Реставрации Стюартов. «Славная революция» 1688 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реставрации Стюартов. «Славная революция» 1688 г.



Объяснительная записка.

Программа представляет раздел дисциплины «История стран Европы и Америки в новое и новейшее время». В ее основу положен стандартный план.

Понятие «новая история» появилось в европейской науке в эпоху Возрождения как элемент выдвинутого гуманистами «трехчленного» деления истории на древнюю, среднюю и новую. Наступление нового времени они связывали с расцветом в период Ренессанса светской науки и культуры. Это понятие было воспринято последующими поколениями историков и утвердилось в историографии.

По вопросу о периодизации новой истории в науке единства нет. Современные исследователи спорят как о её начале, так и о времени разделения на первый и второй этапы. На кафедре новой, новейшей истории и международных отношений ИвГУ после ряда дискуссий большинство склонилось к мнению о признании первым периодом новой истории времени с начала Великих географических открытий до середины XIX в. Однако в силу сложившейся практики преподавания мы начинаем ее изучение с Английской революции середины XVII в. Второй период новой истории стран Европы и Америки, соответственно, включает время с 1850 до 1918 гг. (окончания Первой мировой войны). Несомненно, представленная периодизация весьма условна, но имеет свою внутреннюю логику.

Основным содержанием первого периода новой истории является переход от обществ традиционных (аграрных, феодальных) к индустриальным (капиталистическим), что выразилось в развитии и утверждении товарно-денежных отношений, машинного производства, светских идеологий, гражданских прав и свобод и новых форм государственного устройства (конституционных монархий, республик, федераций и т.д.). В результате этих процессов рождалась действительно новая цивилизация.

Изучение новой истории позволяет лучше понять развитие и смену хозяйственных и политических форм, динамику развития идеологий, науки и культуры. Оно важно и поучительно также потому, что новая история (как и всякая история) является источником непосредственного опыта людей. Кроме того, именно в это время уходят корни многих современных проблем.

Изучение фактического материала курса новой истории предваряется вводными занятиями методологического и методического характера.

При изучении первого периода истории стран Европы и Америки в ИвГУ студенты слушают 40 часовой курс лекций и участвуют в работе 16 практических занятий. На самостоятельное изучение вынесена одна тема «Итальянские государства в середине XVII — конце XVIII вв.».

Курс ставит своими целями:

- дать специалистам-историкам прочные фактические знания по новой истории стран Европы и Америки;

- сформировать у студентов целостное представление об истории западноевропейских и американских государств в новое время;

- дать студентам понимание об общих и отличительных чертах в развитии Европы и Америки в новое и новейшее время, а также об усилении взаимовлияния разных государств и регионов друг на друга.

 

2. Содержание учебного материала.

 

2.1. Разделы курса

Раздел 1. «Новое время» в европейской и мировой истории.

Раздел 2. Английская революция 1640—1688 гг.

Раздел 3. Англия в XVIII в.

Раздел 4. Итальянские, германские государства и империя австрийских Габсбургов в середине ХVII – конце XVIII вв.

Раздел 5. Североамериканские колонии Англии в XVII — 80-е гг. XVIII в. Война за независимость и образование США и образование США.

Раздел 6. Франция в в середине ХVII — конце XVIII вв.

Раздел 7. Международные отношения в 1648—1789 гг.

Раздел 8. Французская революция 1789—1799 гг.

Раздел 9. Франция в годы Консульства и Первой империи.

Раздел 10. Европа в годы революционных и наполеоновских войн Франции (1789—1815 гг.).

Раздел 11. Венский конгресс. «Священный союз».

Раздел 12. Европа в 1815—1847 гг.

Раздел 13. Революции 1848—1849 гг. во Франции, Австрийской империи, германских и итальянских государствах.

Раздел 14. США в первой половине XIX в.

Раздел 15. Война за независимость в Латинской Америке и образование независимых государств.

Раздел 16. Идейно-политические течения первой половины XIX в.

Раздел 17. Наука, культура и искусство в середине XVII — первой половине XIX в.

 

2.2. Краткое содержание разделов (по темам)

Раздел 1. «Новое время» в европейской и мировой истории.

Раздел 2. Английская революция 1640—1688 гг.:

Тема 1. Англия накануне революции.

Тема 2. Развитие Английской революции в 1640—1649 гг.

Тема 3. Индепендентская республика и протекторат О. Кромвеля (1649—1658/59 гг.).

Тема 4. Решение аграрного вопроса в годы Английской революции XVII в.

Тема 5. Англия в годы Второй республики и Реставрации Стюартов. «Славная революция» 1688 г.

