Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История ораторского искусства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Искусство говорить ценилось с самых древних веков. Оратор – одна из древнейших профессий. Достаточно вспомнить восточные сказки, в которых описываются целые ораторские баталии, сказки о Хадже Насреддине, прославившимся своими речами. Вспомним древнюю Грецию и Рим. Оратор в этих странах ценился на вес золота. За большие деньги богатые люди нанимали себе собственных трибунов. Не только в древнем мире ценилось это искусство. Кто читал Пушкина, помнит: "Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка". ("Евгений Онегин"). У Экзюпери есть хорошее высказывание: "Умение говорить - величайший подарок людям". ("Ночной полет"). Великие ораторы входят в историю. Демосфен, Домокл, Хаджа Насреддин - были не только ораторами. Как оратор вошел в историю и ученый Архимед. А можно ли научиться говорить? Например, Демосфен, который с детства страдал от заикания и тихого голоса, поставив себе целью стать оратором, поселился у моря и репетировал свои речи, стоя на берегу и держа за щекой камушки, добиваясь, чтобы речь звучала громко и понятно. Нужно ли сейчас, в наш век информационного взрыва, умение хорошо говорить?
Как подготовиться к докладу. Что необходимо для подготовки к докладу? 1. Знать аудиторию. - определить время выступления - использовать термины - определить тип доклада (научный, популярный, общий и т.д.) 2. Набросать тезисы доклада 3. Ознакомиться с литературой на эту тему. - соберите значительно больше материала, чем вы намерены использовать. Подберите сто мыслей и отбросьте из них девяносто. - создайте резервные знания, то есть соберите значительно больше материала, чем вы можете использовать, получите наиболее полный объем информации. 4. Подобрать и скомпоновать собственные мысли, выработать и оформить собственные убеждения (а не выписывать механически на бумагу фразы и заучивать их). 5. Речь должна вызреть. Не пытайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут. Обдумывайте ее в свободное время, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Делайте ее предметом бесед. Обсуждайте ее с друзьями, родными. Записывайте все мысли и примеры 6. Написать доклад. - если в голове и сердце оратора действительно есть идея, внутренняя потребность высказаться, он может почти полностью быть уверен в успехе. (Это интересно мне, я хочу, чтобы это было интересно и вам). 7. Отрепетировать его. - Если можете, запишите свое выступление на диктофон и прослушивайте ее. - Записи в руках оратора на 50% уничтожают интерес к выступлению. Главное - не читайте своих речей. Трудно заставить аудиторию вынести чтение речи по бумажке. - Репетируйте ее про себя, когда вы ходите по улице. - Уединяйтесь и произносите речь полностью с начала до конца с жестами, дав себе волю. 8. Подготовиться психологически. (Преодолеть неуверенность в себе). - Готовьтесь к выступлению. Вы будете чувствовать себя неуверенно, если не будете знать то, о чем вы собираетесь говорить. - Проявляйте уверенность. "Чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, будто вы действительно смелы, напрягите для этой цели всю свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества". - Практикуйтесь. Это самое важное для достижения цели. Страх является следствием неуверенности, неуверенность вызвана незнанием того, на что вы способны, а это незнание - результат недостатка опыта. Поэтому создайте себе багаж успешного опыта, и ваши страхи исчезнут. ЧТО ПОЛЕЗНО СКАЗАТЬ СЕБЕ а)... при подготовке: - Я знаю, что от меня хотят услышать; - Я могу свести свою точку зрения к одному предложению, а основные мысли - к трем; - У меня увлекательное начало, ясная середина и наводящее на размышление завершение; - Основные положения выступления я написал разными цветами на карточках, чтобы подчеркнуть главное. Я не забыл пронумеровать карточки - это мне поможет, если я их уроню; - Я испробовал свою речь на родителях, дедушке, бабушке, собаке, кошке, соседе, дворнике и зеркале. После их критики я все учел и попробовал снова. б)... при выступлении - Я буду помнить, что выступление начинается с минуты, когда я поднимусь со своего кресла. Я собираюсь уверенно выйти на сцену и осмотреть аудиторию, прежде чем начать; - Я глубоко вздохну и начну, достаточно медленно и громко (направив голос на человека в последнем ряду), так, чтобы все услышали эту речь, над которой я столько работал; - Я буду смотреть на каждого слушателя, чтобы донести до них свое выступление; - Я не дам своим рукам приклеиться к кафедре или карманам, чтобы жестикулировать и прояснять вещи, которые я говорю; - Закончив, я сделаю небольшую паузу, затем уверенно удалюсь со сцены. После выступления я отыщу в зале своего знакомого и спрошу, что прошло неплохо и над чем предстоит в дальнейшем поработать; - Чтобы ни произошло, я все равно открою что- то новое в себе и узнаю о других (да при таком отношении понятия «провал» просто не существует!). Каждый раз, оказавшись перед публикой, я совершенствую свое умение выступать.
