Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности банкротства кредитных организаций.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Особенности банкротства кредитных организаций установлены Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ ≪О несостоя- тельности (банкротстве) кредитных организаций (далее — Закон о банкротстве кредитных организаций). Указанный закон определя- ет порядок и условия осуществления мер по предупреждению несо- стоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также осо- бенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурс- ного производства. Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удов- летворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. (ст. 2 Федерального закона ≪О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций≫) Законом о банкротстве кредитных организаций предусмотрены следующие признаки банкротства указанных хозяйствующих субъ- ектов. Кредитная организация считается неспособной удовлетво- рить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если со- ответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнад- цати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если по- сле отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточ- на для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей. При этом под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной органи- зации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обяза- тельных платежей в соответствующие бюджеты, которые определе- ны в соответствии с Законом о банкротстве, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты. Закон о банкротстве кредитных организаций предусматрива- ет специальные меры по предупреждению банкротства данных хо- зяйствующих субъектов. По общему правилу, меры по предупреждению банкротства кре- дитной организации осуществляются в случаях, когда кредитная организация: - не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязатель- ствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обя- зательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; - не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по де- нежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обя- занность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денеж- ных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; - допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достиг- нутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одно- временном нарушении одного из обязательных нормативов, установ- ленных Банком России; - нарушает норматив достаточности собственных средств (капи- тала), установленный Банком России; - нарушает норматив текущей ликвидности кредитной органи- зации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов; - допускает уменьшение величины собственных средств (капи- тала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организа- ции, зарегистрированными в порядке, установленном федеральны- ми законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. В случае возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществле- ние банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства. Кредитная организация, ее учредители (участники) в случае возник- новения перечисленных оснований обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганиза- ции кредитной организации. Банк России в соответствии с порядком, ус- тановленным нормативными актами Банка России, в случае возникнове- ния данных оснований вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию. Требование об осуществ- лении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации не на- правляется в случае, когда Банк России обязан отозвать у кредитной ор- ганизации лицензию на осуществление банковских операций по одному или нескольким основаниям, предусмотренным Законом о банках. В соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций ре- ализуются следующие меры по предупреждению банкротства кре- дитных организаций: 1) финансовое оздоровление кредитной организации. В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществ- ляться следующие меры: - оказание финансовой помощи кредитной организации ее учре- дителями (участниками) и иными лицами; - изменение структуры активов и структуры пассивов кредит- ной организации; - приведение в соответствие размера уставного капитала кре- дитной организации и величины ее собственных средств (капитала); - изменение организационной структуры кредитной организации; - иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами. 2) назначение временной администрации по управлению кре- дитной организацией. Временная администрация является специ- альным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном Законом о банкротстве кредитных организаций и нормативными актами Банка России1. В период деятельности временной администрации полномочия ис- полнительных органов кредитной организации актом Банка России о назначении временной администрации могут быть либо ограничены, либо приостановлены в порядке и на условиях, которые установле- ны Законом о банкротстве кредитных организаций. Банк России вправе назначить временную администрацию, если: а) кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не ис- полняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превы- шающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворе- ния и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; б) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, ус- тановленных Банком России; в) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвид- ности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов; г) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществле- нии мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредит- ной организации в установленный срок; д) в соответствии с Законом о банках имеются основания для от- зыва у кредитной организации лицензии на осуществление банков- ских операций. Временная администрация назначается Банком России на срок не бо- лее шести месяцев. Если к моменту окончания установленного срока дей- ствия временной администрации по-прежнему имеются основания для ее назначения, предусмотренные Законом о банкротстве кредитных ор- ганизаций, временная администрация направляет в Банк России хода- тайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществле- ние банковских операций, осуществляет свои полномочия в кредитной ор- 1 Положение Банка России от 26 ноября 2003 г. № 241 -П ≪О временной администрации по управлению кредитной организацией≫ // Вестник Банка России, 2004. 9 января. № 1. ганизации, предусмотренные Законом о банкротстве кредитных орга- низаций, со дня своего назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о на- значении ликвидатора кредитной организации. 