Двенадцатое последствие: Главенство врагов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двенадцатое последствие: Главенство врагов



Также из числа последствий смут то, что они дают возможность врагам Ислама захватить мусульман и ведут к их главенству над ними. В то время, когда сторонники истины в разногласии, среди них распространяются убийства, беспокойства, смуты, то враги пользуются этим и захватывают власть над верующими, а затем всячески начинают притеснять их[29]. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил» (аль-Анфаль 8: 46).

Обязательным является для верующих проявлять крайнюю осторожность и остерегаться смут, и всего того, что может разжечь ее. Они должны искренне обратиться к Аллаху Всевышнему и молить Его об избавлении от смут, как явных, так и скрытых. Они должны просить Его, чтобы Он исправил их положение и объединил их на истине и правильном пути.

 

Мы просим Всевышнего Аллаха – Господа великого Трона, посредством Его прекрасных имен и возвышенных качеств, избавить нас от смут, как явных, так и скрытых, и хранить нас под Своей защитой, поскольку Аллах Тот, помимо Которого нет истинного божества, который объемлет все сущее Своей милостью и знанием! Поистине, Он – Слышащий и отвечающий на мольбу!

 

И да благословит Аллах и приветствует раба Своего и посланника – пророка нашего Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников!


[1] В основе языковое значение слова «смута» (фитна) – это «искушение», «испытание». Но это слово имеет также много значений, в зависимости от контекста. См. “ан-Нихая” 3/410, “Фатхуль-Бари” 3/13.

О таком значении слова «фитна», как «искушение», «испытание» Всевышний Аллах говорит: «Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут испытанию только за то, что они скажут: “Мы уверовали”?» (аль-‘Анкабут 29: 2).

И также Он сказал: «Таким образом, Мы искушали одних из них другими» (аль-Ан’ам 6: 53).

Также слово «фитна» имеет значение: «смута», «разногласие», «раскол», как сказал Аллах, говоря о лицемерах: «Если бы они выступили в поход вместе с вами, то не прибавили бы вам ничего, кроме беспорядка, торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту» (ат-Тауба 9: 47).

Также это слово несет в себе значение: «неверие», «многобожие», о чем говорит Всевышний Аллах: «Сражайтесь с ними (многобожниками), пока не исчезнет фитна» (аль-Бакъара 2: 193).

Под словом «фитна» в этом аяте речь идет о неверии. См. “Тафсир ат-Табари” 2/194, “Тафсир Ибн Касира” 1/329.

Также это слово несет в себе значение: «сбивание с истины», «введение в заблуждение», как об этом говорится в аяте: «Не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (аль-Маида 5: 49).

Всевышний Аллах также сказал: «Того, кого Аллах пожелает ввести в заблуждение, ты не властен защитить от Аллаха» (аль-Маида 5: 41).

Также слово «фитна» имеет значение: «наказание», «убийство», о чем говорит Аллах: «На вас не будет греха за сокращение некоторых из молитв, если вы опасаетесь искушения (убийства) со стороны неверных» (ан-Ниса 4: 101). См. “Лисан аль-‘араб” 13/319, “ан-Нихая” 3/410-411, “Фатхуль-Бари” 3/13, 11/176.

[2] В основе данной работы лежит лекция шейха ‘Абдур-Раззакъа аль-Бадра, которую он прочитал в соборной мечети «ар-Раджихи» в ар-Рияде.

[3] ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Aзиз говорил: “Тот, кто поклоняется Аллаху без знания, приносит больше вреда, чем пользы”. Ахмад в “аз-Зухд” 365. Иснад достоверный.

А шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Всякое деяние, не ведомое знанием, не имеет пользы для того, кто совершает его. Наоборот, оно приносит ему вред, как об этом говорили некоторые саляфы: “Кто поклоняется Аллаху без знания, зло которое он принесет, перевесит добро, которое он может принести”. См. “Мифтаху дари-сса’ада” 1/83.

