Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гомеровский, «тёмные века» (11-9 вв. )↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Микенский (16-12 вв.) Гомеровский, «тёмные века» (11-9 вв.) Архаический период (8-6 вв.) Классический период (5-4 вв.) 6. Эллинизм: А) походы Александра и становление государств (30ые годы 4 века – 80 годы 3его) Б) функционирование государств (80ые годы 3его – середина 2го) В) кризис и захват Римом на Западе и Парфией на Востоке (середина 2го – 1 в. до).
1. Изрезанность береговой линии в сочетании с гористостью рельефа (80% - горы) объясняют невозможность образования на Балканах централизованного государства: в каждой маленькой долине – обособленное государство, которое, в то же время, имеет связь со всей ойкуменой посредством моря. 2. Внутреннее «безобидное» море, каботажное плавание (летом), морская цивилизация в целом. Рыба – основа здорового рациона. 3. Удобные гавани в Аттике и их отсутствие на Пелопоннесе, а также обилие плодородной земли на Пелопоннесе и ее нехватка в Аттике объясняют различные векторы развития Афин и Спарты. Особенная изолированность Мессении: с трёх сторон – горы Парнон и Тайгет, с четвёртой - Истмский перешеек. Есть, конечно, и плодородные регионы – Фессалия, Аркадия, Беотия; здесь меньше торговли, социальной жизни, поэтому общество более традиционно. Деревенщина. 4. Мягкий климат не даст помереть от голода\холода => у народа появляются свободное время и возможность изобрести философию, водоподъемный винт и пр. 5. Почва каменистая, пшеница не растёт, зато виноград и олива – да. Хлеб дешевле купить, чем вырастить на месте, а есть и продукт для обмена. Отсюда – предпосылки к морской торговле (Египте, Италия, после Колонизации - Понт и более отдаленные области). Борьба за торговые пути – частая причина войн. 6. Есть полезные ископаемые (глина, мрамор, железо, медь, серебро, дерево) => ремесло.
Начало серьезного изучения. Конец XVIII в. Возникновение историко-критического метода в источниковедении (отцы – Нибур (Рим), Вольф (Гомер), Бентли(-VI в.)). Возможность исследовать прямо в Греции после её освобождения. Греция – это модно. Конец XVIII – начало XIX. Винкельман (1764). Первый труд по греческому искусству. Бёк (экономика Афин), его ученик – Мюллер (отдельные города, мифология, археология). Дройзен (эллинизм). Курциус «Греческая история» (1867) – идеализация культуры, ничего про социальные отношения. В Англии – Митфорд «История Греции» (1794): Спарта – идеал. Грот «История Греции» (Афины – гуру. Но подход к истории более комплексный, чем у Курциуса и иже с ними). От археологии – Эванс и Шлиман. От этнологии - Морган «Древнее общество» (мучал Гомера, Греция на тыщу лет старше). Середина XIX в. Рост внимания к рабовладению. Маркс и Энгельс (форма собственности, рабы). Общиной и рабами занимался Фюстель де Куланж «Античная гражданская община» (1864) – община как основа цивилизации, никакого капитализма не было, рабы. Рабовладельческие отношения определяют очень много всего и у Валлона («История рабства в античном мире»). Конец XIX в. Культура прежде всего, и там самое яркое – Буркхард («История греческой культуры») – духовная культура – это всё, особый «греческий дух» определяет всю историю. Социально-экономическая история. Мейер (помимо отдельных монографий знаменит своей теорией двух циклов развития Европы – античного и собственно европейского. По теории – капитализм XIX в. и Греция с Римом – одно и то же), Бюхер, Белох. Тенденция модернизировать историю Греции, «греческий капитализм». Благодаря папирологии с конца века-нач. 20 – куча исследований по эллинизму – Низе, Керст, Магаффи, Бивен. XX в. До 1920-х тухло, т. к. войны. С 20-х – новый этап: новые источники, новые методы (математика и пр.). В Германи и Италии особенно история Древней Греции используется в политцелях. ДГ перестаёт быть изолированной от остальной истории – «Кембриджская древняя история» (28-38), «Всеобщая история» под ред. Глотца. Куча всемирных историй выходит после WWII, но в них собственно греческого материала мало => переиздание кембриджской с 60-х. Частные исследования – активно занимаются экономикой. Концепции две – «греческий капитализм» и особый путь античности. 