Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии педагогики по 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии педагогики по



Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии педагогики ПО

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Психология и педагогика»

для специальности 060201 – Стоматология (очная форма обучения)

 

 

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 8

ТЕМА: «Психология больного ребенка»

 

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

 

Заведующий кафедрой

Д.псх.н., доцент ________________________ Логинова И.О.

 

Составитель:

К.псх.н. доцент ­­­­­­­­­________________________ Чупина В.Б.

Преподаватель ________________________ Сенченко Г.В.

Преподаватель ________________________ Чернова Е.И.

 

 

Красноярск


 

 

Занятие № 8

Тема: «Психология больного ребенка».

2. Форма организации занятия: семинарское.

3. Значение изучения темы.

Поступивший на лечение ребенок всегда требует дополнительных мероприятий по организации психолого-педагогической коррекции, эффективно влияющих на внутреннюю картину болезни ребенка и, таким образом, на качество медицинской помощи. При этом возникает не только ряд вопросов теоретической подготовки, но и необходимость владения практическими навыками и приемами.

4. Цели обучения:

- общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способностью к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8); способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; способен соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11); способностью и готовностью изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46); способностью и готовностью к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48); способностью и готовностью к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, к обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).

- учебная: знать предмет, задачи, методы психологии и педагогики; основы возрастной психологии и психологии развития; основы теории воспитания, закономерности педагогического взаимодействия, педагогические аспекты деятельности врача; уметь использовать психолого-педагогические знания в своей профессиональной деятельности: в процессе разработки медико-психологической тактики лечения; применять полученные знания в процессе выстраивания взаимоотношений с пациентом, с коллегами и использовать их в научно-исследовательской работе; владеть навыками учета психологических особенностей пациента в процессе его лечения.

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

Фронтальный опрос.

1. Представления Л.С. Выготского о сущности психического развития больного ребенка.

2. Реакция детей на стационар как задача педиатрической психологии.

3. Особенности социальной ситуации развития хронически соматического больного ребенка.

4. Формы и механизмы личностного реагирования на заболевание.

5. Внутренняя картина болезни (понятия, структура, факторы её определяющие).

6. Направления и содержание коррекционной работы по развитию внутренней картины болезни детей.

7. Специфика коррекционной работы по поводу неадекватного семейного воспитания больного ребенка.

 

Основные понятия и положения темы.

Работа с детьми, уход за ними, больными и здоровыми, правильная оценка их поведения, реакций, поступков, требуют специальных знаний, прежде всего знакомства с этапами психического и физического развития ребенка. Психическое развитие ребенка, его личность с раннего возраста до периода зрелости претерпевают разнообразные сложные изменения, которые позволяют индивидууму с определенной степенью успешности адаптироваться в окружающей среде. Каждый этап индивидуального развития зависит как от конституциональных (генетических) факторов, так и от влияния окружающей среды, особенностей воспитания и различных вредоносных факторов, включая болезни. Особое значение имеют особенности личности (характера) больного ребенка.

Индивидуальное развитие характеризуется качественными изменениями личности ребенка в целом, отражающими ее прогрессирующее движение от низших к высшим уровням психической деятельности. В онтогенезе личности исследователи выделяют определенные качественно специфические стадии, или этапы, названия и количество которых различаются у разных авторов. Одним их наиболее распространенных вариантов систематики этапов развития личности является вариант, в соответствии с которым выделяют три этапа (фазы) становления личности.

Первый этап (адаптация) обозначают как этап формирования основного стереотипа личности, овладения средствами и формами деятельности. На этом этапе вначале (3—5 лет) приобретаются более простые, а затем (9—12 лет) более совершенные навыки и умения, а также происходит процесс выделения себя из окружающей физической и социальной среды.

Второй этап развития психической деятельности и личности получил название этапа индивидуализации. В этот период (до 15—16 лет) отмечается стремление индивида к максимальной персонализации. Формирующееся на этом этапе индивидуальное сознание еще в значительной мере эгоцентрично; для ребенка его индивидуальное переживается как более актуальное, чем общественное. В указанном возрасте уже возникают условия для широкого использования абстрактных понятий, для построения абстрактных концепций, гипотетических рассуждений и осуществления наблюдения с целью проверки своих гипотез. С данного периода создаются условия для научного мышления. Если ребенок живет настоящим, то взрослый наполовину живет и действует исключительно для будущего.

