Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тарифы на тепловую и электрическую энергию

Поиск

 

Экономические взаимоотношения между поставщиками и потребителями тепловой и электрической энергии определяются прейскурантами - тарифами, которые должны:

- отражать все виды затрат, связанные с производством, передачей, распределением тепловой и электроэнергии, а также планируемые отчисления и накопления;

- способствовать снижению народнохозяйственных затрат, связанных с производством и использованием энергии;

- учитывать качество тепло- и электроэнергии;

- по возможности обеспечить простоту измерений энергии и расчётов с потребителями.

Большинство стран мира устанавливают соотношение тарифов на энергию для промышленности и населения в пределах 1: (1,6-2,7), т. е. тариф для населения в 1,8-2,7 раза выше среднего тарифа промышленных потребителей. В нашей республике промышленность платит за 1 кВт • ч электроэнергии примерно в 3,5 раза больше коммунально-бытового сектора.

Такая практика перекрестного субсидирования приводит к комплексу негативных последствий:

1) увеличение себестоимости промышленной продукции на сумму скрытых дотаций населению обусловливает увеличение цены за товары, потребляемые населением;

2) льготные тарифы не способствуют рациональному энергосбережению и приводят к расточительному потреблению электроэнергии;

3) повышение себестоимости промышленных товаров приводит к потере ценовой конкурентоспособности белорусских товаров на внешнем рынке;

4) увеличение тарифов для промышленных предприятий сокращает доходную часть бюджета, поскольку уменьшается основная часть налогообложения предприятий - прибыль.

Необходимость полной оплаты населением за потребленные коммунальные услуги обусловливает и тот факт, что многие котельные, принадлежащие крупным промышленным предприятиям, не могут своевременно получить от потребителей вырабатываемой ими электрической и тепловой энергии деньги, и это сильно сказывается на результатах их производственной деятельности. Поэтому первым шагом на пути выхода из создавшегося негативного положения является уход от перекрестного субсидирования и постепенный переход льготируемых потребителей на обоснованные тарифы.

На территории Республики Беларусь тепловая энергия отпускается по тарифам, регулируемым облисполкомами и Минским горисполкомом в соответствии с действующим законодательством, целью которого является однообразное решение следующих задач:

- устойчивое снабжение юридических лиц и населения тепловой энергией;

- защита потребителей тепловой энергии от естественной монополии энергоснабжающих организаций;

- создание нормальных экономических условий для функционирования энергосберегающих организаций.

Тепловая энергия в Республике Беларусь продаётся по одноставочному тарифу. Тариф дифференцируется по энергосистемам и параметрам отпускаемой тепловой энергии (отборный, острый и редуцированный пар). При понижении параметров отпускаемой тепловой энергии уменьшается её потребительская ценность. Это ведёт к снижению тарифа.

Стоимость тепловой энергии в паре и горячей воде определяется тарифами за 1 Гкал согласно паспортным параметрам котлов или отборов турбин на коллекторе ТЭЦ (котельной). При этом количество тепловой энергии в паре, поступающем потребителю, определяется как произведение весового количества пара на его теплосодержание, обусловленное договором при установленных параметрах пара, и учитывается на границе раздела тепловых сетей энергоснабжающей организации и потребителя. Граница раздела определяется по балансовой принадлежности тепловых сетей.

На тепловую энергию тарифы устанавливаются с учётом возврата конденсата. За невозвращённый конденсат потребитель должен платить дополнительно (на 10-20 % больше). Стимулирование потребителей к возврату конденсата является одним из путей решения задач энергосбережения.

Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую республиканскими унитарными предприятиями концерна «Белэнерго», устанавливаются с учетом коэффициента для перевода этих тарифов в эквивалент доллара США.

Оплата тепловой энергии потребителями (кроме населения) производится по тарифам с применением механизма индексации утвержденных тарифов по формуле

Тм = Тб – [Ви + (1 – Ви) Кн Кд],

где Тм - тариф, определенный с применением механизма индексации;

Тб - базовый тариф, установленный в соответствии с действующим законодательством;

Ви - неиндексируемая доля тарифа на тепловую энергию, определенная

при их установлении (понижающий коэффициент);

Кн - значение официального курса белорусского рубля и доллара США на день оплаты (или оформления платежных документов потребителем тепловой энергии);

Кд - коэффициент для перевода тарифов на тепловую энергию в долларовый эквивалент, определенный при их установлении (Кд = 1/Кб, где Кб - значение курса белорусского рубля и доллара США на день установления действующего тарифа).

К составляющим базового тарифа, которые зависят от изменения курса белорусского рубля к доллару США, относятся:

а) в себестоимости:

- затраты на топливо (газ, мазут, дизельное топливо и т. д.);

- затраты на покупную энергию;

- вспомогательные материалы, запчасти, химреактивы и другие мате-риалы для ремонтно-эксплуатационого обслуживания, не производимые в республике,

- отчисления в инновационный фонд;

- услуги производственного характера, оказываемые нерезидентами;

б) в прибыли:

- прибыль на капитальные вложения.

При расчете базовых тарифов определяют плановые доли этих составляющих, не зависящие от изменения курса белорусского рубля к доллару США, которые вместе с остальными составляющими затрат (заработная плата, амортизационные отчисления, прочие денежные расходы и т. д.) определяют неиндексируемую долю тарифа.

Основными видами системы тарифов на электроэнергию являются:

- одноставочный тариф по счётчику электроэнергии;

- двухставочный тариф с основной ставкой за мощность присоединённых электроприёмников;

- двухставочный тариф с оплатой максимальной нагрузки;

- двухставочный тариф с основной ставкой за мощность потребителя, участвующего в максимуме энергосистемы;

- одноставочный тариф, дифференцированный по времени суток, дням недели, сезонам года.