1) «Греческий капитализм» - М. Ростовцев (40-е), Тутен (20-е), Глотц (20-30-е). 2) Особый путь – Ч. Старр, Э. Вилль, Финли («Античная экономика», – неприменимы даже понятия спроса, капитала и т.д. Всё производство не в городах, а в замкнутых ойкосах, никакой прибыльной мотивации. Рабством занимаются снова с 50-70-х Изначально тоже две концепции (целые школы) – Уэстерман (ант. цив. не рабовладельческая по своей сути) и Фогт (рабство играет очень большую роль). Особая позиция – Финли – рабство было и значительное, но не было класса рабов, классов вообще не было. Социальными отношениями вообще занимаются: Дж. Томпсон, Левек. Политика. Афины – Клоше, Моссе и др. – комплексный подход без идеализации. Спарта – Митчел, Хаксли – генезис полиса (до VI в. – была какая-то динамика, потом консервация ликурговой ретрой. Митчел спарту называет феодальным обществом). Ларсен (53) и Эренберг (60-е) – обобщают политику – государство стоит над обществом и направляет его развитие. Марксистская и около школа на западе 50-70 – Сэн Круа, Картледж, Педгаг. 80-е множество всяких конференций и симпозиумов и => издание сборников («Великая Греция»). Занимаются в основном экологией (Ракхэм), демографией (Хансен), исторической географией. 90-е. Меньше внимания соц-эк. Больше – экологии. По-прежнему политика, культура. Общие работы – 4 тома кембриджской истории Мэррей. По экологии – с/х (Мэррей, Салларес), отдельные регионы (Рэкхем – Беотия и Крит). Особо изучают Трою и Микены – раскопки Корфмана, конгрессы. 200 лет «гомеровскому вопросу» (поставил его Вольф). По прежнему занимаются колонизацией (Валле), полисом (куча конференций, 100 лет как найдена «АфПол» Аристотеля), эллинизмом.
4. Изучение истории древней Греции в отечественной историографии ХХ века
В. Ломоносов и Радищев. 19 в. Мартынов издал в 26 томах перевод на русский многих древнегреческих авторов. Гнедич и Жуковский перевели «Илиаду» и «Одиссею». Куторга М.С. – основоположник русской школы изучения Древней Греции. Изучал Аттику и афинскую демократию, проблему древнейшей племенной организации и возникновения первых сословий, социальной структуры афинского полиса. Ученики Куторги: 1. В. Г. Василевский – проблема социальной борьбы в греческом обществе («Политическая реформа и социальное движение в древней Греции в период ее упадка»). 2. Ф. Ф. Соколов – основатель направления науки, связанного с анализом эпиграфического материала (создатель «эпиграфической школы»). Уточнял датировки событий греческой истории. Его ученики: a. В. В. Латышев – издал в трех томах все греческие и латинские надписи из Северного Причерноморья и изучал проблему государственного управления в греч. Колониях (Ольвия,Херсонес,и тд) b. С. А. Жебелев – проблема «темных» периодов Др. Гр. 20 в. В начале 20 века складывается несколько научных направлений, занимающихся некоторыми аспектами в изучении Ист. Др. Гр.: - социально – экономическое (Виппер, Ростовцев, Хвостов) - изучение политических учереждений (Жебелев, Бузескул, Кареев) - культурология (Зелинский)+ Мищенко, переводивший Геродота, Фукидида, Страбона. Основатели марксистской школы антиковедения (дискуссия об общественно-экономических формациях): Тюменев – понимание соц.-эконом. отношений в Др. Гр., специфика древнегреч. экономики, классовой и социальной структуры. («Существовал ли капитализм в Др. Гр.?», «Введение в экономическую историю Др. Гр.») Ковалев и Мишулин – исследование аспуктов рабовладельческой формации. Лурье – проблемы политической истории Аттики («Демокрит», «Архимед», «Очерки по истории античной науки»). Дискуссия: о сущности древнегреческого общества во 2 тыс. до н. э. - Богаевский: наличие бесклассового общества в крито-микенском мире 2 тыс. до - Сергеев: раннерабовладельческие отношения и наличие государственности в Греции 2 тыс. до. н. э. Позже дешифровка линейного письма 2 тыс. до. н. э. подтвердили его позицию. Хронология. XI-IX Темные века. Дорийское завоевание разрушило микенскую цивилизацию. Люди покидают крепости, поселяются в деревянных или из необожжённого кирпича домах. Исчезает письменность, торговля. Всё намного примитивней, но появляется железо (сначала оружие, потом – орудия) Политика. Источник – Илиада и Одиссея, т. к. современную ему