Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль антропогенной деятельности в нарушении природных циклов. Ресурсный цикл.
Список рекомендуемой литературы 1. Аскарова М.А. Общая экология. - Алматы, 2004. 2. Алишева К.А. Экология. - Алматы, 2011. 3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. - М., 2000. 4. Степановских А.С. Общая экология. - М., 2002. 5. Николайкин Н.И. и др. Экология. - М., 2004. 5. Панин М.С. Экология Казахстана. - Семипалатинск, 2005. 6. УМКД по дисциплине «Экология и устойчивое развитие», 2010.
Занятие 13. Тема «Природные ресурсы и рациональное природопользование» Формы проведения и используемые методы: устная в опросно-ответной форме и в виде беседы, письменная индивидуальная работа, работа в малых группах, кейс-технологии, тестирование. Вопросы для обсуждения: 1. Дайте определение следующим понятиям: «природные блага», «природные ресурсы», «природно-ресурсный потенциал», «рациональное природопользование», «нерациональное природопользование», «интенсивное природопользование», «экстенсивное природопользование». 2. Классификация природных ресурсов по использования. 3. Классификация природных ресурсов по принадлежности к объектам природной среды. 4. Экологическая классификация природных ресурсов. 5. Как вы понимаете выражение «неистощительное природопользование»? При каком условии является устойчивым воспроизводство возобновимых и невозобновимых природных ресурсов? 6. Что такое природные условия как природные ресурсы? Поясните условность такого понимания. 7. Выскажите мнение по вопросу об исчерпаемости невозобновимых ресурсов. 8. Необходимо ли участие государства в регулировании рационального использования природных ресурсов? Список рекомендуемой литературы 1. Аскарова М.А. Общая экология. - Алматы, 2004. 2. Алишева К.А. Экология. - Алматы, 2011. 3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. - М., 2000. 4. Степановских А.С. Общая экология. - М., 2002. 5. Николайкин Н.И. и др. Экология. - М., 2004. 5. Панин М.С. Экология Казахстана. - Семипалатинск, 2005. 6. УМКД по дисциплине «Экология и устойчивое развитие», 2010.
Занятие 14. Тема «Антропогенное воздействие на атмосферу» Формы проведения и используемые методы: устная в опросно-ответной форме и в виде беседы, письменная индивидуальная работа, работа в малых группах, кейс-технологии, тестирование. Вопросы для обсуждения:
Список рекомендуемой литературы 1. Аскарова М.А. Общая экология. -Алматы, 2004. 2. Алишева К.А. Экология. - Алматы, 2011. 3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. - М., 2000. 4. Степановских А.С. Общая экология. - М., 2002. 5. Николайкин Н.И. и др. Экология. - М., 2004. 5. Панин М.С. Экология Казахстана. - Семипалатинск, 2005. 6. УМКД по дисциплине «Экология и устойчивое развитие», 2010.
Занятие 15. Тема «Антропогенное воздействие на гидросферу и литосферу» Формы проведения и используемые методы: устная в опросно-ответной форме и в виде беседы, письменная индивидуальная работа, работа в малых группах, кейс-технологии, тестирование. Вопросы для обсуждения: 1. Дайте определение термину «гидросфера». 2. Распределение воды в гидросфере. 3. Обоснуйте значение воды, учитывая разные аспекты: - регулятор климата - жизнь на Земле - здоровье человека - хозяйственная деятельность человека. 4. Отличие химического состава воды океанов и морей от континентальных вод.
Список рекомендуемой литературы 1. Аскарова М.А. Общая экология. - Алматы, 2004. 2. Алишева К.А. Экология. - Алматы, 2011. 3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. - М., 2000. 4. Степановских А.С. Общая экология. - М., 2002. 5. Николайкин Н.И. и др. Экология. - М., 2004. 5. Панин М.С. Экология Казахстана. - Семипалатинск, 2005. 6. УМКД по дисциплине «Экология и устойчивое развитие», 2010. МАТЕРИАЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СРС СРС 1 «Основные среды жизни» Цель: углубление и расширение теоретических знаний. Задачи: изучить среды обитания и их влияние на состояние, развитие, выживание и размножение организмов. План выполнения СРС 1 1. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика сред обитания».
