Организационная структура предприятия. Информационные процессы в управлении предприятием. Классификация структур управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационная структура предприятия. Информационные процессы в управлении предприятием. Классификация структур управления.



ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНАМ

· «Компьютерные информационные технологии», Раздел 3. Информационные системы в экономике

· «Корпоративные информационные системы»

· «Информационные системы управления бизнесом»

Учебный год

 

Тема 1. Основные понятия информационных систем

Организационная структура предприятия. Информационные процессы в управлении предприятием. Классификация структур управления.

В работе ИС можно выделить след. этапы: формирование данных, накопление и систематизация данных, обработка данных, отображение данных.

Построение ИС должно начинаться с анализа и структуры управления организацией. Стратегический уровень управления обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Тактический уровень управления обеспеч. решение задач, требующих предварительного анализа большого количества разнородной информации. Оперативный уровень управления обеспеч. решение многократно повторяющихся задач и быстрое реагирование на изменения текущей информации.

ИС стратегич. уровня предназначены для руководителей высшего уровны и обеспечивают стратегические исследования, анализ тенденций в деятельности предприятия. ИС тактического ур. позволяют осуществлять контроль, управление, принятие решений менеджерами сред. звена. ИС уровня знаний – для поддержки аналитиков. ИС операционно-эксплуатационного ур. Поддерживают управление операциями (продажи, платежи и проч.) и регулируют поток ресурсов.

 

Понятие информационной системы (ИС).Классификация информационных систем.

Информационная система – совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса программно технических средств. Принято ИС классиф-ть по различным признакам:

1. по степени автоматизации: - ручные - автоматизированные - автоматические

2. по характеру обработки: - информационно-поисковые, которые производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу инфор по запросам пользователя без сложн преобразований данных.- информационно-решающие – системы, осущ-е операции по переработке информации по определенному алгоритму.

3. по сфере применения:- ИС организационного управления. Предназначен для автоматизации функций управленческого персонала: оперативный контроль, регулир-е, оперативный учет и анализ, бух.учет, управление сбытом, снабжение и другие организационно-экономические задачи. - ИС управления технологическими процессами. Предназначен для автоматизации функций производственного процесса и для контроля и управления производственными процессами -ИС автоматизированного проектирования (для автоматизации функций инжинеров-проектировщиков, дизайнеров, конструкторов, архитекторов, при создании новой техники).- КИС. Для автоматизации всех функций фирмы: от планирования деятельности до сбыта продукции.

 

 

Архитектура ИС, типы архитектур.

Архитектура ИС – концептуальное описание структуры, определяющее модель, выполняемые функции и взаимосвязь ее компонентов, которое предусматривает наличие 3 компонент.

1. Информационные технологии. 2. Функциональные подсистемы. 3. Управление информационными системами.

Виды архитектур:

1. Файл-сервер – выделенный сервер, оптимизированный для выполнения файловых операций ввода-вывода и предназначенный для хранения файлов любого типа.

2. Клиент-сервер – архитектура распределенной вычислительной системы, в которой приложение делится на криентский и серверный процессы.

3. Многоуровневая – позволяет сбалансировать нагрузуц на сеть и узлы системы, упрощает администрирование

4. Интернет/Интранет – комплексное объединение технологий Интернет/Интранет и многоуровневой архитектуры. Инструментальные средства дополняются развитыми средствами разработки приложений, работающих с базами данных.

 

5. Перспективные направления использования информационных технологий в экономике.

Перспективы: IP-телефония.технологии распознавания речи, мультимедийные коммуникации, контакт-центры (call-центры, видео и объед. Коммуникации, IVR (Interactive Voice Response) Интернет технологии – это корпоративная локальная или территориально распределенная сеть, закрытая от внешнего доступа из Интернет.Составными частями Интернет является Web-сервера для статистической и динамической публикации информации и браузеры для просмотра и интерпретации текста.Главное отличие Интернет от Интранет – трехуровневые коммуникации, позволяющие осуществить технологию управления корпоративными коммуникациями.

 

Этапы развития и базовые стандарты ИС.

