Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии педагогики по
Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии педагогики ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине «Психология и педагогика» для специальности 060201 – Стоматология (очная форма обучения)
К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 8 ТЕМА: «Психология больного ребенка»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой Д.псх.н., доцент ________________________ Логинова И.О.
Составитель: К.псх.н. доцент ________________________ Чупина В.Б. Преподаватель ________________________ Сенченко Г.В. Преподаватель ________________________ Чернова Е.И.
Красноярск
Занятие № 8 Тема: «Психология больного ребенка». 2. Форма организации занятия: семинарское. 3. Значение изучения темы. Поступивший на лечение ребенок всегда требует дополнительных мероприятий по организации психолого-педагогической коррекции, эффективно влияющих на внутреннюю картину болезни ребенка и, таким образом, на качество медицинской помощи. При этом возникает не только ряд вопросов теоретической подготовки, но и необходимость владения практическими навыками и приемами. 4. Цели обучения: - общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способностью к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8); способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; способен соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11); способностью и готовностью изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46); способностью и готовностью к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48); способностью и готовностью к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, к обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).
- учебная: знать предмет, задачи, методы психологии и педагогики; основы возрастной психологии и психологии развития; основы теории воспитания, закономерности педагогического взаимодействия, педагогические аспекты деятельности врача; уметь использовать психолого-педагогические знания в своей профессиональной деятельности: в процессе разработки медико-психологической тактики лечения; применять полученные знания в процессе выстраивания взаимоотношений с пациентом, с коллегами и использовать их в научно-исследовательской работе; владеть навыками учета психологических особенностей пациента в процессе его лечения. 5. План изучения темы: Контроль исходного уровня знаний. Фронтальный опрос. 1. Представления Л.С. Выготского о сущности психического развития больного ребенка. 2. Реакция детей на стационар как задача педиатрической психологии. 3. Особенности социальной ситуации развития хронически соматического больного ребенка. 4. Формы и механизмы личностного реагирования на заболевание. 5. Внутренняя картина болезни (понятия, структура, факторы её определяющие). 6. Направления и содержание коррекционной работы по развитию внутренней картины болезни детей. 7. Специфика коррекционной работы по поводу неадекватного семейного воспитания больного ребенка.
Основные понятия и положения темы. Работа с детьми, уход за ними, больными и здоровыми, правильная оценка их поведения, реакций, поступков, требуют специальных знаний, прежде всего знакомства с этапами психического и физического развития ребенка. Психическое развитие ребенка, его личность с раннего возраста до периода зрелости претерпевают разнообразные сложные изменения, которые позволяют индивидууму с определенной степенью успешности адаптироваться в окружающей среде. Каждый этап индивидуального развития зависит как от конституциональных (генетических) факторов, так и от влияния окружающей среды, особенностей воспитания и различных вредоносных факторов, включая болезни. Особое значение имеют особенности личности (характера) больного ребенка.
Индивидуальное развитие характеризуется качественными изменениями личности ребенка в целом, отражающими ее прогрессирующее движение от низших к высшим уровням психической деятельности. В онтогенезе личности исследователи выделяют определенные качественно специфические стадии, или этапы, названия и количество которых различаются у разных авторов. Одним их наиболее распространенных вариантов систематики этапов развития личности является вариант, в соответствии с которым выделяют три этапа (фазы) становления личности. Первый этап (адаптация) обозначают как этап формирования основного стереотипа личности, овладения средствами и формами деятельности. На этом этапе вначале (3—5 лет) приобретаются более простые, а затем (9—12 лет) более совершенные навыки и умения, а также происходит процесс выделения себя из окружающей физической и социальной среды. Второй этап развития психической деятельности и личности получил название этапа индивидуализации. В этот период (до 15—16 лет) отмечается стремление индивида к максимальной персонализации. Формирующееся на этом этапе индивидуальное сознание еще в значительной мере эгоцентрично; для ребенка его индивидуальное переживается как более актуальное, чем общественное. В указанном возрасте уже возникают условия для широкого использования абстрактных понятий, для построения абстрактных концепций, гипотетических рассуждений и осуществления наблюдения с целью проверки своих гипотез. С данного периода создаются условия для научного мышления. Если ребенок живет настоящим, то взрослый наполовину живет и действует исключительно для будущего. Третий этап (интеграция) — это формирование социального (общественного) стереотипа личности (16—21 год). Взаимоотношения юноши с окружающим миром определяются в основном степенью зрелости чувств, отражающих общее отношение его к среде. Формирование высших эмоций (этических, эстетических, интеллектуальных) и самосознания завершается в юношеском возрасте. Определите тип реакции на болезнь. 2. Настя Т., 15 лет, находится на стационарном лечении по поводу язвенной болезни желудка. Очень мнительна. Постоянно сомневается в правильности поставленного диагноза, в грамотности назначенного лечения. Читает много специальной литературы, проявляет выраженный интерес к результатам анализов и обследований. Требует все новых и новых консультаций. Беспокоится из-за возможных осложнений. Считает, что у нее рак желудка. Тревожна, подавлена. Определите тип отношения к болезни у данной больной. 3. В отделении 3-летний Илюша забрал игрушку у Маши. Дежурная медсестра Анна Петровна вернула игрушку Маше и пригрозила наказать Илюшу в следующий раз. Когда Анна Петровна перед обедом предложила детям вымыть руки, Илюша демонстративно подошел к окну и стал возить руками по подоконнику, оглядываясь на Анну Петровну. Какие возрастные особенности проявились в данной ситуации? Какую стратегию поведения можно предложить медсестре?