Типы выступлений
информационное развлекательное агитационное научное популярное
Информационное выступление объясняет ту или иную позицию. Агитационное - убеждает что-то делать (доводы), активизирует слушателей к действию, воодушевляет перед делом.
Части выступления Вступление Основная часть Заключение
ВСТУПЛЕНИЕ Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж, и на него сравнительно легко произвести впечатления, возбудить любопытство и завоевать его внимание. С чего лучше начать выступление? - Задав вопрос (Например: Вы знаете, где построена первая АЭС?). - Затронув жизненно важный интерес слушателей. - Начав с потрясающих фактов, с цитаты. - Поведав интересную историю. Если слушатели настроены враждебно, то сразу надо сказать, что вы это знаете: "Я раньше думал, как и вы, но в силу обстоятельств изменил свое мнение и излагаю его". Плохо если оратор говорит: "Я, конечно, вас не убедил...", "Если мои доводы не подействуют, то...". Не следует начинать выступления с юмористического рассказа и с извинения. И то, и другое обычно бывает неудачным. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот. Обычно такая попытка приводит аудиторию в замешательство. Никогда не извиняйтесь, так как обычно это оскорбляет ваших слушателей и раздражает их. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Это главная мысль, вокруг которой строится доклад. Как сделать ясным смысл вашего выступления? - Делайте незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями. Например: Если вы хотите дать ясное представление о величине Аляски, то не надо приводить данные о ее площади в квадратных километрах; назовите города, которые можно было поместить на ее территории. - Избегайте специальных терминов, выступая перед людьми, не связанными с вашей профессией. - Будьте определенными. Не говорите слова "собака", если вы имеете в виду "фокстерьера с черным пятном над правым глазом" - Повторяйте ваши главные мысли, но не повторяйте и не употребляйте дважды одни и те же фразы. Варьируйте предложения, но повторяйте вашу мысль, не давая слушателю заметить это. - Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводив общие категории конкретными примерами и случаями. - Обстоятельно осветите вопрос, которого вы касаетесь, и больше к нему не возвращайтесь. Не нужно перескакивать с одного вопроса на другой и возвращаться к нему снова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Помните: то, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить. Не заключайте свое выступление словами: «Вот, пожалуй, все, что я хотел вам сказать», "Все"; "Я закончил". Плавно завершайте свою речь. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой. Вот семь вариантов концовок: - резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затронули в своем выступлении. "Сначала расскажите публике, что вы собираетесь рассказать ей; затем рассказывайте, а потом вы расскажите ей о том, что вы уже рассказали". - призвать к действию; - сделать слушателям подходящий комплимент; - вызвать смех; - процитировать подходящие поэтические строки; - создать кульминацию; Подготовьте хорошее начало и хорошее заключение выступления и сделайте так, чтобы они были связаны друг с другом. Всегда прекращайте свое выступление прежде, чем ваши слушатели захотят этого. Помните: "После пика популярности очень скоро наступает пресыщение".
