Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт гелогии и нефтегазодобычи

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ГЕЛОГИИ и НЕФТЕГАЗОДОБЫЧИ

 

Кафедра «Бурения нефтяных и газовых скважин»

 

Курсовой проект

На тему:

«Проектирование наклонно-направленной скважины

для бурения на Приразломном

нефтегазоконденсатном месторождении»

 

по дисциплине:Проектирование строительства скважин на шельфе моря

 

МБ.ППСнШМ.ПК..2014

 

 

Руководитель проекта Студент гр.МБм-12-1

Шешукова Г.Н. Шматов Н.И.

___________ _____________

(дата,подпить) (дата,подпись)

 

Тюмень - 2014

 

Оглавление:

 

Введение. 4

Глава 1. Геолого-технические условия на месторождении Приразломное. 5

1.1. Сведения о районе буровых работ. 5

Глава 2. Литолого-стратиграфическая характеристика разреза. 8

2.1. Стратиграфическая характеристика разреза скважины. 8

2.2. Физико-литологическая характеристика. 10

2.3. Виды и интервалы возможных осложнений в процессе строительства скважины…………………………………………………..13

2.4 Характеристика продуктивных горизонта и условия залегания…………………………………………………………………....15

Глава 3. Проектные технико-технологические решения по строительству скважин. 17

3.1. Характеристика МЛСП «Приразломная». 18

Глава 4. Разработка профиля наклонно-направленной скважины на Приразломном месторождении. 20

4.1. Разработка конструкции для строительства скважины. 20

4.2. Выбор диаметров долот и обсадных колонн. 23

4.3. Расчет профиля проектной скважины. 27

4.4. Расчет плотности буровой промывочной жидкости. 46

Глава 5. Экономика и организация производства.. 35

5.1. Общие сведения. 35

5.2. Экономика Приразломного месторождения. Проектные показатели.. 36

Глава 6. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ……………………………...40

Заключение. 46

Список используемой литературы…………………………………………..47

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Россия обладает самым протяженным шельфом, 85% которого приходится на арктические районы. Минимальный уровень запасов прибрежной зоны только Северного Ледовитого океана оценивается более чем в 80 миллиардов условного топлива. Поэтому континентальный шельф российских арктических районов является основным резервом стабильного развития отечественного нефтегазового комплекса в 21 веке. Освоение шельфа требует огромных затрат, применения высоких технологий, объединения усилий многих предприятий и организаций.

Актуальность обозначенной проблематики диктует сложившаяся ситуация с разведанными запасами углеводородов в Российской Федерации, большую часть которых можно условно отнести к категории «трудно извлекаемых», что, в основном, диктуется сложным строением залежей. Стремление к оптимальности при проектировании конкретной скважины диктует необходимость использования комплексной системы моделирования, которая должна обеспечивать эксперту полнофункциональную среду для проведения многокритериального анализа в трехмерной среде и учета как технико-технологических ограничений, так и неоднородность и многоуровневую структуру буримых пород в единой информационной среде. В связи с бурным развитием наклонно-направленного бурения при разработке новых месторождений становится актуальной проблема моделирования скважин сложного строения. В Западной Сибири до 90% новых скважин бурятся по сложным, наклонно-направленным траекториям, из-за осложненных природных условий, делающих оборудование новых участков для бурения экономически нецелесообразным процессом. Добывающие скважины, пробуренные по наклонно-направленным траекториям, не требуют оборудования новых участков бурения, позволяя использовать уже построенные, что значительно снижает капитальные затраты и увеличивает нефтеотдачу пластов.

Разработка этого направления особенно актуальна при освоении шельфа, так как наиболее эффективным способом разбуривания морских месторождений является наклонно-направленное и горизонтальное бурение с большим отклонением забоев скважин от вертикали с возможностью достижения границ месторождения.

Цель данной курсовой работы состоит в разработке ряда основных разделов рабочего проекта на строительство наклонно-направленной скважины по проекту разработки Приразломного нефтяного месторождения.

ГЕОЛОГО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА МЕСТОРОЖДЕНИИ ПРИРАЗЛОМНОЕ.

Сведения о районе буровых работ.

