Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ловушка примитивного автоматизма↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В ловушку примитивного автоматизма попадают люди, которые, принимая решение относительно чего-либо или кого-либо, вместо того, чтобы максимально использовать всю доступную информацию, учитывают лишь один элемент целого, которому придают избыточное значение, например, судят незнакомого человека по отдельной детали внешности или по манере одеваться. Ориентируясь на изолированную часть информации, люди нередко совершают достаточно серьезные ошибки. В ловушку примитивного автоматизма людей могут заманивать манипуляторы различного рода, используя стереотип примитивного автоматизма для своих целей. Например, человек, которому предлагают некий децифитный товар может обратить внимание на подчеркивание того, что товар – дефицитный и купить его, не задумавшись над тем, что качество товара оставляет желать лучшего, или что этот товар в действительности ему совершенно не нужен. В обыденной жизни реакции примитивного автоматизма оказываются полезными для экономии времени и сил, тем не менее, важно уметь отличать ситуации, в которых необходимо более полным образом оценивать всю доступную информацию. Контрприемом является отслеживание собственных реакций примитивного автоматизма в случаях, когда следование им может привести к нежелательным для вас последствиям, и всесторонняя оценка ситуации.
Ловушка одержимости
Отдаваясь во власть сильного чувства, слишком сильного желания, или находясь под властью некой идеи, человек может войти в состояние одержимости, и это делает его опасным – как для других, так и для него самого. В период одержимости у человека возникает доминанта – центр возбуждения в головном мозгу, подавляющий все прочие желания и потребности, игнорирующий сопротивления, которые лишь дополнительно усиливают его, перераспределяющий силы и гонящий человека в одном – заданном доминантой – направлении. Страстно добиваясь чего-то, человек упускает из вида другие свои потребности, менее выраженные, но не менее важные. Смыслом жизни для него становится борьба за достижение цели, добившись которой, он, как правило, теряет к ней интерес и нередко впоследствии сожалеет об упущенных в процессе борьбы возможностях и растраченных силах. Вредные для вас доминанты возникают в период любовной страсти, в период неодолимой тяги к импульсивным покупкам, тяге к игре, одержимости ненавистью, гневом и т. д. Контрприемом является отслеживание доминант, следование которым не совпадает с вашими реальными интересами, устранение или ослабление их. Доминанта исчезает в двух случаях: 1) Если потребность, заложенная в этой доминанте, удовлетворится; 2) Если возникнет другая доминанта, способная оттеснить первую на второй план. В учении Шоу-Дао (одно из течений даосизма) для устранения или ослабления доминант используется медитация «воспоминаний о том, чего не было». Эта медитация выполняется в случае, когда по какой-то причине человек не может удовлетворить некую важную для него или доминантную потребность. Она заключается в детальном представлении процесса удовлетворения потребности и итогов этого удовлетворения. При правильном выполнении, подобной медитацией можно в значительной степени снять возникающее от неудовлетворенности напряжение. Другой способ избавления от доминанты – отвлечение, т. е. создание другой доминанты, оттесняющей исходную на второй план. Например, человек, одержимый гневом или каким-то иным сильным чувством, может израсходовать избыточную энергию, занимаясь спортом или физической деятельностью, требующей полной концентрации внимания и сил. Если доминанта не очень сильная, можно переключиться на любой другой увлекающий вас вид деятельности.
Ловушка поиска совершенства
Многие люди ищут совершенства – в любви, в дружбе, в поступках, в вещах или в окружающем мире и, не находя его, чувствуют себя обманутыми и разочарованными. В бессмысленных поисках совершенства они могут провести всю жизнь, расстраиваясь, что не находят того, чего ищут, вместо того, чтобы наслаждаться тем хорошим, что дает им жизнь. Контрприемом для выхода из ловушки поиска совершенства является совет, данный мудрым отшельником из шоу-даосской притчи, которая называется «Из частей создавай целое». Однажды к отшельнику пришел странник и, исполнив ритуал приветствия, попросил наставить его на путь Истины. – Я знаю, что занимает твои мысли и крадет радости бытия, – сказал отшельник. – Всю свою жизнь ты ищешь совершенства в людях и, не находя его, не можешь обрести покой. Но я знаю лекарство от твоей болезни. В общении с каждым следует искать лишь то, что тебе по душе, дополняя качества одного чертами другого и свойствами третьего. Тогда в дюжине мужчин ты сможешь обрести хорошего друга, а в дюжине женщин – Великую Любовь… Разумеется, совет отшельника надо рассматривать не только применительно к любви, но и ко всему остальному.
