Высшего профессионального оразования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высшего профессионального оразования



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Гуманитарный факультет

Кафедра уголовного права и процесса

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

Для студентов всех форм обучения

по специальности 030501.65 «Юриспруденция»

 

Нефтекамск

РИЦ БашГУ

 

Рабочая учебная программа утверждена на заседании кафедры государственного права Нефтекамского филиала БашГУ, протокол № 1 от «2» сентября 2009 г.(с изм. на 01.09.2011 года)

 

Составитель: Гусев В.Е., ст. преп. кафедры уголовного права и процесса

 

Рецензент: канд. юрид. наук, доц. Сабиров Р.Д.

Настоящая программа учебной дисциплины разработана по дисциплине федерального компонента «Уголовное право» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к объему и характеру курса соответствующей отрасли права, преподаваемого в высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция».

Программа включает в себя пояснительную записку; методические указания для студентов, тематический план дисциплины с обозначением количества часов, отводимых на лекционные, семинарские занятия, самостоятельную работу студентов; программу дисциплины (подробное содержание каждой темы, указанной в тематическом плане); планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов; контрольные задания студентам заочной формы обучения;тесты; примерный перечень вопросов к экзамену по общей части дисциплины «Уголовное право»; примерный перечень вопросов к зачету и экзамену по особенной части дисциплины «Уголовное право»; перечень нормативных правовых актов; перечень Постановлений Пленума Верховного суда; список основной и дополнительной литературы.

Программа определяет логическую последовательность изучения и содержания курса «Уголовное право». При разработке программы курса использовалось современное законодательство Российской Федерации, имеющаяся научная и учебно-практическая литература.

 


Содержание

1. Пояснительная записка………………………...……………………4

2. Методические указания для студентов………………..…………..6

3. Тематические планы изучения дисциплины.........................…..….13

4. Программа дисциплины…...………………………………………..19

  1. Планы семинарских занятий по уголовному праву: Общая часть и задания для самостоятельной работы студентов……..……......…33
  2. Планы семинарских занятий по уголовному праву: Особенная часть и задания для самостоятельной работы студентов……….43
  3. Контрольныезадания студентам заочной формы обучения……..55
  4. Тесты ………………………………………………………………...62
  5. Вопросы к экзамену по общей части уголовного права…….........83

10. Вопросы к зачету и экзамену по особенной части уголовного права……………………………………………..………………………87

11. Перечень нормативно-правовых актов……...………...…..……...91

12. Основная литература……………………………………...…….....96

13. Дополнительная литература……….………………………………99

  1. Интернет ресурсы………………………….…………………...….132

Пояснительная записка

Уголовное право – одна из ведущих отраслей российского права, регулирующая общественные отношения между государством и личностью по поводу совершения преступлений. Уголовное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость общественно опасных деяний, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принудительных мер, условия и порядок назначения уголовных наказаний, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Целью дисциплины является полное и качественное изучение от­расли уголовного права. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

- формирование у студентов знаний правовых норм, о том, какие деяния являются преступлениями по российскому уголовному законодательству, о принципах карательной политики государства, видах и системе санкций, составах конкретных деяний, формах вины;

- раскрытие основных положений науки уголовного права и направления ее развития;

- развитие способности логически мыслить, аргументировать вы­бранную позицию;

- развитие у студентов способностей обобщать и систематизиро­вать теоретические труды, материалы практики.

Процесс обучения включает:

- аудиторные занятия с преподавателем (лекции, практические занятия, консультации);

- выполнение на занятиях контрольных работ;

- самостоятельную работу студентов (изучение литературы, выполнение домашних заданий, подготовку докладов, написание рефератов, решение задач);

- участие в научно-исследовательской работе.

Текущий контроль полученных студентами знаний включает: индивидуальные собеседования, контрольные письменные задания.

За устные и письменные ответы студентам выставляются баллы по балльно-рейтинговой системе.

Промежуточный контроль полученных студентами знаний включает:

- экзамен после прохождения общей части курса;

- зачет и экзамен после прохождения особенной части курса.