Таблица 1.1

Наименование, единица измерения Текст, название, величина
Наименование площади Приразломная
Административное расположение:  
– страна Россия
– область (край, округ)  
Местоположение скважин шельф Печорского моря
Температура воздуха:  
– июль - август, ºС +8,5
– наибольшая летняя, ºС +29
– январь – февраль, ºС – 17,9
– наименьшая зимняя, ºС – 46
Количество осадков, мм  
– январь  
– июль  
– общее кол-во за год  
Штормовой период сентябрь-ноябрь
Спокойный период июль – август
Наиболее волноопасное направление СЗ
Приливно-отливные колебания:  
– характер неправильный полусуточный
– максимальный размах колебаний, м 3,99 (с учетом сгона – нагона)
Направление генерального перемещения вод:  
– фаза прилива ЮВ
– фаза отлива СЗ
Максимальная скорость приливных течений, м/с 0,6 – 0,8
Ледяной покров:  
– средняя продолжительность ледового периода, сут.  
Дата льдообразования 18 ноября, в отдельные годы – середина октября.
Припайный лед:  
– период образования середина декабря
– период разрушения вторая половина июня
– ширина, км 6 – 8 (в отдельные годы 15 – 20)
– характер припая Неустойчив
– величина торосистости 3 – 4 баллов, максимально до 5 баллов
– средняя толщина, см  
Дрейфующие льды:  
– средняя сплоченность за весь ледовый период 8 – 10 баллов
– средняя толщина к концу холодного периода 70 –80 см
– средняя скорость дрейфа в направлении В-ЮВ 30 см/с
– максимальная скорость 1 раз в 100 лет, соответствует ветрам СЗ-З-ЮЗ, см/с  
Температура морской воды (поверхностный горизонт):  
–максимальная (август – сентябрь), º +10,9
– весна, º – 1,78
– осень, º +7,4
Глубина моря в точке бурения (средний уровень), м 19,2

 

Месторождение «Приразломное» расположено за полярным кругом на юго-восточном мелководном шельфе Баренцева моря в исключительной экономической зоне, в 55 км от береговой линии в пределах равнины с глубинами 18,0 – 20,5 м. Характеризуется морским полярным климатом, для которого характерны резкая изменчивость погодных условий, суровость и большая продолжительность зимы, сравнительно низкие годовые температуры и высокая влажность воздуха. В целом климат определяется, с одной стороны, высокоширотным положением региона, а с другой – повышенной атмосферной циркуляцией и растепляющим эффектом вод Западной Атлантики.

 

Рисунок 1.1. Географическое расположение месторождения “Приразломное”

 

В административном отношении район Приразломного НМ относится к Ненецкому автономному округу Архангельской области. Центр округа – город и порт Нарьян-Мар находится в 240 км от месторождения и расположен на правом берегу реки Печора в 70 милях от ее устья.

Летом порт Нарьян-Мар связан с портом Архангельск по морю, зимой – только воздушным путем. Лед на реке в районе порта Нарьян-Мар устанавливается с октября до начала июня.

Имеющаяся экономическая инфраструктура для обеспечения разработки Приразломного месторождения сосредоточена в Архангельской области, Ненецком автономном округе и Мурманской области.

Рассматриваемый географический регион характеризуются сложными природно-климатическими условиями и слаборазвитой береговой инфраструктурой, а также значительной удаленностью береговых баз снабжения от основных объектов освоения, в связи, с чем освоение ПНМ требует повышенных материально-технических затрат.

На территории региона расположена Тимано-Печорская нефтегазовая провинция со множеством перспективных месторождений.

Варандейское и Ардалинское нефтяные месторождения являются самыми близкорасположенными на суше разрабатываемыми месторождениями по отношению к Приразломному. Морских месторождений, находящихся в разработке, в районе нет. Ближайший нефтепровод, проложенный на суше от Ардалинского месторождения по маршруту Харьяга–Усинск–Печора–Ухта, проходит в 150 км к югу от пос. Варандей

 

ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СКВАЖИН.

Основной элемент обустройства Приразломного месторождения – стальная гравитационная ледостойкая платформа.

МЛСП «Приразломная» – это первая в России ледостойкая нефтяная платформа, способная работать на шельфе Ледовитого океана. Уникальность сооружения прежде всего в том, что зимой ей придется работать в экстремальных климатических условиях – в окружении паковых льдов при температуре до минус 50 градусов Цельсия.