действительность Гомер накладывает на древнюю легенду. В основном маленькие примитивные изолированные сельские общины – демосы. Центр общины – полис (место с компактной застройкой, иногда обнесённое стенами или, скорее всего, валом с частоколом). Общин таких множество, между ними постоянно свары (из-за скота – главного богатства. Ну и подраться охота). Социум. Вся земля принадлежит общине, распределяется жребием. Очень сильны пережитки родового строя – основные единицы – филы и фратрии. Они по сути самостоятельны, союз их только для совместной обороны. Сильна кровная месть и вражда между фратриями. Уже тогда появляются поликлеры (многонадельники) и аклеры (безземельные). Аклер вынужден становится батраком-фетом. Выделяется родовая аристократия, которая стремится сакрализировать своё господство, «роднясь» с богами. Аристократия имущественная становится аристократией военной (первые ряды в ополчении. ПрОмаха – поединки тяжеловооружённых аристократов чаще всего решала исход сражения), а потому и политической. Чем дальше, тем больше выделяются «басилеи» или «скипетродержцы» - гомеровские цари (царь – очень условно, т. к. власть басилея не настолько сильна. Нет отделения от филы или фратрии). Они – фигуры сакральные, первые воины на деревне, им обязаны преподносить дары. У совета басилеев общины – главная исполнительная власть и суд. Другая общинная власть – «старцы градские», за ними – суд. Экономика. В основном, скотоводство и земледелие. Семья, обрабатывающая клер – ойкос. Стремится быть самодостаточным. Ремесло кустарное, профессиональные ремесленники – «демиурги» - вынуждены скитаться, т. к. живы в одной деревне подохнут с голоду. Единственная внешняя торговля – изредка наведывающиеся финикийцы – торгуют роскошью. Жизнь всех слоёв населения, включая аристократию, проста и лишена роскоши. С рабами и нищенствующими жрут за одним столом. Иногда появляются рабы, но их мало.
Направления колонизации. Западное – с середины VIII в., главная метрополия - Коринф. В основном – южная Италия и Сицилия (Сиракузы – 733, Занкла (Мессана) – 730, Тарент – 706; см. карту). Вместе – «Великая Греция». Кроме того: Массалия на юге Франции, Эмпорион на испанском побережье. Северо-восточное – Милет (вывел до 100 колоний). Пропонтида – Кизик (756) и Византий (667). Понт: Ю - Гераклея (560), Синопа (756), З – Истрия, Одессос, С (с VI) – Ольвия, Березань, Пантикапей, Феодосия, самизнаетечто. Ю и ЮВ – слабее, т. к. финикийская конкуренция. Аль-Мина (Сирия), Навкратис (Египет), Кирена. Процесс. Ищут место (гавань, земля, вода, торговля с местными), могут использовать архивы оракулов. Потом запись. Начальник выселка – ойкист (конкретно выбирает место, план и т. д.). Выселок – несколько сотен человек. Как правило, всё мирно. Колония – новый полис, но граждане колонии имеют симполитию с метрополией. Экономика в колониях растёт как правило быстрей, т. к. на новом месте, не давят старые отношения и т.д. Последствия. Расширение ойкумены, кругозора. Создание огромного греческого мира. Развитие техники градостроительства, архитектуры и иже. Решение ряда социальных проблем, связанных с перенаселением, в самой Греции. Развитие экономики. Греков теперь знают все. С. 96 Кузищина
Формирование Спарты. 9-пп 8 вв. – упорная борьба спартанцев с др. племенами за Лаконию. Смогли подчинить всех от ю. границ Аркадского нагорья до мысов Тенар и Малея на ю. побережье Пелопоннеса. Завоеванное население превращено в илотов там, где наиболее плодородные почвы. Там, где почва хреновая и люди сами присоединились к Спарте, там они стали периэками («живущими вокруг») – лично свободны, но не принимают участия в государственных делах. Социум. · полноправные спартиаты · свободные, но бесправные периэки · зависимые илоты (против них – криптии). Политика. Диархия (два царя). Две царские династии постоянно враждуют. Военачальники во время военных действий. Судебные и религиозные функции в мирное время. Герусия (совет старейшин). 30 человек. 