После прохождения курса студент должен уметь:

- толковать и применять законы и другие нормативные пра­вовые акты;

- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоя­тельства;

- разрабатывать документы правового характера, осущест­влять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифи­цированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, опреде­лять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

- систематически повышать свою профессиональную квалифи­кацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

- знать особенности курса «Уголовное право», роль и место в ук­реплении законности и правопорядка;

- уметьтолковать и применять уголовное законодательство;

- применять теоретические знания, уголовное законодательство и судебную практику в конкретных ситуациях;

- владеть чувством профессионального долга, безусловным приоритетом в служебной деятельности таких ценностей как права и свободы, законные интересы граждан, законность и дисциплина.

 

 

Методические указания для студентов

 

Студенту НФ БашГУ необходимо помнить, что качество полученного образования в немалой степени зависит от активной роли самого студента в учебном процессе. Студент должен быть нацелен на максимальное усвоение подаваемого лектором материала, после лекции и во время специально организуемых индивидуальных встреч студент может задать лектору интересующие его вопросы.

Важным является приобщение к научно-исследовательской деятельности. Процесс становления молодых ученых находится в прямой зависимости от степени их участия в ней, т.е. от предшествующего развития творческих способностей и исследовательских навыков. Большую пользу студенту может принести участие в проводимых научно-практических конференциях, поскольку они обеспечивают доступ к обсуждению наиболее актуальных проблем науки. Приветствуется и поощряется подготовка и публикация студентами научных статей. Ежегодно в НФ БашГУ выпускаются сборники студенческих работ.

Организуется регулярная работа научного кружка «Теория права: история и современность» при кафедре государственного права НФ БашГУ. Участие в его работе позволяет развить студенту свое ораторское искусство, отточить свое профессиональное мастерство, научиться вести дискуссии на актуальные темы.

 

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям

 

Семинарские занятия наряду с лекциями являются формой аудиторных занятий. Во время семинарского занятия преподаватель опрашивает студентов по вопросам, заданным на данное занятие. Вопросы объявляются преподавателем на предыдущем семинарском занятии и, как правило, они должны совпадать с вопросами, содержащимися в данном учебно-методическом комплексе, но преподаватель может дать и некоторые другие вопросы, относящиеся к теме семинара и указать: на что студентам следует обратить особое внимание при подготовке к следующему занятию.

Подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, изучения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов и т.п. В последнее время все большее распространение получают просмотры DVD - дисков с записью лекций преподавателей, использование иной аудиовизуальной техники.

Студенты должны заранее дома, в библиотеке и читальном зале подготовить ответы на все заданные вопросы семинарского занятия. Следует вести специальную тетрадь с записями ответов на вопросы семинаров. Желательно при подготовке ответа не ограничиваться материалом одного учебника, а использовать научные статьи из журналов, сборников статей, монографии.

В процессе организации работы большое значение имеют консультации преподавателя, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы.

Студент, отвечающий на вопрос семинарского занятия, должен делать это, как правило, не прибегая к помощи каких-либо записей или учебников. Ответ должен быть настолько полным, насколько это требуется, чтобы достаточно полно раскрыть данный вопрос.

Помимо устных опросов студентов на семинарских занятиях преподаватель проводит письменные контрольные работы, тестирование и использовать другие формы контроля и оценки знаний студентов, в том числе и в рамках самостоятельной работы.

Ответы студентов на семинарских занятиях, выполнение контрольных, подготовка докладов, рефератов учитываются преподавателем при подведении итогового количества баллов за определенный период.

 

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. В соответствии с государственным стандартом специальности «юриспруденция» на самостоятельную работу отводится не менее 50% объема часов, предусмотренного по дисциплине. Безусловно, от того, насколько студент подойдет к саморазвитию, чтению учебной и научной литературы, настолько будет зависеть уровень его профессиональной подготовки – профессиональной пригодности.

Критерии оценки самостоятельной работы в рамках балло-рейтинговой системы направлены, прежде всего, на активизацию самостоятельного изучения дисциплины в дополнение к лекционным и семинарским занятиям. Количество баллов по каждой дисциплине устанавливается в соответствии с технологическими картами.

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1.Уголовное право как отрасль права.

Понятие уголовного права как отрасли права. Его предмет, методы и задачи.

