Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовые формы собственности на землю в Украине↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение С момента приобретения Украиной независимости и провозглашения Украины как независимого, демократического государства, возникла необходимость в правовом урегулировании наиболее важной составляющей любого государства – земли. В соответствии со ст. 14 Конституции Украины земля является основным национальным богатством, которое находится под особой государственной охраной. Провозглашение земли как национального богатства свидетельствует о том, что земля является довольно сложным объектом в связи с чем она является многофункциональной. Многофункциональность земли проявляется в том, что она является основой суверенитета и национальной безопасности Украины. В ст. 4 Закона Украинской ССР от 03.08.1990 № 142 Закреплено, что основу экономической самостоятельности представляет земля, она является единственной возможностью в натуре определить административно территориальное деление и границы Украины. Земля является основным способом производства в сельском и лесном хозяйстве. С биологической точки зрения земля – обеспечивает жизнедеятельность всего живого и является верхним слоем земной коры. Земля как много функциональный объект нуждается в правовом механизме направленном на регулирование правоотношений в сфере использования земель, таким механизмом является – право собственности. Право собственности – это одно из фундаментальных и в тоже время самых важных основных прав, все другие права являются производными от него или основываются на нем, в связи с чем в ст. 2 ЗК Украины говорится о том, что земельные правоотношения – это правоотношения по владению, использованию и распоряжению землей, тогда как право собственности на землю в соответствии со ст. 78 ЗК – это право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками. То есть можно сказать, что без существования такого института как право собственности невозможна и реализация земельных правоотношений. В соответствии с ч. 2 ст. 2 ЗК субъектами земельных правоотношений являются граждане, юридические лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти, если принять во внимание ст. 2 ГК Украины, то в этот перечень входят, Автономная Республика Крым, Государство Украина. В соответствии с участниками принимающими участие в правоотношениях в сфере использования земель и ст. 78 ЗК Украины. Земля в Украине может находиться в частной, государственной коммунальной собственности. Следует отметить о собственности Народа Украины, так в ст. 13 Конституции Украины закреплено, что земля является собственностью Народа Украины. От имени народа Украины права собственника осуществляют государство и органы местного самоуправления. В данной работе рассматривается порядок приобретения права собственности юридическими и физическими лицами, государством, прекращение и виды прекращения права на землю. Случаи ограничения приобретения права собственности на землю иностранными гражданами. Формы права собственности на землю и их признаки. 1. Понятие и содержание права собственности на землю в Украине
Институт права собственности - один из основных правовых институтов земельного права, т.к. отношения собственности являются предпосылкой возникновения любых других земельных правоотношений. Право собственности вообще – это юридическое выражение, форма закрепления экономических отношений собственности и представляет собой урегулированные законом общественные отношения, возникающие при осуществлении владения, пользования и распоряжения объектами собственности. Понятие права собственности на землю тесно связано с общим понятием права собственности и определено в ч.1 ст.78 Земельного кодекса Украины (далее ЗК) – право собственности на землю – это право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками. Право собственности на землю имеет ряд специфических особенностей, связанных как с экологическим содержанием этого права, так и с особенным правовым статусом охраны и использования земель. Во-первых, хотя земельные участки и являются самостоятельными объектами права собственности, однако они находятся в неразрывной экологической взаимосвязи друг с другом и другими природными ресурсами; фактически их нельзя отделять от природной среды. Во-вторых, земельные участки как объекты природного происхождения составляют национальное богатство Украины и, в отличие от товарно-материальных ценностей, не имеют стоимости. Земельные участки не являются имуществом в прямом понимании этого термина. Денежная оценка земли в данном случае выступает в виде капитализированной ренты. При отчуждении природного объекта, собственник, по сути, продает право на получение из него прибыли, т.