Тема: философские идеи развития. Диалектика. Законы диалектики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: философские идеи развития. Диалектика. Законы диалектики.



1. Принципы, законы, категории диалектики.

а. Всеобщие, универсальные принципы диалектики (объективности анализа, всеобщей связи, всесторонности, всеобщего развития).

б Всеобщие законы диалектики, их содержание, основные категории законов, их содержание: противоречие, противоположность, количество, качество, мера, скачок, отрицания отрицания.

 

Решите логическую задачу.
«Кто хочет узнать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречивостей и противоположностей»

-Согласны ли вы с Дж. Бруно? Если да, то почему?

 

2.Особенности проявления законов диалектики в медицинской практике.

 

3. Категории диалектики, упорядочивающие бытие. Соотносительные, парные категории диалектики, особенности их проявления в медицинской практике.

Содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие. Детерминизм и индетерминизм – философские учения о взаимосвязи материального и духовного мира; необходимость и случайность, возможность и действительность.

Решите логическую задачу.1.

Многие проявления злокачественной опухоли (рака) изучены достаточно подробно, но сама сущность остается пока еще тайной. Сущность скрыта от взора человека, явление же лежит на поверхности.

1.Докажите это на примерах из медицинской практики.

2. Дайте определение категории сущности и явления.

Решите логическую задачу.2.

Таджикский врач и ученый Ибн-Сина (Авиценна) для подтверждения взгляда о влиянии психологического состояния на физиологическое, провел остроумный опыт над двумя барашками. Он поместил их в разные места, но кормил одинаковой пищей, взвешивая ее на весах. Одного – неподалеку от находившегося на привязи волка, который выл и рычал, другого в спокойном месте. Первый худел и чахнул, другой чувствовал себя прекрасно.

Проанализируйте с точки зрения причины и следствия.

Источники информации.

Балашов Л.Е. Философия. Учебник.Москва 2012, раздел 4. Гл.10,11.

Философия Учебник под ред. Жукова Н.И. Минск, 1999г., гл.3,4,5,6 с. 173-198

Философия Учебник Алексеев П.В., Панин А.В., М., 1999г, гл. XX с.446-509.

Философия Курс лекций под ред. Калашникова В.Л. раздел 2 с.43-90

Введение в философию Фролов И.Т. М., 1989г.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук, М., 1974, г. 1.

Энгельс Ф. Диалектика природы. Соч. т.20.

Теория философии под ред. Звездкиной Э.Ф. «Слово» 2004, гл.З - 20,21.2

Сайт электронной библиотеки www.koob.ru

 

.

 


 

 

Тема. Человек как предмет философского осмысления. Философия сознания.

 

1. Отражение как всеобщее свойство материи, Качественные изменения отражения на разных уровнях развития материи.

2. Возникновение сознания. Концепции по проблеме возникновения сознания.

а) концепции происхождения человека и сознания.

б) сознание продукт общественного развития, высшая форма отражения действительности; свойства сознания.

в) идеальное и материальное.

Объясните почему? «...Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

3. Язык и мышление. Самосознание.

4. Сознание и бессознательное.

Решите логические задачи:

1.Декарт провозгласил: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Новорожденный ребенок еще не мыслит, но уже существует. Является ли он при этом человеком?

2.Играет ли язык, какую- либо роль в развитии сознания?

 

Философские термины но теме: «Сознание».

1.Отражение

2.Ощущение

3.Раздражимость

4.Сознание

5.Мышление

6.Язык

7.Речь

8.Самосознание

9.Физикализм

10.Солипсизм

 

 

Источники информации.

Балашов Л.Е. Философия. Учебник. Москва 2012.Раздел 5,гл.17.

Философия. Курс лекции под ред. Калашникова. Тема 10,11,Владос. 2004г

Философия. Учебное пособие для ССУЗов и ВУЗов, Томск, 1992г гл.1 1.

Введение в философию под ред. Фролова, Т.2. гл.1 1

Философия под ред. Радугина А.А. курс лекции, М., 2006. С. 176-181

Спиркин АГ. Философия «Тема 3 «Душа, сознание, разум», с.52-73. М. 2008

Сайт электронной библиотеки www.koob.ru


 

 

Тема: Теория познания, его возможности и границы

1. Проблемы познаваемости мира. Субъект и объект познания.

а) что такое познание, какие модели познания известны в науке.