3) реорганизация кредитной организации. Реорганизация кредит- ной организации осуществляется в форме слияния или присоедине- ния в порядке, установленном федеральными законами и принимае- мыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России1. Дело о банкротстве кредитной организации рассматривается ар- битражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Законом о бан- кротстве кредитных организаций или в неурегулированных ими случаях Законом о банкротстве. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о призна- нии кредитной организации банкротом обладают: 1)кредитная организация; 2) конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета; 3) уполномоченные органы; 4) Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кре- дитором кредитной организации. Заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято арбитражным судом, а производство по делу о бан- кротстве возбуждено только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций на основании за- явления лиц, указанных в п. 1 ст. 50.4 Закона о банкротстве кре- дитных организаций, если сумма требований к кредитной органи- зации в совокупности составляет не менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и если эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения либо если после отзыва у кре- дитной организации лицензии на осуществление банковских опера- ций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и упла- ты обязательных платежей. Стоимость имущества (активов) и обя- зательств кредитной организации подлежит определению на осно- вании методик, установленных нормативными актами Банка России. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кре- дитной организации применяется конкурсное производство. При банкротстве кредитной организации наблюдение, финансовое оздо- 1 См.: Положение ЦБР от 4 июня 2003 г. № 230-П ≪О реорганизации кредитных органи- заций в форме слияния и присоединения≫ // Вестник Банка России. 2003 г. № 39. ровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмот- ренные Законом о банкротстве, не применяются. Арбитражный суд, принявший решение о признании кредитной организации бан- кротом, направляет данное решение в Банк России, а также в феде- ральный орган исполнительной власти, осуществляющий государ- ственную регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредит- ная организация находится в процессе ликвидации. Решение арбитражного суда об отказе в признании кредитной организации банкротом принимается в случае: 1) отсутствия признаков несостоятельности (банкротства), пре- дусмотренных Законом о банкротстве кредитных организаций; 2) установления фиктивного банкротства, если заявление о призна- нии банкротом подано самой кредитной организацией - должником. В случае, если арбитражным судом установлено отсутствие при- знаков несостоятельности (банкротства) или установлен факт фик- тивного банкротства, кредитная организация подлежит принуди- тельной ликвидации в соответствии с Законом о банках. Принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного произ- водства. Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, не более чем на шесть месяцев. Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных органи- заций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является ≪Агент- ство по страхованию вкладов≫ (далее - АгентствоУ. Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организа- ций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, утверждаются арбитражные уп- равляющие, соответствующие требованиям, установленным Законом о банкротстве, и аккредитованные при Банке России в качестве кон- курсных управляющих при банкротстве кредитных организаций2. В ус- тановленных Законом о банкротстве кредитных организаций случа- ях, функции конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение де- нежных средств граждан во вклады, осуществляет Агентство. Полномочия конкурсного управляющего определены ст. 50.21 За- кона о банкротстве кредитных организаций. В частности, конкурсный управляющий обязан: 1 Создано в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ ≪О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации≫ // СЗ РФ. 2003 г. № 52 (часть I). Ст. 5029. С изм. от 20 августа 2004 г. 2 Положение ЦБР от 14 декабря 2004 г. № 265-Л -Об аккредитации арбитражных уп- равляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций≫ // Вестник Банка России. 2005. № 7. 1) принять в ведение имущество кредитной организации, провес- ти его инвентаризацию; 2) привлечь независимого оценщика для оценки имущества кре- дитной организации, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве кредитных организаций; 3) уведомить работников кредитной организации о предстоящем уволь- нении не позднее одного месяца со дня введения конкурсного производства; 4) принять меры по обеспечению сохранности имущества кредит- ной организации; 5) проанализировать финансовое состояние кредитной организации; 6) предъявить к третьим лицам, имеющим задолженность перед кредитной организацией, требования о ее взыскании в порядке, ус- тановленном Законом о банкротстве кредитных организаций; 7) установить требования кредиторов в порядке, предусмотрен- ном ст. 50.28 и 50.29 Закона о банкротстве кредитных организаций; 8) вести реестр требований кредиторов; 9) принять меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц. Конкурсный управляющий, в частности, вправе: 1) распоряжаться имуществом кредитной организации в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом; 2) увольнять работников кредитной организации, в том числе ру- ководителя кредитной организации, изменять условия трудовых до- говоров, переводить работников на другую работу в порядке и на ус- ловиях, которые установлены федеральным законом; 3) заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном ст. 50.34 Закона о банкротстве кредитных организаций; 4) привлекать для решения задач, возникающих в связи с осуществлени- ем конкурсного производства, бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов. При проведении процедуры банкротства законные интересы кон- курсных кредиторов и уполномоченных органов представляют со- брание кредиторов и (или) комитет кредиторов, которые действуют в соответствии с Законом о банкротстве с учетом особенностей, ус- тановленных законом о банкротстве кредитных организаций. Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурс- ного производства только один корреспондентский счет кредитной организации, признанной банкротом, для денежных средств в валю- те Российской Федерации - основной счет кредитной организации, открываемый в Банке России, а также в зависимости от количества имеющихся у кредитной организации видов иностранной валюты - необходимое количество счетов кредитной организации для денеж- ных средств в иностранной валюте, открываемых в других кредит- ных организациях в установленном Банком России порядке. При осуществлении Агентством полномочий конкурсного управ- ляющего счета кредитной организации в ходе конкурсного производ- ства открываются в Агентстве. Для целей осуществления функций конкурсного управляющего Банк России открывает Агентству счета для денежных средств в валюте Российской Федерации. Все имущество кредитной организации, имеющееся на день от- крытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества кредитной организации, которое составляет конкурс- ную массу, исключаются имущество, составляющее ипотечное покры- тие1, а также иное имущество, исключаемое из конкурсной массы в со- ответствии с законодательством Российской Федерации. В составе имущества кредитной организации отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога. Исполнение обязательств перед кредиторами кредитной органи- зации в ходе конкурсного производства осуществляется в очередно- сти, установленной Законом о банкротстве, с учетом особенностей, определенных Законом о банкротстве кредитных организаций. Так, вне очереди за счет конкурсной массы исполняются теку- щие обязательства кредитной организации. В первую очередь удовлетворяются: 1) требования физических лиц, перед которыми кредитная орга- низация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также осуществляется компенсация морального вреда; 2) требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического ли- ца, если такие счета открыты в связи с указанной деятельностью, а также лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета, по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также по уплате сумм финансовых санкций. Указанные требования включаются в состав требований кредиторов, удовлетворяемых в третью очередь); 3) требования Агентства по договорам банковского вклада и до- говорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Фе- деральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ ≪О страхова- нии вкладов физических лиц в банках Российской Федерации≫; 4) требования Банка России, перешедшие к нему в соответствии с законом в результате осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не уча- 1 Составляющее ипотечное покрытие имущество кредитной организации, осуществ- лявшей в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 года № 152-ФЗ ≪Об ипотечных ценных бумагах≫ эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, исклю- чается из конкурсной массы, а требования кредиторов по облигациям с ипотечным покрытием удовлетворяются в порядке, установленном указанным законом. ствующих в системе обязательного страхования вкладов физичес- ких лиц в банках Российской Федерации. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной организации, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за ис- ключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди. Требования кредиторов по субординированным кредитам (депо- зитам, займам, облигационным займам) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. После завершения расчетов с кредиторами, согласования ликвида- ционного баланса, конкурсный управляющий обязан представить в ар- битражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производ- ства. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответст- вии со статьей 50.37 Закона о банкротстве кредитных организаций - определение о прекращении производства по делу о банкротстве, кото- рые направляются конкурсному управляющему и в Банк России. Конкурсный управляющий обязан в тридцатидневный срок со дня вынесения определения о завершении конкурсного производства пред- ставить в Банк России определение арбитражного суда и другие доку- менты в соответствии с Законом о регистрации и Законом о банках. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотрен- ном указанными законами.__ Для осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующий субъект должен обладать определенным имуществом, так как оно является, с одной стороны, средством для осуществления предпринимательской деятельности, а с другой стороны, необходимым условием для занятия предпринимательской деятельностью. Под имуществом, используемым в предпринимательской деятельности, понимается совокупность вещей, т.е. материальных объектов, обладающих вещественными признаками, а также иных объектов, не имеющих материального характера, но имеющих денежную оценку, в том числе имущественные права. На основе юридических признаков выделяют следующие виды имущества: 1) движимое и недвижимое имущество; 2) оборотоспособное, ограниченно оборотоспособное и изъятое из оборота и т.д. Исходя из экономических критериев, имущество, используемое в предпринимательской деятельности, делят на: - основные и оборотные средства - в зависимости от степени участия имущества в процессе производства продукции, стоимости и длительности использования; - имущество производственного и непроизводственного назначения в зависимости от возможности использования имущества в процессе производства продукции; - материальные и нематериальные активы - в зависимости от наличия или отсутствия овеществленной формы имущества; - фонды различного назначения - в зависимости от целевой направленности имущества. Объем полномочий лица в отношении принадлежащего ему имущества зависит, прежде всего, от вида прав на это имущество. Гражданское законодательство определяет следующие субъективные вещные права предпринимателя: - право собственности; - право хозяйственного ведения; - право оперативного управления; - сервитуты; - право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; - право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 216 ГК РФ). Кроме того, предприниматель может арендовать необходимое ему имущество. Право собственности означает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ). Он вправе использовать свое имущество для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе путем систематического получения прибыли от пользования имуществом. Право собственности включает в себя триаду правомочий: 1) владение - основанную на законе возможность иметь у себя данное имущество и фактически обладать им; 2) пользование - основанную на законе возможность эксплуатации и хозяйственного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств. Правомочие пользования, как правило, непосредственно связано с правомочием владения, поскольку пользоваться имуществом можно лишь владея им. В то же время право пользования может являться самостоятельным правомочием, например, содержанием договора аренды является предоставление имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ); 3) распоряжение - возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности или состояния (передача по договору или уничтожение имущества). Правомочие распоряжения отличает собственника от иных владельцев имущества, поскольку правомочия владения и пользования имуществом могут принадлежать не только его собственнику. Однако некоторые возможности распоряжения имуществом могут быть предоставлены по договору и несобственнику. Правом распоряжения наделены субъекты права хозяйственного ведения, ограниченные права по распоряжению предоставляются арендатору (сдавать имущество в субаренду, вносить в него изменения - ремонтировать, перестраивать, улучшать иным образом). Таким образом, право собственности заключается не только в наличии у собственника перечисленных выше трех правомочий, но и в том, что собственник, используя имущество "своей властью и в своем интересе", имеет право устранять других лиц от господства над принадлежащим ему имуществом, т.