Личный и коллективный аспекты религиозности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личный и коллективный аспекты религиозности.



Философское определение.

В религиоведении разработан ряд концепций религии: теологические (конфессиональные), философские, социологические, биологические, психологические, этнологические и др., различающиеся по главному объяснительному принципу. Они взаимосвязаны, влияют друг на друга, заимствуют друг у друга определенные идеи, корректируя их в соответствии с собственными исходными посылками, и часто оказываются едиными в выделении конкретных свойств объекта.

Философские трактовки религии многообразны, рознятся в интерпретации зависимости от исходных принципов и методов.

Немецкие мыслители К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820 - 1895) базировали характеристику религии на диалектико-материалистическом понимании природы, общества, человека. Они полагали, что у религии нет "собственной" (вне всеобщей) истории, "особой не от мира сего" сущности и "особого" содержания. Религия развивается в контексте истории общества; в зависимости от движения материального производства,системы общественных отношений происходит и эволюция религии: "...религия как таковая не имеет ни сущности, ни царства. В религии люди превращают свой эмпирический мир в некую лишь мыслимую, представляемую сущность,противостоящую им как нечто чуждое" С другой стороны, К. Маркс объясняет религию под углом зрения концепции идеального. Идеальное является продуктом и формой духовного процесса, представляет собой не индивидуально-психологическое образование, а имеет общественно-историческое содержание. Воспроизводя материальные отношения, идеальное в то же время вплетено в ткань любой человеческой деятельности и общения. Оно "живет" в исторически сложившихся формах духовной культуры, благодаря множеству "чувственно-сверхчувственных" предметов, "вещей", в теле которых представлено нечто другое, нежели они сами. По мнению К. Маркса, "...религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял. Но человек - не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек - это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они - превратный мир. Религия есть общая теория этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в популярной форме, его спиритуалистический вопрос чести, его энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное восполнение, его всеобщее основание для утешения и оправдания"

Ф. Энгельс писал: "...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных"

М. Вебер (1864 - 1920), обращая внимание на сложность процедуры определения религии, писал: "Дефиниция того, что "есть" религия, не может находиться в начале рассмотрения, в крайнем случае она может стоять в конце как следующая из него" По мнению М. Вебера, предпосылку религии образует проблема смысла, которая возникает из переживания "иррациональности мира" и человеческой жизни, В экстремальном виде эта иррациональность проявляется в смерти, страдании, гибели, нравственной испорченности.

М.Вебер характеризует религию как способ придания смысла социальному действию.

 

Личный и коллективный аспекты религиозности.

личный коллективный
Верующий не является глухим к болезням общества, невнимательным к гражданской несправедливости, неспособным к экономическому мышлению или равнодушным к политической тирании. как отдельный гражданин, любой верующий может стать выдающимся лидером какого-нибудь движения за социальное, экономическое или политическое переустройство религия является исключительно личным духовным опытом, познанием Бога как Отца Религия сначала заключается во внутренней, или личной, адаптации истинная религия заключается в том, чтобы знать Бога как своего Отца и человека – как своего брата. Религия не есть рабская вера в угрозы наказания или магические обещания будущих таинственных наград. Любая религиозная вера, способная одухотворить верующего, обязательно влечет за собой глубокие последствия в социальной жизни такого верующего. Религиозный опыт неизменно приносит «плоды духа» в повседневной жизни ведомого духом смертного. истинная религия является делом личного духовного опыта, каждый отдельный верующий неизбежно будет иметь свое собственное и индивидуальное толкование реализации этого духовного опыта. Небесное царство не является ни социальным, ни экономическим укладом; оно представляет собой исключительно духовное братство богопознавших индивидуумов Как группа, верующие должны иметь отношение только к религии следствие этого опыта – то есть познание людей как своих братьев – требует приспособления своего «я» к «я» других людей, что предполагает существование социального, или группового, аспекта религиозной жизни после чего она становится делом социального служения, или адаптации к группе. Появление религиозной группы является неизбежным следствием человеческой общительности Верующих людей должны объединять не символы веры, а цели.

2. Разделы религиоведческой науки. Основные представители.

Раздел – Религии и верования мира.

Архаические верования и обряды

Магия

Магия — концепции, декларируемые как искусство манипулирования аспектами реальности сверхъестественным путем или через знание оккультных законов, неизвестных науке[28].