е. продает право на ренту. Земля как объект приобретения Украинского народа связана с правом на всю территорию, которую занимает Украина и которая ограничена границей с другими странами, с правом территориального верховенства народа, от имени которого выступает государство. Конституция Украины (ст.13) отображает отношение Украинского народа к земле, как к территории и закрепляет право территориального верховенства народа как выражение политического господства государства над определенной частью Земного шара. Конституционная норма о земле как объекте права собственности Украинского народа удостоверяет территориальное разделение государства на регионы: Автономная республика Крым, область, города, поселки и села. Право территориального верховенства Украинского народа на землю, право на землю органов государственной власти и органов местного самоуправления является институтом конституционного, государственного права, норма которого относится к публичному праву. Украинский народ осуществляет право собственности через органы государственной власти и местного самоуправления в форме публичной собственности, а также путем реализации гражданами Украины и юридическими лицами субъективных прав на природные ресурсы в форме частной собственности (ст. 324 Гражданского кодекса Украины, далее ГК). Земля как единственный государственный земельный фонд или же земля соответствующей категории может рассматриваться как объект государственного суверенитета, то есть как территория государства или местного административного формирования. С целью обеспечения целевого и рационального использования на земле природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения запрещается деятельность, противоречащая их целевому назначению или может негативно повлиять на качественное состояние земли (глава 10 ЗК Украины). Право собственности на земельные участки можно рассматривать как правовой институт и как совокупность правомочий собственника. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на земельные участки, образуют правовой институт. Совокупность правомочий собственника относительно владения, пользования и распоряжения земельными участками – это содержание права собственности на земельные участки. Содержание права собственности как субъективного права составляет правомочность владения, пользования и распоряжения земельными участками в рамках, установленных законом, то есть собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своей собственностью. Каждая из правомочностей имеет свои особенности по отношению к земельным участкам и свое предназначение. Владение – это право фактического (физического или хозяйственного) господства над определенным земельным участком. Право владения всегда должно иметь то или иное правовое основание – титул. Правовым основанием владения собственника является его право собственности. Если лицо фактически владеет отдельным земельным участком без надлежащего основания, оно считается незаконным собственником. Пользование – это право собственника удовлетворять при помощи земельного участка свои потребности. С учетом экологической специфики земельных участков как объекта права собственности, под пользованием в данном случае следует понимать обеспеченную законом возможность их непосредственной хозяйственной эксплуатации для предоставленных целей путем извлечения их полезных свойств, в том числе получения плодов и иной прибыли. Распоряжение – это признанная за собственником и гарантированная ему возможность совершать действия, направленные на изменение юридического статуса, целевого назначения или состояния земельных участков, определение их юридической судьбы (отчуждение их другим субъектам в собственность). Такими действиями, главным образом, являются договоры (купли-продажи, дарения, мены и др.). Важным признаком, характеризующим отношения собственности, является их независимость. Субъективное право собственности рассматривается как обеспечение и гарантирование лицу возможности владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками независимо, по своему усмотрению. Независимое (по своему усмотрению) владение, пользование и распоряжение природным объектом либо его частью означает, что они гарантированы собственнику законом, а не базируются на праве любых других лиц.