4. Ребенок 4 лет разбил термометр. Реакция дежурной медсестры: "Ты всегда все роняешь, с тобой одни проблемы. Обещай мне никогда больше ничего не брать со стола без моего разрешения". Какой тип эмоциональных отношений характеризуется желанием выполнять все предписания врача, хорошим контактом с врачом. а) Анозогнозический б) Гипернозогнозичнский в) Гипонозогнозический г) Прагматический Задание 1. Закончите предложения. 1.В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является … 2.Сензитивность младшего школьного возраста заключается в том, что … 3.Отношение к одноклассникам у младших школьников складывается под влиянием … 4.Ведущими мотивами учения в младшем школьном возрасте являются … 5.Внутренние мотивы учебной деятельности у младших школьников являются … 6.Характерной особенностью младшего школьного возраста является то, что дети связывают оценку не со своими знаниями, а с … 7.Внимание на протяжении всего возраста преобладает … 8.Восприятие младших школьников характеризуется … 9.Память у младших школьников преобладает …, но постепенно развивается и …память. 10.В младшем школьном возрасте мышление … 11.Характерная черта развития воли - это … 12.Ребёнок считает, что друг - это тот, кто: а) в 1-2 классе …, б) в 3-4 классе … 13.Чтобы помочь осознать ребёнку младшего школьного возраста учебную задачу, следует … 14.Поступки в младшем школьном возрасте отличаются …, что отражает возрастные особенности формирования характера. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. 1. Проблема изучения и формирования психосоматических взаимосвязей больного ребенка. 2. Влияние социально-демографических характеристик семьи (состав, образование и др.) на развитие личности соматически больного ребенка. 3. Типы отношения к заболеванию и их влияние на результат лечения. 4. Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении нарушений психического развития соматически больных детей. 5. Психологические аспекты развития стремления к здоровому образу жизни ребенка и его родителей. 6. Возможности психокоррекционной деятельности в формировании внутренней картины заболевания ребенка и подростка. 8. Рекомендованная литература по теме занятия: Обязательная: 1. Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах: учебник. М.: ВЛАДОС, 2008г. 2.Педагогика: учебное пособие / ред. Пидкасистый П.И. М.: Юрайт. 2011г.
3. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. М.: Академпроект. 2010г. 4. Подласый И.П. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование. 2009г. 5.Маклаков А.Г. общая психология: учебное пособие. СПб.: Питер.2010г. Дополнительная: 1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие. М.: Гардарики. 2006г. 2. Романцов М.Г. Педагогические технологии в медицине: учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2007г. 3. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. СПБ.: Питер. 2006г. 4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия /ред. Мухина В.С. и др. М.: Академия. 2008г. 5. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер. Электронные ресурсы: 1. Электронный каталог КрасГМУ 2. Электронная библиотека Absotheue 3. Медиатека 4. БД МедАрт 5. Ресурсы Интернет
Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии педагогики ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине «Психология и педагогика» для специальности 060201 – Стоматология (очная форма обучения)
К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 8
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.035 с.) |