[4] Они имели в виду распространившееся еретическое воззрение о том, что Коран сотворен, тирании правителя и другие порицаемые вещи.

[5] Подобное наставление, до имама Ахмада делал и Хасан аль-Басри. ‘Умар ибн Язид рассказывал: “Когда во времена правления Язида ибн аль-Мухалляба (наместника Басры) толпа (недовольных) людей пришла к Хасану аль-Басри, он велел им пребывать в своих домах и закрыть двери, и сказал: «Клянусь Аллахом, если бы люди терпели то, что постигает их со стороны правителей, то не проходило бы много времени, как Аллах избавлял бы их от этого! Однако они сразу прибегают к мечу, и по этой причине вверяются ему. И клянусь Аллахом, они никогда не достигали благого!», – после чего он прочитал аят: «Мы даровали в наследие тем, которых считали слабыми, восточные и западные земли, которые Мы благословили. Сбылось прекрасное Слово твоего Господа о сынах Исраиля, поскольку они проявили терпение. Мы разрушили то, что содеяли фараон и его народ, и то, что они воздвигали» (аль-А’раф 7:137)”. Ибн Са’д в “Табакъат аль-кубра” 7/164, аль-Аджурри в “аш-Шари’а” 65.

[6] Подобное происходит очень часто, когда некоторые ревностные мусульмане, будучи ведомые благими идеями совершают серьезные поступки, которые влекут вред и беды для них самих и других мусульман, поскольку они не учитывали вопрос пользы и вреда. Шейх Джамалюддин аль-Къасими говорил: “Может быть так, что община мусульман будет пребывать в благополучии, находясь в спокойствии от опасностей, пока группа из ее предводителей не станет совершать вероломство, пологая, что за этим поступком последует успех, но это лишь спровоцирует для общины беду и они станут разрозненными в своих городах!” См. “Махасин ат-тауиль” 13/48.

Имам-историк Ибн Хальдун говорил: “Таково положение простого люда и некоторых факъихов, восстающих для изменения порицаемого. Поистине, многие люди, связанные с поклонением и религией, отправляются к несправедливым правителям, призывая к изменению порицаемого и призыву к одобряемому, желая за это награды от Аллаха. И последователей таких людей становится много из числа невежественной толпы, и они подвергают себя гибели. Многие из них гибнут на этом пути, неся ответственность за это, а не получив награду, поскольку Аллах Всевышний не повелевал им этого!” См. “Мукаддима Ибн Хальдун” 1/280.

[7] От Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Спокойствие от Аллаха, а спешка от шайтана». Абу Я’ля 3/1054, аль-Байхакъи 10/104. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1795.

[8] Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, причиной смуты является язык, а не руки!” ад-Дани в «ас-Сунан аль-уарида филь-фитан» 171.

[9] Имеется в виду, что этой ночью пророку (мир ему и благословение Аллаха) было ниспослано откровение, в котором сообщалось, что после его смерти мусульманскую общину постигнут многие бедствия и смуты.

[10] Далее в этом откровении сообщалось, что мусульманам будут дарованы огромные сокровищницы.

[11] Имеются в виду жены пророка (мир ему и благословение Аллаха).

[12] Имеется в виду, что если женщина является женой праведного человека, но сама не совершает никаких благочестивых дел, то праведность ее мужа не послужит ей защитой в мире вечном.

[13] Подобные слова передаются также и от Хузайфы (да будет доволен им Аллах), что приводят Ибн Абу Шайба 6/22 и аль-Хаким 1/687.

[14] Речь идет об одной из самых больших смут среди мусульман, которую разжег ‘Абдур-Рахман ибн аль-Аш‘ас, подстрекнув людей выйти против аль-Хаджаджа и свергнуть его власть. Люди выступили против аль-Хаджаджа и между мусульманами произошла страшнейшая резня, в которой были убиты больше ста тысяч мусульман!

[15] Из значений слова «‘ильдж» – грубый человек, неверующий, не араб, дикий осёл. См. «Лисан аль-‘араб» 4/3065, «аль-Къамус аль-Мухит» 199.