2. Заполнить таблицу «Характеристика адаптации к условиям водной среды».
4. Решите экологическую задачу. Давление воды в океане возрастает на 1 атмосферу с погружением на каждые 10 м. Рассчитайте, какое давление на глубине 4 км, какая форма тела животного может рассматриваться как максимально адаптивная к существованию в условиях высокого давления. Объясните, почему. Рекомендуемая литература (основная): 1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003. 2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2011. 3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004.
Рекомендуемая литература (дополнительная): 4. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова.Экология. – М.: Дрофа, 2005.. Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: Результаты СРС сдаются преподавателю на практическом занятии в письменном виде, выполненными разборчивым почерком без сокращений слов. Критерии оценки СРС: полнота и правильность выполнения заданий, наличие выводов, сделанных самостоятельно. Форма контроля: письменная работа
СРС 2 «Экологические факторы» Цель: углубление и расширение теоретических знаний, формирование практических навыков студентов. Задачи: выявить способность студентов применять теоретические знания по теме «Экологические факторы» к решению конкретных практических задач. План выполнения СРС 2 Задание 1. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды? Впишите их названия в рамки на схеме. По какому признаку факторы объединены в эти группы?
Задание 2. По таблице 2 построить графики действия света, тепла и влаги.
Таблица 2. Величины суммарной солнечной радиации, средних месячных температур и сумм атмосферных осадков
На оси абсцисс отмечаются календарные месяцы, а на оси ординат - величина суммарной солнечной радиации, средних месячных температур и сумм атмосферных осадков (на трех графиках, которые впоследствии надо будет мысленно наложить). Проанализировать графики, установить факторы, определяющие начало и конец вегетации растений и их зону жизнедеятельности, отметив ее штриховкой на графике, учитывая, что вегетация растений возможна при положительных температурах, величине солнечной радиации выше 2 ккал/см2 и количестве осадков не менее 30 мм/ г.
Задание 3. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора: а) оптимальное значение факторанаиболее важно для организма. б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального. в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального. Рекомендуемая литература (основная): 1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003. 2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2011. 3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004. Рекомендуемая литература (дополнительная): 4. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. Экология. – М.: Дрофа, 2005. Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: Результаты СРС сдаются преподавателю на практическом занятии в письменном виде, выполненные разборчивым почерком без сокращений слов. Построение графиков выполняется в соответствии с требованиями к оформлению графического материала. Критерии оценки СРС: полнота и правильность выполнения заданий, наличие выводов, сделанных самостоятельно. Форма контроля: письменная работа
СРС 3 «Жизненные формы и экологические группы организмов» Цель: систематизация и закрепление теоретических знаний. Задачи: изучить и систематизировать знания по влиянию среды на адаптацию живых существ. План выполнения СРС 3 Задание 1. Жизненные формы это: _______________________ Задание 2. Классификацию жизненных форм растений предложил: ____________________________________________ Задание 3. В ее основу положены: ______________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Составить списки растений различных жизненных форм и заполнить таблицу
Задание 5. Экологические группы растений по отношению к воде, заполнить таблицу
Задание 6. Экологические группы растении по отношению к свету, заполнить таблицу.
