Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль антропогенной деятельности в нарушении природных циклов. Ресурсный цикл.

Список рекомендуемой литературы 1. Аскарова М.А. Общая экология. - Алматы, 2004. 2. Алишева К.А. Экология. - Алматы, 2011. 3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. - М., 2000. 4. Степановских А.С. Общая экология. - М., 2002. 5. Николайкин Н.И. и др. Экология. - М., 2004. 5. Панин М.С. Экология Казахстана. - Семипалатинск, 2005. 6. УМКД по дисциплине «Экология и устойчивое развитие», 2010.

 

Занятие 13. Тема «Природные ресурсы и рациональное природопользование»

Формы проведения и используемые методы: устная в опросно-ответной форме и в виде беседы, письменная индивидуальная работа, работа в малых группах, кейс-технологии, тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение следующим понятиям: «природные блага», «природные ресурсы», «природно-ресурсный потенциал», «рациональное природопользование», «нерациональное природопользование», «интенсивное природопользование», «экстенсивное природопользование».

2. Классификация природных ресурсов по использования.

3. Классификация природных ресурсов по принадлежности к объектам природной среды.

4. Экологическая классификация природных ресурсов.

5. Как вы понимаете выражение «неистощительное природопользование»? При каком условии является устойчивым воспроизводство возобновимых и невозобновимых природных ресурсов?

6. Что такое природные условия как природные ресурсы? Поясните условность такого понимания.

7. Выскажите мнение по вопросу об исчерпаемости невозобновимых ресурсов.

8. Необходимо ли участие государства в регулировании рационального использования природных ресурсов?

Список рекомендуемой литературы 1. Аскарова М.А. Общая экология. - Алматы, 2004. 2. Алишева К.А. Экология. - Алматы, 2011. 3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. - М., 2000. 4. Степановских А.С. Общая экология. - М., 2002. 5. Николайкин Н.И. и др. Экология. - М., 2004. 5. Панин М.С. Экология Казахстана. - Семипалатинск, 2005. 6. УМКД по дисциплине «Экология и устойчивое развитие», 2010.

 

Занятие 14. Тема «Антропогенное воздействие на атмосферу»

Формы проведения и используемые методы: устная в опросно-ответной форме и в виде беседы, письменная индивидуальная работа, работа в малых группах, кейс-технологии, тестирование.

Вопросы для обсуждения:

  1. Классификация загрязнителей атмосферы.
  2. Основные источники загрязнения атмосферы.
  3. Явление парникового эффекта. Основные парниковые газы.
  4. Отрицательные и положительные последствия парникового газа.
  5. Меры по снижению парникового эффекта (Киотский протокол и др.).
  6. Озоновый слой и его роль для биосферы.
  7. Механизмы разрушения озона.
  8. Меры по снижению озоновых дыр.
  9. Кислотные осадки и его составляющие.
  10. Влияние кислотных осадков на экосистемы.
  11. Смог и его виды.
  12. Воздействие смога на живые организмы.

Список рекомендуемой литературы 1. Аскарова М.А. Общая экология. -Алматы, 2004. 2. Алишева К.А. Экология. - Алматы, 2011. 3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. - М., 2000. 4. Степановских А.С. Общая экология. - М., 2002. 5. Николайкин Н.И. и др. Экология. - М., 2004. 5. Панин М.С. Экология Казахстана. - Семипалатинск, 2005. 6. УМКД по дисциплине «Экология и устойчивое развитие», 2010.

 

Занятие 15. Тема «Антропогенное воздействие на гидросферу и литосферу»

Формы проведения и используемые методы: устная в опросно-ответной форме и в виде беседы, письменная индивидуальная работа, работа в малых группах, кейс-технологии, тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение термину «гидросфера».

2. Распределение воды в гидросфере.

3. Обоснуйте значение воды, учитывая разные аспекты:

- регулятор климата

- жизнь на Земле

- здоровье человека

- хозяйственная деятельность человека.

4. Отличие химического состава воды океанов и морей от континентальных вод.

  1. Каков характер распределения воды по земному шару?
  2. Зависит ли плотность населения от водных запасов?
  3. В чем экологическая проблема пресной воды?
  4. Особенности загрязнения поверхностных вод.
  5. Особенности загрязнения Мирового океана.

Список рекомендуемой литературы 1. Аскарова М.А. Общая экология. - Алматы, 2004. 2. Алишева К.А. Экология. - Алматы, 2011. 3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. - М., 2000. 4. Степановских А.С. Общая экология. - М., 2002. 5. Николайкин Н.И. и др. Экология. - М., 2004. 5. Панин М.С. Экология Казахстана. - Семипалатинск, 2005. 6. УМКД по дисциплине «Экология и устойчивое развитие», 2010.

МАТЕРИАЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СРС

СРС 1 «Основные среды жизни»

Цель: углубление и расширение теоретических знаний.