А Аллаху ведомо лучше, какой именно смысл они вложили в это слово в отношении Хасана аль-Басри.

[16] Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил о тех, кто тогда выступил: “Они потерпели поражение так же, как потерпели его те, кто был с ними! Не установили они религию и не улучшили мирское. Ведь Всевышний Аллах не повелевает делать то, что не влечет за собой пользу для религии или же пользу для мирской жизни, даже если тот, кто это делает, является приближенным к Аллаху, богобоязненным и из числа обитателей Рая! Они не были лучше, чем ‘Али, ‘Аиша, Тальха, аз-Зубайр и другие, которые не были похвалены за их сражение во время смуты, и это несмотря на то, что они занимают великое место у Аллаха и имели лучшее намерение, чем кто-либо другой!” См. “Минхаджу-Ссунна” 4/528.

[17] Истину говорил Хасан аль-Басри: “Когда назревает смута (фитна), то о ней знает только ученый, а когда она завершается, то о ней узнает уже каждый невежда (джахиль)”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 7/166.

Имам Ибн аль-Мубарак говорил: “Не является истинным ученым тот, кто разбирается в вопросах дозволенного и запретного, ибо эти вопросы знают многие. Однако истинный ученый это тот, кто разбирается в вопросах пользы и вреда!” См. “Альуияту-ннаср” 1/103.

[18] Подобное говорил великий сподвижник – Ибн Мас’уд: “Счастливый тот, кто извлек урок из того, что постигло других!” Ибн Абу ‘Асым 1/67. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

[19] Под известными «шестью сборниками хадисов», подразумеваются: два сборника «ас-Сахих» аль-Бухари и Муслима, и четыре сборника «ас-Сунан» Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджах и ан-Насаи.

[20] Под «черепами» он имеет в виду головы мусульман, которые падали от ударов мечей самих мусульман, убивавших друг друга в сражении Ибн аль-Аш‘аса с аль-Хаджаджем. Ибн аль-Асир сказал: “То есть, если бы он видел громадное количество убитых чтецов и благородных людей, то не смеялся бы”. См. “ан-Нихая” 166.

[21] Однажды Хузайфу (да будет доволен им Аллах) спросили: «Какая смута является наихудшей?» Он ответил: “Когда перед тобой добро и зло, и ты не знаешь что из них лучше совершить!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Исти’аб” 1/335, Ибн аль-Асир в “Асад аль-гъаба” 1/468.

[22] Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Поистине, зло смут становится известным после того, когда они завершились. Когда же смута только разгорается, она приукрашена и люди думают, что в этом есть благо. Но после того как люди вкусят горечь смут в виде бедствий и несчастий, то вред этого для них становится уже очевидным”. См. “Минхадж ас-Сунна” 4/409.

[23] Имам ан-Науауи относительно слов: «сражался под неясным (слепым) знаменем » сказал: Слепо совершаемое дело, смысл которого неясен. Таковым было мнение Ахмада бин Ханбаля и большинства ученых ”. См. « Шарх Сахих Муслим» 12/238.

Имам ат-Тыби сказал: “Речь идет о цели людей, которые собрались вокруг какого-то дела, и не ясно это истина или заблуждение. А затем призывают людей сражаться за это”. См. “Шарх аль-Мишкат” 7/223.

[24] Из числа сподвижников, которые не поддержали ни одну из сторон во время смуты: Ибн ‘Умар, Абу Хурайра, Усама ибн Зайд, Саляма ибн Акуа’, Сухайб ар-Руми, Мухаммад ибн Маслама, Са’д ибн Абу Уаккъас, ‘Ирман ибн Хусайн, Абу Муса и многие др. (да будет доволен ими Аллах). Мухаммад ибн Сирин сказал: “Когда началась фитна, сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было десять тысяч. И не участвовало в ней из них сотня, и даже тридцать человек!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 2/66.