Раздел 3. Англия в XVIII в.:

Тема 1. Становление английского парламентаризма

Тема 2. Начало промышленного переворота.

Раздел 4. Итальянские, германские государства и империя австрийских Габсбургов в середине ХVII — конце XVIII вв.:

Тема 1. Итальянские государства в середине ХVII — конце XVIII вв.

Тема 2. Империя австрийских Габсбургов в середине ХVII — конце XVIII вв.

Тема 3. Германские государства в середине ХVII — конце XVIII вв.

Тема 4. Пруссия в середине ХVII — конце XVIII вв.

Раздел 5. Североамериканские колонии Англии в XVII — 80-е гг. XVIII в. Война за независимость и образование США:

Тема 1. Североамериканские колонии Англии до 1775 г.

Тема 2. Война за независимость североамериканских колоний Англии.

Тема 3. Конституция США 1787 г.

Раздел 6. Франция в середине ХVII — конце XVIII вв.:

Тема 1. «Век Людовика XIV».

Тема 2. Франция в 1715—1789 гг.: Кризис социально-экономической и политической системы.

Раздел 7. Международные отношения в 1648—1789 гг.

Раздел 8. Французская революция 1789—1799 гг.:

Тема 1. Первый этап Французской революции XVIII в.

Тема 2. Второй этап Французской революции XVIII в.

Тема 3. Третий этап Французской революции XVIII в.

Тема 4. Четвертый этап Французской революции XVIII в.

Тема 5. Решение аграрного вопроса в годы Французской революции XVIII в.

Тема 6. Некоторые вопросы историографии Французской революции XVIII в.

Раздел 9. Франция в годы Консульства и Первой империи.

Раздел 10. Европа в годы революционных и наполеоновских войн Франции (1789—1815 гг.)

Раздел 11. Венский конгресс. «Священный союз»:

Тема 1. Венский конгресс: причины созыва, этапы работы, основные вопросы, решения.

Тема 2. «Священный союз»: создание, конгрессы, причины распада.

Раздел 12. Европа в 1815—1847 гг.:

Тема 1. Франция в годы Реставрации

Тема 2. Франция в годы Июльской монархии.

Тема 3. Германские государства в 1815—1847 гг.

Тема 4. Итальянские государства в 1815—1847 гг.

Тема 5. Австрийская империя в 1815—1847 гг.

Тема 6. Англия в 1815—1850 гг.

Раздел 13. Революции в Европе 1848—1849 гг.:

Тема 1. Революция 1848—1849 гг. во Франции.

Тема 2. Революция 1848—1849 гг. в Австрийской империи.

Тема 3. Революция 1848—1849 гг. в итальянских государствах

Тема 4. Революция 1848—1849 гг. в германских государствах.

Раздел 14. США в первой половине XIX в.

Тема 1. Расширение территории и экономическое развитие.

Тема 2. Проблема рабства и избрание президентом А. Линкольна.

Раздел 15. Война за независимость в Латинской Америке и образование независимых государств:

Тема 1. Латинская Америка XVII — конце XVIII вв.

Тема 2. Этапы Войны за независимость.

Тема 3. Образование независимых государств.

Раздел 16. Идейно-политические течения первой половины XIX в.:

Тема 1. Консерватизм в первой половине XIX в.: идеология и практика

Тема 2. Либерализм в первой половине XIX в.: идеология и практика.

Тема 3. Социалистическая мысль первой половины XIX в.

Тема 4. Начало деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса.

Раздел 17. Наука и культура в середине XVII — первой половине XIX в.:

Тема 1. Основные направления развития науки и культуры в середине XVII — конце XVIII в.

Тема 2. Основные направления развития науки и культуры в первой половине XIX в.

3. Тематическое планирование

 

Лекции раскрывают перечисленные темы изучаемой дисциплины. Предлагаемые практические занятия не повторяют содержание лекционного курса, но тесно связаны с ним тематически и нацелены на закрепление получаемых знаний по новой истории. Кроме того, одна тема «Итальянские государства в середине ХVII — конце XVIII вв.» вынесена на самостоятельное изучение. Для ее освоения, а также при изучении остальных вопросов студенты в любое время могут получить у преподавателя необходимые консультации.