Задачи: изучить среды обитания и их влияние на состояние, развитие, выживание и размножение организмов.

План выполнения СРС 1

1. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика сред обитания».

Среда жизни Водная Наземно- воздушная Почвеная Живой организм
Особенности        

 

2. Заполнить таблицу «Характеристика адаптации к условиям водной среды».

№ п/п Свойства водной среды Характеристика адаптации
     
     
     
и т.д.    


3. Заполнить таблицу «Характеристика адаптации к условиям обитания в живом организме».

№ п/п Свойства водной среды Характеристика адаптации
     
     
     
и т.д.    

 

4. Решите экологическую задачу.

Давление воды в океане возрастает на 1 атмосферу с погружением на каждые 10 м. Рассчитайте, какое давление на глубине 4 км, какая форма тела животного может рассматриваться как максимально адаптивная к существованию в условиях высокого давления. Объясните, почему.

Рекомендуемая литература (основная):

1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003.

2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2011.

3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004.

 

Рекомендуемая литература (дополнительная):

4. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова.Экология. – М.: Дрофа, 2005..

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы:

Результаты СРС сдаются преподавателю на практическом занятии в письменном виде, выполненными разборчивым почерком без сокращений слов.

Критерии оценки СРС: полнота и правильность выполнения заданий, наличие выводов, сделанных самостоятельно.

Форма контроля: письменная работа

 

СРС 2 «Экологические факторы»

Цель: углубление и расширение теоретических знаний, формирование практических навыков студентов.

Задачи: выявить способность студентов применять теоретические знания по теме «Экологические факторы» к решению конкретных практических задач.

План выполнения СРС 2

Задание 1. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды? Впишите их названия в рамки на схеме. По какому признаку факторы объединены в эти группы?

 

 

 


Задание 2. По таблице 2 построить графики действия света, тепла и влаги.

 

Таблица 2. Величины суммарной солнечной радиации, средних месячных температур и сумм атмосферных осадков

Месяц Суммарная рад. (ккал/см2) Температура (градусы) Осадки (мм)
    -38  
    -51  
    -40  
    -25  
    -7  
       
       
       
    -2  
    -13  
    -23  
    -31  

 

На оси абсцисс отмечаются календарные месяцы, а на оси ординат - величина суммарной солнечной радиации, средних месячных температур и сумм атмосферных осадков (на трех графиках, которые впоследствии надо будет мысленно наложить).

Проанализировать графики, установить факторы, определяющие начало и конец вегетации растений и их зону жизнедеятельности, отметив ее штриховкой на графике, учитывая, что вегетация растений возможна при положительных температурах, величине солнечной радиации выше 2 ккал/см2 и количестве осадков не менее 30 мм/ г.

 

Задание 3. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора:

а) оптимальное значение факторанаиболее важно для организма.

б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального.

в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.

Рекомендуемая литература (основная):

1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003.

2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2011.

3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

4. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. Экология. – М.: Дрофа, 2005.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы:

Результаты СРС сдаются преподавателю на практическом занятии в письменном виде, выполненные разборчивым почерком без сокращений слов. Построение графиков выполняется в соответствии с требованиями к оформлению графического материала.

Критерии оценки СРС: полнота и правильность выполнения заданий, наличие выводов, сделанных самостоятельно.

Форма контроля: письменная работа

 

СРС 3 «Жизненные формы и экологические группы организмов»

Цель: систематизация и закрепление теоретических знаний.

Задачи: изучить и систематизировать знания по влиянию среды на адаптацию живых существ.

План выполнения СРС 3

Задание 1. Жизненные формы это: _______________________

Задание 2. Классификацию жизненных форм растений предложил: ____________________________________________

Задание 3. В ее основу положены: ______________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Составить списки растений различных жизненных форм и заполнить таблицу

фанерофиты хамефиты гемиокрип-тофиты крипто-фиты терофи-ты эпифиты лианы
деревья кустар-ники
               

 

Задание 5. Экологические группы растений по отношению к воде, заполнить таблицу

Название растений Экологическая группа Признаки экологической группы
     
     
     

Задание 6. Экологические группы растении по отношению к свету, заполнить таблицу.

Название растений Экологическая группа Признаки экологической группы
     
     
     

Рекомендуемая литература (основная):

1.Воробьева Т.И. и др. «Лабораторно-практические занятия и межсессионные задания по географии растений с : основами ботаники». М., 1975.

2. Культиясов И.М. «Экология растений». М., 1982

3. Пономорева И.Н. «Экология растений с основами биогеоценологии». М., 1978

Рекомендуемая литература (дополнительная):

4. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. Экология. – М.: Дрофа, 2005.

5. Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003.

