Клинические шкалы психопатизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клинические шкалы психопатизации



  • Hs — Ипохондрия
  • D — Депрессия
  • Hy — Истерия
  • Pd — Психопатия
  • Mf — Женственность
  • Pa — Паранойя
  • Pt — Психастения
  • Sc — Шизоидность (Шизофрения)
  • Ma — Маниакальность (Гипомания)
  • Si — Социальная интроверсия
  • Pz — Параноидная шизофрения
  • Pn — Психоневроз
  • Nt — Неврастения

 

№4. Классовая парадигма

Представители данной парадигмы (К.Маркс, Ф.Энгельс, С.Райт, В.И.Ленин) полагали, что классовый конфликт заложен в самоё основание общества. Классовый конфликт происходит из-за разделения людей на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. Основные идеи в данной парадигме: во-первых, эта парадигма является исторически первой парадигмой в конфликтологии; во-вторых, данная теория обосновывала применение насилия для масштабных социальных и политических преобразований общества, используя в этих целях диалектический подход; в-третьих, общество в определенных критических условиях способно реализовать данный подход-сценарий; в-четвертых, согласно данной теории признается один ключевой конфликт - классовый, а все остальные конфликты выводятся за скобки анализа, ибо снятие противостояния классов "автоматически" приводит к ликвидации противоречий между людьми и социальными группами; в-пятых, развитые индустриальные и постиндустриальные общества создают специфическую социальную структуру, где границы классов и их конфликтные взаимодействия приобретают культурно сглаженный характер и не могут быть объяснены классовой теорией.

 

№5. Социально-психологическая парадигма

Представители данной парадигмы (К.Райт, Н.Смелзер, К.Лоренц и др.) объясняют конфликты в обществе теорией напряженности. В основе этой теории лежит утверждение, что типичные черты современного урбанизированного общества влекут за собой возникновение напряжений у значительного числа людей. Напряженность накапливается до тех пор, пока не переливается в групповые взрывы насилия различных типов и уровней интенсивности как методах высвобождения накопившейся энергии. Основные идеи этой парадигмы: во-первых, социальная напряжённость есть фиксируемая характеристика состояний значительных групп населения; во-вторых, социальная напряженность в определенных условиях может достигать своего пика и переходить в социальный конфликт, в том числе и с ярко выраженными деструктивными последствиями; в-третьих, предсказание возможности такого перехода затруднено, не всегда высокая напряженность переходит в конфликт.

Социальная напряженность – это особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Это состояние свойственно конфликту и сопровождает. его. Масштабы социальной напряженности большей частью сопоставимы с масштабами конфликта и порождаются ими. Можно вести речь о напряженности межличностной, межгрупповой, межнациональной или о глобальной напряженности в обществе.