Задача Колесникова Ю.Г. працювала в колгоспі 30 років і в січні 1982 р. вийшла на пенсію. У березні цього року колгосп було реорганізовано в радгосп, де вона продовжувала працювати. Колесниковій Ю.Г. видали трудову книжку, у якій записано, що вона була сезонним робітником на різних роботах. Колесникова Ю.Г. померла в жовтні 1995 р., а у 1996 р. радгосп був реорганізований в колективне сільскогосподарське підприємство (КСП). Діти, батьки яких померли у 1996 р., одержали земельні паї, але дітям Колесникової Ю.Г. відмовили в наданні земельного паю, оскільки вона не була членом КСП. З роботи в радгоспі Колесникова Ю.Г. не звільнялася. За заповітом садиба і хата Колесниковою Ю.Г. перейшла до її дочки. Запитання: Чи мала право на земельний пай Колесникова Ю.Г.? Яких працівників вважають сезонними? Чи має право дочка Колесникової Ю.Г. одержати земельний пай у порядку спадкування? Решение:
1.Земельная часть (пай) – специфический объект земельных отношений. Право на земельную часть (пай) – это субъективная юридически гарантированная возможность участника земельных отношений реализовать интересы в отрасли использования и охраны земель. Возникновение этого права связано с распаеванием земель негосударственных сельскохозяйственных предприятий в процессе проведения земельной реформы и регулируется: Указом Президента Украины от 08.08.1995г. №720/95 «О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям» (далее Указ); Законом Украины от 14.02.1992г. №2114-XII «О коллективном сельскохозяйственном предприятии»; Законом Украины от 05.06.2003 г. «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных частей (паев)»; Земельным кодексом Украины 1990г. В соответствии с п.2 Указа право на земельную часть (пай) имеют члены негосударственных сельскохозяйственных предприятий, в том числе пенсионеры, которые ранее работали на этом предприятии и остаются членами предприятия в соответствии со списком, который прилагается к государственному акту о праве коллективной собственности на землю. Право на земельную часть (пай) удостоверяется соответствующим земельным сертификатом, который является действительным до момента выдела собственнику земельной части (пая) в натуре (на местности) земельного участка (участков) и выдачи ему государственного акта о праве собственности на землю (п.17 Переходных положений ЗК Украины). Для урегулирования земельных вопросов с целью обеспечения правильно и одинакового применения законодательства при рассмотрении судами земельных и связанных с земельными отношениями имущественных споров Пленум Верховного суда Украины принял Постановление №7 «О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел» от 16.04.2004г. В пункте 24 указано, что член коллективного сельскохозяйственного предприятия, включенный в список, который прилагается к государственному акту о праве собственности на землю, приобретает право на земельную часть (пай) со дня выдачи такого акта, а в случае его смерти наследование права на земельный пай осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса Украины, в том числе и в случае, когда по различным причинам такое лицо не получило сертификат на право на земельную часть (пай). Невнесение в вышеуказанный список лица, которое было членом КСП на момент передачи земли в коллективную собственность, не может лишить его права на земельную часть (пай). Иски граждан, связанные с паеванием земли могут быть предметом рассмотрения судов. Ответчиками в таких делах являются: КСП, сельскохозяйственные кооперативы, районные государственные администрации, а также исполнительный орган местного самоуправления В соответствии со ст.5 ЗУ «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» членство в предприятии основывается на праве добровольного вступления в коллективное предприятие и беспрепятственного выхода из состава его членов. В соответствии с п.1 Указа земля передавалась в коллективную собственность КСП после их создания. По условию Колесникова Ю.Г. умерла в октябре 1995 года, а совхоз был реорганизован в КСП в 1996 году. Таким образом: Колесникова Ю.Г. не успела вступить в КСП до его регистрации и, соответственно не являлась членом КСП; решение о передачи земли в коллективную собственность КСП было принято уже после смерти Колесниковой Ю.Г., т.е. на момент передачи земли Колесникова Ю.Г. не являлась членом КСП. Следовательно, права на земельную часть (пай) Колесникова Ю.Г. не имела. 2.Правовое положение сезонных работников определяется Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 24.09.1974г. «Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах». Сезонными признаются работы, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев. В соответствии со Списком сезонных работ и сезонных отраслей, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 28.03.1997г. (с изменениями и дополнениями), к ним, в том числе относится сельское хозяйство: работа в овощеводстве, садоводстве, виноградарстве, свекловодстве, хмелеводстве, на выращивании и уборке картофеля, табака, кормов, бахчевых культур, лекарственных растений, а также работа на инкубаторно-птицеводческих и межхозяйственных инкубаторных станциях.