28 старше 60 лет + 2 царя. Все основные вопросы. Апелла. Народное собрание. Все полноправные спартиаты. Нет законодательной инициативы. Утверждали решения царей и геронтов. Эфоры. Высший контрольно-административный орган Спарты. Избираются на год. Пять штук. Следят. Объявляют войну илотам. Время возникновения эфората точно не известно. Наверное все-таки до Ликурга. После Ретры фактически тираническая власть. Могут даже сместить царей. Экономика. Конец 7 - начало 6 вв. – передел земли. 9000 равных по доходности наделов. Клер становится неотчуждаемым. Его нельзя дробить, дарить, продавать, завещать и т.д. Поделены и илоты. Платят натуральный оброк сельхозпродукцией. Нельзя илота ни бить, ни убить, т.к. он собственность государства. У илотов известная хоз. самостоятельность. Обособление Спарты. Постепенно Спарта обособляется от остального греческого мира. Показатель – упадок вазовой живописи и бронзовой пластики и их исчезновение в 6 в. до н.э. С сер. 6 в. Спарта не участвует в Олимпийских играх. Ретра Ликурга. Значение. Кодификация права. 1. Система воспитания юношества: лагеря-агелы с 7 лет, муштра 2. Сисситии – совместные трапезы взрослых спартиатов 3. Регламентация браков и деторождения 4. Всеобщее равенство 5. изъятие сереб. и зол. монет; ввод жел.обола 6. торговля и ремесла – грязные занятия для спартиата 7. неотчуждаемость и равность клера 8. запрет на роскошь 9. запрет на ввоз иноземных товаров Реформы. Административная. Направлена на подрыв силы родовой аристократии. До этого – деление на филы и фратрии (т. е. по родовым общинам), причём центром каждой филы было поместье знатного рода, вокруг которого группировались более бедные граждане. Голосование по филам => определяет всё именно знать. Клисфен хочет перемешать роды. Вся Аттика разделена на 10 фил, каждая из которых не компактна, а состоит из 3 удалённых друг от друга областей (область триттия. Фила формирует городской, приморской и внутренней триттии). Каждая область включает в себя несколько демов. Следствие – голосование уже не по родам, где всё определяет знать, а рассеяно. Решающая сила теперь – большинство. Социальная. Дабы ослабить роль аристократии – увеличивает число граждан за счёт торговцев и ремесленников – метеков и вольноотпущенников (ранее – неравноправных жителей Афин). Аграрная. После выигранной войны с Халкидой (полис на Эвбее – острове недалеко от Афин), Афины получают территории на острове, куда выселяется клерухия в 4 тысячи бедняков => уменьшение социальной напряженности + укрепление слоя средних землевладельцев (зевгитов). Политическая. Вместо совета 400 – совет 500 (буле). Формируется выборами 50 человек от каждой филы на год. Постоянный орган, платится жалование. Функции: подготовка повестки для народного собрания, текущее управление. Ареопаг теперь – только судебная власть. Формируется из аристократии кооптацией (введением в него кандидатов без выборов). Новые выборные магистратуры – 10 аподектов (сборщиков взносов) и 10 стратегов (война). Наряду с этим – старая коллегия 9 архонтов. Формируется выборами на год. Функции – жреческие, влияет на военные решения. Но центр тяжести – на стратегах. Остракизм. Черепки, надпись. 6000 голосов = изгнание. Последствия. Оформление демократического устройства, победа демоса и т. д.
20. Экономика Греции в V - IV вв. до н.э. Проблемы товарного производства в Греции.
1. Общая тенденция. Военные потребности (флот, доспехи, фортификация) вызвали развитие ремесла и общий технический прогресс. Расширение экономического пространства Греции после победы в Греко-персидских войнах. Завоевано много золота и рабов. Из всего этого – подъем экономики и усиление рабовладения. 2. В связи с этим ведущие полисы в V-IV в. – торгово-ремесленные. Яркий пример, подкрепленный хорошими источниками, - Афины. 3. Сельское хозяйство. 3.1. Основные производительные ячейки. 3.1.1. Небольшой участок (3-5 га), принадлежащий гражданину полиса, возделываемый силами его семьи и 1-2 рабов. Слабая связь с рынком, удоволетворение нужд одной семьи. 3.1.2. Поместье (15-25 га), возделываемое рабами (15-25 чел.). Ориентировка прежде всего на рынок. Свидетельство распространения таких поместий в Греции IV в. – «Экономика» Ксенофонта. 3.2. Земледелие. Хоть полис и торгово-ремесленный, земледелие все равно не очень важно. Выращивают зерновые культуры, оливки, виноград, садово-огородные культуры. Из зерновых в силу неплодородности почвы, неразвитости с/х инвентаря и отсутствия удобрений – не пшеница, а более неприхотливый ячмень. Его все равно не хватает => зерновая проблема. Особые высоты в виноградарстве, виноделии и выращивании оливок. Все эти работы трудоемки => нуна много рабов. 