Конфликты, необходимые и неизбежные в любом обществе, в российском обществе, в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств, приобретают разрушительный характер, угрожая стабильности общества, ставя под сомнение ход социально-экономических преобразований. Обострение традиционных для нашего общества социальных коллизий дополняется противоборством социальных интересов, ранее не имевших "выхода на поверхность" общественной и государственной жизни.
Увеличивается разрыв между растущим богатством немногих и нищетой большинства, между властью и массой людей, отчужденных от власти, между характером и структурой спроса и предложения на рынке труда.
Настоятельная необходимость усиления научно-технического прогресса, преодоления технологического отставания все более обостряется на фоне углубляющегося в последние годы кризиса науки, культуры, образования.
Надежды на обладание собственностью сменяются разочарованием, утратой иллюзий, поскольку собственность все чаще оказывается в руках немногих, а сам процесс перехода собственности из рук государства в руки частных лиц происходит в формах, вызывающих непонимание, неудовлетворенность, раздражение, открытое недовольство.
В связи с этим неизбежно встает вопрос о том, кто распоряжается ресурсами, в чьих руках находится власть, позволяющая одной группе людей, в силу занимаемых ими социальных позиций, распоряжаться не только ресурсами, но и деятельностью других людей.
Общество оказалось не готово к ситуации, для которой характерно спонтанное развитие социальных процессов, их выход из-под контроля существующих институтов.
В связи с этим исследование социальных конфликтов, их динамики, поиски возможностей их диагностики и регулирования приобретают важное теоретическое и практическое значение.
Преодоление кризиса связано с глубокими преобразованиями, которые неизбежно будут сопровождаться и уже сопровождаются ростом социальной напряженности, повышением конфликтной активности отдельных социальных субъектов. Причем, желание определенных социальных структур изменить реальную ситуацию, не имеющее под собой в качестве основы объективное знание ее сущностных характеристик, нередко также усиливает эту напряженность.
Оценка и прогноз возможностей оптимизации конфликтного потенциала общества предполагает выявление и анализ необходимой и достаточной совокупности механизмов социального регулирования, встроенных в функционирующие, становящиеся и уходящие социальные институты, установления, общности.
Социальный конфликт - особый тип взаимодействия социальных субъектов, один из самых древних способов взаимодействия существ, способных к самосознанию.
Разрешение конфликта, регулирование и локализация социальной напряженности предполагает изучение не только состава и структуры этих социальных явлений, но и их источников, процессов их становления, взаимопревращения, последовательности и соотнесенности в социальном пространстве.
Базовым понятием конфликта является "отношение", сущность которого может быть сведена к "борьбе". Источником отношений "борьбы" выступает реальное противоречие.
Процесс перехода от реального противоречия к отношению борьбы идет через осознание данного противоречия сторонами данного отношения. В определенном смысле, конфликт - не что иное, как осознанное противоречие.
Существует ли некая логика, присущая процессу становления и развития любого конфликта, или конфликт по своей природе "уникален и ситуативен"?
Второй из обозначенных выше подходов практически снимает проблему прогнозирования конфликтов и управления ими. В рамках этого подхода речь может идти лишь о конфликте как о некоей изначально заданной ситуации, из которой требуется найти оптимальный для конкретных условий выход. Цели и задачи социальных субъектов, социальных институтов, занимающихся поиском такого выхода, могут быть сведены к уменьшению потерь, ущерба и, в сущности, они обречены на пассивную роль регистраторов разразившегося конфликта, способных, в той или иной мере, повлиять лишь на характеристики его протекания, на введение конфликта в более или менее цивилизованное русло.
Общество не может быть удовлетворено и никогда не удовлетворялось возможностями, открывающимися в рамках такого подхода: сам факт возникновения государства, любого из общественных институтов и установлений, в той или иной мере всегда направлены на активное вмешательство в социальные отношения, угрожающие его интеграции и стабильности.
В связи с этим необходимо иметь в виду отмечаемую рядом авторов особенность "российской конфликтности" - сохраняющееся присутствие государственного интереса на любом уровне существования конфликта. Это обстоятельство особенно актуально для так называемой "бюджетной сферы", в которой такой интерес остается во-многом определяющим, способным вывести конфликт на уровень общества. Это, в свою очередь, неизбежно влечет за собой аберрацию сущностных характеристик участников конфликта и чревато непредсказуемыми последствиями как для них, так и для общества в целом.
Выход социального конфликта на уровень общества, преодолевающий его уникальность и ситуативность, приобретает большую вероятность по мере генерализации разнородных интересов, способной вовлечь в противоборство значительные массы людей, превратить поиск выхода из конкретной конфликтной ситуации в "революцию растущих притязаний" со стороны широких слоев общества. Такое превращение создает широкие возможности эскалации любого локального конфликта.
Реальными носителями социальных конфликтов, как и любых социальных процессов и изменений, выступают социальные субъекты. Именно поэтому стратегическим направлением изучения социального конфликта представляется обращение к субъектности, выявление активного начала в социальном действии, неразрывно связанного с интересом и способом его осознания действующим субъектом. Источником конфликта может выступать не только индивид или социальная общность, но и социальный институт. Причем, политическая борьба ведется не только за статус и реальные позиции в структуре власти, но и за представления участников борьбы о социальном мире и за то, как расширить сферу влияния именно этих представлений.