Платформа «Приразломная» является сооружением гравитационного типа, выполненным из стальных конструкций с применением бетона для обеспечения местной устойчивости, а также в качестве балласта; обладает собственной плавучестью и доставляется на месторождение с установленным производственным комплексом.

В эксплуатационном режиме она опирается на дно моря без дополнительного крепления. Устойчивость ее на грунте обеспечивается за счет собственного веса, водяного и бетонного балласта. Установка морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) на дно моря будет обеспечена с точностью отклонения от вертикали ± 0,5° в любом направлении. На платформе обеспечивается хранение до 109 тыс. м3 подготовленной к транспортировке нефти, что соответствует пяти-шестисуточной производительности в период максимального уровня добычи.

Рисунок 3.1. Общий вид платформы "Приразломная"

Платформа рассчитана на круглогодичный непрерывный режим работы с учетом регулярного снабжения необходимыми материалами и продовольствием через каждые 15- 60 суток. Работы на платформе ведутся вахтовым методом. Численность обслуживающего персонала – 150 человек, смена вахт – через каждые 14 суток.

Верхнее строение МЛСП «Приразломная» массой 39000 т имеет в своем составе буровую вышку, сорок колодцев для скважин, две системы отгрузки продукции мощностью 10 тыс м3/ч, все технологическое оборудование предназначенное для бурения скважин с последующей их эксплуатацией. Опорное основание – кессон массой 79000 т имеет габариты 126х126 м и включает в себя 14 танков для нефти общим объемом 113 000 м3, 2 танка для воды общим объемом 28 000 м3. Грузоподъемность буровой установки – 450 т. Расстояние от стола ротора до дна моря – 63,3 м.

МЛСП в состоянии пробурить около 50 скважин, каждая из которых может достигать до 7000 метров глубиной. Эти скважины могут быть наклонными, таким образом «Приразломная» имеет возможность добраться практически до любой точки месторождения в радиусе 5 километров.

 

Таблица 3.1. Характеристики МЛСП «Приразломная».

Персонал 200 человек
Расчетный срок службы 25 лет
Масса верхняя часть 39 000 тонн
нижняя часть (кессон) 79 000 тонн
Габариты общая высота 141 м
высота кессона 24,3 м
кессон в нижней части 126 x 126 м
кессон в верхней части 102 x 102 м
Ёмкости танки для нефти 14 шт. (113 000 м3)
танки для воды 2 шт. (28 000 м3)
Производительность суточная добыча нефти 21 – 22 тыс. тонн
суточная закачка воды 32 тыс. тонн
суточная добыча газа 1 млн. м3
Автономность период отгрузки нефти (при максимальном уровне добычи) 6 суток
смена вахт 15 суток
пополнение материалов 60 суток

 

В конструкции платформы изначально заложена возможность приема нефти с других месторождений. Это позволит эффективно – без строительства аналогичных платформ – вовлечь в рентабельную разработку небольшие соседние нефтегазовые структуры, благодаря снижению удельных затрат на их обустройство.

В число функций МЛСП «Приразломная» входит:

– бурение скважин;

– добыча нефти и газа;

– хранение нефти;

– прямая отгрузка нефти на танкеры.

Платформа должна обладать устойчивостью к повышенным ледовым нагрузкам, обеспечивать круглогодичную эксплуатацию (включая отгрузку нефти на танкер) и автономность в течение 6 суток, а также предусматривать возможность использования в последующих проектах.

 

4.1.2.

Совмещенный график градиентов давлений:

 

Рисунок 4.3. Совмещенный график давлений пластового и гидроразрыва

Общие сведения.

 

Экономическая эффективность является показателем, на основе которого можно говорить об организации и планировании производства. На практике можно корректировать деятельность предприятия с целью получения желаемого результата на выходе системы, и результаты деятельности можно увидеть при анализе показателей с помощью различных методов.

Обобщающим показателем экономической эффективности капитальных вложений является срок окупаемости, т.е. тот срок, за который доходы покроют расходы. Предполагается, что после этого проект приносит только прибыль. Очевидно, это верно не для всех проектов. Потому понятие "срок окупаемости" применяют к тем проектам, в которых за единовременным вложением средств следует ежегодное получение прибыли.