3.Порядок наследования имущественных и некоторых личных неимущественных прав и обязанностей наследодателя, которые после его смерти могут переходить к наследникам в соответствии с предписанием закона, регулируется Книгой шестой Гражданского кодекса Украины (далее ГК). В соответствии с Переходными положениями ГК и п.1 Постановления Пленума Верховного суда Украины от 30.05.2008 №7 «О судебной практике в делах о наследовании» в случае открытия наследства до 01.01.2004г., кроме исключений, предусмотренных п.4 Переходных положений ГК, применяются правила Гражданского кодекса УССР 1963г. В соответствии со ст.1245 ГК УССР часть наследства, не охваченная завещанием, наследуется наследниками по закону на общих основаниях. Статьей 529 ГК УССР определен круг наследников по закону первой очереди: дети, переживший супруг и родители наследодателя. В п.11 Постановления Пленума Верховного суда Украины от 30.05.2008 №7 «О судебной практике в делах о наследовании» указано, что при решении спора о наследовании права на земельную часть (пай), основным документом, удостоверяющим такое право является сертификат о праве на земельную часть (пай). Если наследодатель имел право на земельный пай, однако при жизни не получил указанный сертификат либо ошибочно или безосновательно не был включен (был исключен) в список, прилагающийся к государственному акту о коллективной собственности на землю соответствующего сельскохозяйственного предприятия, суд при решении спора о праве наследования на земельный пай применяет положения действующего на время существования соответствующих правоотношений Земельного кодекса Украины 1990г., Указа Президента Украины от 08.08.1995г. №720/95 «О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям» и соответствующие нормы Гражданского кодекса УССР 1963г. По условию, Колесникова Ю.Г. умерла в октябре 1995г., т.е. наследство открылось до вступления в силу Гражданского кодекса Украины 2003г.; по завещанию усадьбу и дом Колесникова Ю.Г. завещала своей дочери, т.е. право на земельный пай осталось не охваченным завещанием. Таким образом, дочь Колесниковой Ю.Г., являясь наследницей по закону первой очереди в соответствии со ст.529 ГК УССР 1963г. имела бы право получить в порядке наследования земельный пай, если бы право на указанный пай возникло у Колесниковой Ю.Г. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Конституция Украины //Х.: ООО «Одиссей», 2008. – 64с. 2. Земельний кодекс України: Офіц.видання. – К.: Видавничий Дім «Ін Юре», 2002. – 216с. 3. Цивільний кодекс України: Прийнятий 16 січня 2003 р. // К.: Істина, 2003. - 368 с. 4. Декларация о государственном суверенитете Украины от 16.07.1990 г. // ВВР УССР. – 1990. - №31. – ст.429 5. Закон Украины от 05.02.2004 г. «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности»// ВВР України. – 2004. -№35. – ст.411 6. Закон Украины от 05.06.2003 г. «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных частей (паев)» // ВВР України. – 2003. - №38. – ст.314 7. Закон Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (по состоянию на 1 января 2007 года).(контрольный экземпляр) – Х.: «Одиссей», 2007. – 160 с. 8.Закон Украины от 14.02.1992г. №2114-XII «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» // ВВР - 1992 р., № 20, ст. 272 9. Указ Президента України «Про порядок паювання земель, переданих у колективну власність сільськогосподарським підприємствам і організаціям від 08.08.1995г. №720/95 // ВВР, 1995. 10.Постанова Пленуму ВСУ від 16.04.2004р. №7 «Про практику застосування судами земельного законодавства при розгляді цивільних справ» // Вісник Верховного суду України - 2004 р., № 6, стор. 22 11. Роз’яснення ВАСУ «Про деякі питання практики вирішення спорів, пов’язаних із захистом права власності на землю і землекористування» від 27.06.2001 р. №02-5/743 12. Постанова Пленуму ВСУ від 16.04.2004р. №7 «Про практику застосування судами земельного законодавства при розгляді цивільних справ» // Вісник Верховного суду України - 2004 р., № 6, стор. 22 13. Кодекс законов о труде Украины: Научно-практический комментарий. Издание седьмое, дополненное. – Х.: ООО «Одиссей», 2008. – 720 с. 14. Земельний кодекс України: Науково-практичний коментар. Видання шосте, доповнене – Х.: ТОВ «Одіссей». 2009. – 624 с. 15. Спадкування за законодавством України. Коментар. Судова практика //Бюлетень законодавства і юридичної практики України. -2008. -№4. -336с. 16. Цивільний кодекс. Цивільний процесуальний кодекс України. Постанови Пленуму Верховного Суду України в цивільних справах // Відп.ред. П.І. Шевчук. - К.:Юрінком Інтер, 1999. - 496 с. 17. Мачуська І.Б. Земельне право. Навч.-метод.посіб.для самост.вивч.дисц. – К.: КНЕУ, 2005. – 129с. 18. Мірошниченко А. Колізії між приписами земельного та цивільного законодавства: перспективи усунення та рекомендації щодо вирішення // «Право України» Юридичний журнал, 2009. - №3, стор.126-131 19. Семчик В. До питання про механізм реалізації права на землю громадянами та юридичними особами // «Право України» Юридичний журнал, 2009. - №9, стор.6-10 20. Кулинич П. Право власності на землю: нові підходи до визначення змісту // «Право України» Юридичний журнал, 2009. - №9, стор.22-29