Тотемизм

Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, сказках и мифах. Тотемизм — представление о связи человека с окружающим миром, предполагающее воображаемый родственный союз с тем или иным природным объектом — тотемом: животным, растением, неодушевлённым предметом, природным явлением.[29]

Анимизм

В основе находится вера в духов и потусторонние существа и одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей.

Фетишизм

Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Аниматизм

Вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений.

Шаманизм

Взаимодействие с миром духов (связь), которое осуществляет шаман.

Религиозный синкретизм античного мира

Религия Древнего Египта

Религии Древней Греции и Рима

Авраамические религии

Мировые религии

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам

Национальные религии

Иудаизм

Индийские религии(индуизм, джайнизм,сикхизм и другие)

Основные религиозно – философские школы и их представители.

Философско-религиозная антропология.

Одной и основ школы философско-религиозной антропологии является творчество Гельмута Плеснера. Плеснер стремится к всестороннему охвату феноменов человеческого существования, подчеркивая, что если философская антропология хочет постичь человека во всей его полноте, то ей следует рассмотреть природную сферу, располагающуюся на одном уровне с личностной жизнью.

Креационизм

Креационизм исходит из исторической достоверности всей Библии, включая и первые одиннадцать глав книги Бытия, говорищях о творениии Вселенной и человека, и утверждает, что естественнонаучные знания и открытия о происхождении этого мира, жизни, геологических эпохах и т.д. объясняются креационно-потопной моделью намного лучше и с меньшим количеством неразрешимых противоречий, чем эволюционной.

Устав РПЦ

Устав Русской Православной церкви был принят Архиерейским собором 16 августа 2000 года. 27 июня 2008 были приняты поправки к документу. Устав состоит из 18 актов. Регулирует деятельность Поместного собора, Архиерейского собора, Священного Синода, Церковного суда, самоуправляемых церквей, экзархатов, епархий, приходов, монастырей, духовных учебных заведений, устанавливает требования к должности Патриарха, права и обязанности Патриарха Московского и всея Руси, затрагивает вопросы, касающиеся имущества и собственности РПЦ.

Устав определяет Русскую Православную Церковь как «многонациональную Поместную Автокефальную Церковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами».

C 17 мая 2007, вследствие подписания Патриархом Московским Алексием II и Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром Акта о каноническом общении, «Русская Православная Церковь Заграницей пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви».

Входящие в Русскую Православную Церковь Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения, представительства и подворья канонически составляют Московский Патриархат.

В канонической зависимости от РПЦ находятся автономные Японская Православная Церковь и Китайская Православная Церковь; последняя фактически прекратила своё существование в конце 1960-х годов.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.

Поместный Собор созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или в исключительных случаях Патриархом и Священным Синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви и избирает Патриарха. Созван в январе 2009.

Архиерейский Собор составляют все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие Синодальные учреждения и Духовные Академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года; является церковным судом высшей инстанции: в частности, первой и последней инстанцией по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси.

Вид на резиденцию Святейшего Патриарха и Священного Синода. Данилов монастырь, Москва.

Патриарх — Предстоятель Церкви имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской Православной Церкви. Имя Патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви.

Являясь прямо и непосредственно правящим епископом города Москвы (Московская область находится в непосредственном управлении Патриаршего Наместника — митрополита Крутицкого и Коломенского), Патриарх обладает определёнными общецерковными административными полномочиями: «вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них; <…> заседания Священного Синода; несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода; <…> издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей Синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров Духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом <…>; награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями; награждает клириков и мирян церковными наградами; утверждает присуждение учёных степеней и званий <…>». Патриарх — Священноархимандрит (Настоятель) Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а также ряда других монастырей, имеющих статус Патриарших ставропигий.

В части внешних сношений Патриарх «сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени; представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления».

 

16. Протестантизм. Реформация.

 

Протестантизм возник в результате Реформации (лат. reformatio - преобразование,

исправление) - движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представлялось отходом от этих идеалов.