Простейший (и наименее обоснованный) способ расчета срока окупаемости состоит в делении объема капитальных вложений К на чистую прибыль П. Тогда срок окупаемости равен:

 

СрОк = К/П

Этот способ не учитывает дисконтирование. Пусть объем единовременных вложений равен К, причем начиная с конца первого года проект дает чистую прибыль П ежегодно (точнее, доход поступает порциями, равными П, с момента, наступающего через год после вложения, и далее с интервалом в год). Если дисконт-фактор равен d, то максимально возможный суммарный доход равен

 

Пd + П2d + П3d +... = Пd(1+d + 2d +…)

 

В скобках стоит сумма бесконечной геометрической прогрессии, равная, как известно, величине 1 / (1+d), называемой коэффициентом дисконта Kd. Срок окупаемости с учетом дисконтирования равен

 

СрОк = К/(П* Kd)

 

Таким образом, для расчета срока окупаемости необходимо определить прибыль и объем капитальных вложений.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

 

Операции забуривания эксплуатационной скважины на глубоководном шельфе должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 17.1.3.02-77 «Охрана природы. Гидросфера. Правила охраны вод от загрязнения при бурении и освоении морских скважин на нефть и газ», ГОСТ 17.2.1.04-77 «Охрана природы. Атмосфера. Метеорологические аспекты загрязнения и промышленные выбросы. Основные термины и определения», ГОСТ 17.1.3.05-82 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами», ГОСТ 17.1.4.01-80 «Общие требования к методам определения нефтепродуктов в природных и сточных водах», Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, ФЗ «№ 187 «О континентальном шельфе Российской Федерации», ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», «Водного кодекса Российской Федерации».

 

Мероприятия по охране окружающей среды предусматриваются:

– в лицензии на использование недр;

– в рабочих проектах на строительство скважин;

– в перспективных и годовых планах по охране окружающей среды производственных объединений и предприятий.

Природоохранные мероприятия разрабатываются в проектах строительства скважин (или куста скважин) научно-исследовательскими и проектными институтами (НИПИ) по заданию организаций, предприятий, объединений, а также специальными подразделениями организаций, предприятий, объединений.

 

Бурение скважин на нефть и газ является экологически опасным видом работ и сопровождается:

– химическим загрязнением почв, грунтов, горизонтов подземных вод, поверхностных водоемов и водотоков, атмосферного воздуха веществами и химреагентами, используемыми при проходке скважин, буровыми и технологическими отходами, а также природными веществами, получаемыми в процессе испытания скважин;

– физическим нарушением грунтов зоны аэрации по трассам линейных сооружений (трубопроводов), прокладываемых при строительстве скважин;

–нарушением естественного режима многолетнемерзлых грунтов с возможной деградацией верхних горизонтов ММП;

– изъятием водных ресурсов;

– нарушением температурного режима экзогенных геологических процессов (термокарст, термоэрозия, пучение, наледеобразование, заболачивание, просадки).

Основные возможные источники и виды негативного воздействия на окружающую природную среду на различных этапах строительства скважин приведены в таблице 6.1.

 

Экологические требования предъявляются к обоснованию строительства скважин, которое является одним из показателей для принятия решений о реализации намечаемого строительства.

 