Введение С момента приобретения Украиной независимости и провозглашения Украины как независимого, демократического государства, возникла необходимость в правовом урегулировании наиболее важной составляющей любого государства – земли. В соответствии со ст. 14 Конституции Украины земля является основным национальным богатством, которое находится под особой государственной охраной. Провозглашение земли как национального богатства свидетельствует о том, что земля является довольно сложным объектом в связи с чем она является многофункциональной. Многофункциональность земли проявляется в том, что она является основой суверенитета и национальной безопасности Украины. В ст. 4 Закона Украинской ССР от 03.08.1990 № 142 Закреплено, что основу экономической самостоятельности представляет земля, она является единственной возможностью в натуре определить административно территориальное деление и границы Украины. Земля является основным способом производства в сельском и лесном хозяйстве. С биологической точки зрения земля – обеспечивает жизнедеятельность всего живого и является верхним слоем земной коры. Земля как много функциональный объект нуждается в правовом механизме направленном на регулирование правоотношений в сфере использования земель, таким механизмом является – право собственности. Право собственности – это одно из фундаментальных и в тоже время самых важных основных прав, все другие права являются производными от него или основываются на нем, в связи с чем в ст. 2 ЗК Украины говорится о том, что земельные правоотношения – это правоотношения по владению, использованию и распоряжению землей, тогда как право собственности на землю в соответствии со ст. 78 ЗК – это право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками. То есть можно сказать, что без существования такого института как право собственности невозможна и реализация земельных правоотношений. В соответствии с ч. 2 ст. 2 ЗК субъектами земельных правоотношений являются граждане, юридические лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти, если принять во внимание ст. 2 ГК Украины, то в этот перечень входят, Автономная Республика Крым, Государство Украина. В соответствии с участниками принимающими участие в правоотношениях в сфере использования земель и ст. 78 ЗК Украины. Земля в Украине может находиться в частной, государственной коммунальной собственности. Следует отметить о собственности Народа Украины, так в ст. 13 Конституции Украины закреплено, что земля является собственностью Народа Украины. От имени народа Украины права собственника осуществляют государство и органы местного самоуправления. В данной работе рассматривается порядок приобретения права собственности юридическими и физическими лицами, государством, прекращение и виды прекращения права на землю. Случаи ограничения приобретения права собственности на землю иностранными гражданами. Формы права собственности на землю и их признаки. 1. Понятие и содержание права собственности на землю в Украине
Институт права собственности - один из основных правовых институтов земельного права, т.к. отношения собственности являются предпосылкой возникновения любых других земельных правоотношений. Право собственности вообще – это юридическое выражение, форма закрепления экономических отношений собственности и представляет собой урегулированные законом общественные отношения, возникающие при осуществлении владения, пользования и распоряжения объектами собственности. Понятие права собственности на землю тесно связано с общим понятием права собственности и определено в ч.1 ст.78 Земельного кодекса Украины (далее ЗК) – право собственности на землю – это право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками. Право собственности на землю имеет ряд специфических особенностей, связанных как с экологическим содержанием этого права, так и с особенным правовым статусом охраны и использования земель. Во-первых, хотя земельные участки и являются самостоятельными объектами права собственности, однако они находятся в неразрывной экологической взаимосвязи друг с другом и другими природными ресурсами; фактически их нельзя отделять от природной среды. Во-вторых, земельные участки как объекты природного происхождения составляют национальное богатство Украины и, в отличие от товарно-материальных ценностей, не имеют стоимости. Земельные участки не являются имуществом в прямом понимании этого термина. Денежная оценка земли в данном случае выступает в виде капитализированной ренты. При отчуждении природного объекта, собственник, по сути, продает право на получение из него прибыли, т.