Ловушка избегания
Избежать пугающей ситуации, неловкого или неприятного положения кажется заманчиво, иногда настолько заманчиво, что человек не обращает внимания на то, что последствия подобного избегания оказываются гораздо более тягостными, чем встреча с опасностью или неприятностью лицом к лицу. Избегание, начинаясь с мелочей, со временем превращается в привычку, которая подкрепляется приятным чувством облегчения, возникающем в случае, когда нам удается тем или иным способом избежать беспокоящей нас ситуации. Солгав по малозначительному поводу с целью избежать осуждения и испытав облегчение от того, что эта ложь его «спасла», человек и далее будет врать во все более важных случаях и в конце концом пострадает из-за собственного вранья. Человек, внезапно почувствовавший головокружение и сердцебиение в толпе, может испугаться наступления сердечного приступа и начать избегать людных мест – поездок в метро, в общественном транспорте, и со временем довести подобный способ избегания до уровня фобии. Женщина, у которой заурчало в животе во время первого свидания с мужчиной, понравишимся ей может испытывать мучительный страх «опозориться» еще раз. Она начинает болезненно фиксироваться на процессах, происходящих у нее в животе, и из-за нарастающей нервозности урчание снова повторяется. Страх очередного «позора» может привести к тому, что она начнет избегать сначала мужчин, которые ей нравятся, а потом и всех остальных мужчин. Привычка к избеганию рано или поздно оборачивается против нас. Так, человек, боящийся дантистов и до последнего откладывающий визит к зубному врачу, не избавится от зубной боли, но доведет свои зубы до столь плачевного состояния, что часть из них их придется удалять. Большинство наших страхов по поводу возможных неприятных последствий той или иной ситуации – исключительно надуманные, возникающие вследствие попадания в ловушку негативного прогнозирования. Контрприемом является отслеживание ситуаций, в которых мы испытываем искушение избежать чего-то, когда в действительности подобное избегание не в наших интересах. Главное – не пытайтесь обмануть себя, убеждая себя в том, что избежать тревожащей ситуации вам выгоднее, чем встретиться с ней лицом к лицу. Запомните очень простое, но важное правило. Избегая мелких опасностей, вы подвергаете себя большой опасности. Избегая маленьких неприятностей, вы подвергаете себя большой неприятности. Избегая маленькой боли, вы подвергаетесь риску большой боли. Встречать неприятности лицом к лицу – это тоже привычка. В этом случае удовольствие, подкрепляющее привычку – не облегчение от избегания, а удовлетворение от способности противостоять обстоятельствам, от повышения самооценки и от ощущения, что вы можете управлять собой, побеждая бессмысленный страх. Начинайте с малого, хвалите себя в каждом случае, когда вы удержались от попадания в ловушку избегания, и постепенно у вас выработается привычка решать возникающие проблемы вместо того, чтобы их избегать. Лoвушка иллюзорной справедливости В ловушку иллюзорной справедливости попадаются люди, имеющие твердые представления о том, что справедливо, а что нет. Наиболее активные из этих людей, имеющих четко определенные идеалы справедливости, становятся «борцами за справедливость» и заполняют этой борьбой пустоту своей жизни. Более пассивные поборники справедливости не вступают в открытую борьбу, а лишь расстраиваются или возмущаются, столкнувшись с тем, что они считают несправедливостью по отношению к ним или к кому-то еще. Отрицательные эмоции от ощущения несправедливости постепенно накапливаются, человека все сильнее раздражают какие-то кажущиеся несправедливыми мелочи, что приводит к разочарованиям, ощущению собственного бессилия и выводу, что мир устроен не так, как нужно. Это чувство мешает адекватно контактировать с внешним миром и получать удовольствие от жизни. Очевидно, что то, что покажется справедливым волку, для ягненка будет высшей несправедливостью на земле. Тем не менее, мир устроен так, что волки едят ягнят. Это не является ни справедливым, ни несправедливым, просто это в порядке вещей. Та же самая ситуация складывается в отношении всего остального. Мир устроен не по принципу справедливости, а по принципу выживания, поэтому в мире происходит не то, что кажется нам справедливым, а то, что должно происходить по законам природы и эволюции. Во имя справедливости совершаются преступления, революции и убийства, а борьба за справедливость отнимает у человека силы и здоровье. Как правило, длительная борьба за справедливость заканчивается разочарованием и цинизмом. То, что справедливости в мире не было, нет и не будет, как правило, выясняется слишком поздно, когда человеку трудно, если не невозможно выработать новую, более полезную для него жизненную стратегию. Еще одним негативным следствием попадания в ловушку справедливости является подсознательное (или сознательное) убеждение многих людей, что рано или поздно должна наступить «расплата за грехи». По этой причине свалившееся на кого-то (или на вас самих) несчастье может рассматриваться в качестве некой «высшей кары», что формирует на подсознательном уровне не сочувственное, а негативное отношение к людям, подвергшимся ударам судьбы (в том числе и к самому себе). Контрприемом для борьбы с ловушкой справедливости является попытка взглянуть на одну и ту же ситуацию с точки зрения разных людей, разных наций, разных религий, с точки зрения природы, эволюции, животных или растений. Убедившись, что представления о справедливости, рассматривающиеся с разных позиций, частично, а то и полностью противоречат друг другу, возможно, вы станете меньше заботиться о справедливости, и научитесь принимать мир таким, какой он есть.