3.3. Скотоводство. Не играет особой роли, т.к. нет достаточного пространства, да и средиземноморская пищевая парадигма позволяет обходиться без мяса. Выращивают в основном овец (для шерсти) и тягловых. 4. Ремесло. Им занимаются в основном метеки, жители хоры и рабы. Сырье не всегда есть рядом => торговля или война. Война => особенное развитие металлургии. Добыча полезных ископаемых шахтно-штрековым методом особенно трудоемка, поэтому здесь работают рабы. Затем – сыродутная обработка и проковывание железной заготовки в кузнице. Медь и бронза также не выходят из оборота. Shit Ахилла. Керамика. Каменная архитектура. Строительство флота. Ткачество. Эрагстерии: хозяин работате вместе с рабами. Специализация производства. Тесная связь с рынком. 5. Торговля. В основном морская (из-за географических условий). Продукты питания, предметы обихода, оружие. В торговлю вовлечены все слои общества. Зерновая проблема. Хлеб дешевле купить, чем вырастить. Поэтому – торговля с черноморским хлебным рынком, важность контроля над проливами. Покупают хлеб, а продают вино и масло. Покупают сырье для ремесла. Интенсификация торговли приводит к господству монетной системы и унификации мер и весов, в основном в рамках Афинского морского союза. Основные центры производства монеты – Коринф и Афины («жеребчики и «совы»). Это вызывает появление трапезитства. Появляются купеческие корпорации – фиасы.
Важность проблемы. По Афинам – наибольшее количество источников. Яркий пример полиса. Но не классического! Политика. Народное собрание. Экклесия. Коллектив граждан – суверен => важность гражданства. Остракизм. Выбор архонтов. Постепенное введение платы за посещение Народного собрания с целью привлечь к власти низшие слои. Буле (50х10). Годичность. Создано Солоном (400), дополнено Клисфеном (500). Ареопаг. Аристократия. Пожизненно. Уголовный суд. Гелиея. Суд присяжных. 6000 (500+100х10). Возрастной ценз (30). Дела – по жребию. Состязательтность (отсюда важность устного слова). Графэ парномон. Высшие магистратуры. Архонты (9) и стратеги (10). Годичность. Коллегиальность. Отчетность по истечении срока. Более мелкие магистратуры – гиппарх, филарх, таксиарх, казначеи, полеты аподекты, логисты. Социум. Граждане (18 лет – эфеб, 2 года на посту). Метеки. Рабы. Гражданство. Поскольку гаржданский коллектив – суверен, институт гражданства основополагающий для самого полиса. Триединая сущность гражданства (Гоплит-землепользователь-гражданин). Мама-папа – афиняне. Замкнутость гражданского коллектива Право на свободу. Право на гос-помощь. Соответственные обязанности.
1. Классово-сословная структура Греции V – IV вв. до н.э. и классическое рабство в частности определяются развитием экономики (см. билет 20): трудоемкость новой экономики (рыночное ремесло, эргастерии, добыча полезных ископаемых) вызывает взрывной рост количества рабов (до 1/3 населения полиса, причем абсолютное большинство из них – мужчины). 2. Господствующий класс. 2.1.Экономика. В экономическом отношении - частные собственники поместий, эргастерий, крупных сумм денег, рабов. В общем того, с чего можно поиметь прибыль. Имущественное расслоение есть, но оно несущественно, т.к. совсем разориться сложно – община поможет, а совсем разбогатеть пока неприлично. К тому же есть летургии (хорегии, гимнасиархии, триерархии) и представление о равенстве всех граждан полиса. 2.2.Социум и политика. Наименьшая часть полиса. В социально-политическом отношении господствующий класс двойственен: состоит из старой земельной аристократии (мало интересуются ремеслом и торговлей, получают доход со своих земель, в политике – олигархи) и новой торгово-ремесленной аристократии (заинтересованы в развитии экономики, внешней политике, умеренные демократы). К торгово-ремесленной аристократии могут принадлежать не только граждане, но и метеки (последние за особые заслуги все чаще становятся гражданами – и это признак кризиса полиса). В Спарте господствующий класс – это только земельная аристократия (никакой торговли и ремесла, тем более – метеков!). 