 

3.1. По дневной форме обучения

 

№ п/п Наименование разделов, тем Всего часов (общая трудоемкость) Аудиторные занятия Самостоятель-ная работа
Лекции Семинары, практ. зан. Лаборат. работы
1. Раздел 1. «Новое время» в европейской и мировой истории          
2. Раздел 2. Английская революция 1640—1688 гг.: Тема 1. Англия накануне революции. Тема 2. Развитие Английской революции в 1640—1649 гг. Тема 3. Инде-пенентская республика и протекторат О. Кромвеля (1649— 1658/59 гг.). Тема 3. Решение аграрного вопроса в годы Английской революции XVII в. Тема 4. Англия в годы Второй республики и Реставрации Стюартов. «Славная революция» 1688 г.              
3. Раздел 3. Англия в XVIII в.: Тема 1. Стано-вление английского парламента- ризма Тема 2. Начало промышленного переворота.          
4.     Раздел 4. Итальянские, германские государства и империя австрийских Габсбургов в середине ХVII — конце XVIII вв.: Тема 1. Итальянские государства в середине ХVII — конце XVIII вв. Тема 2. Империя австрийских Габсбургов в середине ХVII — конце XVIII вв. Тема 3. Герман-ские государства в середине ХVII — конце XVIII вв. Тема 4. Пруссия в середине ХVII — конце XVIII вв.             На самостоят. изучение
5. Раздел 5. Североамериканские колонии Англии в XVII — 80-е гг. XVIII в. Война за независимость и образование США: Тема 1. Северо-американские колонии Англии до 1775 г. Тема 2. Война за независимость североамериканских колоний Англии. Тема 3. Конституция США 1787 г.          
6. Раздел 6. Франция в середине ХVII — конце XVIII вв.: Тема 1. «Век Людовика XIV». Тема 2. Франция в 1715—1789 гг.: кризис социально-экономической и политической системы.          
7. Раздел 7. Международ-ные отношения в 1648—1789 гг.          
8. Раздел 8. Французская революция 1789—1799 гг.: Тема 1. Первый этап Французской революции XVIII в. Тема 2. Второй этап Французской революции XVIII в. Тема 3. Третий этап Французской революции XVIII в. Тема 4. Четвер-тый этап Французской революции XVIII в. Тема 5. Решение аграрного вопроса в годы Французской революции XVIII в. Тема 6. Некото-рые вопросы историографии Французской революции XVIII в.          
9. Раздел 9. Франция в годы Консульства и Первой империи.          
10. Раздел 10. Европа в годы революционных и наполеоновских войн Франции (1789—1815 гг.)          
11. Раздел 11. Венский конгресс. «Священный союз»: Тема 1. Венский конгресс: причины созыва, этапы работы, основные вопросы, решения. Тема 2. «Священный союз»: создание, конгрессы, причины распада.          
12. Раздел 12. Европа в 1815—1847 гг.: Тема 1. Франция в годы Реставрации Тема 2. Франция в годы Июльской монархии. Тема 3. Герман-ские государства в 1815—1847 гг. Тема 4. Итальян-ские государства в 1815—1847 гг. Тема 5. Австрийская империя в 1815—1847 гг. Тема 6. Англия в 1815—1850 гг.          
13. Раздел 13. Революции в Европе 1848—1849 гг.: Тема 1. Револю-ция 1848—1849 гг. во Франции. Тема 2. Револю-ция 1848–1849 гг. в Австрийской империи. Тема 3. Револю-ция 1848—1849 гг. в итальянских государствах Тема 4. Револю-ция 1848—1849 гг. в германских государствах.          
14. Раздел 14. США в первой половине XIX в. Тема 1. Расширение территории и экономическое развитие. Тема 2. Проблема рабства и избрание президентом А. Линкольна.          
15. Раздел 15. Война за независимость в Латинской Америке и образование независимых государств: Тема 1. Латин-ская Америка XVII — конце XVIII вв. Тема 2. Этапы Войны за независимость. Тема 3. Образование независимых государств.     0, 5 0, 5    
16. Раздел 16. Идейно-политические течения первой половины XIX в.: Тема 1. Консерватизм в первой половине XIX в.: идеология и практика Тема 2. Либерализм в первой половине XIX в.: идеология и практика. Тема 3. Социалисти-ческая мысль первой половины XIX в. Тема 4. Начало деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса.          
17. Раздел 17. Наука и культура в середине XVII — первой половине XIX в.: Тема 1. Основные направления развития науки и культуры в середине XVII — конце XVIII в. Тема 2. Основные направления развития науки и культуры в первой половине XIX в.          
             

 

 

3.2. Содержание лекционного курса

Лекция 1. «Новое время» в европейской и мировой истории.

1. Понятие «новая история». Концепции «новой истории».

2. Проблема периодизации «новой истории».

3. Историческое содержание «нового времени».