Таблица 6.1 Источники и виды воздействий на объекты окружающей природной среды

Вид работ Источник воздействия Вид воздействия Объект воздействия
Подготовительные работы Морские буровые платформы. Привозной грунт (песок), материалы для строительных работ и для приготовления буровых и тампонажных растворов   Физическое нарушение донного грунта, нарушение температурного режима ММП, деградация верхних горизонтов ММП. Нарушение биоты в районе строительства скважин и изменение условий жизни вплоть до исчезновения отдельных видов животных и растений, миграции крупных животных   Донный грунт, трассы трубопроводов, морская среда, атмосферный воздух, грунты
Углубление (бурение) скважины Блок приготовления буровых растворов, устье скважины, циркуляционная система, система сбора отходов бурения, емкости ГСМ; топливо и смазочные материалы, отходы бурения (шлам, сточные воды, буровые растворы), хозяйственно-бытовые сточные воды, твердые бытовые отходы, загрязненные дождевые и ливневые воды, шум при работе буровых установок; жизнедеятельность буровой бригады   Биота, морская среда, грунты, атмосферный воздух, работники буровых бригад  
Испытание скважин Жизнедеятельность буровой бригады; межкомплексныеперетоки по затрубному пространству и нарушенным обсадным колоннам, фонтанная арматура, продувочные отводы, сепаратор, факельная установка; нефть, газ, конденсат, получаемый при испытании скважин, минерализованные пластовые воды, продукты аварийных выбросов скважин (пластовые флюиды, тампонажные смеси)   Морская среда, почвы, атмосферный воздух, сама платформа  
Ликвидация и консервация скважин Негерметичность колонн, обсадных труб, фонтанной арматуры, задвижки высокого давления; закупорка пласта при вторичном вскрытии, прорыв пластовой воды, газа и газовой "шапки"; нефть, газ, конденсат, минерализованная вода  

Выбор площадки под буровую скважину (куст скважин) производится на основании результатов инженерно-геологических, геокриологических, гидрогеологических, геоэкологических и других исследований, полнота и достаточность материалов изученности для проектирования, а также необходимость проведения дополнительных изысканий в процессе выбора площадок и выдачи технического задания на их проведение, определяются проектирующей организацией в соответствии с требованиями природоохранных нормативных документов.

В зонах распространения ММП в результате инженерно-геологических и мерзлотных изысканий должно быть проведено районирование площади месторождения по мерзлотным условиям с выявлением линз, пластов льда и талых участков, выявлена кровля и подошла залегания мерзлых пород в криолитозоне, проведена оценка их льдистости, температуры, определены глубины сезонного промерзания и оттаивания грунтов, склонность прилегающих к поверхности грунтов к пучению при промерзании и просадкам приоттаивании, а также исследован и изучен почвенно-растительный покров, активность природных процессов (термоэрозионных, солифлюкционных, оползневых), проведена оценка температурного режима почвогрунтов, сделан прогноз изменения активности физико-геологических процессов вследствие снятия растительного покрова.

Конструкция скважины в зоне залегания ММП должна обеспечивать надежную сохранность ее устья, предотвращать промыв буровым раствором пространства за колоннами (направлением, кондуктором), растеплениезаколонного пространства в льдистых ММП, образование воронок, провалов пород в приустьевой зоне скважины в процессе всего цикла строительства скважины, при ее испытании и дальнейшей эксплуатации.

С целью рационального использования воды и снижения объема образования сточных вод, охлаждение механизмов на буровой должно осуществляться по замкнутой системе циркуляции охлаждающей жидкости (не допускать прямоточной системы охлаждения).

Для использования буровых сточных вод в системе оборотного водоснабжения буровой для технических целей должна быть предусмотрена очистка сточных вод до уровня, удовлетворяющего требованиям ОСТ 51-01-03-84, приведенным в таблице 6.2.

 

 

Таблица 6.2. – Требования к качеству очистки сточных вод, используемых в оборотных системах водоснабжения.

Показатель Значения показателя
Взвешенные вещества, мг/дм3, не более  
Нефтепродукты, мг/ дм3, не более  
Водородный показатель (pH) 6,5 – 8,5
Общее солесодержание, мг/ дм3, не более  
Хлориды, мг/ дм3, не более  
Сульфаты, мг/ дм3, не более  
БПК5, мг/ дм3, не более  
ХПК, мг/ дм3, не более  

 

Требования к качеству воды, закачиваемой в поглощающие скважины при разработке месторождений, регламентируются ОСТом 39-225-88.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В данной работе предложен наиболее эффективный способ разработки месторождения Приразломное – бурение наклонно-направленной скважины.

Создание наклонно-направленных скважин является одним из путей решения проблемы повышения нефтеотдачи залежей в труднодоступных районах шельфа и природоохранных зонах, а также перспективным направлением научно-технического прогресса в нефтегазовой отрасли. Применение этого метода позволяет сократить число возводимых кустовых площадок, платформ и прочих оснований, снизив общие затраты на освоение месторождения; достичь продуктивных пластов, расположенных на значительном расстоянии от берега суши под морем; улучшить экологическую обстановку (бурение пологих скважин, расположенных в водоохранных зонах).