3. Свободные мелкие производители (средний класс). 3.1.Экономика. В экономическом отношении – владельцы мелких эргастерий и небольших хозяйств (3-5 га, работают сами + 1-2 раба, слабая связь с рынком). Связь с рынком есть, но эпизодическая и слабая. Если гражданин лишался земли (аклер), община могла ему помочь, наделив землей в апойкии данного полиса он становился ктистом). Иногда искусственно создавались рабочие места, чтобы люди могли заработать (Перикл). Устанавливались максимумы цен, особенно на хлеб. 3.2.Социум и политика. Большая часть населения полиса. В социальном отношении – свободные граждане (а именно зевгиты и феты по Солону) + основная часть метеков. В политике – умеренные демократы. Принимают участие в политике. В Спарте еще есть периэки. Они не имели политических прав, хотя, как и спартиаты, считались лакедемонянами, участвовали в войнах. Свободные люди с ограниченными гражданскими правами. Основная функция – экономический «шлюз» между Спартой и внешним миром: занимались торговлей и ремеслом. 4. Рабы. Классическое рабство. 4.1.Социальный статус классического раба. Более жесткая эксплуатация по ср. с патриархальным рабством. Снижение соц. статуса рабов: орудие, наделенное речью (Аристотель). Хоть хозяин и имел абсолютную власть над рабом, он не стремился его замочить, далее по тексту. Рабов становится много, они четче отделяются от прочего населения => выделение рабов в отдельный класс. Обостряется классовый антагонизм «раб-господин», появляется опасность восстания рабов (восстание илотов 464). Однако, то, что рабы были из разных мест, занимались разными делами и т.д. не позволяло им объединиться и поднять крупное восстание. Отличие раба от илота (пенеста, войкея, кларота, мариндина): раб – это ЧС одного человека. Собственность на илота напоминает античную форму собственности на землю: верховная собственность – у государства, но работает илот на одного спартиата. Спартиат не имеет права замочить илота (не считая криптий). 4.2.Кто такие рабы и чем они занимаются. Вторая по численности часть полиса. Рабы – это преимущественно мужчины, в основном негреческого происхождения (Сев. Причерноморье, Фракия, М. Азия), хотя в IV в. обращали в рабство и плененных в ходе междуусобиц греков. Классическое рабство развилось в осн. в торгово-ремесленных полисах (пример – Афины). Источники получения рабов: войны, самовоспроизведение, продажа скифской и фракийской знатью в рабство своих соплеменников и родственников (для предотвращения заговоров). Рабы продаются на спец.-рынках. Существовала возможность выкупиться на свободу. Работают в эргастериях и поместьях. Существовала практика отпуска раба на оброк: хозяин выделяет рабу отдельное жилье, немного денег, позволяет завести семью. Раб открывает свою мастерскую, хозяину платит оброк. Раба можно также сдать в аренду. 5. Деклассированные элементы. 5.1.Кто такие? Разорившиеся люди (например, не выдержавшие конкуренции с рабским трудом, применявшимся в крупных мастерских), которые не хотели наниматься в эргастерии (такой труд стал считаться уделом рабов, был непрестижен) или получить новый земельный надел, а перебивались случайными заработками. Главный признак: сочетание полной нищеты со всей полнотой гражданских прав. Полис старался им помочь: организовывались хлебные раздачи, была установлена плата за простое посещение народного собрания. Эта людская взрывоопасна. К примеру, могут служить наемниками, чем подстегивают нарастающие в IV в. усобицы.
Архитектура V-IV вв. 1.1. Концепция регулярного города (Гипподам из Милета). 1.2. Ордерная система. Ионический и дорический сформировались уже в VII-VI вв., коринфский – позже. Часто смешиваются. Все параметры храма рассчитываются исходя из радиуса колонны. Количество колонн в периптере вычисляется по формуле 2х+1. Вся архитектура – в храмах. Типы греческих храмов по количеству и расположению колонн: 1.3. Основные храмы. Парфенон (Иктин и Калликрат, 448-432). Зевса в Олимпии (Либон, 465-456). Эрехтейон. Аполлона в Дельфах. 