Третий этап (интеграция) — это формирование социального (общественного) стереотипа личности (16—21 год). Взаимоотношения юноши с окружающим миром определяются в основном степенью зрелости чувств, отражающих общее отношение его к среде. Формирование высших эмоций (этических, эстетических, интеллектуальных) и самосознания завершается в юношеском возрасте.

Определите тип реакции на болезнь.

2. Настя Т., 15 лет, находится на стационарном лечении по поводу язвенной болезни желудка. Очень мнительна. Постоянно сомневается в правильности поставленного диагноза, в грамотности назначенного лечения. Читает много специальной литературы, проявляет выраженный интерес к результатам анализов и обследований. Требует все новых и новых консультаций. Беспокоится из-за возможных осложнений. Считает, что у нее рак желудка. Тревожна, подавлена.

Определите тип отношения к болезни у данной больной.

3. В отделении 3-летний Илюша забрал игрушку у Маши. Дежурная медсестра Анна Петровна вернула игрушку Маше и пригрозила наказать Илюшу в следующий раз. Когда Анна Петровна перед обедом предложила детям вымыть руки, Илюша демонстративно подошел к окну и стал возить руками по подоконнику, оглядываясь на Анну Петровну.

Какие возрастные особенности проявились в данной ситуации? Какую стратегию поведения можно предложить медсестре?

4. Ребенок 4 лет разбил термометр. Реакция дежурной медсестры: "Ты всегда все роняешь, с тобой одни проблемы. Обещай мне никогда больше ничего не брать со стола без моего разрешения".

Какой тип эмоциональных отношений характеризуется желанием выполнять все предписания врача, хорошим контактом с врачом.

а) Анозогнозический

б) Гипернозогнозичнский

в) Гипонозогнозический

г) Прагматический

Задание 1. Закончите предложения.

1.В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является …

2.Сензитивность младшего школьного возраста заключается в том, что …

3.Отношение к одноклассникам у младших школьников складывается под влиянием …

4.Ведущими мотивами учения в младшем школьном возрасте являются …

5.Внутренние мотивы учебной деятельности у младших школьников являются …

6.Характерной особенностью младшего школьного возраста является то, что дети связывают оценку не со своими знаниями, а с …

7.Внимание на протяжении всего возраста преобладает …

8.Восприятие младших школьников характеризуется …

9.Память у младших школьников преобладает …, но постепенно развивается и …память.

10.В младшем школьном возрасте мышление …

11.Характерная черта развития воли - это …

12.Ребёнок считает, что друг - это тот, кто: а) в 1-2 классе …,

б) в 3-4 классе …

13.Чтобы помочь осознать ребёнку младшего школьного возраста учебную задачу, следует …

14.Поступки в младшем школьном возрасте отличаются …, что отражает возрастные особенности формирования характера.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

1. Проблема изучения и формирования психосоматических взаимосвязей больного ребенка.

2. Влияние социально-демографических характеристик семьи (состав, образование и др.) на развитие личности соматически больного ребенка.

3. Типы отношения к заболеванию и их влияние на результат лечения.

4. Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении нарушений психического развития соматически больных детей.

5. Психологические аспекты развития стремления к здоровому образу жизни ребенка и его родителей.

6. Возможности психокоррекционной деятельности в формировании внутренней картины заболевания ребенка и подростка.

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

Обязательная:

1. Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах: учебник. М.: ВЛАДОС, 2008г.

2.Педагогика: учебное пособие / ред. Пидкасистый П.И. М.: Юрайт. 2011г.

3. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. М.: Академпроект. 2010г.

4. Подласый И.П. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование. 2009г.

5.Маклаков А.Г. общая психология: учебное пособие. СПб.: Питер.2010г.

Дополнительная:

1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие. М.: Гардарики. 2006г.

2. Романцов М.Г. Педагогические технологии в медицине: учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2007г.

3. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. СПБ.: Питер. 2006г.

4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия /ред. Мухина В.С. и др. М.: Академия. 2008г.

5. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер.

Электронные ресурсы:

1. Электронный каталог КрасГМУ

2. Электронная библиотека Absotheue

3. Медиатека

4. БД МедАрт

5. Ресурсы Интернет

 

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии педагогики ПО

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Психология и педагогика»

для специальности 060201 – Стоматология (очная форма обучения)

 

 

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.035 с.)