 

Проблемы понятия «новая история» и ее периодизации. Актуальность изучения. Концепции новой истории: «идеальные картины мира» М. Вебера; культурно-исторический подход О. Шпенглера, А. Тойнби, Н.Я. Данилевского; теория «индустриальных обществ» У. Ростоу и Р. Арона; Ф. Бродель и школа «Анналов»; цивилизационный подход; макроистория через микроисторию; линейная интерпретация исторических фактов: концепции В. Гегеля и К. Маркса. Изменения в марксистском подходе к истории.

Проблема периодизации новой истории.

Основные тенденции социально-экономического, идеологического и политического развития стран Европы и Америки в первый период новой истории. Изменения в международных отношениях в первый период новой истории.

Учебная литература и источники по первой части новой истории.

 

Лекция 2. Англия накануне революции.

1. Особенности экономического развития, социальной структуры и политического развития Англии в начале XVII в.

2. Пуританизм.

3. Особенности английского абсолютизма. Политика Якова I и Карла I Стюартов и обострение общественных противоречий к 40-м гг. XVII в.

 

Развитие английской промышленности к середине XVII в. Борьба цеховых и мануфактурных центров. Монополии. Торговля. Значение Лондона в экономической жизни Англии. Развитие сельского хозяйства: рост агрономических знаний и прибыльности. Поземельные отношения. Овцеводство. Сгон крестьян с земли. Особенности социальной структуры английского общества. «Новое дворянство». Союз «нового дворянства» и буржуазии в борьбе с королем.

Пуританизм — идеология противников короля. Пресвитериане и индепенденты.

Особенности английского абсолютизма. Яков I. Его внутренняя и внешняя политика. Борьба с парламентом. Карл I: политический портрет. «Петиция о праве». Единоличное правление Карла I. Война с Шотландией. Короткий парламент. Экономический и политический кризис к 1640 г.

 

Лекция 3. Развитие Английской революции в 1640—1649 гг.

 

1. Мирный этап развития революции.

2. Первая гражданская война (1642—1646)

3. Обострение политической ситуации в 1646—1647 гг.

4. Вторая гражданская война 1648 г.

 

Созыв Долгого парламента — начало революции. Мирный период революции (1640—1642 гг.): подчинение парламентом финансовой системы, госаппарата; роспуск репрессивных органов; наказание сторонников короля; реформа церкви. «Великая ремонстрация». Провал попыток Карла I подчинить парламент.

Начало Первой гражданской войны. Соотношение сил сторонников и противников парламента. Успехи роялистов в начале войны. Союз парламента и Шотландии. О. Кромвель: политический портрет. «Железнобокие». Парламентские реформы армии. Битвы при Марстон-Муре и Нейзби. Отмена рыцарских держаний. Окончание Первой гражданской войны.

Позиция пресвитериан. Программа индепендентов. Оформление движения левеллеров. Дж. Лильберн: политический портрет. Противоборство левеллеров и индепендентов. Совет армии в Пэтни. «Главы предложений» и «Народное соглашение» — два пути развития Англии. Вступление армии в Лондон. Первая чистка парламента.

Вторая гражданская война. Объединение левеллеров и индепендентов. «Прайдова чистка». Суд над Карлом I и его казнь.

Итоги развития революции с 1640 по 1649 гг.

 

Лекция 4. Индепендентская республика и протекторат

О. Кромвеля (1649—1658/59 гг.).

 

1. Внутренняя и внешняя политика Индепендентской республики.

2. Режим протектората и его отмена.

3. Итоги развития Англии в период Индепендентской республики и протектората. Политические учения.

 

Установление индепендентской республики. Господство армейской верхушки, юристов и банкиров. «Новые цепи Англии» Дж. Лильберна. Восстание левеллеров и его поражение. Аграрные преобразования. Д. Уинстенли и диггеры. Внешняя политика республики: завоевание Ирландии и Шотландии, войны с Голландией, расширение колониальной империи.

Необходимость социально-экономических и религиозных преобразований. Разгон «охвостья» Долгого парламента. Устройство Англии по Конституции «Орудие управления». Окончание завоевательных войн. Роспуск парламента. Установление режима протектората. Внутренняя и внешняя политика протектората. Кризис системы протектората. Устройство Англии по Конституции «Смиренная петиция и Совет». Смерть О. Кромвеля.

Итоги развития Англии в годы революции и протектората. Политические учения в годы революции: Т. Гоббс, Дж. Мильтон, Дж. Гаррингтон.

 

Лекция 5. Англия в годы Второй республики и

Конце XVIII вв.

1. Международное положение «Германии» после Вестфальского мира 1648 г.

2. Социально-экономическое развитие германских государств.

