А 7. В 7. Средства связи предложений в тексте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А 7. В 7. Средства связи предложений в тексте.



Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

1) Лексический повтор – повторение одного и того же слова.

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Лексически оправданный повтор. За огородом есть пруд. В пруду плавают гуси, утки.

Однокоренные слова.

Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)

3) Синонимы. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. Контекстные синонимы. Это был хозяин леса. Мужчине было лет 40.

4) Антонимы. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

5) Антитеза (использование лексических и контекстных антонимов, противительного союза. От нагревания железо расширяется, а от охлаждения оно сужается. Сто лет назад люди не знали телевизора. Сейчас без телевизора не обходится ни одна семья, в) Черёмуха давно отцвела. Но зато сирень благоухала.

Описательные обороты.

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

7) Высказывания в первом предложении замена словом во второй. Солнце ещё не зашло. Это помогло Олегу завершить дело.

8) Наличие во втором предложении указание на часть целого, о котором говорится в первом предложении. Деревь я стояли голые. Яблони и берёзы ещё сохраняли листочки.

Грамматические средства связи:

1) Личные местоимения. 1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

2) Указательные местоимения (такой, тот, этот). 1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

3) Притяжательные местоимения (наш, мой, твой). Эти специалисты давно занимались изучением тайн океана. Их исследования привлекают внимание ученых всего мира.

4) Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.).

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

5) Союзы ( преимущественно сочинительные). Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

6) Частицы (чаще всего именно, только, лишь). «Дыхание» мирового океана может стать губительным для человечества. Именно эта проблема требует исследования и решения.

7) Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

8) Замена обстоятельства (существительного, наречия) наречиями там, здесь, туда, и т.д. В лесу было хорошо. Там пели птицы. Я люблю возвращаться домой. Туда меня всегда тянет.

9) Единство видовременных форм глаголов -использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

10) Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

11) Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

 

Связь между предложениями текста бывает цепная (контактная) или параллельная (дистанционная). Что же представляет собой каждая из них?

Цепная связь – мысль движется от одного предложения к другому и осуществляется обычно в повторе слова из предыдущего предложения, развёртывании его в последующем предложении.

Параллельная связь – употребление предложений, в которых одинаковый порядок слов, однотипные грамматические формы выражения членов предложения, видовременная соотнесённость.

 

 

А 8. В4. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

Односоставные и двусоставные предложения.

1. Именем существительным (в И.п.) Гости приехали утром.
2. Местоимением (в И.п.) Я был в музее.
3. Именем прилагательным (в И.п.) Старшие помогали младшим.
4. Причастием (в И.п.) Желающие могли покататься.
5. Именем числительным (в И.п.) Два да два — четыре.
6. Неопределенной формой глагола Курить — здоровью вредить.
7. Наречием Завтра не наступит никогда.
8. Междометием Га-га-га слышалось на лугу.
9. Синтаксически неделимым словосочетанием.   Анютины глазки растут в саду.

CПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО

ВИДЫ СКАЗУЕМОГО

Простое глагольное глагол в форме какого-либо наклонения (выражает лексическое и грамматиче­ское значения) Он засыпает. Мы не будем спать.
Составное глагольное вспомогательный глагол (выражает грамматическое значение и часть лексическо­го) + неопределенная форма глагола (выражает лексиче­ское значение)   Дождь перестал шуметь.
Составное именное глагол-связка (выражает грамматическое значение) + именная часть (выражает лексическое значение) Пьеса была интересной. Мой братучитель.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ИМЕННОЙ ЧАСТИ СКАЗУЕМОГО

1. Имя прилагательное Он веселый. Он был веселым.
2. Имя существительное Он весельчак. Весь сад в цвету.
3. Причастие Письмо было задержано.
4. Числительное Два да три будет пять.
5. Местоимение Вишневый сад теперь мой.
6. Наречие Ей туфли впору будут.
7. Синтаксически неделимое словосочетание Он был высокого роста.

