5. Разрешительный (в рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактические улаживания конфликта, его силовое подавление, с помощью компромисса или взаимных уступок).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.012 с.) |