Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рабочие материалы для первого семинарского занятия↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕРВОГО СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ . СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ФУНКЦИИ, ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ . 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 2. ПЕРВИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ 3. СТРУКТУРА ФУНКЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА . ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА . К середине XIX в. повышение роли собственно социальных функций государства стало настолько очевидным, что теории социальной сущности государства и социальных регуляторов развития государственности оказались недостаточными, появилась необходимость в фиксации возникшего нового качества государства с его социальной атрибутикой. Такой фиксацией стало понятие «социальное государство», введенное в науку в 1850 г. Лоренцом фон Штайном. В определении социального государства Л. фон Штайном содержался ряд принципиальных положений, ставших основой нового понимания функций государства. Он отмечал, что социальное государство обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Также, по его мнению, государство обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве. В данном определении автор преодолевает социологический подход к государству как к арене, на которой происходит классовая борьба, и выделяет в качестве одного из атрибутов социального государства равенство всех людей (личностей) независимо от их социальной принадлежности, делает главной дихотомию личность-государство взамен принятой государство-общество и определяет главной целью государства экономический и социальный прогресс. Таким образом, исходным критерием выделения социального государства в особый тип стало распространение патерналистских отношений государства на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности. Примечательно, что равенство в социальных правах для всех без исключения явилось не только и не столько следствием распространения идей эгалитаризма, сколько объективным следствием изменения места отдельного человека, личности на производстве и в обществе. Так, по мнению О. Тоффлера, возникла такая система, которая для получения богатства использует не физическую силу человека, а его умственные способности. . Этапы становления социального государства: Социалистический этап становления социального государства (70-е гг. XIXв.-30-е гг. ХХ в.). Появление термина «социальное государство» само явилось принципиальным моментом осознания изменений природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от «полицейского» государства, «государства общественного договора», «государства как высшей формы власти» к государству, осуществляющему социальные функции. Появление у государства социальных особых функций не только стало новым способом удовлетворения социальных потребностей общества, но и привело к резкому, скачкообразному возрастанию данных потребностей. В этих условиях традиционные способы удовлетворения социальных потребностей огосударствляются как, например, страхование, или уходят на периферию общественной значимости как благотворительность. В 80-е гг. XIX в. в Германии наряду с термином «социальное государство» появляется другой термин – «государство благоденствия», понимаемый как государство, политика которого направлена на улучшение жизни всех граждан. Оба термина в тот период выражают одно понятие и не конкурируют друг с другом. Главным для них является наделение граждан социальными правами, а государства – социальной ответственностью. Принцип социального государства стал официальной доктриной ряда стран, получив правовое закрепление в Конституции Веймарской республики 1919 г. и Конституции Чехословакии 1920 г. В 1871 г. Германия впервые в истории вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. она же начинает финансировать медицинскую помощь, в 1883 г. вводит пособие по болезни. В 1910 г. Германия вводит обязательное пенсионное страхование. Социальное страхование от несчастного случая на производстве появляется в Австрии в 1887 г., во Франции – в 1898 г., в Норвегии – в 1894 г., в Новой Зеландии – в 1900 г., в Швеции – в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции – в 1891 г., в Норвегии – в 1909 г. В России первый социальный закон – «О бесплатном медицинском обслуживании фабрично-заводских рабочих» – появляется в 1886 г. В 1912 г. вводится страхование по болезни и от несчастных случаев на производстве. В ноябре 1917 г. издаются декреты о страховании от безработицы, о бесплатной медицинской помощи, о пособиях по случаю болезни, родов и смерти. С 70-х гг. XIX в. до начала Второй мировой войны государственное страхование полностью охватило сферы социальных рисков во всех странах Европы и Америки. Идеи равенства, солидарности, справедливости, бессословного общества, требование вмешательства государства в распределение доходов, уравнивания доходов и ответственности государства за социальную политику, демократизация власти в этот период стали основой политических и государственных преобразований во многих странах. При этом необходимо отметить, что в политологии, экономике, истории широко представлены исследования генезиса социалистических идей и их практической реализации, но весьма ограничены теоретические обобщения кардинальных изменений в этот период функций государства и приобретение им новых, ранее не свойственных ему атрибутов и свойств. По сравнению с предшествующим периодом государство взяло на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечило доступность социальной поддержки всем членам общества, создало государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, ввело бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, стало доминирующим субъектом