Ловушка завышенной цели
Человек, имеющий четко определенные жизненные цели, знает, чего он хочет, и способен выработать более или менее эффективную стратегию достижения этих целей. Все это верно в отношении конкретных и реально выполнимых задач. В ловушку завышенной цели попадают люди, которые ставят себе цели практически недостижимые или же настолько абстрактные, что вообще непонятно, что надо делать для их достижения, и как определить, достигнута цель или нет. Примером абстрактной цели может быть цель «стать внутренне свободным», «достичь просветления», «отыскать идеал», «возвыситься духовно», «отречься от низменных житейских удовольствий», «бороться за счастье (спасение) всего человечества» и т. д. Несколько менее абстрактной, но столь же недостижимой целью может быть цель сделать некое великое открытие (не важно какое), стать первым, самым лучшим, самым знаменитым, отыскать синюю птицу (философский камень, смысл жизни) и т. д. Преимущество завышенной цели заключается в том, что она настолько сложна и недостижима, что никто не осмелится упрекнуть вас за то, что вы пока еще ее не достигли. Если вы утверждали, что намереваетесь закончить университет, и с треском вылетели с первого курса, люди будут считать вас неудачником. В то же время, кто осмелится назвать неудачником человека, в течение десятилетий «ищущего себя» или «стремящегося к духовному совершенству»? Он все еще в пути, за что честь ему и хвала! Проблемой человека, попадающего в ловушку завышенной цели является то, что, потратив долгое время на попытки ее достижения (или на разговоры о том, что он хочет ее достичь), в итоге он оказывается у «разбитого корыта», сожалея о возможностях, которые он, стремясь к этой цели, упустил. Контрприемом является адекватная оценка своих целей и возможностей их достижения, а также пересмотр своих взглядов в случае, если преследование каких-то целей не имеет смысла или не приносит вам реальной пользы.
Ловушка катастрофичности
Ловушка катастрофичности имеет сходство с ловушкой негативного прогнозирования, отличаясь от нее степенью преувеличения последствий воображаемой опасности или катастрофы. У человека, попадающего в ловушку катастрофичности, под действием страха перед возможной неприятностью сознание сужается практически в точку, лишая его способности думать и действовать рационально, и полноценно использовать свои возможности. Представьте себе человека, панически боящегося провала во время собеседования по работе. Он опасается, что не сможет показать себя лучшим образом, что о нем составят плохое впечатление, сочтут его никчемным и т. д. Охваченный страхом, он воображает, что провал на собеседовании – чуть ли не катастрофа всей его жизни, хотя в действительности даже если кто-то о нем плохо подумает, или если его не примут на работу, это отнюдь не конец всего. Не исключено, что чуть позже он найдет работу еще лучше. Вполне естественно, что в период собеседования нервозность этого человека еще больше усиливается, окончательно лишая его ка способности сосредотачиваться и связно излагать свои мысли. Утрата способности к сосредоточению дополнительно увеличивает нервозность. Так возникает порочный круг. В итоге нервозность и страх разрастаются до бесконечности. Человек терпит неудачу не из-за нехватки возможностей или способностей, а из-за поглощенности страхом перед воображаемой катастрофой, которая в действительности и катастрофой-то не является. Контрприемом является осознание того, что бессмысленно возводить относительно мелкие проблемы в ранг катастроф. Даже если в чем-то вы потерпели неудачу, жизнь продолжается, и рано или поздно вам обязательно повезет. Как только проблема потеряет для вас значимость, страх или нервозность сами собой улетучатся. Также вы можете в противовес отрицательному воображению раз за разом проигрывать в уме самый лучший для вас вариант развития событий и настраиваться именно на него, а не на неудачу.