е. действует по своему усмотрению. Все остальные лица - несобственники, которые владеют, пользуются и даже распоряжаются имуществом, принадлежащим им на том или ином праве, осуществляют свои правомочия, руководствуясь не только законом, но и указаниями собственника. Право собственности не только предоставляет собственнику абсолютные права, но и налагает на него определенные обязанности. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, т.е. несет расходы по его содержанию, ремонту и охране, по уплате налогов, а также риск случайной гибели или повреждения имущества, риски утраты имущества, связанные с обращением на него взыскания по обязательствам собственника. Конституция РФ закрепляет возможность осуществления предпринимательской деятельности на основе государственной, муниципальной и частной форм собственности. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления представляют собой производные от права собственности вещные права организаций - несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Собственниками такого имущества являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектами права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые называются унитарными, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное унитарному предприятию, выбывает из владения собственника. Оно становится обособленным от имущества других субъектов, зачисляется на баланс предприятия и служит базой его самостоятельной имущественной ответственности. В соответствии с Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества государственного и муниципального предприятия осуществляет следующие полномочия: - принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия; - определяет цели, задачи, предмет, виды деятельности унитарного предприятия; - дает согласие на участие унитарного предприятия в объединениях коммерческих организаций; - утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения; - назначает на должность руководителя унитарного предприятия; - согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия; - дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных законодательством или уставом унитарного предприятия, - на совершение иных сделок; - утверждает бухгалтерскую отчетность и иные отчеты унитарного предприятия; - осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранность имущества, принадлежащее унитарному предприятию; - утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение; - дает согласие на создание филиалов, открытие представительств унитарного предприятия, а также на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах; - принимает решение о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и размер оплаты его услуг (п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). При этом предприятие вправе распоряжаться движимым имуществом без согласия собственника, за исключением случаев, закрепленных в Законе. Собственник имущества формирует уставный фонд унитарного предприятия. Размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5000 минимальных размеров оплаты труда, муниципального - 1000 минимальных размеров оплаты труда. Собственник имущества имеет право на получение лишь части прибыли унитарного предприятия и не вправе изъять используемое не по назначению имущество унитарного предприятия. Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам унитарного предприятия только в случаях, когда банкротство предприятия вызвано его решениями. Субъектами права оперативного управления являются государственные и муниципальные казенные предприятия и учреждения. Полномочия собственника имущества казенного предприятия в основном совпадают с полномочиями собственника унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Дополнительные полномочия собственника казенного предприятия состоят в том, что он: - определяет порядок распределения доходов казенного предприятия; - дает согласие на распоряжение движимым имуществом; - вправе изъять излишнее, не используемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению; - доводит до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы (п. 2 ст. 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Собственник имущества во всех случаях несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Правовой режим основных средств Правовой режим основных средств установлен Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ1 Положением по бухгалтерскому учету ≪Учет основных средств≫2, Налоговым кодексом РФ. При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий: 1 Утверждено Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н // БНА. 1 998. № 23. С изм. от 30 декабря 1998 г., 24 марта 2000 г. 2 Утверждено Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г № 26н // ЭиЖ. 2001. № 18. С изм. от 18 мая 2002 г. См. также Методические указания по бухгалтерскому учету ос- новных средств, утвержденные Приказом Минфина России 13 октября 2003 г. № 91 н // БНА. 2004. № 4. а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезно- го использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обыч- ного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) организацией не предполагается последующая перепродажа дан- ных активов; г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. (П. 4 ПБУ *Учет основных средств≫) Следует различать понятия ≪основные средства≫ и ≪основные фон- ды≫. Основные фонды - это совокупность основных средств и немате- риальных активов. В нормативных правовых актах приводится неисчерпывающий перечень объектов, которые организация должна учитывать в соста- ве основных средств: - здания, сооружения; - передаточные устройства, рабочие и силовые машины и обору- дование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, про- изводственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; - рабочий и продуктивный скот; - многолетние насаждения; - земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы); - капитальные вложения на улучшение земель, в многолетние на- саждения; - капитальные вложения в арендов<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.134 (0.019 с.) |