3. Политическая раздробленность.

4. Немецкое Просвещение.

 

Положение германских государств после Тридцатилетней войны. Экспансия Франции и других государств в пределы Священной Римской империи германской нации.

Хозяйственный упадок. Разорение городов. Смещение торговых путей. Общее состояние сельского хозяйства. Четыре района сельскохозяйственного развития (Померания и Мекленбург; Вестфалия и Нижняя Саксония; Баден, Вюртенберг и Бавария; Восточная Пруссия). Посредническая торговля. Экономический подъем в ХVIII в. Рост крестьянской промышленности. Региональная специализация. Появление централизованных мануфактур. Падение влияния большинства имперских городов. Рост новых политических и экономических центров.

Политическая раздробленность. Мелкодержавный абсолютизм. Государственное устройство «Священной Римской империи германской нации» (император; рейхстаг (курии курфюрстов, князей и горожан); имперский суд).

Немецкое Просвещение и его особенности. Г.Э. Лессинг. Движение «Бури и натиска».

Лекция 8. Североамериканские колонии Англии до 1775 г.

 

1. Появление первых 13ти английских колоний в Северной Америке.

2. Система власти и социально-экономическое развитие колоний.

3. Американское Просвещение.

4. Рост противоречий с метрополией в 60-е — 70-е гг. XVIII в.

 

Первая английская колония в Северной Америке. «Мейфлауэр» и Новый Плимут. Четыре типа первых 13 английских колоний.

Политическое устройство колоний. Фримены. Особенности их экономического развития. Скваттерство. Условия промышленного развития. Население колоний (интернациональный и религиозный состав, формирование этнической общности (янки)). Кабальные слуги. Рабы. Быт и нравы колонистов.

Американское Просвещение: Б. Франклин, С. Адаме, Т. Джефферсон.

Политика короля Георга III в отношении североамериканских колоний (запрет переселения за Аппалачские горы, «Акт о гербовом сборе» и т.д.). Возникновение в колониях тайных антианглийских организаций. Столкновения колонистов с английскими властями в 70—80-е гг. ХVIII в. «Бостонское чаепитие» и реакция Лондона. Первый Континентальный конгресс: расстановка политических сил и решения. Минитмены.

Социально-экономические, идеологические и политические результаты развития колоний к началу Воины за независимость.

 

Лекция 9. Война за независимость

Семинар № 1.

Конце XVIII вв. (до 1789 г.)»

 

План

1. Государство австрийских Габсбургов с 1648 по 1740 г

2. «Просвещенный абсолютизм» Марии-Терезии и Иосифа II.

3. Венгрия в составе монархии Габсбургов.

 

Источники и литература

Хрестоматия по новой истории: В 3 т. / Под ред. А.А. Губера и А.В. Ефимова. — Т. I: 1640—1815. — М., 1963. С.269—280.

 

Исламов Т.М. Империя Габсбургов: Становление и развитие XVI—XIX вв. // Новая и новейшая история. — 2001. — № 2

Котова Е.В. Династия Габсбургов // Новая и новейшая история. — 1991. — № 4. — С. 139—142.

Краткая история Венгрии: с древнейших времен до наших дней. — М., 1991. — С. 125—153.

Пристер Е. Краткая история Австрии. — М., 1952. — С. 156—187, 218—239, 244—263, 277—285.

 

Дополнительная литература

История Германии: Учеб. пособие для студентов вузов: В 3 т. / Под общ. ред. Б. Бонвеча и Ю.В. Галактионова. — Т. 1. Германия с древнейших времен до создания Германской империи. — М.; Кемерово, 2005. — С. 314—317, 325—335, 342—358.

Полтавский М.А. История Австрии: Пути государственного и национального развития. — Ч. 1. С древнейших времен до 1848 г. — М., 1992.

Хаванова О.В. Истоки венгерского национализма в политической культуре конца ХVIII в. // Вопр. истории. — 1998. — № 6.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов

1. Дайте определение понятиям «монархия», «абсолютизм», «династия».

2. Дайте характеристику географического и территориального положения, особенностей политического устройства и социальной структуры монархии австрийских Габсбургов к середине ХVII в.

3. Как проявилась Контрреформация в монархии австрийский Габсбургов после окончания Тридцатилетней войны?

4. Каковы причины внутренней и внешней консолидации австрийского государства?

5. Что можно сказать об общем уровне экономического развития Австрии во второй половине ХVII — середине ХVIII вв.? Расскажите об отличиях в развитии аграрного сектора в западных областях государства, чешских и венгерских землях. Отметьте ведущие промышленные центры.