Место уголовного права в системе права. Принципы уголовного законодательства, их роль в реализации задач уголовного права. Виды принципов российского уголовного права: принцип законности, принцип равенства граждан перед законом, принцип вины, принцип справедливости, принцип гуманизма. Основание (принцип) уголовной ответственности. Наука уголовного права: ее предмет, методы, задачи в современных условиях.

 

Тема 2. Уголовный закон.

Понятие и значение уголовного закона. Источники уголовного права. Строение уголовного закона. Общая и Особенная части, их взаимосвязь.

Структура статей Особенной части. Гипотеза диспозиция, и санкция. Виды диспозиции и санкций. Действие уголовного закона во времени: порядок опубликования, варианты вступления в действие, обратная сила уголовного закона. Действие уголовного закона в пространстве. Действие уголовного закона в отношении граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция). Толкование уголовного закона: понятие, значение и виды. Толкование по субъекту и объему. Способы толкования. Правовая природа постановлений пленумов ВС РФ.

 

Тема 3. Понятие преступления и категории преступлений.

Понятие и признаки преступления: общественная опасность, уголовная противоправность. Виновность и наказуемость. Отличие преступления от иных правонарушений. Классификация преступлений по характеру и степени общественной опасности (категории преступлений) и ее значение. Проблема криминализации и декриминализации деяний.

 

Тема 4. Уголовная ответственность и состав преступления.

Понятие уголовной ответственности. Основание уголовной ответственности. Понятие состава преступления и его значение. Обязательные и факультативные признаки состава преступления. Соотношение понятия преступления и состава преступления. Виды составов преступлений.

 

Тема 5. Объект и предмет преступления.

Понятие и значение преступления. Общественные отношения как объект преступления. Значение объекта для определения характера и степени общественной опасности преступления. Виды объектов преступления: общий объект, родовой объект, видовой и непосредственный. Виды непосредственного объекта основной, дополнительный и факультативный. Значение классификации.

Потерпевший преступления. Предмет преступления: понятие, уголовно-правовое значение, соотношение с объектом преступления, а также орудиями и средствами совершения преступления.

 

Тема 6. Субъект преступления.

Понятие субъекта преступления. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Понятие вменяемости и невменяемости. Медицинский (биологический) и юридический (психологический) критерии невменяемости. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости (так называемая ограниченная вменяемость). Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения. Понятие и виды специального субъекта преступления. Дискуссия о возможности признания субъекта преступления юридических лиц (проект УК РФ). Субъект преступления и личность преступления.

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема 20. Понятия Особенной части уголовного права и ее значение. Единство Общей и Особенной частей уголовного права.

Значение конституции РФ для дальнейшего совершенствования уголовного законодательства. Отражение в Особенной части уголовного права, его основных принципов. Система Особенной части уголовного права. Принципы построения системы Значение изучения судебной практики для правильного понимания уголовно-правовых норм Особенной части.

Тема 21. Научные основы квалификации преступлений.

Понятие квалификации преступлений. Состав преступления как юридическое основание квалификации преступления. Предпосылки и условия правильной квалификации преступления. Конкуренция норм Особенной части уголовного права. Особенности квалификации неоконченных преступлений и преступлений, совершенных в соучастии. Квалификация продолжаемых, длящихся преступлений. Значение правильной квалификации преступлений для осуществления правосудия. Правильная квалификация преступлений как гарант прав личности. Значение правильной квалификации для отражения состояния преступности и учет совершенных преступлений.

 

Тема 22. Преступление против жизни и здоровья.

Общая характеристика преступлений против личности. Приоритетная охрана уголовным законодательством, ее прав и свобод от преступных посягательств.

Преступления против жизни. Понятие убийства и его виды. Ограничение убийства от иных преступлений, сопряженных с причинением смерти потерпевшему. Основной и квалифицированный состав убийства. Вопросы квалификации. Убийство при смягчающих обстоятельствах. Убийство матерью новорожденного ребенка. Убийство, совершенное в состоянии аффекта. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. Причинение смерти по неосторожности. Доведение до самоубийства.

Преступления против здоровья и их виды. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. Умышленное причинение легкого вреда здоровью. Побои. Истязания. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности. Угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации. Заражение венерической болезнью. Заражение ВИЧ-инфекцией. Незаконное производство аборта. Неоказание помощи больному. Оставление в опасности.

 

Семинар №1. - 2 часа.

