Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А 10. В 2. Части речи. Морфологический анализ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Части речи — это лексико-грамматические классы слов, в которые сл ова объединяются на основе следующих критериев: 1) Общее грамматическое значение (предмет, признак предмета, количество, признак предмета и др.). 2) Одинаковый набор постоянных морфологических признаков.
Морфологические признаки могут быть постоянные (для существительных: одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение) и непостоянные (у существительных: число и падеж). 3) Типичная синтаксическая функция в составе предложений. Каждой самостоятельной части речи свойственна своя синтаксическая роль. Существительное чаще всего бывает подлежащим или дополнением, прилагательное — определением, глагол — сказуемым, наречие — обстоятельством. 4) Одинаковый набор словообразовательных и словоизменительных морфем (некоторые части речи имеют типичные суффиксы, например, по морфемам -тель, -изн(а), -чик, -щиц(а), -ств(о) можно опознать именасуществительные). Части речи делятся на две группы: самостоятельные (знаменательные) и служебные. С + с + Ах! С- самостоятельные части речи С:3ИМеНа + Г де и при Имени: существительное, прилагательное, числительное. Местоимение, Наречие, Глагол, деепричастие, причастие. С – служебные части речи, с: ч и пс ы: частица, предлог, союз Самостоятельные части речи (кроме наречия) изменяются (склоняются или спрягаются); являются членами предложения; могут обозначать предмет, признак, действие и т.д. Служебные части речи не являются членами предложения, а служат для связи слов или предложений, выражают оттенки значений. В особую группу выделяются междометия. С их помощью выражаются разные чувства, эмоции (ай!), звуки, которые издают животные (ку-ку) Именные части речи, их общие признаки. Именные части речи — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. Это знаменательные части речи. Они либо называют предметы, качества и свойства, количество, либо указывают на них. Эти части речи имеют общие грамматические признаки: число, род, падеж. Данные части речи могут быть как единственного, так и множественного числа: существительные – земля и земли, прилагательные – красивый и красивые, числительные – первый и первые, местоимения – мой и мои. Имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения склоняются, т.е. изменяются по падежам. У каждой части речи свои особенности склонения, но они все отвечают на одни и те же падежные вопросы, например: Именительный — кто? Что? учебник школьный, четвертый, свой. Родительный — кого? Чего? учебника школьного, четвертого, своего. Дательный — кому? Чему? учебнику школьному, четвертому, своему. Винительный — кого? Что? учебник школьный, четвертый, свой. Творительный — кем? Чем? учебником школьным, четвертым, своим. Предложный — о ком? о чем? (об) учебнике школьном, четвертом, своем.
Именные части речи в предложении выступают главными или второстепенными членами предложения.
Морфологические признаки имен существительных. Имя существительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Морфологически признаки имени существительного: собственное или нарицательное. Существительные, называющие однородные предметы или явления, называются нарицательными. Существительные, называющие единичные предметы из ряда подобных, называются собственными. Одушевленные существительные называют предметы живой природы, к ним задается вопрос кто? Неодушевленные существительные называют предметы неживой природы, к ним задается вопрос что? Пример из текста: Род. Существительные имеют три рода: мужской, женский, средний. Имена существительные по родам не изменяются. Пример из текста: Падеж. В русском языке шесть падежей: именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чем?). Изменение слова по падежам называется склонением. Склонение. Существительные распределяются по трем склонениям: К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а,-я. Ко 2-му склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями -о,-е или существительные мужского рода с нулевым окончанием. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Они имеют ь на конце. Число. Существительные имеют два числа — единственное и множественное. Есть существительные, которые употребляются только во множественном числе. В предложении существительные чаще всего бывают подлежащими и дополнениями, но могут быть любым членом предложения. Местоимение как части речи, использование в качестве средства связи предложений в тексте. Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Местоимения (за небольшим исключением) изменяются по падежам; некоторые по родам и числам. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями. По значению местоимения делятся на следующие разряды: Личные — я, мы, ты, вы, она, оно, они. Возвратное — себя. Притяжательные — мой, твой, наш, ваш, его, ее, их, свой. Указательные — этот, тот, такой, столько, сей. Определительные — весь, всякий, каждый, самый, сам, иной, любой, другой, всяческий. Вопросительные — кто? что? какой? каков? который? чей? сколько? Относительные — кто, что, какой, каков, который, чей, сколько. Неопределенные — некто, кое-что, кто-либо, кто-нибудь, нечто, кое-что, что-либо, что-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, некоторый, кое-чей, чей-то, чей-либо, несколько, сколько-то, сколько-нибудь. Отрицательные — никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей. Имена прилагательные. Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? (осенний, красный). В предложении прилагательные бывают определениями или сказуемыми: День был ясный, свежие лучи солнца освещают весь сад.