Рекомендуемая литература (основная): 1.Воробьева Т.И. и др. «Лабораторно-практические занятия и межсессионные задания по географии растений с : основами ботаники». М., 1975. 2. Культиясов И.М. «Экология растений». М., 1982 3. Пономорева И.Н. «Экология растений с основами биогеоценологии». М., 1978 Рекомендуемая литература (дополнительная): 4. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. Экология. – М.: Дрофа, 2005. 5. Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003. 6.Алишева К.А. Экология. – Алматы, 2011. Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: Результаты СРС сдаются преподавателю на практическом занятии в письменном виде, выполненные разборчивым почерком без сокращений слов. Критерии оценки СРС: полнота и правильность выполнения заданий, наличие выводов, сделанных самостоятельно. Форма контроля: письменная работа
СРС 4 «Статистические и динамические показатели популяции» Цель: систематизация и закрепление теоретических знаний. Задачи: углубить знания по статистическим и динамическим показателям популяции, уметь применять теоретические знания к решению практических задач. План выполнения СРС 4 Задание 1. Решить задачу: популяция, состоящая из 100 особей, увеличивается путём деления. Через час её численность возросла до 300 особей. Чему равна абсолютная и удельная рождаемость? Задание 2. Плотность зайцев в данном лесном массиве составляет 200 особей на га. За период размножения из одного помета выживает в среднем 2,3 детеныша. В популяции равное количество самцов и самок. Смертельность зайцев условно постоянна, в год гибнет 35 % особей. Как будет меняться плотность зайцев в течение 3 ближайших лет? Какие условия могут повлиять на изменение половой структуры зайцев? Заполнить таблицу, привести выполненные расчеты.
Задание 3. Построить кривые выживаемости, характеризующие изменение численности групп особей, родившихся одновременно. Начальная численность всех популяций составляет 2000 особей, а смертность характеризуется следующими величинами:
Задание 4. Построить кривую динамики численности фазанов, каков тип динамики? Какие условия обусловливают установленный вами тип динамики? Численность фазанов на о. Протекшн:
*А – количество особей исследуемого вида, Б – время наблюдения, год
Рекомендуемая литература (основная): 1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003. 2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2011. 3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004. Рекомендуемая литература (дополнительная): 4. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. Экология. – М.: Дрофа, 2005. Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: Результаты СРС сдаются преподавателю на практическом занятии в письменном виде, выполненными разборчивым почерком без сокращений слов. Построение графиков выполняется в соответствии с требованиями к оформлению графического материала. Критерии оценки СРС: полнота и правильность выполнения заданий, наличие выводов, сделанных самостоятельно. Форма контроля: письменная работа
СРС 5 «Внутри и межвидовые взаимоотношения » Цель: систематизация и закрепление теоретических знаний. Задачи: углубить знания по внутри- и межвидовым взаимоотношениям организмов, уметь применять теоретические знания к решению практических задач. План выполнения СРС 5 Задание 1. Типы экологических взаимоотношений, заполнить таблицу
Задание 2. Какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке, подберите правильные пары
Задание 3. Расскажите о значении зеленых растений в жизни рыб Рекомендуемая литература (основная): 1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003. 2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2011. 3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004. Рекомендуемая литература (дополнительная): 4. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. Экология. – М.: Дрофа, 2005. Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: Результаты СРС сдаются преподавателю на практическом занятии в письменном виде, выполненными разборчивым почерком без сокращений слов. Построение графиков выполняется в соответствии с требованиями к оформлению графического материала. Критерии оценки СРС: полнота и правильность выполнения заданий, наличие выводов, сделанных самостоятельно. Форма контроля: письменная работа
СРС 6 «Трофические связи и продуктивность экосистем » Цель: систематизация и закрепление теоретических знаний. Задачи: выявить способность студентов выявлять трофические связи между видами организмов, уметь составлять трофические связи и сети, уметь применять теоретические знания к решению практических задач по первичной и вторичной продуктивности. План выполнения СРС 6 Задание 1. Заполните схему
Задание 2. В чём различия между понятиями?: а. «сообщество» и «экосистема» ___________________________ б. «экосистема» и «биогеоценоз» __________________________ Задание 3. Составить трофическую цепь, в которой человек находится на шестом трофическом уровне. Задание 4. Составьте трофические цепи с направлением потока энергии, определите тип пищевой связи: • паук, муха, нектар, сова, землеройка; • цветок, стрекоза, лягушка, уж, бабочка, ястреб • опавшие листья, грибы, бактерии, ногохвостки, пауки Задание 5. В чем различие между пищевыми цепями и пищевыми сетями. Составьте упрощенную пищевую сеть: цветковые растения и мхи, живая растительная масса, северный олень, зайцы, грибы, растительные нематоды, волки, пауки, комары, отмершая растительная масса, хищные нематоды.
