Предмет и метод педагогической конфликтологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод педагогической конфликтологии.



Предмет и метод педагогической конфликтологии.

 

Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого явл. изучение природы и причины пед. Конфликтов, разработка методов, их практического регулирования и разрешения.

Предметом изучения педагогической конфликтологии является природа возникновения и развития проблемной ситуации, измерение степени ее развития, возможные пути воздействия на нее в сфере педагогической деятельности учителя.

 

Методы

1. Структурно-функциональный (метод рассматривает объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности, образует структуру).

2. Процессуально-динамический-данный метод позволяет углубиться в исследование конфликта. Важнейший инструмент-определение основных этапов или стадий развития конфликта.

3. Метод типологизации - он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликта личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Способствует не только описанию типа конфликта, но и более глубокому уяснению их сущностных принципов

4. Прогностический(он подразумевает прогнозирование, то есть предвидение возможного будущего того или иного явления.

5. Разрешительный (в рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактические улаживания конфликта, его силовое подавление, с помощью компромисса или взаимных уступок).

 

Социально-педагогическое назначение педагогической конфликтологии.

 

Состоит в:

1. Изучении природы и причин педагогических конфликтов,

2. Разработке методов практического регулирования, разрешения и предупреждения пед. конфликтов.

3. Повышении уровня воспитательной работы в образовательных учреждениях

4. Снижении напряжённости в межличностных отношениях в школьном социуме

5. Повышении престижа педагогической профессии в обществе

6. Обучении субъектов образования основам конфликтологических знаний в результате осуществления специализированных образовательных программ и тренингов

 

Научные основы педагогического конфликта, его сущность, типы, виды.

 

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

 

Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъектов возможного конфликта и его объект.

Субъект – участники конфликтной ситуации (лицо, группа, организация, государство)

Объект – конкретная материальная, социальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся субъекты конфликта (человек может быть объектом лишь в любовном треугольнике)

 

Типы

 

1. Внутри - личностный: в этом случае сторонами конфликта могут выступать две или более составляющие одной или той же личности

2. Межличностный: конфликт возникает между двумя или более отдельными личностями;

3. Личностно – групповой: возникает зачастую в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;

4. Межгрупповой: столкновение различных групп.

Виды

1. конфликты, возникающие из-за недостатка ресурсов (чего-то не хватает на всех: учебных пособий, внимания педагога, дружбы сверстников).

2. конфликты, связанные с желаниями, стремлениями, потребностями (включая стремление к власти, дружбе, самоутверждению, достижению), которые приходят в противоречие с желаниями других людей.

3. конфликты между личностными ценностями. Это самый трудный случай. Когда ставятся под сомнение наши ценности, мы ощущаем это как угрозу смыслу своей жизни и становимся совершенно нетерпимыми.

 

Особенности конфликтных ситуаций, условия их возникновения в процессе функционирования педагогической системы школы.

профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

— участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

— разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

— различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

— присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

— профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

— всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

— конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

 

 

Виды внеучебной и учебной детерминированности конфликтов личности.

 

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

результаты вне учебной деятельности нам помогают:

- разрабатывать образовательные программы вне учебной деятельности с четким и внятным представлением о результате;

- подбирать такие формы вне учебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

- диагностировать результативность и эффективность вне учебной деятельности;

- оценивать качество программ вне учебной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

 

Детерминированность-это определимость. Детерминированность в решении какой-либо практической задачи означает, что способ решения задачи определён однозначно в виде последовательности шагов вне учебной деятельности: например в творческой(объединение художников выпустило картину, и конфликт возник из-за гонорара)

Трудовая(увеличение рабочего дня) досуговая(в организации досуга).

Учебная деятельность-личностные конфликты(между учениками, между педагогами)

Учебно-поведенческие(снижения качества образования, не компетентность педагогов)

Дошкольные конфликты(малое уделение внимание ребенку в саду)

Подростковые(между детьми и родителями)

 

Классификация видов школьных конфликтов.

 

- внутриличностный. Возникновение таких конфликтов обусловлено противоречием школьника с самим собой. Противоречие может порождаться такими обстоятельствами как несовпадение внешних требований и внутренних позиций; неоднозначностью восприятия ситуации, целей и средств их достижения; влечениями и обязанностями.

- межличностный. Противоборство школьников происходит на основе столкновения их личных мотивов. Такие конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между школьниками, затрагивают интересы окружения.

- межличностно – групповой. Это конфликт между учеником и группой учеников. В основном такие конфликты обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения.

- межгрупповой. Конфликт между группами. Порождаются в борьбе за ограниченные ресурсы или сферы влияния.

- конфликт поколений.

 

Предмет и метод педагогической конфликтологии.

 

Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого явл. изучение природы и причины пед. Конфликтов, разработка методов, их практического регулирования и разрешения.

Предметом изучения педагогической конфликтологии является природа возникновения и развития проблемной ситуации, измерение степени ее развития, возможные пути воздействия на нее в сфере педагогической деятельности учителя.

 

Методы

1. Структурно-функциональный (метод рассматривает объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности, образует структуру).

2. Процессуально-динамический-данный метод позволяет углубиться в исследование конфликта. Важнейший инструмент-определение основных этапов или стадий развития конфликта.

3. Метод типологизации - он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликта личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Способствует не только описанию типа конфликта, но и более глубокому уяснению их сущностных принципов

4. Прогностический(он подразумевает прогнозирование, то есть предвидение возможного будущего того или иного явления.

5. Разрешительный (в рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактические улаживания конфликта, его силовое подавление, с помощью компромисса или взаимных уступок).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.012 с.)