![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и метод педагогической конфликтологии.
Предмет и метод педагогической конфликтологии.
Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого явл. изучение природы и причины пед. Конфликтов, разработка методов, их практического регулирования и разрешения. Предметом изучения педагогической конфликтологии является природа возникновения и развития проблемной ситуации, измерение степени ее развития, возможные пути воздействия на нее в сфере педагогической деятельности учителя.
Методы 1. Структурно-функциональный (метод рассматривает объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности, образует структуру). 2. Процессуально-динамический-данный метод позволяет углубиться в исследование конфликта. Важнейший инструмент-определение основных этапов или стадий развития конфликта. 3. Метод типологизации - он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликта личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Способствует не только описанию типа конфликта, но и более глубокому уяснению их сущностных принципов 4. Прогностический(он подразумевает прогнозирование, то есть предвидение возможного будущего того или иного явления. 5. Разрешительный (в рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактические улаживания конфликта, его силовое подавление, с помощью компромисса или взаимных уступок).
Социально-педагогическое назначение педагогической конфликтологии.
Состоит в: 1. Изучении природы и причин педагогических конфликтов, 2. Разработке методов практического регулирования, разрешения и предупреждения пед. конфликтов. 3. Повышении уровня воспитательной работы в образовательных учреждениях 4. Снижении напряжённости в межличностных отношениях в школьном социуме 5. Повышении престижа педагогической профессии в обществе 6. Обучении субъектов образования основам конфликтологических знаний в результате осуществления специализированных образовательных программ и тренингов
Научные основы педагогического конфликта, его сущность, типы, виды.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.
Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Субъект – участники конфликтной ситуации (лицо, группа, организация, государство) Объект – конкретная материальная, социальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся субъекты конфликта (человек может быть объектом лишь в любовном треугольнике)
Типы
1. Внутри - личностный: в этом случае сторонами конфликта могут выступать две или более составляющие одной или той же личности 2. Межличностный: конфликт возникает между двумя или более отдельными личностями; 3. Личностно – групповой: возникает зачастую в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям; 4. Межгрупповой: столкновение различных групп. Виды 1. конфликты, возникающие из-за недостатка ресурсов (чего-то не хватает на всех: учебных пособий, внимания педагога, дружбы сверстников). 2. конфликты, связанные с желаниями, стремлениями, потребностями (включая стремление к власти, дружбе, самоутверждению, достижению), которые приходят в противоречие с желаниями других людей. 3. конфликты между личностными ценностями. Это самый трудный случай. Когда ставятся под сомнение наши ценности, мы ощущаем это как угрозу смыслу своей жизни и становимся совершенно нетерпимыми.
Особенности конфликтных ситуаций, условия их возникновения в процессе функционирования педагогической системы школы. — профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми; — участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте; — разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении; — различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;
— присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю; — профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности; — всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики; — конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Виды внеучебной и учебной детерминированности конфликтов личности.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. результаты вне учебной деятельности нам помогают: - разрабатывать образовательные программы вне учебной деятельности с четким и внятным представлением о результате; - подбирать такие формы вне учебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня; - выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому; - диагностировать результативность и эффективность вне учебной деятельности; - оценивать качество программ вне учебной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).
Детерминированность-это определимость. Детерминированность в решении какой-либо практической задачи означает, что способ решения задачи определён однозначно в виде последовательности шагов вне учебной деятельности: например в творческой(объединение художников выпустило картину, и конфликт возник из-за гонорара) Трудовая(увеличение рабочего дня) досуговая(в организации досуга). Учебная деятельность-личностные конфликты(между учениками, между педагогами) Учебно-поведенческие(снижения качества образования, не компетентность педагогов) Дошкольные конфликты(малое уделение внимание ребенку в саду) Подростковые(между детьми и родителями)
Классификация видов школьных конфликтов.
- внутриличностный. Возникновение таких конфликтов обусловлено противоречием школьника с самим собой. Противоречие может порождаться такими обстоятельствами как несовпадение внешних требований и внутренних позиций; неоднозначностью восприятия ситуации, целей и средств их достижения; влечениями и обязанностями. - межличностный. Противоборство школьников происходит на основе столкновения их личных мотивов. Такие конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между школьниками, затрагивают интересы окружения. - межличностно – групповой. Это конфликт между учеником и группой учеников. В основном такие конфликты обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. - межгрупповой. Конфликт между группами. Порождаются в борьбе за ограниченные ресурсы или сферы влияния. - конфликт поколений.
Предмет и метод педагогической конфликтологии.
Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого явл. изучение природы и причины пед. Конфликтов, разработка методов, их практического регулирования и разрешения.
Предметом изучения педагогической конфликтологии является природа возникновения и развития проблемной ситуации, измерение степени ее развития, возможные пути воздействия на нее в сфере педагогической деятельности учителя.
Методы 1. Структурно-функциональный (метод рассматривает объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности, образует структуру). 2. Процессуально-динамический-данный метод позволяет углубиться в исследование конфликта. Важнейший инструмент-определение основных этапов или стадий развития конфликта. 3. Метод типологизации - он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликта личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Способствует не только описанию типа конфликта, но и более глубокому уяснению их сущностных принципов 4. Прогностический(он подразумевает прогнозирование, то есть предвидение возможного будущего того или иного явления. 5. Разрешительный (в рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактические улаживания конфликта, его силовое подавление, с помощью компромисса или взаимных уступок).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.97.189 (0.012 с.) |