1. Понятие и значение особенной части УКРФ.

2. Система особенной части УК РФ, принципы ее построения.

3. Понятие квалификации преступлений. Предпосылки и условия правильной квалификации преступления.

Вариант 1.

 

  1. Понятие, предмет и система уголовного права.
  2. Судимость.

 

Задача: Матрос иностранного судна гражданин Панамы Смит совершил хулиганские действия в городе Владивостоке во время стоянки его парохода в порту этого города, избил прохожего, оказал сопротивление сотрудникам милиции.

По закону какой страны он должен нести ответственность?

 

Вариант 2.

 

  1. Действующее уголовное законодательство и его система.
  2. Амнистия и помилование.

 

Задача: Пушков был осужден к четырем годам лишения свободы

по ч. 2 ст.213 УК РФ. Через два года 11 месяцев и пять дней он был условно досрочно освобожден от отбывания наказания, а спустя три года и десять дней вновь совершил хулиганство.

Как нужно квалифицировать действия Пушкова?

Вариант 3.

 

  1. Понятие уголовного закона и его значение.
  2. Заболевание и его правовые последствия в отношение лиц, заболевших после совершения преступления или во время отбывания наказания.

 

Задача: Чекалин был осужден по п.п. «а» и «в» ч. 2 ст.105 УК РФ к 14 годам лишения свободы. Спустя пять лет медицинская комиссия установила, что Чекалин заболел хроническим душевным заболеванием, вследствие чего не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Во время отбывания наказания он с первого дня характеризовался отрицательно.

Должен ли он продолжать отбывание наказания?

Вариант. Чекалин заболел иным тяжким заболеванием, дающим основание для досрочного освобождения по болезни.

Вариант 4.

 

  1. Понятие вины по уголовному праву Российской Федерации.
  2. Лишение свободы как вид наказания.

 

Задача: Пьяный тракторист Коломин развлекался тем, что направлял трактор на людей. Несколько человек вынуждены были отпрыгнуть в грязь, один оказался в кювете, а Семенова не успела отскочить и была задавлена насмерть.

Дайте квалификацию содеянного и анализ всех элементов состава преступления и квалифицирующих признаков. Проанализируйте субъективную сторону содеянного.

 

Вариант 5.

 

  1. Объективная сторона преступления.
  2. Множественность.

 

Задача: Во время драки Кочкин причинил тяжкий вред здоровью Салина. Скорая помощь, в которой везли Салина в больницу, попала в аварию, и он погиб. Следователь привлек Кочкина к ответственности по ч.1 ст.111 УК РФ, сославшись на то, что Салин оказался в машине по вине Кочина.

Дайте квалификацию содеянного.

 

Вариант 6.

  1. Предмет, объект преступления.
  2. Правовые последствия применения мер медицинского характера.

 

Задача: Максимов на почве личных неприязненных отношений убил своего сына. После совершения преступления, находясь под стражей, Максимов заболел душевной болезнью, лишающей его возможности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

Какое решение следует принять в отношении Максимова?

Какой орган (должностное лицо) может принять это решение и каков порядок его вынесения?

 

Вариант 7.

 

  1. Состав преступления.
  2. Эвтаназия.

 

Задача: Чернышов, 13 лет, Гришин, 15 лет, и Маслов,18 лет, ночью угнали автомашину «Жигули», принадлежащую Галкину, и всю ночь катались на ней по городу, а затем бросили ее. Когда они отошли от машины на 5 м, Чернышов предложил украсть из нее приемник и инструменты. Все вернулись и сняли приемник, забрали из багажника набор дорогих итальянских инструментов и магнитофон, который нашли в багажнике.

Квалифицируйте содеянное и дайте юридический анализ действий каждого.

 

Вариант 8.

  1. Субъективная сторона преступления.
  2. Деятельное раскаяние и его правовые последствия.

 

Задача: Охранник Петухов в рабочее время выпил много водки, оставил свой пост и пришел домой. Жена выразила неудовольствие, что он вновь напился, да еще во время работы. Петухов, угрожая жене словами «Я тебя проучу», стал преследовать ее. Спасаясь от мужа, Петухова убежала к соседям, которые заперли дверь и пытались через дверь успокоить Петухова. Убедившись, что дверь не открывают, он вынул служебный пистолет и выстрелил в дверь на уровне 120 см от поля. Пуля прошла рядом со стоявшими людьми, но по счастливой случайности никого не задела.