В Англии XIV - XV вв. "лолларды" - "бедные священники" - проповедовали учение профессора Оксфордского университета Джона Виклифа (1320 - 1384), который требовал подчинения английской церкви в гражданских делах королю. Виклиф выступал против поборов римских пап с Англии, отвергал материальный характер "пресуществления", усомнился в праве иерархии отпускать грехи и выдавать индульгенции, настаивал на приоритете Священного Писания над церковным преданием. Идеи Виклифа ока- зали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гуса (1369-1415), проповедовавшего отказ церкви от богатств и от продажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июля 1415 г. по приговору Констанцского собора вызвало возмущение в Чехии. Приоритет Священного Писания над преданием и требование причащения, мирян не только хлебом, но и вином стали идейными основами мощного национального движения гуситов. Пять крестовых походов, которые велись против них с 1420 по 1431 г., потерпели поражение. Поэтому Базельский собор заключил 30 ноября 1433 г. соглашение с умеренными гуситами и разрешил мирянам в Чехии причащение под обоими видами.

В гуситском движении появилось существенное для дальнейшего развития Реформации противоречие, отражавшее неоднородность социальной базы этого движения. Дворянство и зажиточные горожане стремились к секуляризации церковных владений. Требование держаться Священного Писания они истолковывали в духе сохранения всего того в догматике, обрядности и жизни, что прямо не противоречило Библии. Эта умеренная реформаторская группировка получила название "чашники" ("калликстинцы"). Сторонники радикальной группировки, социальной базой которой были крестьянство и городская беднота, требовали безусловного следования Священному Писанию и отмены всего, что не подтверждалось его текстом. Они именовались "таборитами" - по названию города Табор, основанного ими на холме, на котором проводились проповеди и который получил название Таборской горы. Табориты отвергли догматы о пресуществлении, чистилище, учение о заступничестве святых, устранили почитание икон и мощей, роскошь в богослужении, выдвинули требование веротерпимости. Поражение таборитов в 1434 г. в битве против объединенных сил католического дворянства и чашников, отмена папой Пием II в 1462 г. соглашения с гуситами не остановили движения крестьян и горожан за преобразование церкви, которое достигло кульминации в эпоху Реформации XVI - XVII вв.

Торговля индульгенциями послужила поводом к выступлению немецкого богослова М.Лютера (1483- 1546), профессора Виттенбергского университета; 31 октября 1517 г. он прибил на двери церкви в Виттенберге 95 тезисов об отпущении грехов. В них Лютер выдвинул принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизнь христианина, и критиковал учение об индульгенциях, о чистилище,

о молитве за умерших и спасении заслугами святых. В последующем М. Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его посредничество в спасении, выдвинул требование упростить обрядность, подчинить церковь государям.

Все это отвечало интересам бюргерства и части дворянства, составивших под предводительством М. Лютера и его сподвижника Ф. Маланхтона (1497 - 1560) умеренное направление немецкой Реформации.

В реформаторское движение в Германии включились и крестьянско - плебейские слои, возглавленные Т. Мюнцером (1490-1525).

Воспринятое анабаптистами, требовавшими вторичного крещения взрослых по вере, выступавшими за свободную церковь, учение Мюнцера о "Царстве Божием на земле" было мечтой об обществе без частной собственности.

Центрами Реформации в Швейцарии стали города Цюрих и Женева, где У. Цвингли (1484 - 1531) и Ж. Кальвином (1509 - 1564) было осуществлено радикальное преобразование церковного устройства. В реформе были заинтересованы и некоторые государи, недовольные сосредоточением в церкви земельных владений и богатств, выплатой крупных денежных средств римским папам и их вмешательством в политику. Группа немецких князей провела в своих владениях евангелические реформы. В 1529 г. они заявили "протест" против отмены Шпейерским рейхстагом права решать вопрос о религии подданных, которого они добились в 1526 г. С этим событием связано происхождение термина "протестантизм", который стали употреблять для обозначения совокупности вероисповеданий христианства, генетически связанных с Реформацией.

Особенности вероучения. Реформаторы настаивали на личной организации и культа отношения человека и Бога. Они боролись за право каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а предание отвергается либо используется в той мере, в какой признается соответствующим Писанию. Согласно основоположникам протестантизма, первородный грех не только повредил природу человека, как учат православие и католицизм, но и целиком извратил ее..Человек в грехопадении утратил саму способность совершать добро. В силу этого человек не может спастись своими заслугами. Спасение может прийти только как результат божествен-

ного вмешательства, "даром данной благодати". Важнейшим догматом большинства конфессий протестантизма является учение об оправдании одной верой в искупительную жертву Христа. Иные способы добиться спасения (обряды, аскеза, богоугодные дела и т. п.) считаются несущественными. Что касается добрых дел, то они являются плодом любви к Богу, проистекающей из веры в евангелие Христа.