социальных функций в обществе. Все эти метаморфозы государства можно определить как приобретение им нового качества – социального государства. В свою очередь, новые атрибуты, появившиеся у социального государства, – доступность социальной поддержки всем членам общества, наличие государственных систем социального обеспечения и социальной защиты, наличие социальных бюджетов и использование механизмов социального страхования для консолидации рисков – могут рассматриваться как первичные критерии выделения социального государства из ряда других государств и основа его дефиниции. В то же время полное совпадение социалистических принципов и целей с атрибутами социального государства свидетельствует об очень тесной связи социального государства и социалистической идеологии. По сути, социальное государство стало реализацией социалистической идеи, поскольку в определенной точке сошлись, совпали два объективных, относительно независимых, но имеющих единую основу общественного бытия процесса – развитие социальных функций государства, обусловленное развитием производительных сил и изменением роли личности на производстве и в обществе, и идеологическое осознание данных процессов и соответствующей этому осознанию идеологии. . Рис. 1. Схема элементов системы социального государства . Возникновение социальных функций государства – это не одномоментный процесс, а долгий эволюционный путь, состоящий из нескольких этапов. На первом этапе социальные цели, изначально присущие государству, достигаются через правовые, административные, политические и в первую очередь экономические функции. Можно говорить о том, что на этом этапе в качестве социальных целей выступают цели экономического выживания и безопасности, а чисто социальных целей нет. Позже появляются собственно социальные цели, которые носят достаточно обобщенный характер и адресованы большим социальным группам и целым сословиям. Данные цели достигаются через стимулирование социальной активности общественных институтов и в форме единичных государственных актов. И только с середины XIX в. в развитых странах социальная активность государства приобретает устойчивый целенаправленный характер и оформляется в систему государственных функций. Возникновение и развитие социальных функций является двойственным процессом. С одной стороны, возрастает количество социальных функций, а с другой – происходит включение социальных функций в сложные функциональные системы и в результате – «социализация» иных функций. Функции социального государства – это главные направления его деятельности, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, выступающих на ранних стадиях развития государственных форм в виде общих принципов деятельности государства, например, перераспределения богатства, регулирования трудовой деятельности, или в виде экономических функций, функции социального государства появляются только на определенных стадиях развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре производительных сил, с возникновением нового эволюционного типа индустриального государства. Особенностью социальных функций социального государства является их направленность на достижение специфических целей, в других формах государственности не существующих. Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существовали всегда, но только для социального государства удовлетворение социальных потребностей – цель. Появление у государства новых социальных задач, с одной стороны, порождает новые, специфические для государства функции, а с другой – трансформирует многие традиционные его функции, придавая им социальное значение. . Этапы развития социальных функций государства: 1. Первичные социальные функции – регулирование трудовой деятельности, регулирование отношений среди членов общества, обеспечение общедоступности естественных благ и т. п. 2. Экономические функции, направленные на достижение социальных целей, – создание благоприятных экономических условий, регулирование природопользования, повышение уровня личного потребления и др. 3. Общие социальные функции – обеспечение доступного здравоохранения и образования, удовлетворение культурных запросов и т. п. 4. Социальные функции социального государства – обеспечение занятости, социальное обеспечение и пр. Пройдя через эти четыре этапа, социальные функции стали ведущими по отношению к другим государственным функциям, трансформируя их под социальные цели. Самый яркий пример дает трансформация экономики под социальные задачи в форме социально ориентированного рыночного хозяйства. Социальная ориентированность многих функций социального государства порождает объективные трудности в их систематизации и определении механизмов реализации. К собственным функциям социального государства относятся только те, через которые реализуются его основные характеристики, проявляющиеся в виде атрибутов или константных свойств. Функциональная система социального государства: совокупность функций и связей между ними, через которые реализуются его специфические цели, выступающие в виде системообразующих устойчивых свойств (признаков, атрибутов). Нужно оговориться, что речь идет только о специфических функциях социального государства, непосредственно вытекающих из его задач. Эта оговорка важна для понимания того, что каждая из этих функций при реализации многократно дробится, образуя функциональное дерево, каждая веточка которого может быть инкорпорирована в функциональную систему, содержащую экономические, политические и другие функции и направленную на достижение иных, не только социальных, целей. Новые цели, появляющиеся у государства в новых культурно-исторических условиях, обусловливают формирование ранее отсутствующих функций, обеспечивающих достижение данных целей, которые, в свою очередь, придают государству новые качественные характеристики, закрепляемые в виде его свойств или атрибутов. В то же время устойчивые