Вариант. Одному из соседей причинен вред здоровью средней тяжести.

Дайте квалификацию содеянного и анализ всех элементов состава преступления и квалифицирующих признаков. Проанализируйте субъективную сторону содеянного.

 

Вариант 9.

  1. Превышение пределов необходимой обороны.
  2. Проблема выдачи преступников по национальному и международному уголовному праву.

 

Задача: Полкина остановила машину, которой управлял Салов, и попросила подвезти ее до соседней деревни. Въехав в лес, Салов остановил машину и, угрожая убить, раздел и изнасиловал Полкину, после чего всю ее одежду облил бензином и сжег в отместку за то, что она сопротивлялась. Когда Салов направился к машине, чтобы уехать, Полкина схватила лежащий камень и бросила в Салова, попав в голову. От удара Салов потерял сознание и упал. Тогда Полкина подбежала к лежавшему Салову и несколько раз сильно ударила его камнем по голове, причинив тяжкий вред здоровью. Одев на себя плащ Салова, она ушла.

Вариант. Полкина нашла в машине веревку, связала потерявшего сознание Салова, затащила в машину и отвезла в милицию.

Дайте квалификацию содеянного и анализ всех элементов состав преступления квалифицирующих признаков.

 

Вариант 10.

  1. Понятие и признаки соучастия по уголовному праву Российской Федерации.
  2. Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних.

 

Задача: Болоткин попросил свою знакомую Матюхину найти ему девушку, которую он хотел бы изнасиловать. Матюхина обманным путем привела в дом к Болоткину свою одноклассницу Ольгу Д., 17 лет, после чего заперла дверь и включила на полную мощь магнитофон, чтобы не было слышно криков Д. Как она и предлагала, Ольга оказала Болоткину сопротивление, но с помощью Матюхиной, которая держала Д. За руки и помогала срывать с нее одежду, Болоткину удалось изнасиловать Ольгу.

Как квалифицировать действия Болоткина и Матюхиной?

Дайте квалификацию содеянного и анализ всех элементов состава преступления и квалифицирующих признаков.

Вариант 11.

  1. Покушение на преступление.
  2. Ответственность за преступления совершенные в состоянии аффекта.

 

Задача: В первом часу ночи Мельников и Гасанов, находясь в состоянии сильного опьянения, решили навестить знакомую Марину. Они подошли к ее дому и стали стучать в дверь. На стук вышел ее отец и, не разобравшись в обстановке стал звать на помощь своего брата, проживавшего в соседнем доме.

Услышав крики о помощи и увидев около дома людей, брат схватил охотничье ружье, выбежал на улицу и произвел выстрелы в воздух. Мельников и Гасанов стали убегать. Брат побежал за Мельниковым, загнал его в узкое место между заборами и с расстояния нескольких метров выстрелил ему в грудь, от чего тот скончался на месте.

Дайте анализ содеянного.

 

Вариант 12.

 

  1. Неоконченное преступление и мера наказания за него.
  2. Виды освобождения от наказания в системе уголовно-правовых мер воздействия.

 

Задача: Власов систематически наносил побои своей жене и угрожал ей расправой. Однажды, когда он вновь начал избивать жену, она вырвалась и убежала к соседям. Власов последовал за ней, но на пороге его встретил Скоренок, который, держа кочергу в руках, предупредил Власова, что изобьет его, если он будет издеваться над своей женой. Власов повернулся и пошел домой, в это время Скоренок ударил его кочергой по голове. Этим ударом был причинен тяжкий вред здоровью Власова, от которого он, не приходя в сознание, скончался.

Дайте анализ содеянного.

Вариант 1.

 

  1. Убийство и его виды.
  2. Взятка.

 

Задача: Чумов на почве ревности у себя дома убил Марьева. В это время в дом вошел Марусев. Боясь разоблачения, Чумов убил его. На следующий день он рассказал о содеянном своей сожительнице Наташиной, которая приехала домой к Чумову, смыла кровь с пола, сожгла окровавленные рубашки, помогла Чумову отнести трупы в машину, на которой они отвезли их ночью на берег Оби и сбросили в реку.