Ловушка жертвенности
В ловушку жертвенности попадают люди, по той или иной причине полагающие, что смысл их существования заключается в жертвовании собой ради чего-либо или кого-либо: ради любимого человека, ради идеи, ради спасения чьей-то жизни, ради светлого будущего всего человечества, ради сохранения исчезающего вид жуков-долгоносиков и т. д. Склонность к жертвенности, являющаяся следствием социального инстинкта, в разумных дозах является естественной и полезной – человек, совершенно не заботящийся об окружающих и о мире, в котором он живет, вряд ли будет пользоваться уважением и поддержкой других людей. В ловушку жертвенности человек попадает в том случае, когда тенденция принесения себя в жертву вступает в резко выраженное противоречие с его собственными интересами. Женщина, которая «ради сохранения семьи» год за годом старается вернуть к нормальной жизни безнадежного алкоголика-мужа, может поступать так из-за попадания в ловушку жертвенности, хотя бывают и другие причины – страх перед переменами, боязнь одиночества и т. д. Контрприемом является переоценка ситуации, трезвое и хладнокровное рассмотрение целесообразности дальнейшего принесения себя в жертву. Подумайте о ваших собственных интересах. Если до настоящего момента, принося себя в жертву, вы постоянно оставались в проигрыше, имеет смысл выбрать иную линию поведения.
Ловушка жертвы
Человек, попадающий в ловушку жертвы, постоянно ощущает себя жертвой кого-либо или чего-либо: родственников, недоброжелателей, завистников, обстоятельств и т. д. Он постоянно страдает по тому или иному поводу, жалуется на жизнь, жалеет себя и – прямо или косвенно – вынуждает других проявлять по отношению к нему понимание и сострадание. Несмотря на очевидные недостатки, в чем-то такая позиция очень удобна: самооценка жертвы не страдает – ведь в сваливающихся на нее несчастьях, казалось бы, нет ее собственной вины. Человек, находящийся в позиции жертвы, избавляет себя от дополнительных нагрузок – какой спрос от страдающего человека – и, вдобавок, получает сочувствие и поддержку от окружающих. Контрприемом является осознание психологической ловушки, понимание того, что позиция жертвы делает вас слабыми и лишает многих возможностей, отслеживание моментов, когда вы входите в роль жертвы или используете ее, и постепенное изменение поведения на более жизнеутверждающее и позитивное.
Ловушка самокопания
Ловушка самокопания отчасти сходна с ловушкой бессмысленного размышления, отличаясь от нее тем, что навязчивые бессмысленные размышления связаны с «копанием» в собственном внутреннем мире. Склонность к самокопанию в большей мере характерна для кругов интеллигенции, представители которой иногда усматривают в этом некую «духовность», стремление «познать самого себя», «духовно очиститься» и т. д. Направленное в правильное русло стремление «познать самого себя» или «самосовершенствоваться», несомненно, полезно. Оно повышает самооценку человека и увеличивает его возможности. Ловушка самокопания проявляется в том, что попавший в нее человек вместо реального личностного роста лишь «пережевывает» свои внутренние проблемы, увязая в них все глубже и безнадежнее. Постоянное погружение во внутренний мир не позволяет ему устанавливать нормальные контакты с другими людьми и полноценно воспринимать окружающий мир. Контрприемом является постепенное переключение с внутреннего мира на восприятие внешнего мира, на установление более тесного контакта с окружающими людьми и т. д. Более подробные рекомендации на эту тему вы можете получить из нашей книги «Игра под названием жизнь».
Ловушка формы
Красивой форме люди склонны автоматически приписывать хорошее одержание. Согласно исследованиям психологов, люди искренне считают, что красивый человек несомненно обладает привлекательными чертами характера, и что при прочих равных условиях красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей других. Товар в красивой упаковке покупается охотней, чем неброско упакованный товар такого же или даже лучшего качества. Человек, попадающий в ловушку формы, автоматически судит по форме о содержании, не пытаясь вникнуть в суть дела, и нередко совершает серьезные ошибки. Особенно отчетливо это проявляется в любви. Нередко страсть, сопровождающаяся безумствами, вплоть до убийства или самоубийства, является результатом попадания в ловушку формы. Контрприемом является отслеживание случаев автоматического реагирования на форму объекта или явления в случае, когда последствия такого реагирования являются для вас достаточно значимыми, и более объективной его оценкой. Помните «не все то золото, что блестит». Даже очаровываясь формой старайтесь разглядеть за ней суть.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.68.115 (0.011 с.) |