6. Как расширялась территория государства?

7. В чем проявлялась взаимозависимость внешней и внутренней
политики Австрии во второй половине ХVII—ХVIII вв.?

8. Почему к 40-м гг. ХVIII в. реформы в монархии австрийских Габсбургов стали необходимы?

9. В чем суть политики «просвещенного абсолютизма»?

10. Кто был инициатором преобразований в Австрии? Почему? Кто проводил преобразования?

11. Какие реформы были проведены в государственном устройстве и управлении? Вероисповедании? Образовании? Культуре? Аграрном секторе? Промышленности и ремесле? Торговле? Армии? Каковы результаты этих реформ?

12. В чем проявлялось своеобразие положения Венгрии в составе Габсбургской Австрии?

13. Как она развивалась во второй половине XVII— ХVIII вв.?

14. Назовите наиболее крупные выступления венгров против Габсбургов в ХVIII в.?

15. Как венгры реагировали на политику «просвещенного абсолютизма»? Почему?

 

Семинар № 2.

Семинар № 3.

Семинар № 4.

Тема «Век Людовика XIV»

 

План

1. Социально-политический кризис во Франции в 1648—1653 гг.

2. Французский абсолютизм при Людовике XIV.

а) институты государственной власти;

б) экономическое развитие;

3. Внешняя политика Людовика XIV.

4. Идейное противоборство в годы правления Людовика XIV.

5. Положение населения Франции в 1643—1715 гг. и наиболее значимые выступления протеста.

 

Источники и литература

Хрестоматия по новой истории. В 3 т. / Под ред. А.А. Губера и А.В. Ефимова. — Т. I: 1640—1815. — М. 1963. — С. 93—110.

 

Ивонина Л.И. Французские министры XVII в. и их богатства // Новая и новейшая история. — 2006. — № 6.

Копосов Н.Е. Абсолютная монархия во Франции // Вопр. истории. — 1989. — № 1.

Лыяков В.Б. Людовик XIV о государстве и монаршей власти // Новая и новейшая история. — 2002. — № 5.

Малов В.Н. Людовик XIV: опыт психологической характеристики // Новая и новейшая история. — 1996. — № 6.

Малов В.Н. Ж.-Б. Кольбер: абсолютная бюрократия и французское общество // Новая и новейшая история. — 1991. — № 2.

Малов В.Н. Фронда // Вопр. истории. 1986. — № 7.

 

Дополнительная литература

Борисов Ю.В. Три портрета времен Людовика XIV // Новая и новейшая история. — 1991. — № 1.

Борисов Ю.В. Фаворитка Людовика XIV // Новая и новейшая история. — 1990. — № 4.

Ивонина Л.И. Судьба Мазарини // Вопр. истории. — 1994. — № 3.

История Франции: В 3 т. — Т. I. — М., 1972.

Савин А.Н. Век Людовика XIV. — М., 1930.

Кожокин Е.М. Государство и народ: от Фронды до Великой Французской революции. — М., 1989.

Люблинская Л. Д. Французские крестьяне в XVII— XVIII вв. — Л., 1978.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов

1. Вспомните историю королевской династии во Франции до Людовика XIV.

2. Каковы были особые обстоятельства восшествия на престол Людовика XIV?

3. Дайте характеристику Мазарини.

4. Назовите причины обострения социально-экономической ситуации во Франции в 50-е гг. XVII в.

5. Выделите этапы политической борьбы в годы Фронды. В чем их отличие друг от друга?

6. Какие теории способствовали укреплению монархической власти во Франции?

7. Какие изменения произошли в 70-е гг. XVII в. в устройстве французского государства и управлении им?

8. Как проявилась ограниченность власти монарха? Каково было влияние государственной бюрократии?

9. Расскажите о развитии сельского хозяйства и промышленности Франции во второй половине XVII — начале XVIII в.

10. Дайте характеристику высшим государственным чиновникам, которые руководили экономической политикой при Людовике XIV?

11. В чем Вы видите отличие экономического развития Франции и Англии?

12. Расскажите о внешней политике Людовика XIV.

13. Определите место и роль католицизма во Франции при Людовике XIV.

14. Какие идейные и религиозные течения противостояли католической церкви?

15. Как развивалась французская культура в годы правления Людовика XIV?

16. Какое влияние политика абсолютизма оказывала на население
Франции?

17. Назовите наиболее массовые антиправительственные выступления в годы правления Людовика XIV. Каковы их особенности?

 

Семинар № 5.

Семинар № 6.

Семинар № 7.