е. продает право на ренту. Земля как объект приобретения Украинского народа связана с правом на всю территорию, которую занимает Украина и которая ограничена границей с другими странами, с правом территориального верховенства народа, от имени которого выступает государство. Конституция Украины (ст.13) отображает отношение Украинского народа к земле, как к территории и закрепляет право территориального верховенства народа как выражение политического господства государства над определенной частью Земного шара. Конституционная норма о земле как объекте права собственности Украинского народа удостоверяет территориальное разделение государства на регионы: Автономная республика Крым, область, города, поселки и села. Право территориального верховенства Украинского народа на землю, право на землю органов государственной власти и органов местного самоуправления является институтом конституционного, государственного права, норма которого относится к публичному праву. Украинский народ осуществляет право собственности через органы государственной власти и местного самоуправления в форме публичной собственности, а также путем реализации гражданами Украины и юридическими лицами субъективных прав на природные ресурсы в форме частной собственности (ст. 324 Гражданского кодекса Украины, далее ГК). Земля как единственный государственный земельный фонд или же земля соответствующей категории может рассматриваться как объект государственного суверенитета, то есть как территория государства или местного административного формирования. С целью обеспечения целевого и рационального использования на земле природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения запрещается деятельность, противоречащая их целевому назначению или может негативно повлиять на качественное состояние земли (глава 10 ЗК Украины). Право собственности на земельные участки можно рассматривать как правовой институт и как совокупность правомочий собственника. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на земельные участки, образуют правовой институт. Совокупность правомочий собственника относительно владения, пользования и распоряжения земельными участками – это содержание права собственности на земельные участки. Содержание права собственности как субъективного права составляет правомочность владения, пользования и распоряжения земельными участками в рамках, установленных законом, то есть собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своей собственностью. Каждая из правомочностей имеет свои особенности по отношению к земельным участкам и свое предназначение. Владение – это право фактического (физического или хозяйственного) господства над определенным земельным участком. Право владения всегда должно иметь то или иное правовое основание – титул. Правовым основанием владения собственника является его право собственности. Если лицо фактически владеет отдельным земельным участком без надлежащего основания, оно считается незаконным собственником. Пользование – это право собственника удовлетворять при помощи земельного участка свои потребности. С учетом экологической специфики земельных участков как объекта права собственности, под пользованием в данном случае следует понимать обеспеченную законом возможность их непосредственной хозяйственной эксплуатации для предоставленных целей путем извлечения их полезных свойств, в том числе получения плодов и иной прибыли. Распоряжение – это признанная за собственником и гарантированная ему возможность совершать действия, направленные на изменение юридического статуса, целевого назначения или состояния земельных участков, определение их юридической судьбы (отчуждение их другим субъектам в собственность). Такими действиями, главным образом, являются договоры (купли-продажи, дарения, мены и др.). Важным признаком, характеризующим отношения собственности, является их независимость. Субъективное право собственности рассматривается как обеспечение и гарантирование лицу возможности владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками независимо, по своему усмотрению. Независимое (по своему усмотрению) владение, пользование и распоряжение природным объектом либо его частью означает, что они гарантированы собственнику законом, а не базируются на праве любых других лиц.