свойства государства, становясь принципами, исходными условиями и целями его деятельности, существенным образом модифицируют и влияют на дальнейшее развитие функций, через которые они реализуются. . Иерархия становления функций социального государства представлена следующим образом: 1. Социальное обеспечение – является самой ранней функцией социального государства. С нее началось изменение отношений общества и личности, приобретение государством социальных качеств, именно она стала первой изначальной социальной обязанностью государства. Сопоставление данной функции с атрибутами социального государства показывает, что с ее развитием расширяется и перечень константных признаков, которыми она обусловлена. В период становления социальное обеспечение напрямую связано с реализацией принципа всеобщей доступности социальной поддержки. Затем социальное обеспечение получает закрепление в правовых актах и становится неотъемлемым правом человека. В дальнейшем данная функция начинает реализовываться через бюджетное финансирование и создание государственных структур социального обеспечения. На более поздних этапах развития социального государства через нее реализуется принцип ответственности государства за достойный уровень благосостояния граждан. 2. Обеспечение доступного здравоохранения и образования – не являются присущими только социальному государству. Будучи условиями физической и экономической жизни людей, они в той или иной форме реализуются и в других исторических формах государства. Особенность их реализации в социальном государстве связана с тем, что они становятся неотъемлемыми правами людей, а их обеспечение – обязанностью государства. Механизмом их реализации становятся государственные ассигнования, а для здравоохранения – система социального страхования. Таким образом, через функцию обеспечения доступного здравоохранения и образования реализуются такие свойства социального государства, как правовая природа социальной политики и наличие социального бюджета. Всеобщая доступность социальной поддержки, правовая природа социально-политического регулирования социальных процессов, социальное бюджетное финансирование и наличие специализированных государственных структур лежат и в основе функции социальной защиты. 3. Социальная защита – не может быть реализована без существования в государстве принципов всеобщности, правовой основы, бюджетного финансирования, но только создание государством специализированных государственных структур делает эту функцию реальной. Дальнейшее развитие этой функции связано с реализацией принципов ответственности за уровень жизни граждан. Отсюда видно, что связь между константными признаками и функциями, через которые они выражаются, возникает не одномоментно, а является эволюционным процессом. Государственная ответственность за уровень благосостояния появляется у социального государства наряду с созданием условий для развития гражданского общества. Реализация государством этих двух целей ведет к появлению двух новых функций – обеспечение занятости и предоставление социальных услуг. Принятие государством на себя этих функций также знаменует собой переход к активной государственной социальной политике. 4. Сглаживание социального неравенства. Новые атрибуты социального государства становятся важнейшими условиями реализации более ранних функций, например социального обеспечения, общедоступного здравоохранения и образования, социальной защиты и сглаживания социального неравенства. 5. Обеспечение занятости – возникнув как государственная функция в период Веймарской республики и получив яркое выражение в политике Нового курса Ф. Рузвельта в период преодоления Великой депрессии в США в начале 30-х гг. ХХ в., собственно постоянной государственной функцией, включенной в систему основных функций государства, становится только после Второй мировой войны. 6. Предоставление социальных услуг – появившихся как функция социального государства во второй половине ХХ в., фиксирует новое качество социального государства и определяет уровень его развития. С реализацией данной функции социальное государство не только берет на себя ответственность за уровень благосостояния населения и ответственность за социальную политику, но и начинает выступать как прямой субъект удовлетворения социальных потребностей человека, непосредственно обеспечивая ему реализацию расширяющегося перечня социальных услуг. По сути, появление у государства данной функции можно рассматривать как переход государства из состояния тотального подавления индивида, насилия над ним в состояние, когда государство подчинено интересам каждого человека, служит обществу и отдельному человеку. Данная функция, опираясь на всю систему атрибутов социального государства, напрямую реализуется через механизмы гражданского общества. Обеспечение занятости и предоставление социальных услуг опираются на все сложившиеся до этого инвариантные свойства социального государства, включая создание специализированных государственных структур. 7. Проведение государственной социальной политики – включенной в структуру общеполитических функций государства, – принципиально новое явление в развитии социального государства. Социальная политика уже не связана с формированием нового, не существовавшего на предыдущих этапах атрибута социального государства. Эта функция реализуется через все ранее возникшие свойства на основе их интеграции в единую систему. . Исходя из этого можно сделать вывод, что дальнейшее развитие функциональной системы социального государства обеспечивается разным уровнем развития, активности отдельных его атрибутов (признаков) в рамках одной системы (табл. 1). .
Таблица 1. Последовательность формирования РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕРВОГО СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ . СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.82.221 (0.013 с.) |