А аш-Ша’би говорил: “Никто не принимал участие из сподвижников в верблюжьей битве, кроме ‘Али, ‘Аммара, Тальхи и аз-Зубайира. И если мне назовут имя пятого сподвижника, то я - лжец!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 2/66.

[25] Имам ‘Абдуль-Къадир ибн Бадран аль-Ханбали сказал: “Старшие – это разбирающиеся в ситуациях. Находиться в их обществе и следовать за их мнением, является благодатью”. См. “Шарх аш-Шихаб” 48.

[26] Многие мусульмане не отдают должного таким понятиям, как братство в Исламе и любовь к мусульманам. Поистине, Всевышний Аллах сделал братство в Исламе поклонением, на достоинство чего указывает множество хадисов. От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Самые любимые люди для Аллаха – это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом Всемогущим и Великим – это радость, которую ты приносишь мусульманину, помогая ему в беде или выплачивая за него долг или утоляя его голод. И поистине, придти на помощь своему брату-мусульманину в том, в чем он нуждается, любимее для меня, чем совершить затворничество в мечети (и’тикаф) в течение месяца. А тот, кто сдержит гнев в отношении брата своего (в Исламе), тому Аллах скроет его недостатки, и тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах наполнит его сердце довольством в Судный день. И кто вышел помогать своему брату-мусульманину в его нужде, пока он не поможет ему, тому Аллах укрепит его стопы в тот День, когда стопы будут скользить. И поистине, дурной нрав портит деяния так же, как уксус портит мед». Ибн Абу ад-Дунья, ат-Табарани. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 176.

[27] Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, тех, кто был до вас, погубило то, что они стали проливать кровь друг друга и дозволять запрещенное!» Муслим 2578.

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто убьет неверного, находящегося в договоре с мусульманами (му’ахад), тот не ощутит благоухания Рая, хотя аромат его будет ощущаться на расстоянии сорока лет». аль-Бухари 2995.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Если даже кровь враждующего неверного, которому дали гарантию безопасности, становится запретной, то что ты можешь сказать о верующем, который встречает утро и вечер, находясь под защитой Аллаха?! А как ты смотришь на вероломство по отношению к нему или же его убийства?!” См. “аль-Истизкар” 14/84.

Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из людей убьет даже воробья или кого-либо выше этого не по праву, то он непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный День». Его спросили: “О посланник Аллаха, а каково его право?” Он ответил: «Зарезать его и съесть, а не оторвать ему голову и выбросить!» Ахмад 4/389, ан-Насаи 7/239. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз аль-Мунзири, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани. Имам Абу Бакр Ибн аль-‘Араби говорил: “Достоверно известно о запрете убийства животного без права и есть угрозы в адрес того, кто это совершил. А что же можно сказать об убийстве сына Адама (человека), или мусульманина, или же богобоязненного и праведного мусульманина?!” См. “Фатхуль-Бари” 12/196.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Верующий не перестанет ощущать простор в своей религии до тех пор, пока не прольет запретной крови». аль-Бухари 6862.

В этом хадисе указание на то, что пролитие запретной крови является причиной, из-за которой люди сбиваются с прямого пути! Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах), который передавал упомянутый хадис, говорил: “Если кого-либо постигнет такое положение, из которого не будет выхода, значит, он пролил запретную кровь!” аль-Бухари 6863.

Сообщается, что однажды Маруан ибн аль-Хакам зашел к Ибн ‘Умару (да будет доволен им Аллах) и сказал: “Давай я присягну тебе, ведь ты господин арабов и сын господина арабов!” Ибн ‘Умар ответил: “А что же я буду делать с жителями Ирака? Клянусь Аллахом, я не желаю править даже семьдесят лет, если по моей причине будет убит хоть один человек!” Ибн Са‘д в “ат-Табакъат” 4/169, Ибн Абу ад-Дунья в “аль-Ишраф” 7.