Эти коллизии приобретают для современного российского общества жизненно важное значение в связи с актуализацией и обострением конфликта различных "систем истины", умонастроениями в обществе, в той или иной мере связанными с "доминирующей истиной, принятой данной культурой и обществом" (П.Сорокин).
На сегодняшний день в российском обществе отсутствуют интегрирующие идеи, общезначимые ценности, проекты, стратегии развития, поддержанные обществом в целом. С этой точки зрения существующие в нем социальные конфликты могут быть описаны как моменты развертывания противоречий между ценностями, интересами, потребностями двух или более социальных субъектов. Вместе с тем, это описание представляется недостаточным. В нем отсутствуют ступени, необходимые для осуществления перехода от противоречия к конфликту.
В связи с этим следует подчеркнуть, что противоречие не есть конфликт. Не всякое противоречие трансформируется в конфликт, хотя в основе любого конфликта лежит противоречие. С другой стороны, "...уладить конфликт невозможно без разрешения лежащего в его основе социального противоречия". Представляется недостаточно убедительным тезис Г.Зиммеля о возможности "самой серьезной борьбы" по "мелким, просто смехотворным поводам". Скорее всего, "смехотворные поводы" таковыми нам лишь представляются вследствие незнания или игнорирования деталей, нюансов реальной исторической ситуации.
Противоречие, понимаемое как отношение взаимоисключающих, но вместе с тем и обусловливающих друг друга реальных противоположностей выступает объективной основой конфликта, в той или иной мере осознаваемой его сторонами. Однако, реальное противоречие может и не осознаваться потенциальными сторонами конфликта. Поэтому, на наш взгляд, недопустимо классифицировать противоречия "по степени их зрелости - в виде различий, противоположностей, конфликтов"1, поскольку эта логическая цепочка содержит явный разрыв постепенности.
Процесс перехода от различий к противоположности, трактуемый как процесс осознания противоположности индивида и некоей социальной общности (Г.Зиммель), внутренне предполагает вхождение в деятельностное поле конфликта. Однако, этот процесс происходит далеко не всегда. В таком случае конфликт как бы выпадает, не вписывается в рассматриваемую схему.
Кроме того, в рамках такого подхода представляются весьма ограниченными возможности описания процесса становления реального конфликта, не совсем ясен механизм перехода от противоположности к конфликту.
На наш взгляд, гораздо большие возможности для описания рассматриваемого процесса открывает подход, в основе которого лежит понимание конфликта как определенного, завершающего этапа усиления неудовлетворенности различных социальных субъектов теми или иными сторонами их жизнедеятельности. Этот подход позволяет зафиксировать момент трансформации противоречия как явления объективной реальности в феномен сознания социального субъекта, дающего толчок процессу становления социального конфликта.
Неудовлетворенность, порождаемая обстоятель-ствами, выступает в качестве основы любого конфликта. На наш взгляд, именно неудовлетворенность представляет собой социальный феномен, в пространстве которого происходит трансформация объективного противоречия в процесс его осознания социальными субъектами. Неудовлетворенность может рассматриваться и как своеобразная точка отсчета, с которой этот процесс берет свое начало.
Таким образом, в основе процесса аккумулирования потенциала социальной напряженности, конфликтного потенциала лежит неудовлетворенность, возникающая как результат несоответствия, рассогласования ценностей, интересов, потребностей различных социальных субъектов и первый шаг на пути осознания ими реального противоречия.
Следует подчеркнуть, что в основании явления социальной напряженности наряду с неудовлетворенными потребностями и непредставленными интересами лежит несвоевременное или неадекватное (или то и другое одновременно) удовлетворение нужд и потребностей отдельных социальных общностей, групп. Нередко это связано с отсутствием или неэффективностью механизма их выявления и реализации.
Исходя из вышесказанного, представляется достаточно убедительным предположение о том, что основой перехода от ситуации, описываемой термином "социальная напряженность" к конфликтной ситуации и далее к открытому конфликту выступает несвоевременное или неадекватное удовлетворение нужд и потребностей, трансформирующееся в процесс увеличения "подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения" (П.Сорокин).
Неудовлетворенность возникает как субъектно-объектное отношение, изначально содержащее возможность трансформации в субъектно-субъектное отношение. Реализация этой возможности происходит в процессе становления контрсубъекта данного отношения, по мере замещения им объекта отношения неудовлетворенности. Процесс становления контрсубъекта отношения неудовлетворенности является, по существу, процессом становления социальной напряженности, аккумулирования ее потенциала.
Один из центральных этапов превращения противоречия в конфликтное взаимодействие - идентификация лиц, групп, организационных структур, блокирующих деятельность, движение к намеченным целям. Взаимная идентификация участников событий превращает объективно существующую конфликтную ситуацию в ее субъективное отображение в форме переживания конфликтной ситуации. Следует отметить, что для процесса взаимной идентификации характерна отмеченная Р.Макком и Р.Снайдером "избирательная рациональность, сводящаяся к выявлению и метке среди окружающих противников и союзников".
Трансформация неудовлетворенности в субъектно-субъектное отношение позволяет рассматривать ее как явление социальной действительности - социальную напряженность. В определенном смысле, можно сказать: если неудовлетворенность выступает как сущность рассматриваемого типа отношений, то напряженность - их явление в социальной действительности, обнажение, обострение которого происходит в форме социального конфликта.