Правовые формы собственности на землю в Украине С провозглашением и законодательным закреплением положений о собственности на землю Украинского народа были заложены юридические основы для перехода от монополии государственной собственности на землю до постепенной трансформации земельных отношений на новых идеологических и правовых принципах. Конституция Украины в 1996 г. провозгласила землю и другие природные ресурсы объектом права собственности Украинского народа (ст. 13), а также граждан, юридических лиц и государства (ст. 14). Юридически право собственности народа Украины на свою землю было закреплено в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16.07.1990 г., в Конституции Украины. С принятием в 1992 г. Земельного кодекса Украины государство перестало быть единственным, монопольным субъектом права собственности на землю и другие природные ресурсы. Согласно этому Кодексу земля могла быть объектом права не только государственной, но и коммунальной, коллективной и частной собственности. Новый Земельный кодекс 2001 года, вступивший в силу 1 января 2002 года впервые четко определил наличие трех форм собственности в отношении земель. В ч.3 ст.78 ЗК Украины предусмотрено, что земля может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности. В новом Земельном кодексе законодатель отказался от права коллективной собственности на землю, предусмотренной в ЗК Украины 1992 года, т.к. предыдущая конструкция права коллективной собственности давала основания для отождествления ее с общей собственностью, которая не относится к самостоятельным формам собственности. Земельный кодекс различает субъектов права собственности на землю в зависимости от формы собственности, в которой находится тот или иной земельный участок. Таким образом, право собственности на землю характеризуется множеством субъектов соответственно формам собственности, т.е. субъекты права собственности на землю делятся соответственно на субъектов государственной собственности на землю, субъектов коммунальной собственности и субъектов частной собственности на землю. Право частной собственности на земельные участки представляет собой правовой институт, закрепляющий собственность граждан и юридических лиц. Это означает, что определенный конкретно обозначенный на местности земельный участок принадлежит определенному конкретному гражданину или юридическому лицу. Самостоятельной и новой формой публичной собственности на землю является право коммунальной собственности, т.е. право собственности территориальных громад. Коммунальная собственность на землю – собственность на землю территориальных громад сел, поселков, городов в границах населенного пункта и за его пределами, где расположены объекты коммунальной собственности, а также на земельные участки общей собственности, пребывающие в управлении районных и областных советов. Государственная собственность на землю – собственность на земельные участки, которыми в соответствии с законом распоряжаются органы государственной власти. Право государственной собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность земли народу Украины в лице представительского органа государственной власти, а также устанавливающих порядок использования и отчуждения земельных участков государственной собственности. В соответствии с ЗК Украины объектами государственной собственности управляет Кабинет Министров Украины и местные государственные администрации в соответствии со своими полномочиями. Большинство земельных ресурсов Украины находится в государственной и коммунальной собственности. Кроме того в ЗК Украины определен перечень земель, которые могут находиться исключительно в государственной и коммунальной собственности. Действующее законодательство предусматривает значительно меньший объем земельных ресурсов, которые могут находиться в частной собственности физических и юридических лиц, по сравнению с публичной. В частной собственности могут находиться только земельные участки тех категорий и того целевого назначения, которые прямо указаны Земельным кодексом. В частной собственности не могут находиться земли обороны, земли авиационного и трубопроводного транспорта, морского транспорта, связи и т.д.(ст.84 ЗК Украины) Это обусловлено тем, что использование земельных участков, которые находятся в частной собственности, направлены на удовлетворение потребностей отдельных физических или юридических лиц. Действующее законодательство провозглашает равенство всех форм собственности, предусматривает создание равных условий для их развития и защиты (ст.13 Конституции Украины, ст.ст.318, 319 ГК Украины, ст.5 ЗК Украины).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.12.95 (0.01 с.) |