Этапы: первый - ручной. Основа - перо, чернильница и бухг. книга. Связь осу­ществлялась путем направления пакетов получателю,отправки писем; второй – мех.. Для обработки информы - пишущие машинки со съемными элементами и телефон. Связь осуществля­лась по общественной почте; третий - электрическая обработка инфы. Для обра­ботки - электрические пишущие машинки со съемными элементами и копировльная техника; четвертый - компьютерные технологии. ИТ стала содержать 3 компонента обработки информации:учёт,анализ и принятие решений; появление ПК-происходит переход от вычислительных центров к распределённому вычислительному потенциалу. Увеличение однородности обрабатываемой информации; этап новых ИТ-основу составляют развитые коммуникации, дружественное программное обеспечение, распределённая компьютерная техника. Для информ. технологий совр. этапа хар-ны: работа пользователя в режиме манипулирования данными (не нужно «помнить и знать», а достаточно выбрать из «предлагаемого меню»); сквозная информ. поддержка на всех этапах прохождения информы на основании интегрированной БД; безбумажный процесс обработки документов, на бумагу фикси­руется только окончательный вариант документа; диалоговый режим решения задач с широкими возможностями для пользователей; возможность коллективного использования документов на основе группы компов, объединенных средствами коммуникаций; возможность адаптивной перестройки формы и способа пред­ставления информации в процессе решения задач.

Информационные ресурсы, информационные продукты и услуги.

В масштабах предприятия создаются информационные ресурсы. Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).Они создаются в результате научной, научно-технической, производственной, экономической, управленческой, иной творческой, общественной, личной деятельности граждан, Юл, государства и являются одним из главных компонентов единой интегрированной информационной среды республики.

Для обеспечения взаимодействия инф. ресурсов необходимы: использование современных инф. технологий, современная транспортная инф. среда, единая система классификации и кодирования информации, соответствующая нормативно-методическая и инструментальная поддержка, унификация физических интерфейсов, оптимальный выбор аппаратных средств, программных платформ и протоколов.

Информационный продукт – совокупность данных, сформированных производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Информац. услуга – передача какой-либо информации ее владельцем другому лицу или организации, осуществляемая безвозмездно или на платной основе. Рынок информационных услуг – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

 

Информационные ресурсы ИС. Корпоративные базы данных. Единое информационное пространство организации (предприятия). Электронный документооборот.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

 

Корпоративные информационные системы (КИС). Основные компоненты КИС. Требования к КИС.

Под корпоративной информационной системой будем понимать информационную систему масштаба предприятия. Главной задачей такой системы является информационная поддержка производственных, административных и управленческих процессов (далее - бизнес-процессов), формирующих продукцию или услугу предприятия. Основой для построения КИС является компьютерная сеть. КИС имеют следующие характерные черты: 1.охват большого числа задач управления предприятием; 2.детальная разработка обобщённой модели документооборота предприятия с учётом внутренних связей документов и реализация функций системы производной междокументных связей; 3.наличие встроенных инструментальных средств, позволяющих пользователю самостоятельно развивать возможности системы и адаптировать её под себя; 4.развитая технология объединения и консолидация данных удалённых подразделений. Принципы построения корпоративных информационных систем, т.е. информационных систем в масштабе всей организации: 1. информационная модель - представляющая собой отражение реальной информационной базы банка и описывающая все существующие информационные потоки, совокупность правил и алгоритмов функционирования информационной системы; 2. техническое обеспечение (суперкомпьютеры, имеющие перспективные архитектуры и технологии организации вычислительного процесса); 3. средства коммуникации (сетевые компьютерные технологии, технологии Internet/Intranet, технологии клиент - сервер); 4. системное и сетевое программное обеспечение, обеспечивающее работу коммуникационных средств; 5. прикладное программное обеспечение, необходимое для выполнения прикладных задач в каждом подразделении банка; 6. средства обеспечения безопасности (разграничение доступа к ресурсам, обеспечение надежности функционирования корпоративной системы в целом).

 

Требования к техническому обеспечению КИС

Основными требованиями явл.:

Техническая совместимость – ед-во процедур управления на уровне центральных (процессоров и опер. памяти) и внешних устройств.