6.Алишева К.А. Экология. – Алматы, 2011.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы:

Результаты СРС сдаются преподавателю на практическом занятии в письменном виде, выполненные разборчивым почерком без сокращений слов.

Критерии оценки СРС: полнота и правильность выполнения заданий, наличие выводов, сделанных самостоятельно.

Форма контроля: письменная работа

 

СРС 4 «Статистические и динамические показатели популяции»

Цель: систематизация и закрепление теоретических знаний.

Задачи: углубить знания по статистическим и динамическим показателям популяции, уметь применять теоретические знания к решению практических задач.

План выполнения СРС 4

Задание 1. Решить задачу: популяция, состоящая из 100 особей, увеличивается путём деления. Через час её численность возросла до 300 особей. Чему равна абсолютная и удельная рождаемость?

Задание 2. Плотность зайцев в данном лесном массиве составляет 200 особей на га. За период размножения из одного помета выживает в среднем 2,3 детеныша. В популяции равное количество самцов и самок. Смертельность зайцев условно постоянна, в год гибнет 35 % особей. Как будет меняться плотность зайцев в течение 3 ближайших лет? Какие условия могут повлиять на изменение половой структуры зайцев? Заполнить таблицу, привести выполненные расчеты.

Показатели популяции Годы жизни
     
Рождаемость      
Смертность      
Плотность      

Задание 3. Построить кривые выживаемости, характеризующие изменение численности групп особей, родившихся одновременно. Начальная численность всех популяций составляет 2000 особей, а смертность характеризуется следующими величинами:

 

Название вида Гибель особей по возрастам, %
ювенильный молодой зрелый стареющий
дрозофила        
устрица        
гидра        

Задание 4. Построить кривую динамики численности фазанов, каков тип динамики? Какие условия обусловливают установленный вами тип динамики?

Численность фазанов на о. Протекшн:

А*                
Б*                
А*                
Б*                

*А – количество особей исследуемого вида, Б – время наблюдения, год

 

Рекомендуемая литература (основная):

1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003.

2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2011.

3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

4. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. Экология. – М.: Дрофа, 2005.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы:

Результаты СРС сдаются преподавателю на практическом занятии в письменном виде, выполненными разборчивым почерком без сокращений слов. Построение графиков выполняется в соответствии с требованиями к оформлению графического материала.

Критерии оценки СРС: полнота и правильность выполнения заданий, наличие выводов, сделанных самостоятельно.

Форма контроля: письменная работа

 

СРС 5 «Внутри и межвидовые взаимоотношения »

Цель: систематизация и закрепление теоретических знаний.

Задачи: углубить знания по внутри- и межвидовым взаимоотношениям организмов, уметь применять теоретические знания к решению практических задач.

План выполнения СРС 5

Задание 1. Типы экологических взаимоотношений, заполнить таблицу

Вид «А» Вид «Б» Тип взаимоотношения Пример взаимоотношения организмов
- -    
- -    
+ +    
+ +    
+ -    
+ -    
+      
+      
+      
-      
       

 

Задание 2. Какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке, подберите правильные пары

Типы взаимоотношений Взаимоотношения организмов Ответ (цифра)
1. Хищничество Трава под елью  
2. Симбиоз Ёж и змея  
3. Аменсализм Густой подрост сосняка  
4. Конкуренция внутривидовая Клубеньковые бактерии и клевер  
5. Конкуренция межвидовая Львы и гиены  
6. Паразитизм Росянка и муха  
7. Протокооперация Серая и чёрная крыса  
8. Мутуализм Повилика и крапива  
9. Нахлебничество, сотрапезничество Лианы и деревья  
10. Нейтрализм Муравьи и тля  
11. Квартиранство Пчёлы и луговые травы  
  Лиса и лось  
  Акулы и рыбы-прилипалы  

 

Задание 3. Расскажите о значении зеленых растений в жизни рыб

Рекомендуемая литература (основная):

1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003.

2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2011.

3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

4. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. Экология. – М.: Дрофа, 2005.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы:

Результаты СРС сдаются преподавателю на практическом занятии в письменном виде, выполненными разборчивым почерком без сокращений слов. Построение графиков выполняется в соответствии с требованиями к оформлению графического материала.

Критерии оценки СРС: полнота и правильность выполнения заданий, наличие выводов, сделанных самостоятельно.

Форма контроля: письменная работа

 

СРС 6 «Трофические связи и продуктивность экосистем »

Цель: систематизация и закрепление теоретических знаний.

Задачи: выявить способность студентов выявлять трофические связи между видами организмов, уметь составлять трофические связи и сети, уметь применять теоретические знания к решению практических задач по первичной и вторичной продуктивности.

План выполнения СРС 6

Задание 1. Заполните схему

 

Задание 2. В чём различия между понятиями?:

а. «сообщество» и «экосистема» ___________________________

б. «экосистема» и «биогеоценоз» __________________________

Задание 3. Составить трофическую цепь, в которой человек находится на шестом трофическом уровне.