В организационной структуре протестантских церквей выразилось влияние новой общественной и культурной ситуации, новых духовных запросов личности, освобождающейся от сословно-корпоративных пут.

Всех протестантов объединяет отказ признать примат римского папы. Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего священства. Всякий христианин, с точки зрения протестантов, в силу крещения получает и посвящение, благодать равно дается всем крещенным по вере. Все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах. Общины избирают или призывают специальных служителей - диаконов, пресвитеров, проповедников, благовестников, пасторов, епископов. Протестантизм, выступающий за упрощение и удешевление культа, отверг молитву за умерших, поклонение Богородице и святым, почитание мощей, икон и других реликвий. Чтение Библии, проповедь составляют основу богослужения. Большое значение имеют также индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов. Многие протестанты соблюдают наиболее важные праздники, унаследованные от католического церковного года, главным образом связан- ные с жизнью Иисуса Христа. Некоторые протестантские объединения включают в свой календарь гражданские праздники, например День благодарения в США.

21. Ислам. Пять столпов. Суры Корана 1 и 112 (наизусть).

Сура 1 «Открывающая Книгу»

1. Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала - Аллаху, Господу миров,

2. милостивому, милосердному,

3. царю в день суда!

4. Тебе мы поклоняемся и просим помочь!

5. Веди нас по дороге прямой,

6. по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал,

7. не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших.

Сура «аль-Фатиха»

«ОТКРЫВАЮЩАЯ КОРАН»

[ Во имя Аллаха ]. Это означает: я начинаю во имя Аллаха. Из лексического анализа этого словосочетания становится ясно, что подразумеваются все прекрасные имена, присущие Всевышнему Господу. Аллах – одно из этих имен, означающее "Бог, Которого обожествляют и Которому поклоняются, Единственный, Кто заслуживает поклонения в силу Своих божественных качеств – качеств совершенства и безупречности".

[ Милостивого, Милосердного ]. Прекрасные имена Господа Милостивый и Милосердный свидетельствуют о великом милосердии Всевышнего, которое объемлет всякую вещь и всякую тварь. Милосердия Аллаха в полной мере будут удостоены Его богобоязненные рабы, которые следуют путем Божьих пророков и посланников. А все остальные творения получат лишь часть Божьей милости. Следует знать, что все праведные мусульманские богословы единодушно говорили о необходимости веры в Аллаха и Его божественные качества. Господь – Милостивый и Милосердный, т.е. обладает милосердием, которое проявляется на рабах Божьих. Все блага и щедроты являются одним из многочисленных проявлений Его милости и сострадания. То же самое можно сказать и об остальных именах Аллаха. Он всеведущ, т.е. обладает знанием обо всем сущем. Он всемогущ, т.е. обладает могуществом и властен над всякой тварью.

[ Хвала Аллаху ]. Это – слова восхваления Аллаха за совершенные качества и деяния, которые Он вершит либо по милости, либо по справедливости. Вся хвала принадлежит Ему, и Он достоин ее целиком и полностью. Он один господствует над всеми мирами. К этим мирам относится все сущее, кроме Самого Аллаха. Он сотворил Вселенную, обеспечил ее обитателей средствами к существованию и облагодетельствовал их великими щедротами, лишившись которых они не смогут просуществовать. Все блага, которыми облагодетельствованы творения, являются дарами Всевышнего Господа.

[ Господу миров ]. Господство Всевышнего Аллаха бывает двух видов: всеобщее и частное. Всеобщее господство выражается в том, что Он создает творения, ниспосылает им пропитание и указывает им верный путь, благодаря чему они могут благоустроить свою жизнь в этом мире. А частное господство проявляется в том, что Аллах воспитывает Своих возлюбленных рабов в духе набожности, помогает им обрести и усовершенствовать веру, защищает их от всего, что может сбить их с прямого пути и отдалить от Него. Сущность этого господства в том, что Аллах облегчает Своим рабам путь ко всякому добру и оберегает их от всякого зла. Возможно, именно поэтому пророки чаще всего в своих молитвах называли Аллаха своим Господом. Да и устремления этих людей были связаны исключительно с частным господством Всевышнего Аллаха.