Инф.совместимость – единый формат представления данных

Программная совместимость – единый набор команд, системой адресации и логической структурой ЭВМ

Масштабируемость – наращивание мощности и производительности КС

Сертификация техн. Средств и технологий

Экономичность эксплуатации техники

Выбор комплекса технич. Средств в случае связи с др ИС

Описание функционирования Техн. Средств, в том числе в аварийных режимах

Обоснование применения и тех требования к оборудованию

Обоснование методов защиты тех средств от механич, тепловых, электромагнитных и др.воздействий

Требования надежности

Расчет площадей и технические решения по оснащению рабочих мест

Решения по контролю данных при вводе в систему и в процессе их хранения

Решения по выбору средств и телеобработки и передачи данных, в том числе решения по выбору каналов связи

Требования к арендуемым каналам связи

Основные показатели надежности исредств телеобработки и передачи данных.

 

Сети Интранет и Экстранет. Требования, предъявляемые к КС.

Интранет – корпоративная, локальная или территориально распределенная сеть, закрытая от внешнего доступа из сети интернет. Она может исп-ть публичные каналы связи, входящие в сеть интернет, но при этом обемпечивается защита передаваемых данных и меры по пресечение проникновенению извне на корпоративные узлы.

Экстранет –среда в кот работают сотрудники отдела маркетинга и логистики– провед исслед и сбор данных. Партнеры-дистрибьютеры, партнеры-поставщики, закупки, пользователи бета-версий.

 

Администрирование КС.

Для администрирования компьютерных сетей и автоматизации программирования.

Программные средства компьютерных сетей включают:

- общее ПО.

- специализированные ПО

- системные ПО.

Общее обеспечение КС включает:

- операционную систему

- систему программирования.

- систему технического обслуживания.

Специализированные и системные ПО предназначены для рационального использования вычислительных ресурсов, для анализа состояния сети и для выработки рекомендаций при принятии решений в случае возникновения непредвиденной ситуации.

 

Объединение офисных сетей с использованием беспроводного оборудования – преимущества:

· скорость и простота разветтования лок сети

· невысокие затраты на приобр оборудования

· сохранение инвестиций в локальную сеть при переезде и смене офиса

Недостаток: снижение скорости передачи данных с увеличением расстояния

Использование сети Интернет – преимущества: низкая абонплата, простота реализации.

Недостатки: невысокую надежность и безопасность.

Объед. Локальных сетей предпр. В единую корпоративную сеть на основе арендованных каналов передачи данных обеспечивает:

- высокое качество перед данных

- выс. Уровень услуг и сервисов

Гарантированная скорость пердачи данных

 

Тема 4. Программное обеспечение ИС

22. Программное обеспечение (ПО) ИС: состав и требования к нему.

ПО – совокупность программ предназначенных для работы компьютера от момента его включения до момента выключения и позволяющая создавать среду для автоматизированной обработки информации и создания новых инструментов программирования.

При проектировании КИС должны быть определены требования к ПО: системному, промежуточного слоя, прикладному и инструментарию разработки с учетом наличия серверной (количество рабочих мест, документооборот, объем обработки информации) и клиентской частей системы.

Требования к системному ПО:

· Поддержка многопроцессорной обработки (мультипроцессироание);

· Масштабируемость – способность работать при увеличении количественных характеристик сети;

· Способность работать в гетерогенной среде интерсети в режиме plug-and-play.

Требования к промежуточному ПО: его соответствие тем условиям, в которых осуществляется взаимодействие, в ряде случаев целесообразно комбинирование различных типов ППО для достижения необходимой функциональности.

Требования к прикладному ПО:

· Полнота функциональных возможностей систем;

· Уровень реализации функциональных модулей систем;

· Стоимость и продолжительность внедрения;

· Влияние системы на бизнес и бизнес-процессы предприятия;

· Эффективность использования системы на предприятии.

Понятие информационной безопасности (ИБ) ИС.

Информационная безопасность - защищённость информации и поддерживающей от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нести ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуре.

Средства и методы поддержки ИБ должны обеспечивать:

- доступность – информация, ресурсы, сервисы, средства взаимодействия и связи должны быть доступны и готовы к работе всегда, когда возникает необходимость;

- целостность – сохранение структуры информации и/или ее содержание в процессе передачи и хранения.