Квалифицируйте действия виновных.

 

Вариант 2.

 

  1. Понятие, предмет и система Особенной части УК.
  2. Оскорбление и клевета.

 

Задача: Курносов, зная из разговоров с коллегами по работе, что мастер плавильного цеха Живило, с которым они находились в неприязненных отношениях, отбывал наказание за хулиганство, на собрании трудового коллектива заявил, что «хулиганы и грабители типа Живило не имеют морального права руководить честными людьми». Живило обратился с заявлением в суд о привлечении Курносова к уголовной ответственности за подрыв своей репутации, так как, во-первых, он был осужден в несовершеннолетнем возрасте только за хулиганство и, во-вторых, судимость за это преступление давно погашена.

Содержится ли в действиях Курносова состав клеветы? Какие сведенья образует предмет этого преступления.

 

Вариант 3.

 

  1. Похищение человека.
  2. Заведомо ложный донос.

 

Задача: Жарова, 15 лет, в компании сверстников стала употреблять спиртные напитки, вступать в случайные половые связи, часто не ночевала дома. На замечания родителей не реагировала. Отец Жаровой в воспитательных целях отвез ее в деревню к своей матери, где запер Жарову в бане, оставив ей воды и продуктов. При этом он сказал ей, что время ее заточения должно продлиться до того момента, пока она не поумнеет. Своей же матери Жаров наказал, чтобы она не выпускала внучку из бани и присматривала, чтобы та не убежала. В бане Жарова пробыла 17 дней.

Дайте юридический анализ содеянному.

 

Вариант 4.

 

  1. Терроризм. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
  2. Грабеж.

 

Задача: Плахов попросил Серого похитить для него машину ВАЗ-21013 синего цвета. Плахов имел такую машину, но попал в аварию, и кузов пришел в негодность. Серый выследил подобный автомобиль, но в то время, когда он пытался его завести, из дома вышел хозяин. Серый под угрозой ножа заставил хозяина отдать ему ключи от машины и уехал на ней. Плахов спрятал машину в свой гараж и через неделю договорился со слесарем Венькиным о демонтаже кузова и перебивке номеров. Тогда же он сказал Венькину, что машина угнана, и рассказал, как это было. Венькин перебил номера кузова и двигателя и начал монтаж кузова. Через 10 дней после начала работы сотрудники милиции раскрыли преступление.

Квалифицируйте действия всех виновных.

Вариант 5.

 

  1. Изнасилование.
  2. Экологические преступления и их система.

 

Задача: Трошин был в гостях у Палкиной. После распития спиртных напитков он предложил ей вступить с ним в половые отношения, но та отказалась. Тогда Трошин вынул из шкафа платья Палкиной и, взяв ножницы, заявил, что изрежет все платья, если Палкина не согласиться. Палкина согласилась, но на следующий день подала заявление в милицию, что Трошин её изнасиловал.

Есть ли состав преступления в действиях Трошина, и если да, то какой?

 

Вариант 6.

 

  1. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  2. Халатность.

 

Задача: Скворцов поместил объявления в газете о сдаче жилья в наем. По объявлению обратился военнослужащий Бараев, приехавший в Москву вместе с семьёй на учёбу в военную академию. Однако Скворцов в жилье последнему отказал, аргументируя своё решение отрицательным отношением ко всем кавказцам.

Содержится ли в отказе Скворцова признаки преступления?

Раскройте признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 136 УК РФ.

Вариант 7.

 

  1. Кража.
  2. Хулиганство.

 

Задача: Никольский ночью взломал и похитил пять ящиков коньяка, которые погрузил на свою машину, думая, что никто не видит. Между тем за ним наблюдал из окна Прохоров, который страдал бессонницей. Он записал номер машины и сообщил в милицию.

Вариант. Прохоров окликнул Никольского, но он показал ему кулак и уехал.

Квалифицируйте содеянное Никольским.

 

Вариант 8.

 

  1. Мошенничество.
  2. Понуждение к действиям сексуального характера.

 

Задача: Уланова познакомилась с Колосовым на дискотеке. Они стали встречаться. Колосов предложил ей вступить в половую связь. Она согласилась, но поставила условием использование противозачаточных средств. Во время одной из встреч Колосов нарушил это условие. Узнав об этом, Уланова возмутилась и подала заявление об изнасиловании.