2. Скульптура V-IV вв. Используется в интерьере храмов и как самостоятельное произведение. Обнаженные, радостные, спокойные и здоровые люди/боги – куросы или аполлоны. Задрапированные женщины. К IV в. видна тенденция к очеловечиванию. Умение передать движение в статике. Материалы: бронза, известняк, мрамор, глина, дерево, слоновая кость. Основные скульптуры: «Дискобол» (Мирон), «Зевс Олимпийский», «Афина Промахос», «Афина Парфенос», фриз Парфенона (Фидий), «Копьеносец-Дорифор», «Раненая Амазонка» (Поликлет), «Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом» (Пракситель), «Аполлон Бельведерский» (Леохар), Апоксиомен, портреты Александра Македонского (Лисипп). 3. Афинский Акрополь. Акрополь был во многих городах, но особенно известен афинский. Параметры: 170х300х156 м. Около 510 г. до н.э. Дельфийский оракул «велел» посвятить Акрополь богам и тот был застроен. Но во время Греко-персидских войн ансамбль был разрушен. Греки поклялись восстановить все как было. В сер. 40-х гг. V в. под руководством Фидия началась новая масштабная застройка, результатом которой стал тот Акрополь, который существует сегодня. Застройка оказалась возможно в основном благодаря перенесению в Афины казны архэ. Цель – не только украсить город, но и создать рабочие места. 4. Материал. Основной материал застройки – твердый мрамор (до Перикла – из известняка). Способность его светиться. В древности был ярко раскрашен (в осн. голубой и пурпурный цвета) – не только для красоты, но и для защиты от влаги. 5. Композиция. Подчинена линии движения Панафинейской процессии и раскрывается постепенно. Также связана с ландшафтом. 6. Пропилеи (Мнесикл, 437-432). 5 ворот, смешение дорического и ионического ордеров. Перекрытие крышей из белого мрамора. По флангам – две конные статуи дилскуров. Внутри: Пинакотека, уменьшенная копия троянского коня, статуя Артемиды, хранилище рукописей и помещение для привратников. 7. Храм Ники Аптерос (Калликрат, 424). Справа от Пропилей. Сейчас на реставрации. В плане – квадрат (по четыре колонны). Фризы: собрание богов и персомахия. Эгей бросился в море со стены именно этого храма. 8. Статуя Афины Промахос (Фидий). Между Пропилеями и Эрехтейоном. Выплавлена из оружия побежденных при Маоафоне персов. Высота 17 м. Отовсюду была видна, служила маяком. Эрехтейон (421-415, 409-406). Посвящен Эрехтею (ввел в Афинах культ Афины) и Посейдону, но при этом является основным святилищем Афины. Последняя постройка классического периода на Акрополе. Ионический стиль. Несимметричный план, 3 разноуровневых портика: Афины Полиады, 9. Эрехтея и Кариатид (о Кариатидах - Витрувий). Источник Посейдона и Олива во дворике. Внутри также светильник Афины (Каллимах). 10. Парфенон (Иктин и Калликрат, 447-438). 70х31 м, 8х2+1. Дорический облегченный ордер. На метопах архитрава (сохр. 41 из 92) – сцены амазоно-, кентавро- и атлантомахии + сцены из троянской войны. На фризе – панафинейская процессия из 400 фигур, на востоке встречающаяся с богами. В древности храм был раскрашен и позолочен. В опистодоме с 454 – казна архэ. В целле храма – Афина Парфенос (Фидий, 447-438). Высота – 12 м. 11. Реставрация Акрополя началась в 1834, а в активную стадию вошла незадолго до WWII.
1. Эсхил (525-456). Отец трагедии. Жил в период г-п войн. Сам воевал при Марафоне, Платеях, Саламине. Автор ок. 90 трагедий, сохранилось 7. Наиболее известные: «Персы» (472), «Прикованный Прометей» (470), «Орестея» (458; «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»). Прославление полиса, героев, готовых на агон с богами, бесстаршия греков в г-п войнах. 2. Софокл (496-406). Автор ок. 120 трагедий, сохранилось 7. Основные: «Царь Эдип» (429-425) и «Антигона» (442). Вопрос о месте чела в этом мире. Эдип – игрушка в руках богов, повержен, но не раздавлен (агон). Человек – мера всез вещей, он могущественен. 3. Эврипид (480-406). Автор 92 пьес, сохранилось 18. Медея (431). Медея обуреваема страстями, и к чему приведет эта борьба страстей – это зависит не от нее. 4. Греческий театр и его значение. Театр вырос из религиозных действ. Потом религиозный аспект отошел на зданий план. Первоначально – хор и 1 актер, затем – еще 2 актера. Реквизит (котурны, маски, подкладки, машины), части театра (театрон, орхестра, скена, проскениум). Размеры – неск. десятков тыс. мест. Тетр – любимое развлечение греков, его важность («театральные деньги» и их неприкосновенность).