Тема «Некоторые вопросы историографии Французской революции XVIII в. (доклады)»

 

Общая литература

Адо А.В. Место французской революции в процессе перехода от феодализма к капитализму // Новая и новейшая история. — 1989. — № 3.

Афанасьев Ю.Н., Блуменау С.Ф. Дискуссии вокруг Великой французской революции // Великая Французская революция и Россия. — М., 1989.

Бовыкин Д.Ю. Революционный террор во Франции XVIII века: новейшие интерпретации // Вопр. истории. — 2002. — № 6.

Чудинов А.В. Прощание с эпохой (размышления над книгой В.Г. Ревуненкова)//Вопр. истории. — 1998. — № 7.

 

Доклады

Доклад 1. Проблема периодизации Великой французской революции

в зарубежной и отечественной историографии.

Литература

Ревуненков В.Г. К истории споров о Великой французской революции // Великая французская революция и Россия. — М., 1989.

Сравни периодизацию Французской революции XVIII в. в следующих учебниках:

Новая история. Первый период / Под ред. Е.Е. Юровской и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1983.

Новая история стран Европы и Америки: Первый период / Под ред. А.В. Адо. — М., 1986.

Новая история стран Европы и Америки: Первый период: Учеб. по спец. «История» / Под ред. Е.Е. Юровской и И.М. Кривогуза. — М., 1997.

Новая история стран Европы и Америки: учеб. для вузов / Под ред. И.М. Кривогуза. — 4-ое, изд., стереотип. — М., 2004.

Доклад 2. Отечественная историография Великой французской революции: этапы, дискуссии, достижения и недочеты.

Литература

Гавриличев В.А. Великая французская революция в советской историографии 1956—1986 гг. — Иваново, 1990.

Далин В.М. К истории изучения Великой французской революции в СССР // Великая французская революция и Россия. — М., 1989.

Круглый стол: французская революция XVIII в. и буржуазия // Новая и новейшая история. — 2002. — № 1.

 

Доклад 3. Основные направления зарубежной историографии Французской революции конца XVIII в.

Литература

Адо А.В. Французская буржуазная революция конца XVIII в. и ее современные критики // Буржуазные революции XVIII—XIX вв. и ее современные критики. — М., 1986.

Блуменау С.Ф. Французский историк о механизмах террора во время революции // Новая и новейшая история. — 2006. — № 3.

Блуменау С.Ф. Современная французская марксистская историография революции во Франции конца XVIII в. // Новая и новейшая история. — 1990. — № 2.

К 200-летию Великой французской революции (зарубежная историография): Реферативный сборник. — М., 1988.

 

Дополнительная литература

Белоусова 3.С., Погосян В. А. Виктор Моисеевич Далин (1902—1985) // Новая и новейшая история. — 1989. — № 5.

Блуменау С.Ф. «Ревизионистское» направление современной французской историографии Великой буржуазной революции конца XVIII в. — Брянск, 1992.

Борисов Ю.В. А.3. Манфред: штрихи к портрету // Новая и новейшая история. — 1993. — № 5.

Великая французская революция ХУШ в. в освещении зарубежной историографии: Реферативный сборник / Под ред. А.В. Адо. — М., 1981.

Далин В.М. Историки Франции XIX—XX вв. — М., 1981.

Додолев М.А. Б. Кроне и Е.В. Тарле // Отечественная история. — 1993. —№ 5.

Дунаевский В.А. «Дело академика Н.М. Лукина» // Новая и новейшая история. — 1990. — № 6.

Дунаевский В.А. История французской революции в советской послевоенной научной литературе (1945—1956) // Французский ежегодник. —1959. — М, 1961.

Дунаевский В.А. Великая французская революция в советской историографии (1900—1941) // История и историки. — М., 1966.

Золотарев В.П. Яков Михайлович Захер (1893—1963) // Новая и новейшая история. — 1993. — № 4.

Золотарев В.П. Николаи Иванович Кареев (1850—1931) // Новая и новейшая история. — 1992. — № 4.

Итенберг Б.С. Первая в России книга о Французской буржуазной революции конца XVIII в. // Вопр. истории. — 1988. — № 11.

Итенберг Б.С. Российская общественность и книги Ипполита Тэна о Французской революции конца XVIII в. // Великая французская революция и Россия. — М., 1989.

Каганович Б.С. Евгений Викторович Тарле и петербургская школа историков. — СПб., 1995.

Манфред А.3. Некоторые тенденции зарубежной историографии // А.3. Манфред. Великая французская буржуазная революция. — М., 1983.

Нарочницкий А.Л. Юбилей французской революции: поиски и проблемы // Новая и новейшая история. — 1989. — № 3.