Мутарриф ибн ‘Абдуллах говорил: “Чтобы Аллах меня спросил: «Зачем ты не убил такого-то?» для меня любимее, чем Он мне скажет: «Зачем ты убил такого-то?!»” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 2/204.

[28] Воистину, безопасность является великим благом, важность и ценность которой не осознают многие мусульмане до тех пор, пока не потеряют эту безопасность. Ведь при отсутствии безопасности человек не может поклоняться Аллаху со спокойной душой, испытывая истинное наслаждение от этого, не чувствует радости в том, что сделал дозволенным в мире этом Аллах, как семья, дети, жены, еда, имущество и т.п.

Шейх Салих аль-Фаузан говорил: “Нет сомнения в том, что безопасность является необходимой, и человечество нуждается в ней больше, чем в питье и еде. Поэтому пророк Ибрахим (мир ему) попросил сначала безопасность, а затем удел (ризкъ): «Вот сказал Ибрахим: “Господь мой! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день”» (аль-Бакъара 2: 126). При наличии страха люди не чувствуют удовлетворенности в питье и еде. Вместе со страхом прерываются пути, по которым перевозится продовольствие из страны в страну, поэтому Аллах назначил суровое наказание за разбой и грабеж на дорогах. Ислам пришел для сохранения пяти важных вещей (ад-дарурият аль-хамс): религии, жизни, разума, чести и имущества. Существуют суровые наказания относительно того, кто посягает на что-либо из этого, и не имеет значения, посягательство происходит на мусульман или же неверных. По отношению к неверному, который находится в договоре с мусульманами (му’ахад), запрещено то же, что и по отношению к мусульманину! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто убьет му’ахада, тот не почувствует запаха Рая». Что же касается тех, кто нарушает безопасность (амн), то они являются либо хариджитами, либо разбойниками на дорогах, либо бунтовщиками. Против всех этих трех групп, следует принимать суровые меры”. См. “Фатауа аш-шар’ия фи къадая аль-‘асрия” 125.

А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, указав на величие и важность безопасности: «Кто из вас застал утро, будучи в безопасности за себя (или свою семью); будучи в добром здравии и имея достаточно пищи, чтобы хватило ее ему на этот день, тому словно достался весь мир!» ат-Тирмизи 2346, Ибн Маджах 4141. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани.

[29] О том, что вражда мусульман их убийство и пленение друг друга приведут к тому, что их враги возьмут над ними верх, сообщил Всевышний Аллах Своему посланнику (мир ему и благословение Аллаха)! Сообщается со слов Саубана (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах расстелил предо мною землю, и я увидел ее от востока до запада. И поистине, моя община получит власть над территорией, которая была мне показана. И было вручено мне две сокровищницы: красная и белая (персов и византийцев). И я попросил у своего Господа, чтобы Он не погубил мою общину, посылая на нее массовые бедствия, и не насылал на нее никакого внешнего врага, кроме того, который находится в ее собственных рядах, и защитил ее целостность. И Господь мой ответил: “О Мухаммад! Воистину, если Я решил что-нибудь, то это неотвратимо. Воистину, Я даровал твоей общине то, что Я не погублю ее, посылая на нее массовые бедствия. И Я не дам власть над ней врагу, кроме того, который находится в ее собственных рядах, даже если все города выступят против нее, до тех пор, пока они не начнут губить и пленить друг друга!”» Муслим 2889.

Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Смысл хадиса в том, что не возьмут враги верх над мусульманами до тех пор, пока они не начнут губить друг друга и пленить друг друга”. См. “аль-Муфхим” 7/218.

Шейх Ибн аль-Къасим в отношении этого хадиса говорил: “Т.е. если мусульмане станут поступать так друг с другом (убивать и пленить), тогда Аллах даст власть их врагам над ними. Однако до тех пор, пока мусульмане объединены на истине, не возьмет над ними верх никто. Но по причине их раскола взяли враги над ними верх, и это является наказанием для них”. См. “Хашия Китаб ат-таухид” 180.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.032 с.)