Условия успешного функционирования рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия успешного функционирования рынка



Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий (принципов):

    • свобода законной экономической (предпринимательской) деятельности всех участников общественного производства;
    • всеобщность рыночных отношений;
    • договорный характер экономических отношений;
    • равноправие экономических агентов;
    • определенный уровень экономической ответственности;
    • свободное рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;
    • конкуренция, которая является основой рынка;
    • гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;
    • многообразие форм собственности;
    • устойчивые денежная и финансовая системы;
    • стабильная политическая обстановка.

Рынок как эффективный механизм координации деятельности экономических субъектов характеризуется следующими преимуществами:

    • эффективное распределение ресурсов;
    • возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках;
    • гибкая приспособляемость к изменениям конъюнктуры (высокая мобильность);
    • восприимчивость к достижениям НТП и оперативное их внедрение в производство;
    • свобода выбора и действий;
    • способность к удовлетворению разнообразных потребностей.

Вместе с тем рынок характеризуется и рядом негативных сторон:

    • не сохраняет невоспроизводимые ресурсов;
    • не сохраняет окружающую среду;
    • не регулирует мировые богатства и ресурсы (например, рыбные);
    • не создает коллективных товаров и услуг (образование, оборона, здравоохранение);
    • не гарантирует право на труд и доход (не перераспределяет доходы);
    • не обеспечивает фундаментальных исследований;
    • удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги, а не спрос на социально значимые товары;
    • подвержен нестабильности, периодическим спадам и подъемам.

В завершение отметим особенности современной рыночной экономики:

    • гибкое, адаптивное производство;
    • целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат;
    • насыщенность товарами и услугами;
    • изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса;
    • государственное регулирование и стимулирование конкуренции;
    • формирование нового типа трудовых отношений через участие в собственности, в управлении производством рабочих (рабочая акционерная собственность).

Таким образом, рыночная экономика представляет собой многосложную систему связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно принятые решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Основным источником информации, на основе которого выбирается тот или иной вариант экономического поведения, являются цены, уравновешивающие спрос и предложение.

Рыночный спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

Спрос, функция спроса

Спрос (Demand) показывает какое количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить в данный момент времени по каждой предложенной на рынке цене.

Следует различать термины «спрос» и «величина спроса».

Величина спроса – это количество товара, которое потребители хотят и могут себе позволить (готовы) приобрести по данной конкретной цене. Следует отметить важное условие, что под спросом мы понимаем только то количество товара, которое способен приобрести покупатель. Таким образом, мы всегда говорим о платежеспособном спросе.

Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: обычно чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.

Экономисты называют спросом количественную величину, меняющуюся в зависимости от разных условий, называемых факторами спроса.

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:

  • Цена данного товара (Р);
  • Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Р s, Р c);
  • Текущие доходы потребителей (I);
  • Вкусы и предпочтения потребителей (Z);
  • Объективные (внешние) условия потребления (N);
  • Информация о рынке и товаре, в том числе и реклама (Inf);
  • Запасы товара (R);
  • Период времени, в том числе и сезонность потребления (T);
  • Ожидания потребителей (Е).

Спрос, конечно, зависит от многих переменных, и здесь перечислены лишь основные факторы.

Зависимость спроса от различных факторов называется функцией спроса:

Q d = f (Р, Р s 1 … Р s n, Р c 1 …Р c m, I, Z, N, Inf, R, T, E), где Q d - объем спроса.

В наиболее простом случае функцию спроса выражают исключительно от цены на товар, как от основного фактора, влияющего на спрос:

Q d = f (P)

Линейную функцию спроса (т.е. когда она представлена в виде прямой на графике) математически можно записать следующим образом:

, где

a – максимально возможный спрос на рынке на данный товар,

b – зависимость изменения спроса от изменения цены (одновременно отражает и угол наклона кривой спроса),

p – цена на товар.

Знак «минус» показывает, что функция спроса имеет убывающий вид.

Функция спроса может быть представлена и в табличной форме в виде шкалы спроса. Например, спрос на товар можно представить следующим образом:

Цена товара, руб.        
Количество товара, шт.        

Также спрос и, соответственно, функцию спроса можно выразить графически:

Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса - это изменение величины спроса при изменении цен, т.е. количества товара, которое готовы приобрести покупатели. Изменение спроса – это смещение самой кривой спроса, преимущественно оно отражает влияние неценовых факторов (исключением является изменение цен на связанные товары). Например, увеличение доходов потребителей вызывает смещение кривой спроса вправо.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

  • снижение цены увеличивает число покупателей,
  • расширяет их покупательную способность,
  • делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.

Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению спроса (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает).

Взаимосвязь цены и спроса можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f (Q) – это обратная функция спроса. Линейная функция спроса будет выглядеть, как

.

Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.

Индивидуальный и совокупный (рыночный) спрос. Совокупный спрос на рынке складывается из индивидуального спроса множества покупателей. Причем под индивидуальным спросом может приниматься как спрос отдельного потребителя, так и спрос на одном из рынков данного товара (например, региональном). Предположим, что спрос на некоторый товар складывается из индивидуального спроса трех потребителей, тогда совокупный спрос можно представить как:

Нетипичное поведение величины спроса выражается в том, что цена увеличивается и это вызывает рост величины спроса. В экономической теории отмечены несколько эффектов, когда спрос ведет себя нетипично.

Эффект Гиффена. При повышении цен на товары первой необходимости, опасаясь дальнейшего роста цен, население с низким уровнем дохода начинает покупать эти товары в большем количестве, создавая запас на будущее. Таким образом, чем выше цена на товар, тем больше величина спроса на него. Это явление впервые описано в середине XIX века, когда под угрозой голода в Ирландии люди отреагировали на рост цены картофеля увеличением спроса на него.

Эффект Веблена (1899 г.). Этот эффект выражается в показном потреблении престижных товаров. Повышение цен на некоторые престижные товары и услуги не делает их менее привлекательными для тех, кто покупает не столько сам товар, сколько престиж, связанный с обладанием этим товаром (например, покупка дорогого автомобиля, одежды в модном бутике, обед в дорогом ресторане). Однако эффект Веблена может иметь под собой и рациональную основу: цена товара может отождествляться с его ценой, при этом потребитель начинает остерегаться покупки товаров по низким ценам. Этот эффект наиболее активно используется в маркетинге: создание модных престижных и дорогих брендов также основано на эффекте Веблена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.007 с.)