В этом откровении Всевышний нарек себя Господом миров и тем самым подчеркнул, что Он один творит, управляет и одаряет благами. Он богат и не нуждается в своих творениях. Напротив, все творения нуждаются в Нем и всесторонне зависят от Него.

[ Властителю дня Суда ]. Властелином называется Тот, Кто обладает царством и властью и в силу этого волен повелевать и запрещать, вознаграждать и наказывать, полновластно распоряжаться своими подчиненными. Кому же принадлежит подлинная власть, станет ясно в День воздаяния. Это – один из эпитетов Дня воскресения, когда люди получат воздаяние за свои благие и скверные деяния. Именно в тот день Божьи творения ясно увидят совершенство власти Аллаха, совершенство Его справедливости и мудрости. Они потеряют все, чем обладали ранее. Цари и подданные, рабы и свободные – все будут равны перед Господом, покорны Его величеству и смиренны перед Его могуществом. Они будут ожидать Его приговора, жаждать Его награды и страшиться Его возмездия. Вот почему Господь нарек себя Властелином Дня воздаяния, хотя Его власть и распространяется на все времена.

[ Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи ], т.е. мы по­клоняемся только Тебе Одному и только Тебя Одного молим о по­мощи. Согласно грамматике арабского языка, если местоимение стоит перед глаголом, то действие совершается только в отношении упомянутого лица и никого иного. Поэтому смысл этого аята таков: мы поклоняемся Тебе и не поклоняемся никому иному; мы взываем о помощи к Тебе и не взываем ни к кому иному. Поклонение упомя­нуто Всевышним до мольбы о помощи, потому что об общем, как правило, говорится до частного. Кроме того, в этом содержится ука­зание на то, что право Всевышнего Аллаха превыше права Его ра­бов.

Поклонение – это понятие, охватывающее все слова и деяния, со­вершаемые как душой, так и телом, которые Аллах любит и одобряет.

Мольба о помощи – это обращение к Всевышнему Аллаху с просьбой одарить добром и отвести зло, проникнутое верой в то, что это сбудется.

Именно поклонение Аллаху и мольба к Нему о помощи являются верным способом обретения вечного счастья и избавления от вся­кого зла. Помимо этого нет иного пути к спасению. Поэтому очень важно знать, что поклонение обретает свой подлинный смысл лишь тогда, когда совершается ради Аллаха и так, как этому учил Его по­сланник, да благословит его Аллах и приветствует. Без выполнения этих двух условий немыслимо любое поклонение.

Итак, Всевышний упомянул о мольбе о помощи после поклоне­ния, потому что она является одной из его форм. Кроме того, при совершении любого обряда раб Аллаха нуждается в Его помощи, а без нее он никогда не сможет исправно выполнять повеления своего Господа и избегать грехов;

[ веди нас прямым путем ], т.е. укажи нам на прямой путь, на­правь на него и помоги следовать им. Этот ясный путь ведет к Ал­лаху и Раю. Это путь, состоящий в познании истины и руководстве ею в делах;

[ веди нас прямым путем ], т.е. веди нас к прямому пути и веди нас по нему. Первое означает принятие Ислама и отказ от всех дру­гих вероисповеданий. Второе же состоит в изучении деталей рели­гии и претворении их в жизнь на практике. Эта молитва является одним из самых полезных, глубоких и многосторонних обращений к Господу. Поэтому Аллах обязал людей взывать к Нему этими сло­вами в каждом ракаате Намаза, ведь все мы так нуждаемся в этом;

[ путем тех, которых Ты облагодетельствовал ], т.е. путем про­роков, правдивых верующих, павших мучеников, праведников,

[ не тех, что попали под гнев Твой ], потому что узрели истину, но отвернулись от нее, как это сделали иудеи и им подобные,

[ и не [ путем ] заблудших ], которые отвернулись от истины из-за своего невежества и заблуждения, подобно христианам.