Задание 4. Составьте трофические цепи с направлением потока энергии, определите тип пищевой связи:

паук, муха, нектар, сова, землеройка;

• цветок, стрекоза, лягушка, уж, бабочка, ястреб

• опавшие листья, грибы, бактерии, ногохвостки, пауки

Задание 5. В чем различие между пищевыми цепями и пищевыми сетями. Составьте упрощенную пищевую сеть: цветковые растения и мхи, живая растительная масса, северный олень, зайцы, грибы, растительные нематоды, волки, пауки, комары, отмершая растительная масса, хищные нематоды.

 

 

Рекомендуемая литература (основная):

1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003.

2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2011.

3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

4. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. Экология. – М.: Дрофа, 2005.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы:

Результаты СРС сдаются преподавателю на практическом занятии в письменном виде, выполненные разборчивым почерком, без сокращений слов.

Критерии оценки СРС: полнота и правильность выполнения заданий, наличие выводов, сделанных самостоятельно.

Форма контроля: письменная работа

 

СРС 7 «Э кологические проблемы современности »

Цель: развитие познавательных способностей, творческой инициативы, самостоятельности, развитие исследовательских умений.

Задачи: выполнение исследовательского проекта по заданной теме, обобщение и систематизация полученных знаний, формулирование заключения и выводов.

План выполнения СРС 7

Студент выполняет подготовку доклада по заданной преподавателем теме. Примерные темы докладов:

1. Устойчивое развитие - непременное требование современности.

2. Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (КООНОСР) 1992 г, Повестка дня на 21 век.

3. Работы «Римского клуба» и их значение для принятия программ Устойчивого развития.

4. Проблемы народонаселения стран Европы, пути решения.

5. Проблемы народонаселения стран Африки, пути решения.

6. Проблемы народонаселения Индии, пути решения.

7. Реализация программ по сдерживанию роста населения в Китае.

8. Отрицательное воздействие военных конфликтов на окружающую среду.

9. Болезни цивилизации.

10. Образ жизни, качество окружающей среды и продолжительность жизни.

11. Наркомания, алкоголизм, токсикомания, механизмы возникновения зависимости.

12. Агроценозы как неустойчивые экосистемы.

13. Взгляд на решение проблем обеспечения человека продуктами питания через генномодифицированные продукты.

14. Альтернативные источники энергии. Реализация программ в Казахстане.

15. АЭС – за или против?

16. Экологические проблемы иссушения водно-болотных угодий.

17. Роль живых организмов в существовании жизни на Земле. Место планеты Земля в солнечной системе.

18. Физическое антропогенное воздействие на биоту.

19. Основные экологические проблемы Казахстана.

20. Опустынивание – важнейшая задача человечества, требующая решения.

21. Экономический подход государства к решению экологических проблем.

22. Проблема питьевой (пресной) воды на Земле.

23. Роль лесов в формировании экосистем.

24. Современные экологически чистые технологии в производстве.

25. Проблема «парникового эффекта», существующие теории.

26. Участие государственных и общественных организаций в области охраны окружающей среды.

27. Методы сохранения озонового слоя.

28. Внутривидовые механизмы регуляции численности популяций.

29. Методы обращения с отходами производства.

30. Деятельность мирового сообщества в области охраны Мирового океана.

31. Меры по очистке и охране водных ресурсов (на примере РК).

32. Экологические проблемы почв Казахстана.

33. Меры борьбы с опустыниванием в РК.

34. Пути решения проблем с отходами производства и потребления.

35. Размещение отходов в Казахстане.

36. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Казахстана.

37. Характеристика заповедников РК.

38. Национальные парки Республики Казахстан.

39. Заповедные зоны, памятники природы, ботанические сады.

40. Хозяйственные ресурсы экосистем и агроэкосистем.

41. Современное состояние видового разнообразия Казахстана.

 

Рекомендуемая литература (основная):

1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003.

2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2011.

3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004.

4. Панин М.С. Экология Казахстана. – Семипалатинск, 2005.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. Экология. – М.: Дрофа, 2005.

Колесников С.И. Экологические основы природопользования. – М., 2005.

Бигалиев А.Б. Проблемы ОС и сохранение биологического разнообразия. – Алматы, 2005.

Иващенко А.А Заповедники и национальные парки Казахстана.- Алматы, 2006.

Чигаркин А.В. Экологическое ресурсоведение. – Алматы., 2004.

Степановских А.С.Охрана окружающей среды. – М., 2000. с.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы:

Результаты СРС представляются в виде устного доклада. Критерии оценки СРС: соответствие доклада теме, полнота и логичность изложения материала, наличие выводов, умение ответить на дополнительные вопросы.

Форма контроля: устная



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.119.28 (0.012 с.)