б) субъект, объект и предмет познания.

2. Сенситивное и рациональное познание.

а) назовите ступени сенситивного и рационального в познании. Дайте характеристику сенситивного познания. Какие факторы влияют на восприятия реального мира.

б) в чем состоит особенность рационального познания. Что такое эмпиризм и рационализм, как противоположности в теории познания.

3. Теория истины. Роль практики.

а) что такое истина? В чем заключаются ее свойства и критерии' Объективность, абсолютность, относительность истины.

б) в чем состоит роль практики в познании. Формы практики.

в) особенности и формы медицинской практики.

4. Методы научного познания.

 

Объясните термины: гносеология, отражение, агностицизм, объективная:

истина, абсолютная истина, относительная истина, практика.

 

Решите логические задачи:

Задача 1. «Согласно легенде один из древнегреческих мыслителей ослепил себя, залил уши воском и удалился в пещеру, чтобы «глубже познать мир». К какому направлению в теории познания он принадлежал?

Задача 2. По отношению к чему истина относительна?

 

Источники информации

Балашов Л.Е. Философия. Учебник. Москва.2012.Раздел5,гл.16,18.

Философия Учебник под ред. Жукова Н.И. Минск, 1999г гл.З. с.211-249 Философия Учебник Алексеев П.В., Панин А.В., М., 1999г, разд.2 с.102-156.

Философия Учебник под ред. Кохановского В.Г1. Ростов на Дону, 2005, гл.1 с.466-515.

Философия Учебник Радугин А.А. курс лекций, М., 2006, с 176-181

Философия Основные идеи и принципы, М, 1990, гл. 13,14, с.258-307.

Философия Учебник Спиркин А.Г., М., 2008, гл.4.

 

 


Тема. Проблемы человека в философии и науке. Осмысление вопроса проблемы свободы и ответственности личности.

1 Образы человека в истории философии. Человек, индивид, личность.

2.Структура личности. Биологическое и социальное в человеке.

3. Социальные типы личности. Факторы и этапы социализации личности.

4.Проблема смысла жизни и бессмертия в духовном опыте человечества.

5.Проблема свободы и ответственности личности.

 

Объясните термины: человек, индивид, личность, социализация, гуманизм,либерализм, свобода, счастье

 

1.Укажите сферу философского знания, обращенную к изучению человека, фундаментальных основ его бытия:

а) гносеология в) философская антропология

б) онтология г) социальная философия

 

2.Установите соответствие между основными чертами философского понимания человека в разные эпохи и периодами истории, для которых они характерны:

1. Космоцентризм а) средневековье;

2. Теоцентризм б) Древний мир;

3. Антропоцентризм в) Новое время

 

3.Подтвердите или опровергните следующее утверждение: В реальном человеке биологическое и социальное начала не могут быть выделены как самостоятельные. Биологическое и социальное – это абстракции, с помощью которых исследуется человек, как сложная целостная система:

А) да

Б) нет

 

4.Укажите исторические типы философии, для которых представления о единстве человека и мира базируются на принципе единства микро- и макрокосмоса:

А) Философия Древнего Востока

Б) Философия Нового времени

В) Античная философия

Г) Философия Просвещения

5. Вставьте пропущенное слово в следующее предложение: Диалектика понятий «человек» - «индивид» - ««отражает динамику развертывания биологического и социального в человеке как в филогенезе (истории становления человека), так и онтогенезе (в процессе социализации индивида).

6. Допишите следующую фразу: Антропологический кризис включает три основных составляющих: кризис духовный, кризис душевный, ……..:

А) кризис моральный

Б) кризис национальный

В) кризис телесный

Г) кризис культурный

 

 

Источники информации

Балашов Л.Е. Философия. Учебник. Москва 2012. Раздел 4., гл. 12,13, 14.


 

Тема. Философские проблемы медицины.

 

Круглый стол: «Врачи – философы».

А) Натурфилософия античности и медицина: Гиппократ.

Б)Систематизация медицинского знания в учении Галена.

В) Исторические модели моральной медицины: модель Парацельса.

Г)Арабо-мусульманская философия средневековья. Авиценна.

Д) Классический психоанализ З.Фрейда.

Е) В.Ф.Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) и его работа «Очерки гнойной хирургии».

Проблема здоровья как глобальная проблема современности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.027 с.)