При выполнении курсового проекта изучены и обобщены промысловые материалы, нормативные документы и литературные источники. В результате изучения разработан пятиинтервальный профиль наклонно-направленной скважины с горизонтальным участком ствола для бурения эксплуатационной скважины Приразломного месторождения.

Разработка профиля наклонно-направленной скважины с горизонтальными участками ствола позволяет сделать выводы о высокой эффективности применения наклонно-направленных скважин к разработке Приразломного месторождения.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Балаба, В.И. Обеспечение экологической безопасности строительства скважин на море/ В.И. Балаба// Бурение и нефть. – 2004. – №4. – С. 18-21.

2. Басарыгин, Ю.М Бурение нефтяных и газовых скважин: учеб. пособие для вузов/ Ю.М. Басарыгин, А.И. Булатов, Ю.М. Проселков. – М.: ООО «Недра – Бизнесцентр», 2002. – 632 с.

3. Булатов, А.И. Охрана окружающей среды в нефтегазовой умышленности/ А.И. Булатов, П.Л. Макаренко. – М.: Недра, 1997. – 358 с.

4. Валов, В.М. Инструкция по расчёту колонн для бурения нефтяных и газовых скважин/ В.М. Валов, О.Д. Даниленко. – М.: ВНИИТнефть, 1997. – 156 с.

5. Всё о геологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geo.web.ru/

6. ГОСТ 12.0.003-74*. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация [Текст]. – Введ. 1976-01-01. – М.: Изд-во стандартов, 1974. – 3 с.

7. ГОСТ 12.2.003-91. Оборудование производственное. Общие требования безопасности [Текст]. – Введ. 1992-01-01. – М.: Изд-во стандартов, 1991. –11 с.

8. ГОСТ 12.2.064-81. Органы управления производственным оборудованием. Общие требования безопасности [Текст]. – Введ. 1982-07-01. – М: Изд-во стандартов, 1981. – 4 с.

9. ГОСТ 12.3.002-75. Процессы производственные. Общие требования безопасности [Текст]. – Введ. 1976-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 1975. – 8 с.

10. ГОСТ 12.4.040-78. Органы управления производственным оборудованием. Обозначения [Текст]. – Введ. 1979-01-01. – М.: Изд-во стандартов, 1978. – 15 с.

11. Дмитриевский, А.Н. Арктический шельф: Проблемы, безопасность и перспективы освоения // Институт Проблем Нефти и Газа РАН [А.Н. Дмитриевский, Л.Г, Кульпин]. – М.: ООО «НИПИморнефть», 2007.

12. Калинин, А.Г. Технология бурения разведочных скважин на нефть и газ: учебник для вузов/ А.Г. Калинин. – М.: Недра, 1998. - 448 с.

13. Леффлер, У.Л. Геология, разведка, бурение и добыча нефти / У.Л. Леффлер, Р.А. Паттароззи, Г. Стерлинг. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2004. – 140 с.

14. НПО Геофизика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://npf-geofizika.ru/

15. Осадчий, А.Н. Нефть и газ на Российском шельфе: оценки и прогнозы/ А.Л. Осадчий // Наука и жизнь. – 2006. – №7. – с, 25-37.

16. Патин, С.А. Экологические проблемы освоения нефтегазовых ресурсов морского шельфа/ С.А. Патин. – М.: ВНИРО, 1997. – 350 с.

17. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности. РД 08-3-98. – М: НПО ОБТ, 1999. – 60 с.

18. Правила пожарной безопасности для предприятий и организаций газовой промышленности [Электронный ресурс]: ВППБ 01-04-98: утв. Минэнерго Российской Федерации 18.06.1998 г. – режим доступа http//:docload.ru/Basedoc/5/5802/index.htm/

19. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о континентальном шельфе Российской Федерации от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 03.12.2008): принят ГД ФС РФ 25.10.1995//Росс. газ. – 1995. – 7 декабря. – с. 4.

20. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон об охране окружающей среды №7 от 10.01.2002: принят ГД ФС РФ 20.12.2001//Росс. газ. – 2001. – 12 декабря. – с. 4.

