ТОП 10:

Формирование белорусской народности. Культура Беларуси XIV – XV вв.



В процессе заселения территории Беларуси славянскими племенами(кривичи, дреговичи, радимичи) произошла их ассимиляция с местными балтскими племенами. В результате славянизации балтского населения сложились предпосылки для формирования белорусской народности. Начало формированию белорусской народности было положено в период существования союзов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского, Смоленского и других княжеств

Вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского создало условия для дальнейшего формирования белорусской народности.

Экономической основой образования белоруской народности являлся рост товарно-денежных отношений, развитие внутреннего рынка. Увеличение торгово-ремесленного населения в городах и местечках, усиление связей между ними содействовало консолидации городского населения в сословие мещан. Все это сказалось на развитии общности социально-экономической жизни, языка, культуры и других признаков, которые характеризуют народность.

Положительное влияние на формирование белоруской народности оказало развитие сословно-классовой структуры феодального общества. В XIV – XVI вв. завершилось формирование основных сословий белоруской народности. Окончательно сложилось сословие шляхты. К господствующим слоям общества относились также православное и католическое духовенство, зажиточные ремесленники, купцы. Основную же массу населения представляли крестьяне и ремеслянники-бедняки, которые и составили основное ядро формировавшейся белорусской народности.

Важную роль в формировании белорусской народности сыграл религиозный фактор. Подавляющее большинство белорусского народа оставалось православным, что способствовало сохранению и развитию языковых, культурных традиций, формировало чувство национального самосознания.

Постепенно сложился менталитет белорусского народа, для которого было характерным национальная и религиозная толерантность, гостеприимство, доброта, мягкосердечность, мудрость, совестливость, трудолюбие.

С XIII в. язык населения Беларуси начинает отличаться как от древнерусского языка, так и языков русской и украинской народности. Специфические черты белорусского языка появились в памятниках литературы и государственных актах. В XVI в. он становится государственным. Сфера распространения церковнославянского языка сузилась, он стал употребляться только во время церковной службы.

Название «Белая Русь» впервые появилось в конце XIV в. в отношении Полоцкого княжества, позже оно распространилось на земли, расположенные в бассейне Западной Двины и Днепра. С конца XVI – начало XVII вв. население этих земель определяло себя «белорусцами». За жителями центральной и западной частей Беларуси закрепилось название «литвины». Название «Беларусь» для обозначения всех ее земель и народа стало распространяться только во второй половине XIX в. Термин «Литва» переместился на северо-запад и стал служить для обозначения соседнего балтского народа.

Происхождение названия «Белая Русь»:

1.белый цвет обозначал восток.

2. население носило светлую одежду, светлые волосы, глаза, кожа.

3. религия, православная – «чистая»

4. территория не была захвачена ни крестоносцами, ни татарами.

В XIV – XVI вв. духовная жизнь Великого княжества Литовского испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений.

До Кревского соглашения православие было господствующей верой, после него православная церковь начала терять свои позиции. Ягайло издал привилей, который давай дополнительные права католикам. В середине и второй половине 15 века Казимир и Александр уравняли католическую и православную церкви.

Развитие архитектуры было связано с внешнеполитическими условиями. Войны с крестоносцами татарами обусловили необходимость в оборонительных сооружениях. Были построены «замки-кастэли»,соответствующие романскому стилю, в Лиде и Креве. Самым древним и большим является Новогрудский замок, возведение которого шло с 10-11в. В середине 15в. На месте деревянного замка был построен каменный. В 14-15в. На смену романскому стилю приходит готический (остроконечные башни, узкие окна) Например, костёл Святой Троицы возведённый в 1472г. В д.Ишколдь, он представляет собой оборонительный храм. В конце 15-начале 16 Софийский собойр в Полоцке был перестроен в храм-крепость. При поддержке Витовта была построена Сынковичская церковь-крепость.

В тесной связи с архитектурой развивалась живопись и скульптура. Наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы «Матерь божья Замилованне», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская» и др. С XV в. появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра - рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов. Образцами книжного дела являются Лавришеское и Друцкое евангелия, содержащие миниатюры.

Вывод Таким образом, развитие культуры Беларуси происходило в тесной связи с этническими и государственно-политическими факторами, обусловленными формированием белорусской народности и образованием ВКЛ.

17. Люблинская уния 1569 г. и образование Речи Посполитой. Место ВКЛ в политической системе Речи Посполитой.