Контакт с аудиторией. Наладить контакт с аудиторией позволяют обращение, первые фразы выступления, благожелательный взгляд, приветливое выражение лица. Как обратиться к аудитории? Это зависит от того, кто ваши слушатели. Возможны варианты: «Господа!», «Дамы и господа!», «Уважаемые коллеги!», «Друзья!»... Но помните, что эта официальная форма обращения употребляется председательствующим и основным оратором. Если у вас не основное выступление, то после представления вы сразу начинаете свою речь без обращения. Облегчает выступление зрительный контакт с кем-либо из слушателей, активно реагирующих на ваши слова. Следите за настроением слушателей. Информационную перегрузку, отсутствие интереса (или его потерю) можно увидеть по изменению позы ваших слушателей, и если вы сумеете это заметить и понять, то вам будет легко изменить ситуацию: пошутить, отвлечь слушателей, прерваться - в общем, сделать все, чтобы после короткой передышки вновь привлечь к себе внимание. Первое. Вас слушают внимательно, заинтересованы в информации: • слушатели сидят, не развалившись, прислонясь к спинке кресла, а как бы подавшись вперед, к вам, голова слегка наклонена, взгляд на лектора и плечи приподняты. Второе. Информация неинтересна или ее чересчур много: • поза меняется: голова скорее прямо, чем набок, спина ненадолго распрямляется и затем сгибается, как бы под тяжестью, округляется (сутулится), взгляды в потолок, на часы, на окружающих. В этих случаях лучше прерваться, так как дальнейший разговор бесполезен. Если по ходу выступления вы очень волнуетесь, то сделайте паузу (несколько глубоких вдохов) и расслабьтесь. В конце речи поблагодарите слушателей за внимание (в коротком выступлении это не принято).
Советы выступающему:
Подготавливая графическую часть выступления, помните: -ваши материалы должны быть видны всей аудитории. -не перегружайте таблицы и графики данными. -чтобы избежать монотонности и скучной однообразности, используйте разные цвета, размеры шрифта и схем. -иногда стоит нарисовать график или внести изменения по ходу рассказа в присутствии слушателей - это делает доклад живее и интереснее.
Упражнения на закрепление материала: 1 ."Расскажи". На подготовку дается 3 мин. Каждый член группы рассказывает на свободную тему не менее 1 мин. После каждого выступления проводится обсуждение. -Построение рассказа: Было ли вступление? § Выражена ли основная мысль? § Есть ли выводы? § Как сделано заключение? - Был ли визуальный контакт? · жестикуляция? · поза? · улыбка? -использовал ли в речи следующие приемы:
2 ."Оратор - слушатель": Один из участников тренинга выходит из зала вместе с ведущим. Группа, пока участник вышел из зала, выбирает ему тему для 2-х - 3-х мин. выступления. Ведущий в это время дает участнику главное слово, которое участник за время выступления должен произнести 1 раз в единственном числе, именительном падеже. После возвращения участника ему дается тема, и он после минутного обдумывания делает доклад. Группа отгадывает слово. После доклада происходит разбор речевых, жестикуляционных реакций участника при обыгрывании данного слова
3. Видео тренинг: Выступление участников (темы выбираются свободно или группа выбирает для каждого участника индивидуально на усмотрение ведущего) записываются на видео для последующего просмотра и разбора. Вопросы для разбора см. тренинг N 1. ЭТИКЕТ
Знание и соблюдение элементарных правил поведения помогает людям чувствовать себя комфортно и уверенно в любых ситуациях повседневного, делового общения. Этикет существует не для того, чтобы попавший в него заблудился в дебрях наставлений и поучений, наоборот, он, как «нить Ариадны», предназначен для того, чтобы каждый мог отыскать верную дорогу в лабиринтах разнообразных обстоятельств и случаев, ситуаций общения, человеческих контактов. Этикет – явление исторически изменчивое, и, конечно, этикет сегодняшнего дня – это, прежде всего средство общения, средство регуляции отношений людей, вступающих в общение. Этикет претерпел значительные изменения, время отсеяло все неразумное, бесполезное и оставило лишь наиболее практичные правила. Этикет – в переводе с греческого «обычай» - это совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям: поведение в общественных местах, формы обращения и приветствий, манеры и одежда…. Современный этикет – это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом. Общение Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем с незнакомыми. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям. Обращение и приветствие Есть три вида обращения к людям: 1. Официальное (гражданин, господин); 2. Дружеское (уважаемый коллега, старина, дорогой друг); 3. Фамильярное, допустимое только среди самых близких друзей. К старшим по возрасту нужно обращаться на «вы». К незнакомым ровесникам тоже нужно обращаться на «вы». На «ты» обращаются только к самым близким друзьям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.194.27 (0.012 с.) |