Эта сура, несмотря на свою лаконичность, содержит в себе то, чего нет ни в одной другой коранической суре. В первую очередь, это – три концепции единобожия. Концепция веры в господство Од­ного лишь Аллаха сформулирована в словах Всевышнего [ Господу миров ]. Концепция того, что только Аллах достоин любого покло­нения, выражается в Его имени [ Аллах ] и в Его словах [ Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи ]. Что же касается третьей концепции о том, что только Аллах обладает прекрасными именами и совершенными атрибутами, то она вытекает из слов [ хвала Аллаху ], о чем уже говорилось ранее. Мы веруем во все имена и атрибуты нашего Господа, которыми Он Сам описал Себя в Коране и которыми Его описал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не лишая их истинного смысла и не упо­добляя их атрибутам Божьих творений.

В этой суре также содержится доказательство истинности проро­ческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Оно выражено в словах [ веди нас прямым путем ], ибо это не­возможно, если нет пророка и Писания.

В словах [ властителю дня Суда ] содержится указание на то, что люди непременно получат воздаяние за свои деяния. Это воздаяние будет справедливым, потому что арабское слово «дин» (Суд) подра­зумевает именно справедливое возмездие.

В этой суре выявляется ошибочность взглядов кадаритов[1] и джаба­ритов[2] и подчеркивается, что все сущее происходит по Предо­пределению Аллаха, но люди при этом обладают правом выбора. Более того, в ней опровергаются воззрения всех приверженцев ере­тических и заблудших течений, ибо высказывание Всевышнего [ веди нас прямым путем ] требует от всех нас познать истину и ру­ководствоваться ею в делах, а всякий, кто придерживается ереси, религиозных новшеств и заблуждения, непременно отворачивается от прямого руководства Аллаха.

И, наконец, эта сура призывает людей к искреннему служению Всевышнему Аллаху и обращения к Нему за помощью. В этом состоит смысл слов [ Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о по­мощи ].

Кадариты (от арабск. Кадар – судьба, рок, предопределение) – считают, что человек совершает свои поступки без воли на то Всевышнего.

Джабариты (от арабск. джабарий – фаталист) – полагают, что человек, напротив, не имеет собственной воли. Истинный Ислам же утверждает, что всё происходит по воле Аллаха, однако человек имеет право на выбор.

Сура 112. «Очищение (Веры)»

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1. Скажи: "Он - Аллах - един,

2. Аллах, вечный;

3. не родил и не был рожден,

4. и не был Ему равным ни один!"

Сура «аль-Ихлас»
(«Очищение веры»)

Всевышний повелел говорить эти слова с твердой уверенностью и абсолютной убежденностью в истинности этих слов. А для этого, человек должен быть осведомлен об их подлинном смысле. Аллах является единственным Богом. Его прекрасные имена и качества совершенны, Его деяния святы и лишены изъянов, и нет никого похожего на Него или подобного Ему.

Он самодостаточен, и все обитатели небес и земли в высшей степени нуждаются в Нем и молят Его о помощи, потому что все Его качества совершенны. Он всеведущ, и Его знание безгранично. Он терпелив, и Его терпение бесконечно. Он милосерден, и Его милость объемлет всякую вещь. То же самое относится ко всем божественным качествам.

Совершенство Аллаха также проявляется в том, что Он не рождает и не был рожден, и поэтому ни в ком и ни в чем не нуждается. Его имена, качества и деяния превосходят имена, качества и деяния творений. Он – великий и всеблагой! Из всего сказанного следует, что эта сура целиком проповедует доктрину о том, что только Аллах обладает божественными именами и качествами.

ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА (араб. хамсат уль-аркян аль-ислам) — основные предписания, обязательные для всех верующих мусульман.

1. Аш-Шахада — символ веры, свидетельствующий о том, что верующий исповедует единобожие и признает пророческую миссию Мухаммада. Произнесением шахады — начинается любая молитва, любая религиозная, а иногда и светская церемония (принятие родов, обрезание, подписание свадебного контракта, обмывание покойника, закалывание жертвенного животного и прочие бытовые обряды, а также государственные мероприятия и официальные речи). Первоначально шахада была боевым кличем, который выкрикивали воины Мухаммада, нападая на неприятеля.

Аш-Шахада содержит в себе два основных догмата ислама: 1. Исповедание единобожия, монотеизм. 2. признание божественной миссии Мухаммада.