По значению прилагательные делятся на три разряда: Качественные — обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в предмете в большей или меньшей степени. 1. Отвечают на вопросы какой? какая? какое? 2. Обозначают различные качества предметов: цвет (иссиня-черный), внутренние качества человека, его душевное состояние (волевой), возраст (престарелый), величину предмета (мизерный), качества, воспринимаемые органами чувств (кислый), общую характеристику и оценку предмета {сомнительный). 3. Могут иметь суффик- -ист-, -оват-, -еньк- др. (сладковатый). 4. Образуют краткую форму и степени сравнения смелый — смел, смелее, самый смелый. 5. Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-. 6. Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др.
Относительные — обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени. 1. Отвечают на вопросы какой? какая? какое? 2. Обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение к другому предмету: материал, из которого сделан предмет (деревянный), время (дневной), место (пригородный), назначение предмета (книжная полка) и т. п. 3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ое- и др. (московский). 4. Не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения. 5. Не образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-. 6. Не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др.
Притяжательные — обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чье? 1. Отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи? 2. Обозначают принадлежность какому-либо лиц или животному: папин, отцов, медвежий. 3. Имеют суффиксы ов(-ев), -ин(-ын), -ий(сестрицын). 4. Не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения. 5. Не образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-. 6. Не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. При употреблении прилагательных их значения могут изменяться, например, прилагательное волчий в словосочетании волчий след (т.е. след волка) является притяжательным (чей след? волка), а это же прилагательное в словосочетании волчья шуба будет относительным (шуба из чего? из волка), а волчий аппетит – качественным. Значение и образование степеней сравнения. Прилагательные (только качественные) могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом: Эта работа лучше, чем предыдущая. Эта книга интереснее (в тексте: от прилагательного жаркий можно образовать сравнительную степень. Этот день жарче, чем вчерашний). Превосходная степень обозначает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку. Какой-то признак проявляется в предмете в большей или меньшей степени: он милейший человек (в тексте: от прилагательного спокойное можно образовать превосходную степень: спокойнейшее небо, самое спокойное небо). При употребление прилагательных в форме степеней сравнения помните, что нельзя говорить: более лучший, менее лучший, самый сладчайший, менее предпочтительный и т.п. Правильно будет: лучший, сладчайший, предпочтительный. Наречия на -о(-е), образованные от качественных прилагательных, могут иметь степени сравнения, которые обозначают, что какой-то признак может быть в большей или меньшей степени: высоко — выше — более высоко — ниже (в тексте: поскорее - сравнительная степень наречия скоро). От наречия старательно можно образовать сравнительную степень старательнее, превосходную старательнее всех). Степени сравнения наречий Сравнительная Превосходная простаясоставная образуется из сочетания образуется с помощью состоит из сочетания слова двух слов - простой суффиксов -ес(-ей), -е, более или менее и сравнительной степени -ше от исходной формы исходной формы наречия: наречия и местоимения наречий, от которой более (менее) красиво. всех (всего): отбрасываются конечные написал лучше всех. -о(-е),- хо: легко — легче. Сходство и различие имен прилагательных и причастий. Имя прилагательное и причастие имеют много общих грамматических признаков. 1. Отвечают на одни и те же вопросы: какой? какая? какое? какие? Ранние, осенние Какие? – прилагательные Пожелтевшие Какие? – причастие. 2. Прилагательное обозначает признак предмета, а причастие — признак предмета по действию. Причастия образуются от глаголов, но есть и прилагательные, которые тоже образованы от глаголов и называются отглагольными. 3. Общими и у прилагательных, и у причастий является категория числа, единственного и множественного, рода, который зависит от того, к какому существительному относится прилагательное или причастие. И прилагательные, и причастия изменяются по падежам и имеют одинаковые окончания. 4. И прилагательные, и причастия могут иметь краткую форму: Горяч (прил.) — воспитан (прич.). Но причастие имеет и различия: 1. Причастия образуются с помощью суффиксов, которых нет у прилагательных: действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ущ---ющ, -ащ---ящ, прошедшего времени -- вш;-ш. страдательные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -им, -ем, -ом, прошедшего времени -енн, -нн, -т. 2. Образуясь от глагола, причастие сохраняет следующие его признаки: 1) вид (несовершенный и совершенный): что делать? какой? что сделавший? читать (н. в.) — читающий (н. в.) что сделать? какой? что сделавший? прочитать (с. в.) — прочитавший (с. в.)
2) время (настоящее и прошедшее): играюищий (наст, вр.) — который играет игравш ий] (прош. вр.) — который играл 3) возвратность (возвратное или невозвратное): решить (невозвр.) — решивш ий (невозвр.) решиться (возвр.) — решивш ий ся (возвр.) 4) переходность (переходное или непереходное) сварить (переход.) — сваривш ий (что?) рассольник ( переход.) умываться (непереход.) — умывающийся (неперех.) 5) Способность иметь при себе зависимое имя существительное или наречие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.223.239 (0.011 с.) |