Рекомендуемая литература (основная): 1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003. 2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2011. 3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004. Рекомендуемая литература (дополнительная): 4. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. Экология. – М.: Дрофа, 2005. Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: Результаты СРС сдаются преподавателю на практическом занятии в письменном виде, выполненные разборчивым почерком, без сокращений слов. Критерии оценки СРС: полнота и правильность выполнения заданий, наличие выводов, сделанных самостоятельно. Форма контроля: письменная работа
СРС 7 «Э кологические проблемы современности » Цель: развитие познавательных способностей, творческой инициативы, самостоятельности, развитие исследовательских умений. Задачи: выполнение исследовательского проекта по заданной теме, обобщение и систематизация полученных знаний, формулирование заключения и выводов. План выполнения СРС 7 Студент выполняет подготовку доклада по заданной преподавателем теме. Примерные темы докладов: 1. Устойчивое развитие - непременное требование современности. 2. Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (КООНОСР) 1992 г, Повестка дня на 21 век. 3. Работы «Римского клуба» и их значение для принятия программ Устойчивого развития. 4. Проблемы народонаселения стран Европы, пути решения. 5. Проблемы народонаселения стран Африки, пути решения. 6. Проблемы народонаселения Индии, пути решения. 7. Реализация программ по сдерживанию роста населения в Китае. 8. Отрицательное воздействие военных конфликтов на окружающую среду. 9. Болезни цивилизации. 10. Образ жизни, качество окружающей среды и продолжительность жизни. 11. Наркомания, алкоголизм, токсикомания, механизмы возникновения зависимости. 12. Агроценозы как неустойчивые экосистемы. 13. Взгляд на решение проблем обеспечения человека продуктами питания через генномодифицированные продукты. 14. Альтернативные источники энергии. Реализация программ в Казахстане. 15. АЭС – за или против? 16. Экологические проблемы иссушения водно-болотных угодий. 17. Роль живых организмов в существовании жизни на Земле. Место планеты Земля в солнечной системе. 18. Физическое антропогенное воздействие на биоту. 19. Основные экологические проблемы Казахстана. 20. Опустынивание – важнейшая задача человечества, требующая решения. 21. Экономический подход государства к решению экологических проблем. 22. Проблема питьевой (пресной) воды на Земле. 23. Роль лесов в формировании экосистем. 24. Современные экологически чистые технологии в производстве. 25. Проблема «парникового эффекта», существующие теории. 26. Участие государственных и общественных организаций в области охраны окружающей среды. 27. Методы сохранения озонового слоя. 28. Внутривидовые механизмы регуляции численности популяций. 29. Методы обращения с отходами производства. 30. Деятельность мирового сообщества в области охраны Мирового океана. 31. Меры по очистке и охране водных ресурсов (на примере РК). 32. Экологические проблемы почв Казахстана. 33. Меры борьбы с опустыниванием в РК. 34. Пути решения проблем с отходами производства и потребления. 35. Размещение отходов в Казахстане. 36. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Казахстана. 37. Характеристика заповедников РК. 38. Национальные парки Республики Казахстан. 39. Заповедные зоны, памятники природы, ботанические сады. 40. Хозяйственные ресурсы экосистем и агроэкосистем. 41. Современное состояние видового разнообразия Казахстана.
Рекомендуемая литература (основная): 1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003. 2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2011. 3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004. 4. Панин М.С. Экология Казахстана. – Семипалатинск, 2005. Рекомендуемая литература (дополнительная): Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. Экология. – М.: Дрофа, 2005. Колесников С.И. Экологические основы природопользования. – М., 2005. Бигалиев А.Б. Проблемы ОС и сохранение биологического разнообразия. – Алматы, 2005. Иващенко А.А Заповедники и национальные парки Казахстана.- Алматы, 2006. Чигаркин А.В. Экологическое ресурсоведение. – Алматы., 2004. Степановских А.С.Охрана окружающей среды. – М., 2000. с. Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: Результаты СРС представляются в виде устного доклада. Критерии оценки СРС: соответствие доклада теме, полнота и логичность изложения материала, наличие выводов, умение ответить на дополнительные вопросы. Форма контроля: устная
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.119.28 (0.012 с.) |