Одноставочный тариф по счётчику электроэнергии предусматривает плату только за электроэнергию в киловатт-часах, учтённую счётчиком. Этот вид тарифа широко используется при расчётах с населением и другими непромышленными потребителями. Потребитель, не использующий энергию в рассматриваемый отчётный период, не несёт расходов, связанных с издержками энергоснабжающих организаций, которые обеспечивают подачу электроэнергии в любой момент времени. По этому тарифу стоимость 1 кВт • ч при любом количестве потреблённой энергии остаётся постоянной. Однако затраты на 1 кВт • ч при увеличении производства (потребления) энергии уменьшаются и, следовательно, должна снижаться тарифная ставка на потребляемый киловатт-час. Это учитывается введением ступенчатого тарифа по счётчику.

По одноставочному тарифу на электроэнергию с платой за отпущенное количество энергии с потребителя взимается плата за потреблённую электроэнергию, учтенную счётчиками, по некоторой усреднённой стоимости для электроэнергетической системы (ЭЭС). Поскольку перспективные годовые потребления электроэнергии прогнозируются достаточно точно, то суммарная плата за пользование электроэнергией покрывает все расходы ЭЭС и обеспечивает плановые накопления.

Одноставочный тариф стимулирует потребителя сокращать непроизводительный расход электроэнергии, создавать наиболее рациональные системы электроснабжения и режимы работы энергоприёмников, так как это позволяет снизить издержки данного предприятия. Однако отсутствие дифференциации стоимости электроэнергии по времени суток не стимулирует потребителя снижать нагрузку в часы максимума и повышать в часы ночных провалов, т. е. не способствует выравниванию графика нагрузки ЭЭС, а следо-вательно, и снижению затрат на производство электроэнергии.

Двухставочный тариф с основной ставкой за мощность присоединённых электроприёмников преду-сматривает плату (П) за суммарную мощность присоединённых электро-приёмников (Рп) и плату за потреблённую электроэнергию (W), кВт • ч, учтённую счётчиками:

П = a Рп + b W,

где a - плата за 1 кВт (или кВ • А) присоединённой мощности;

b - плата за 1 кВт • ч потреблённой электроэнергии.

Необходимость действия такого тарифа обусловлена тем, что установленная мощность современных крупных промышленных предприятий составляет сотни и тысячи мегавольт-ампер. Затраты на электрооборудование и на систему электроснабжения в ряде случаев превышает 50 % стоимости предприятия. На сооружение систем электроснабжения расходуется значительное количество кабельной продукции и оборудования.

Двухставочный тариф с оплатой максимальной на-грузки предусматривает плату как за максимальную нагрузку (Рmax, кВт) потребителя (основная ставка), так и за потреблённую электроэнергию (W, кВт • ч), учтённую счётчиками:

П = a Рп + b W,

где a - плата за 1 кВт максимальной мощности;

b - плата за 1 кВт • ч электроэнергии.

Двухставочный тариф с основной ставкой за мощ-ность потребителя, участвующую в максимуме энерго-системы, учитывает не вообще максимальную мощность потребителя, а заявленную им единовременную мощность, участвующую в максимуме ЭЭС - Рmax.

Одноставочный тариф, дифференцированный по времени суток, дням недели, сезонам года, предусма-тривает ставку только за энергию, учтённую счётчиками, но при разных дифференцированных ставках. Обычно предусматриваются три ставки за энергию, потреблённую в часы утреннего и вечернего максимума (b3), в часы полупиковой нагрузки (b2) и часы ночного провала нагрузки (b1), причём b3>b2>b1.

Плата за электроэнергию при применении этого вида тарифа

П = W1b1 + W2b2 + W3b3 = W1b1 + (W – W1 – W3) b2 + W3b3 ,

где W1- энергия, потреблённая в часы ночного провала графика нагрузки ЭЭС;

W2 - энергия, потреблённая в часы полупиковой нагрузки;

W3- энергия, потреблённая в часы максимума ЭЭС;

W = W1 +W2 +W3 - общее потребление энергии.

Существует дифференциация тарифов на электроэнергию для городского и сельского населения. Так, тарифы на электрическую энергию для городского население проживающего в домах, оборудованных электроплитами, ниже по сравнению с тарифом для всего городского населения. Для сельского населения тариф дифференцирован в зависимости от места проживания: в городских населённых пунктах он несколько выше, чем в сельских населённых пунктах. Для всех других потребителей он одинаков.

Тариф на природный газ, отпускаемый населению, проживающему в жилых домах, где имеются квартирные газовые счётчики, установлен за 1 м3 потребляемого газа. При этом он ниже в отопительный сезон (при наличии газового отопления) и выше в летний период. При отсутствии газового отопления размер его такой же, как и в летний период. В жилых домах, где квартирные газовые счётчики не установлены, тариф взимается с 1 прожива-ющего в месяц. При этом он дифференцирован в зависимости от наличия в квартире газовой плиты и:

- централизованного горячего водоснабжения;

- газового водонагревателя (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения);

- отсутствия централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя.

Отпуск газа населению для отопления нежилых помещений (теплиц, мастерских по ремонту техники, гаражей, для различного рода производственных и сельскохозяйственных работ, спортивных занятий и т. п.) производится по ценам, установленным для промышленных потребителей. При этом при наличии отдельного счётчика газа в этих помещениях расчёт производится по показаниям счётчика, при отсутствии счётчика - по утверждённым нормам расхода газа на 1 кв. м отапливаемой площади.

Розничные цены на твердое топливо устанавливают исполкомы областных и Минского городского Советов депутатов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.71 (0.011 с.)