21. Севморнефтегаз [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sevmorneftegaz.ru/index.html/

22. Скрыпник, С. Г. Техника для бурения нефтяных и газовых скважин на море / С.Г. Скрыпник. – М: Недра, 1989. – 310 с.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ГЕЛОГИИ и НЕФТЕГАЗОДОБЫЧИ

 

Кафедра «Бурения нефтяных и газовых скважин»

 

Курсовой проект

На тему:

«Проектирование наклонно-направленной скважины

для бурения на Приразломном

нефтегазоконденсатном месторождении»

 

по дисциплине:Проектирование строительства скважин на шельфе моря

 

МБ.ППСнШМ.ПК..2014

 

 

Руководитель проекта Студент гр.МБм-12-1

Шешукова Г.Н. Шматов Н.И.

___________ _____________

(дата,подпить) (дата,подпись)

 

Тюмень - 2014

 

Оглавление:

 

Введение. 4

Глава 1. Геолого-технические условия на месторождении Приразломное. 5

1.1. Сведения о районе буровых работ. 5

Глава 2. Литолого-стратиграфическая характеристика разреза. 8

2.1. Стратиграфическая характеристика разреза скважины. 8

2.2. Физико-литологическая характеристика. 10

2.3. Виды и интервалы возможных осложнений в процессе строительства скважины…………………………………………………..13

2.4 Характеристика продуктивных горизонта и условия залегания…………………………………………………………………....15

Глава 3. Проектные технико-технологические решения по строительству скважин. 17

3.1. Характеристика МЛСП «Приразломная». 18

Глава 4. Разработка профиля наклонно-направленной скважины на Приразломном месторождении. 20

4.1. Разработка конструкции для строительства скважины. 20

4.2. Выбор диаметров долот и обсадных колонн. 23

4.3. Расчет профиля проектной скважины. 27

4.4. Расчет плотности буровой промывочной жидкости. 46

Глава 5. Экономика и организация производства.. 35

5.1. Общие сведения. 35

5.2. Экономика Приразломного месторождения. Проектные показатели.. 36

Глава 6. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ……………………………...40

Заключение. 46

Список используемой литературы…………………………………………..47

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Россия обладает самым протяженным шельфом, 85% которого приходится на арктические районы. Минимальный уровень запасов прибрежной зоны только Северного Ледовитого океана оценивается более чем в 80 миллиардов условного топлива. Поэтому континентальный шельф российских арктических районов является основным резервом стабильного развития отечественного нефтегазового комплекса в 21 веке. Освоение шельфа требует огромных затрат, применения высоких технологий, объединения усилий многих предприятий и организаций.

Актуальность обозначенной проблематики диктует сложившаяся ситуация с разведанными запасами углеводородов в Российской Федерации, большую часть которых можно условно отнести к категории «трудно извлекаемых», что, в основном, диктуется сложным строением залежей. Стремление к оптимальности при проектировании конкретной скважины диктует необходимость использования комплексной системы моделирования, которая должна обеспечивать эксперту полнофункциональную среду для проведения многокритериального анализа в трехмерной среде и учета как технико-технологических ограничений, так и неоднородность и многоуровневую структуру буримых пород в единой информационной среде. В связи с бурным развитием наклонно-направленного бурения при разработке новых месторождений становится актуальной проблема моделирования скважин сложного строения. В Западной Сибири до 90% новых скважин бурятся по сложным, наклонно-направленным траекториям, из-за осложненных природных условий, делающих оборудование новых участков для бурения экономически нецелесообразным процессом. Добывающие скважины, пробуренные по наклонно-направленным траекториям, не требуют оборудования новых участков бурения, позволяя использовать уже построенные, что значительно снижает капитальные затраты и увеличивает нефтеотдачу пластов.

Разработка этого направления особенно актуальна при освоении шельфа, так как наиболее эффективным способом разбуривания морских месторождений является наклонно-направленное и горизонтальное бурение с большим отклонением забоев скважин от вертикали с возможностью достижения границ месторождения.

Цель данной курсовой работы состоит в разработке ряда основных разделов рабочего проекта на строительство наклонно-направленной скважины по проекту разработки Приразломного нефтяного месторождения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.12.7 (0.012 с.)