Пименова Л.А. О советской историографии Великой французской революции (1979—1986) // Великая французская революция и Россия. — М., 1989.

Размышления англичан о Французской революции. Э. Берк, Дж. Макинтош, У. Годвин. — М., 1996.

Ревуненкову В.Г.— 85 лет // Новая и новейшая история. — 1997. — № 3.

Смирнов В.Н. Анатолии Васильевич Адо: человек, преподаватель, ученый (1928—1995) // Новая и новейшая история. — 1997. — № 1.

Собуль М.Н. Классическая историография французской революции: О нынешних спорах // Французский ежегодник. — 1976. — М., 1978.

Соколова Н.М. Жан Годшо // Новая и новейшая история. — 1989. — №3.

Проблемы якобинской диктатуры: Симпозиум в секторе истории АН СССР 20—21 мая 1970 г. // Французский ежегодник. — 1970. — М., 1972.

Чапкевич Е.И. Пока из рук не выпало перо... (Жизнь и деятельность Е.В. Тарле). — Орел, 1994.

 

Семинар № 8.

Семинар № 9.

Семинар № 10.

Семинар № 11.

Семинар № 12.

Семинар № 13.

Семинар № 14.

Семинар № 15.

Тема «Война за независимость в Латинской Америке. Образование независимых государств»

 

План

1. Латинская Америка до начала войны за независимость: территория, население, социально-экономическое развитие, политическое устройство.

2. Освободительная борьба в Латинской Америке в XVI—XVIII вв.

3. Деятельность Ф. Миранды. Идеологические истоки освободительного движения.

4. Восстание на о. Гаити.

5. Первый этап освободительного движения (1810—1816 гг.).

6. Второй этап освободительного движения (1816—1826 гг.).

7. Итоги и значение национально-освободительных революций в Латинской Америке.

 

Источники и литература

Хрестоматия по новой истории: В 3 т. / Под ред. А.А. Губера и А.В. Ефимова. — Т. I: 1640—1815. — М, 1963. — С. 446—471.

 

Глинкин А.Н. Франиско де Миранда и Симон Боливар // Латинская Америка. — 2000. — № 1.

Новая история стран Европы и Америки: учеб. для вузов / Под ред. А.В. Адо. М., 1986.

Новая история стран Европы и Америки: учеб. для вузов / Под ред. И.М. Кривогуза. — 4-ое, изд., стереотип. — М., 2004. — С. 412—440.

 

Дополнительная литература

Альперович М.С. Испанская Америка в борьбе за независимость. — М., 1971.

Альперович М.С. Франсиско де Миранда в России. — М., 1986.

Альперович М.С., Слёзкин Л.Ю. История Латинской Америки: С древнейших времен до начала XX в. М., 1991.

Альперович М.С., Слёзкин Л.Ю. Образование независимых государств в Латинской Америке (1804—1903). М., 1966. Гл. 1—5.

Война за независимость в Латинской Америке (1810—1826) / Под ред. Н.М. Лаврова. — М., 1964.

Глинкин А.Н. Боливар и Сан-Мартин: загадки и мифы встречи в верхах 1822 г. // Новая и новейшая история. — 1991. — № 3.

Глинкин А.Н. Дипломатия Боливара // Латинская Америка. — 1998. — № 3.

Глинкин А.Н. Дипломатия Симона Боливара. — М., 1991.

Григулевич И.Р. Боливар (1783—1830). — М, 1981.

Марчук Н.Н. Борьба за независимость в Латинской Америке в конце ХVIII— начале XIX в. — М., 1988.

Марчук Н.Н. Становление национальных государств в Латинской Америке. — М., 1989.

Селиванов В.Н. Латинская Америка: от конкистадоров до независимости. — М., 1984.

Слёзкин Л.Ю. Россия и война за независимость в Испанской Америке. — М., 1964.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов

1. Определите географические границы Латинской Америки. Почему этот регион назван именно так?

2. Перечислите основные группы населения в Латинской Америке?

3. Какая система управления сложилась в испанских и португальских колониях в Латинской Америке? Выделите особенности их социально-экономического развития?

4. Кратко расскажите об основных событиях освободительного движения в Латинской Америке в XVI—XVIII в.

5. Какое влияние на Латинскую Америку оказали Война за независимость североамериканских колоний Англии, Великая французская революция и наполеоновские войны?

6. В чем проявился кризис колониальной системы в Латинской Америке к концу XVIII в.?

7. Какие планы освобождения Латинской Америки обсуждали креолы в конце XVIII—начале XIX вв.?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.271 с.)