- конфиденциальность – обеспечение доступа к информации только ограниченному кругу субъектов информационной системы (пользователям, процессам, программам).

 

Жизненный цикл (ЖЦ) ИС.

Жизненный цикл КИС – процесс, начинающийся с момента зарождения идей о создании проекта и заканчивается в момент полного изъятия этой системы из эксплуатации.

Модели ЖЦ: 1 .каскадная- предусматривает последовательную организацию работ: анализ – проектирование – разработка – тестирование – ввод в действие нового продукта.

Основные + каскадной модели: - выполняемые в логической последовательности этапы работ, позволяющие планировать сроки завершения и соответствующие затраты. - на каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, который должен отвечать критериям полноты и согласованности.

Недостатки каскадной модели: - высокий уровень риска (объясняется это сложностью проекта и протяженностью каждого их этапов разработки, результаты разработки можно реально увидеть и оценить лишь на этапе тестирования). - сложность параллельного ведения работ (обусловлена необходимостью постоянного согласования различных частей проекта, чем сильнее взаимозависимость отдельных частей проекта, тем чаще должна выполняться синхронизация.- возврат на более ранние стадии (обусловлен тем, что ошибки, допущенные на более ранних этапах, обнаруживаются только на этапе тестирования, после чего необходимо переходить на этап проектирования, а иногда и на этап анализа).- задержка в получении результатов (происходит только после завершения очередного этапа работ. Разрабатываемая ИС может не соответствовать требованиям заказчика в силу того, что заказчик меняет или корректирует свои требования).

2. спиральная - предполагает итерационный процесс разработки ИС. Итерация представляет собой законченный цикл разработки, приводящий к выпуску прототипа программного продукта, который совершенствуется от итерации к итерации, чтобы стать в конце концов законченной системой. При этом возрастает значение начальных этапов жизненного цикла. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений, путем создания прототипов.

Главная задача итерации – создать работоспособный продукт, который можно показать пользователям системы.

+ Спиральной модели:- уменьшается уровень рисков. Риски обнаруживаются в основном во время итерации, поэтому уровень рисков макс. в начале разработки и миним. на этапе тестирования.- упрощается внесение измен. в проект при измен. требований заказчика.- обеспечивается большая гибкость в управлении проектом, имеются возможности сократить сроки разработки за счет сниж. функциональности системы или использ-я в качестве составных частей систем продукции, разработанных др. фирмами.- упрощается повторное использ-е компонентов. Анализ проекта после проведения нескольких итераций позволяет выявлять общие многократно используемые компоненты, которые на последующих итерациях, как правило, совершенствуются.- повышается надежность и устойчивость системы. Это обусловлено тем, что при обнаружении ошибок они исправляются на последующим итерациям.

Основными “-“: определить момент перехода на следующий этап очень сложно.

Способы организации ИТ-инфраструктуры: центр обработки данных (ЦОД) и его компоненты, виртуальный ЦОД.

Сетевая экономика.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНАМ

· «Компьютерные информационные технологии», Раздел 3. Информационные системы в экономике

· «Корпоративные информационные системы»

· «Информационные системы управления бизнесом»

Учебный год

 

Тема 1. Основные понятия информационных систем

Организационная структура предприятия. Информационные процессы в управлении предприятием. Классификация структур управления.

В работе ИС можно выделить след. этапы: формирование данных, накопление и систематизация данных, обработка данных, отображение данных.

Построение ИС должно начинаться с анализа и структуры управления организацией. Стратегический уровень управления обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Тактический уровень управления обеспеч. решение задач, требующих предварительного анализа большого количества разнородной информации. Оперативный уровень управления обеспеч. решение многократно повторяющихся задач и быстрое реагирование на изменения текущей информации.

ИС стратегич. уровня предназначены для руководителей высшего уровны и обеспечивают стратегические исследования, анализ тенденций в деятельности предприятия. ИС тактического ур. позволяют осуществлять контроль, управление, принятие решений менеджерами сред. звена. ИС уровня знаний – для поддержки аналитиков. ИС операционно-эксплуатационного ур. Поддерживают управление операциями (продажи, платежи и проч.) и регулируют поток ресурсов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.06 с.)