 

Вопрос об унии был злободневным для Польши на протяжении более полутора столетий. Польские магнаты поднимали вопрос об унии на четырех сеймах. Шляхту привлекали земли Великого княжества, чины и богатства. Идея унии находила поддержку со стороны белорусской шляхты, надеявшейся получить «золотую польскую вольность». В 1562 г. белорусская шляхта создала в лагере под Витебском конфедерацию и обратилась с просьбой к Великому князю заключить унию с Польшей. Польская католическая церковь видела в унии средство расширения своего влияния на восток.

В 1558 г. Иван Грозный начал войну с Ливонией. Великий магистр Ордена Г. Кеттлер обратился к Великому князю Литовскому и королю Польскому Сигизмунду II Августу (1548 – 1572 гг.) с просьбой о помощи. В результате Орден был поделен на две части: Курляндское герцогство и литовско-польскую провинцию Инфлянты. Курляндский герцог признал себя вассалом Великого князя Литовского. В связи с этим царь начал войну против Великого княжества Литовского. В 1563 г. взял Полоцк и стал именоваться «Великим князем Полоцким». Он занял северо-восточную Беларусь, ему открылся путь на столицу княжества. Государство оказалось на грани политического краха и военной катастрофы, под угрозу было поставлено само его существование.

В январе 1569 г. в Люблине открылся общий сейм. Продолжался он шесть драматических месяцев. Каждая сторона ставила свои условия, которые не принимались другой. Увидев угрозу насильственного заключения унии на неприемлемых условиях, послы Великого княжества Литовского покинули город. Тогда польская сторона продемонстрировала силу. Сигизмунд Август II издал указ о присоединении к Польскому королевству Подляшья, Волыни, Подолии и Киевщины, в результате чего почти половина территории Великого княжества Литовского отошла к Польше. Оказать сопротивление Польше княжество не могло. В этих условиях была сделана попытка начать переговоры с Иваном IV о мире, но она была безрезультатной. В этих условиях делегация Великого княжества Литовского вынуждена была вернуться в Люблин и 1 июля 1569 г. подписать акт унии в той форме, которую предлагала Польша.

В соответствии с этим актом Польское Королевство и Великое княжество Литовское объединялись в одно государство – Речь Посполитую. Отдельное избрание Великого князя Литовского прекращалось. Первым королём стал Стефан Баторий. Права поляков в княжестве и жителей княжества в Польше уравнивались. Для обсуждения общегосударственных дел предусматривались общие сеймы. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала. Оно сохранило свое войско, судебную систему, административный аппарат, печать с Погоней. Обе части Речи Посполитой имели самостоятельные названия и до конца XVII в. – государственные языки. В княжестве таковым был белорусский.

Причины образования:1.внешнеполитическое положение ВКЛ.

2. Стремление шляхты ВКЛ к приобретению шляхетских вольностей

3. Желание польской шляхты подчинить ВКЛ

4. Распространение католической веры на восток.

Условия: 1. Единые монарх и сейм

2. Общая внешняя политика

3. Общие условия приобретения земли польскими феодалами в ВКЛ, феодалами ВКЛ в Польше.

4. Сохранение в ВКЛ своих административного аппарата, законодательства, суда, войска, титула, печати, языка.

Итогами Люблинской унии осталась недовольная большая часть магнатов ВКЛ, которой пришлось делить политическую власть с магнатами Польши. Сенат Речи Посполитой состоял преимущественно из польских представителей Наряду с политическими ограничениями белорусская шляхта почувствовала и экономические ограничения. Она не могла получать земли в тех регионах, что были присоединены к Польше. Польская же шляхта стала активно пользоваться правом приобретения имений в княжестве. Все это явилось основой сепаратистских и даже антипольских настроений в Беларуси в 70 – 90 гг. XVI в. принятие в 1588 г. своего свода законов – Статута – по существу сводило на нет некоторые положения Люблинской унии. Например, было записано, что занимать государственные псты и получать земли в ВКЛ могут только граждане ВКЛ.

Вывод Люблинская уния положила начало полонизации, многие магнаты переходили в католицизм, Таким образом, многие условия люблинской унии не были соблюдены, а её итогами была недовольная большая часть магнатов ВКЛ. Однако нарастали антипольские настроения, которые приобрели практический характер в Статуте 1588г. А с 1673г. Каждый третий сой проходил в Гродно, в православных церквях были разрешены службы на старославянском языке.18. Религиозные процессы на белорусских землях в XV – начале XVII в.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.007 с.)