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Тире ставится:  
1. Существительное + существительное Лес — друг человека.
2. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять природу — любить родину.
3. Числительное + числительное Дважды два — четыре.
4. Существительное + н. ф. глаг. Наша задачахорошо учиться.
5. Н. ф. глаг. + существительное Ходить босиком — удовольствие.
6. Это, вот, значит Чтение — вот лучшее учение.
Тире не ставится:  
1. При сказуемом есть не Старост ь не радость.
2. При сказуемом есть как, будто Пруд как зеркало.
3. Подлежащее = местоимение Он врач.
Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться Ты - лучший человек на свете.

Двусоставные: подлежащее и сказуемое.

Односоставное: или сказуемое, или подлежащее

Односоставные предложения

Виды Что обозначает главный член предложения Чем выражен глав­ный член предложения (основные случаи) Примеры
С глав­ным чле­ном сказуе­мым определённо-личные действие, кото­рое совершает оп­ределённое лицо (я, ты, мы, вы): на него указывает окончание глаго­ла-сказуемого 1) глаголом изъяви­тельного наклонения 1-го или 2-го лица; 2) глаголом повели­тельного наклонения 1)Люблю грозу в нача­ле мая (Тютчев). 2) Зовите, голуби, зови­те к труду и миру на земле!
неопределённо-личные действие каких-то лиц: они мыслят­ся неопределён­но 1) глаголом 3-го лица множественного чис­ла; 2) глаголом прошед­шего времени множ. числа 1) И на обломках само­властья напишутнаши имена (Пушкин). 2) Навекисвергли власть буржуев и дворян.
обоб­щённо-личные действие, которое может совершать любое лицо (все, каждый) 1) глаголом 2-го лица изъяв. или повел. наклон.;   2) глаголом 3-го лица мн. числа 1) Изводишьединого слова ради тысячи тонн словесной руды. 2) Славу трудом добы­вают.
без­личные действие или со­стояние, незави­симое от дейст­вующего лица (оно происходит как бы само по себе) 1) безличным глаго­лом или личным в значении безличного; 2) инфинитивом; 3) наречием; составным именным сказуемым. 4) словами нет, не было 1) Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей. 2) Вам не видать таких сражений. 3) Человеку холодно без песен. 4) Нет ничего радостнее труда. (Н. Остров­ский).
С глав. чле­ном подле­жащим назыв­ные только наличие предметов, явле­ний или лиц существительным в именительном падеже Переправа, переправа... Темень, холод... (Твар­довский).

Обратите внимание!

1) В тексте могут быть предложения, в которых грамматическая основа состоит только из подлежащего или только из сказуемого, поэтому повторите односоставные. На улице смеркается. Хочется лечь спеть. Ночь, Тишина.

2) Неделимые словосочетания, смысл которых нельзя понять из отдель­ных слов, являются одним членом предложения. Обычно это фразеологизмы, крылатые слова и т.п. Мальчонка плакал в три ручья.

3) Простым глагольным сказуемым могут быть синтаксически цельные словосочетания или фразеологизмы, если их можно заменить одним личным глаголом. Следователи ведут расследование (= расследуют) преступления.

4) Иногда можно спутать подлежащее и прямое дополнение, т.е. сущест­вительное в винительном падеже: Корабли построили в прошлом ве­ке. В этом, предложении слово «корабли» является дополнением, т.к. их кто-то строил, действие кого-то было направлено на них (по­строили кого?что?); это неопределенно-личное предложение, в кото­ром нет подлежащего. Или: Настроение испортило неожиданное из­вестие. Не настроение портит известие, а наоборот; неожиданное известие стало причиной плохого настроения.

5) Чтобы не спутать подлежащее и дополнение в придаточной части сложного предложения с союзным словом который, подставьте вме­сто этого союзного слова то, что «прячется» за ним. Жаркое солнце, которое немилосердно жгло мою голову, закрыла туча (Что немилосердно жгло мою голову? Солнце. Следовательно это подлежащее). Дама, которой подал руку Евгений, церемонно сошла с трапа парохода. (Кому подал руку Евгений? Даме (сущ. в Им.n.), следовательно, это дополнение).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.04 с.)