Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Функции государства↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Самая простая типология функций государства делит их на внешние и внутренние. Функции государства можно представить в виде следующих схем: К ВНУТРЕННИМФУНКЦИЯМ (основные направления государства по управлению внутренней жизнью страны) относятся: 1) Экономическая функция. Организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, выработка стратегии экономического развития 2) Социальная функция. Удовлетворение потребностей людей в жилье, социальных гарантиях, страховании жизни, поддержании здоровья на должном уровне регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов, поиск путей компромисса и консенсуса в обществе. 3) Правовая функция. Обеспечение порядка и правовых норм, которые регулируют общественные отношения, охрану общественного строя и т. д. 4) Культурно-воспитательная функция. Создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, возможности самореализации, обеспечение развития науки, культуры, образования 5) Политическая функция. Обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям большинства населения или поддержания полномочий главенствующего класса. 6) Экологическая функция. Обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие и экологическую безопасность граждан, принимать меры к предотвращению массовых катастроф, наносящих ущерб индивидам и окружающей среде. Также государство должно предоставить эффективные, юридические средства гражданам, чтобы обеспечить ответственность за нарушение права человека на благоприятную окружающую среду. ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ направлены на обеспечение безопасности, целостности и суверенитета государства, защиту национальных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации, развитие отношении с другими странами, поддержка мирового порядка, культурное и информационное сотрудничество между государствами и др. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, которой становится всё более взаимосвязанным. Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и религиозное особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.
ВОПРОС 3. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ Классификация форм правления осуществляется по разным признакам и основаниям. Несколько примеров типологии государств в зависимости от основополагающего критерия (см. рис. 3. 1). - Остановимся более подробно на двух последних типологиях. Форма правления показывает: · кто правит в государстве; · порядок образования высших органов власти; · порядок их организации и функционирования; · как они взаимодействуют друг с другом и населением.
Рис.3.1. Самой распространенной формой организации власти в истории государства является монархия. Монархия – форма государственного правления, при которой верховная политическая власть сосредоточена в руках одного (моно) человека (царь, король, шах, император) и передается, как правило, по наследству. В истории человечества преобладал тип абсолютной монархии, когда власть правителя никем и ничем не ограничивалась. В современном мире немного таких примеров: Катар, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовская Аравия, Оман, Кувейт. В современных конституционных монархиях: · власть монарха ограничена Конституцией; · законодательные функции – у парламента; · исполнительские функции –у правительства; · монарх – номинальный глава государства. К такой системе не случайно было придумано выражение “Королева царствует, но не управляет”. Законодательная власть и глава правительства выборные. Такая форма правления представлена в европейских странах, монархии имеются в 8 из 15 стран Евросоюза, а также в Японии. В Англии, Дании, Норвегии, Швеции, Испании, Нидерландах, Монако, Люксембурге – в этих европейских государствах тип конституционной монархии, что не мешает им быть классическими демократиями новейшего времени. Республика (от res publica – общее дело) – форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются в результате выборов всеми гражданами, имеющими электоральные права. Признаки республики: · выборность власти; · ее срочность (срок пребывания у власти – ограничен); · ее зависимость от воли избирателей. Основными характеристиками парламентской республики являются следующие: · парламент формируется в результате выборов; · правительство формируется по результатам выборов в парламент. Его создает партия (блок партии), получивших большинство голосов избирателей. Таким образом, и правительство, и парламентское большинство принадлежат одной политической силе; · правительство подотчетно парламенту; · главой правительства становится лидер победившей на выборах партии; он формирует состав Кабинета, согласуясь с парламентским большинством. В качестве примера парламентских республик можно назвать Италию, Германию, Австрию и др. Президентская республика характеризуется следующими чертами: · президент избирается независимо от парламента в ходе специальных выборов; · парламент избирается независимо от выборов президента в ходе специальных выборов; · президент – глава государства и правительства, которое сам формирует; · правительство подотчетно президенту, а не парламенту; · более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства; · наличие системы “сдержек и противовесов” в отношениях между президентом и парламентом. Классическим примером президентской республики являются США. Россия как республика скорее относится к смешанному типу. Его основные характеристики таковы: · двойная ответственность правительства – перед президентом и парламентом; · президент и парламент избираются непосредственно народом; · президент назначает главу правительства; · парламент контролирует правительство через утверждение бюджета, а также через вынесение вотума недоверия.
Другим основанием для типологии и классификации государств является форма государственного устройства – национальное и административно-территориальное строение государства. Форма государственного устройства показывает: · из каких частей состоит государство; · каково правовое положение этих частей и каковы их взаимоотношения; · как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; · в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории. По типу национально-территориального и административно-территориального устройства все государства делятся: · на унитарные · федеративные · конфедеративные Унитарное устройство предполагает: · наличие единых, общих для всей страны представительных, исполнительных и судебных органов власти; · действие одной конституции, единой правовой, законодательной и судопроизводительной системы, единого (одного) гражданства; · наличие единых вооруженных сил; · внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы; · составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают, но для национальностей, этнических групп может допускаться автономия. Автономия – определенная степень законодательной, национальной самостоятельности и компетенции для отдельных территорий унитарного государства. Примеры унитарных государств: Финляндия, Дания, Испания, Италия, и Российская империя до 1917 г. Федеративное государство – союзное государство, состоящее из нескольких государственных формирований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и определенной самостоятельностью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.10 (0.007 с.) |