2. Молитва (см. НАМАЗ) (салят — араб., намаз — перс.). Каждый мусульманин обязан пять раз в день совершить молитву в определенное время, в соответствии с установленным ритуалом. До совершения ритуала молитвы следует выполнить обряды очищения (ат-тахара). Тахара включает в себя действия, цель которых — достижение обрядовой чистоты. В нее входят «тахара внутренняя» — очищение души от неблаговидных помыслов, греха или гнева и «тахара внешняя», предполагающая очищение тела, одежды, обуви, жилища и т.д.

Молитву можно совершать в любом месте, но в пятницу, особенно мужчинам, рекомендуется присутствовать на совместном намазе в мечети.

Если время молитвы застигает человека в пути, ему для ее совершения следует, кроме вышеперечисленных омовений, найти киблу (направление на Мекку). Обычно, если мусульманин находится в пути и не может точно определить киблу по солнцу, он ориентируется на ближайшую мечеть. Затем следует расстелить коврик для молитвы (араб. саджад или турецк. намазлык), а при его отсутствии — чистую ткань или бумагу без нанесенных на ней типографских знаков. Коврик как бы отделяет молящегося от внешнего мира. Затем молящийся читает первую суру Корана «аль-Фатиха», которая у мусульман занимает такое же место, как «Отче наш» у христиан.

Ислам также признает добровольные молитвы (араб. мунаджат). Такие молитвы считаются богоугодными, но не обязательными.

Молитва не засчитывается, если она была прервана, или если у человека появились какие-либо болезненные проявления.

3. Паломничество (араб. аль-хаджж). Мечтой каждого мусульманина является паломничество в святые города ислама Мекку и Медину. В иерархии исламских принципов аль-хаджж стоит на третьем или четвертом месте (в зависимости от страны). Коран считает посещение Мекки и Медины долгом каждого мусульманина. Хаджж приурочен ко времени праздника жертвоприношения — ид аль-адха (араб.) иначе курбан-байрам (тюрк.), одного из двух главных праздников ислама.

Этот праздник связан с легендой, согласно которой главное святилище мусульман Кааба было построено Адамом, разрушено во время потопа, но восстановлено Авраамом и его сыном Исмаилом (см. ИСМАИЛ). Хаджж начинается на 7-й день месяца зу-ль-хиджж в Мекке, а праздник отмечается через три дня, не только в долине Мина около Мекки, но и повсеместно в мусульманских странах.

Паломничество — один из самых древних арабских обрядов. Исламские источники относят начало совершения паломничества к эпохе Авраама. Об этом говорится в Коране: «И возвести среди людей о хаджже: они придут к тебе пешком…» (Коран, сура 22:23). Изначально паломничество приурочивалось к ярмарке, которая для бедуинов была большим событием. В своем нынешнем виде хаджж существует со времени пророка Мухаммада, то есть более 1300 лет. Сам Мухаммад совершил свое последнее («прощальное») паломничество в 632.

Так же как и все другие религиозные обязанности мусульман, хаджж строго регламентирован. Хаджж не может совершить человек, не прошедший обрезание. Если человек не здоров, то он может послать вместо себя заместителя (вакиль аль-хаджж). Однако пожилые люди редко обращаются к такой практике, ибо смерть во время хаджжа предполагает, что мусульманин будет похоронен близ святых мест. Женщины могут совершить хаджж только в сопровождении мужчин.

Наряду с великим паломничеством (хаджж) существует и малое - умра, которое можно осуществить в другое время года. Малое паломничество, также как и посещение Медины, считается делом богоугодным, но не равноценным великому паломничеству.

Как правило, люди совершившие паломничество, пользуются всеобщим уважением. Как везде в мусульманском мире, их уважительно называют хаджжи. Они считаются носителями божественной благодати и даже мудрости.

4. Пост (саум), осуществляется в месяц рамадан. Издавна народы Ближнего Востока, принадлежащие к различным религиям, совершали посты, что было связано с ограничениями в еде, возникающими у скотоводов в ходе их хозяйственного цикла. В частности, у арабов в доисламское время было несколько постов, в том числе пост в первые десять дней мухаррама — первого месяца лунного календаря. Пост в месяц рамадан более длительный: он длится 30 дней. Говорят, что он был установлен пророком Мухаммадом через 17-18 месяцев после хиджры — переезда Мухаммада и его ближайших сподвижников в Медину.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.084 с.)