Дайте юридическую оценку ситуации.

 

Вариант 9.

 

  1. Насильственные действия сексуального характера.
  2. Преступление в сфере предпринимательской деятельности.

 

Задачи: Синяков изготовил пробирные клейма для клеймения изделий из золота. Разрешения на изготовление клейма и на клеймение изделий из золота он не имел, но занялся клеймением изделий, которые его знакомые привозили из Турции. На все изделия он ставил клеймо, соответствующее фактическому содержанию золота. За клеймение изделий брал плату, но меньшую, чем в органах пробирного надзора. Налогов Синяков не платил. Налоговая инспекция установила, что Синяков за три года не уплатил налогов на сумму в 25 тысяч рублей.

Квалифицируйте действия Синякова.

 

Вариант 10.

 

  1. Бандитизм.
  2. Заражение венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией.

 

Задача: Наумов с целью осуществления нападений на магазины организовал преступную группу, куда вошли Федотов и Татарников. Для этого он приобрел огнестрельное оружие. Объекты нападения заранее осматривались членами группы, между ними распределялись роли, подготавливались орудия взлома.

Ночью Федотов и Татарников взламывали замки, тайно проникали в магазин и похищали различные промышленные товары, а Наумов находился возле магазина. Таким образом они совершали четыре преступления. Однако один раз на выходе из магазина с товаром их заметил сторож. Наумов выстрелил вверх, преступники скрылись, часть похищенного бросили возле магазина.

При рассмотрении дела в суде адвокат настаивал на квалификации содеянного как кража, так как оружие в процессе нападений на магазины не применялось.

Квалифицируйте действия виновных.

 

 

ТЕСТЫ

Лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, которые не подлежат уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных УК, является

1. - непосредственным исполнителем;

2. – пособником;

3. – организатором;

4. - посредственным исполнителем.

 

27. Фактическая ошибка- это…

1. невиновное причинение вреда;

2. неправильное применение уголовного закона;

3. неправильное представление (заблуждение) лица о фактических свойствах совершенного деяния;

4. неправильное представление (заблуждение) лица о юридических свойствах совершенного деяния.

 

28. Признаком добровольного отказа от преступления не является…

1. фактически совершенное деяние содержит признаки другого преступления;

2. окончательность;

3. возможность доведения преступления до конца;

4. прекращение преступной деятельности.

 

Примерный перечень вопросов

К экзамену

по дисциплине «Уголовное право»

(Общая часть)

1.Уголовное право как отрасль права. Его предмет, методы и задачи.

2. Принципы уголовного законодательства: понятие, виды, значение.

3.Наука уголовного права: её предмет, методы и задачи в современных условиях.

4.Уголовно-правовые отношения: понятие, структура и значение.

5.Понятие и значение уголовного закона. Источники уголовного права. Общая и Особенная части уголовного права, их взаимосвязь.

6.Структура статей Особенной части. Диспозиции и санкция. Виды диспозиций и санкций.

7.Действие уголовного закона во времени: порядок опубликования, варианты вступления в действие, обратная сила уголовного закона.

8.Действие уголовного закона в пространстве. Действие уголовного закона в отношении граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция).

9.Толкование уголовных законов: понятие, виды и значение. Толкование по субъекту и объекту. Способы толкования.

10.Понятие и признаки преступления. Отличие преступлений от иных правонарушений.

11.Классифиация преступлений по степени тяжести (категории преступлений) и её значение. Классификация преступлений в особенной части УК.

12.Общее понятие состава преступления. Понятие конкретного состава. Их значение.

13.Виды составов преступлений: основной, квалифицированный, особо квалифицированный и привилегированный. Обязательные и факультативные признаки состава преступления. Их значение.

14.Понятие уголовной ответственности.

15.Понятие квалификации преступлений. Значение правильной квалификации преступлений.

16.Понятие и значение объекта преступления. Общественные отношения как объект преступления. Значение объекта для определения характера и степени общественной опасности преступления.

17.Виды объектов преступления: общий, родовой, видовой и непосредственный. Виды непосредственного объекта. Дополнительный и факультативный. Значение такой квалификации.

18.Потерпевший от преступл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.197 с.)