Бондаренко say:
Основные идеи – классическая работа профессора С.И. Радцига «История древнегреческой литературы». 1. Особенности «драмы». «Драма» буквально значит «действие». По Аристотелю, «воспроизведение идёт не рассказом, а действием». К тому же обязателен хор, музыкальный аккомпанемент и мимические танцы. 2. Происхождение драмы. Из лирической поэзии, где были элементы диалога. Там где пели поочерёдно (свадебные песни). Такие черты есть и в «Илиаде». Представления давались на Дионисиях (в марте, конце января, иногда на малых Дионисиях в декабре). Из дифирамб – хоровых песен в честь Диониса. Из особенностей его культа: вино - веселье – игры – песни – драма. Дионис «страдающий бог», поэтому это хороший материал, пища для «действия». Спутники Диониса – сатиры, они в виде козлов. Отсюда «трагедия» – «песнь козлов» («трагос» – козёл, «оде» – песнь»). От сюжетов про Диониса к сюжетам вообще. Хор сатиров заменялся хором людей. Три рода представлений: трагедия, комедия, сатировская драма (нечто среднее, быстро умерло, как самостоятельный жанр). Самое общее – движение к абстракции, изменение роли хора: у Эсхила – главный герой, у Софокла – вспомогательный, у Еврипида – уже просто музыка, без роли в сюжете. Язык хотя и становится проще, но далёк от разговорного: много патетики, архаизмы и ионизмы. 3. Первые трагики. Структура драмы. Первым называют Феспида. От его трагедий осталось только 4 отрывка. Он сам играл в них все роли. Более известен Фриних, автор знаменитого «Падения Милета» (милетское восстание против персов). На премьере зрители плакали. Брали за основу современность (греко-персидские войны). Эсхил добавил второго актёра, Софокл третьего. На этом развитие остановилось. Играют, естественно, только мужики. Составные части: А) начальная часть до вступления хора – пролог Б) песнь хора, идущего в орхестру – парод В) диалогические части – эписодии Г) хоровые партии, их разделяющие – стасимы Д) после последнего стасима, хор удаляется из орхестры – эксод. 4. Организация представлений. Основные трагедии ставились в марте на Великих Дионисиях. Начиная с 508 года, всё проходило в агоне. Соревновались 3 трагедии, 3 автора, 3 первых актёра. Отчёты о победителях – дидаскалии (первый их свод составил Аристотель, но он не сохранился). 5. Устройство театра. Актёры и публика. 3 части: орхестра (круглая площадка с жертвенником в середине, там – хор), «театр» (зрительские места) и скена (туда складывали весь реквизит). Особенное устройство – отличная акустика (вспомни Эпидавр и Вадима). Всякие смешные приспособления, самое известное от Эсхила deus ex machina. Играли в масках. Они показывали изменение состояния. Например, ослеплённый Эдип в «Царе Эдипе». Театральные представления как религиозные действа должны были быть доступны всем. Но со временем расходы привели к появлению платы в 2 обола. Беднякам раздавали театральные деньги. По личностям: Эсхил. Самое важное (что мы читали) «Прометей прикованный», трилогия «Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»). Первое – героический подвиг Прометея – богоборца, который стойко переносит страдания и отказывается от примирения с тираном Зевсом, пророчествует над Ио и вообще ведёт себя как стойкий перец. Хор ему сочувствует. Трилогия – выросла из мифа о Троянской войне. Агамемнон вынужден был принести в жертву дочь Ифигению ради попутного ветра и победы. Вернулся с победой и Кассандрой к Клитемнестре. Та с помощью Эгисфа решила его убить. Вторая часть – месть Ореста за отца – им убиты мать и Эгисф. Сам Эсхил – титан театра, марафонский боец, верит в судьбу и в силу личности. Много идей о политике, но в книжке они все от Энгельса, так что обойдёмся. Софокл. Мы читали «Антигону» и «Царя Эдипа». В «Антигоне» столкновение человеческих законов с божественными, Антигона решает похоронить убитого брата, нападавшего на родной город. А Креонт замуровывает её в склепе. От горя умирает её жених, сын Креонта Гемон. Ну а «Царь Эдип» - классика. Миф не перескажу, не просите, сами должны знать. Тема неизбежности судьбы, возможность отчасти ей противостоять, но в итоге получить, что предначертано. Стало классикой и благодаря экранизации Пазолини. Еврипид. Зе бест трагик. Мы читали «Медею» и «Ипполита». Первое – миф об аргонавтах, ярость Медеи по поводу того, что Ясон, добыв руно, решил потом её бросить. Её страшная месть: убийство его будущей жены и их совместных с Ясоном детей. Опять-таки Пазолини такое кино снял. «Ипполит» – просто круто. Он – сын Тесея, никого не любит, разгневанная Афродита влюбляет в него Федру – его мачеху. Та мучится, её служанка открывается Ипполиту, тот возмущён и поносит Федру (вот его вина!). Федра
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.95 (0.014 с.) |