Таким образом, нарастание социальной напряжен-ности и вызревание условий для социального конфликта происходит в процессе становления субъектно-субъектных отношений неудовлетворенности, выявления и идентификации контрагентов отношений неудовлетво-ренности как реальных или потенциальных виновников определенного дефицита ресурсов, власти, авторитета.
Конфликт по своей природе субъективен, ибо возникает в ходе осознания социальным субъектом своих интересов и целей. Будучи осознанным, конфликт может быть разрешен только сознательным, субъективными усилиями сторон. Причем, темпы процесса осознания, объективно различные у разных сторон потенциального конфликта, определяют различные уровни социальной напряженности.
Рассматривая социальную напряженность как проявление неудовлетворенности, необходимо иметь в виду, что ею далеко не всегда может исчерпываться сущность последней. Более того, феномен социальной напряженности, при определенных условиях, может искажать реальную картину неудовлетворенности конкретных социальных общностей различными сторонами своей жизнедеятельности. Опасность такого искажения существенно возрастает тогда, когда неудовлетворенность приобретает многослойный, много-мерный характер, создавая условия как для сознательной или бессознательной подмены объекта неудовлетво-ренности, так и для деформации процесса ее персонализации.
Противоречие между возрастающими потребностями людей и возможностями их удовлетворения, можно рассматривать одновременно как основание, причину и результат того, что человек, социальная общность развиваются не во всей своей целостности, а в какой-либо одной только определенности. Несовпадение, рассогласованность в развитии различных сторон явления, различие в темпах и интенсивности этого развития периодически обостряет проблему соответствия потребностей и возможностей их удовлетворения, приобретающую при определенных условиях кризисные черты. Необходимо иметь в виду также и то обстоятельство, что объективный недостаток, фрагментарность знаний субъектов потенциального конфликтного взаимодействия друг о друге имеет следствием "расплывчатость очертаний" субъекта этого отношения, позволяющую увидеть лишь то, как его поддерживает, возвышает или же унижает тот всеобщий тип, к которому мы его причисляем". Проблема, на наш взгляд, заключается в том, на основании какого фрагмента (отрывка, по Г.Зиммелю) конструируется тип. Из сказанного также следует: чем объективнее отношение к данному субъекту, тем больше шансов, что в качестве такого фрагмента может быть использован именно тот, который выражает, представляет его сущность, существенные характеристики.
Природа конфликта, предполагающая субъективный характер средств его разрешения, предопределяет необходимость выявления и учета не только сущностных, уникальных характеристик субъектов, выступающих в качестве сторон конфликта, но и особенностей конкретной ситуации, в которой он протекает.
Группы, осознающие, в той или иной мере, противоположность своих интересов, должны постоянно соприкасаться, контактировать между собой. Наличие трудностей, препятствий, возникающих в процессе подобных контактов актуализирует конфликтогенную ценность присутствия в структуре того или иного социального явления (образования) компонентов, способных информировать, извещать стороны потенциального конфликта о состоянии, намерениях друг друга. Чем более чувствительны эти механизмы, тем быстрее идет процесс осознания противоположности целей и интересов. В связи с этим, субъекты конфликтного взаимодействия (или один из них) могут быть готовы к нему уже к началу первого контакта, что, в свою очередь, может оказать существенное влияние на процесс рационализации конфликта. Социальная напряженность, рассматриваемая как явление неудовлетворенности социального субъекта, проходит, на наш взгляд, в своем развитии несколько этапов:
1. Осознание потенциальными субъектами конфликт-ных отношений различий в отношениях с объектом этих отношений.
2. Обособление, отграничение, снижение интенсив-ности связей и контактов.
3. Осознание противоположности своих отношений с объектом потенциального конфликтного взаимодействия по сравнению с другим субъектом (субъектами) подобных отношений.
4. Осознание неразрешимости сложившихся субъектно-субъектных отношений по поводу объекта потенциального конфликта в рамках существующих институтов и установлений.
5. Конфликтная ситуация, представляющая собой момент завершения процессов взаимного прояснения позиций, "персонализации" ответственности, одно-временно выступающая завершающим этапом процесса осознания неразрешимости сложившихся отношений в рамках существующих институтов и установлений.
6. Открытый конфликт - полное или частичное разрушение существующих связей, отношений, институтов, нарушение установившихся в рамках данной социальной общности норм, правил, традиций.
Противоречия и их осознание в форме определенных различий между субъектами социальных отношений не всегда ведут к конфликту, напряженности. Последние возникают в процессе приобретения упомянутыми различиями оттенков противоположности и их осознания именно в этом качестве. "Пока противоположность не осознана, конфликт не наступает" (А.Гидденс).
Необходимо отметить, что момент различения означает включение субъектами потенциального конфликта друг друга в ареал своих реальных или потенциальных связей, проработку различных стратегий своих взаимоотношений. В процессе осознания сходства и различия сторонами потенциального конфликта осуществляется интерпретация совокупности понятий, отражающих, по их мнению, существо зарождающихся отношений. Способность субъекта более или менее адекватно подойти к решению этой проблемы свидетельствует о возможности его превращения в реалистичную сторону конфликта.
Вместе с тем, неспособность социального субъекта достаточно адекватно интерпретировать сущность зарождающихся конфликтных отношений неизбежно накладывает отпечаток не только на их текущий характер, но и на характер, направленность рассматриваемых и принимаемых стратегий их становления и развития, обусловливающих жесткость, безадресность становящегося потенциала напряженности. Выявление, осознание и удовлетворение потребностей, осознание различий и противоположности по отношению к объекту потенциального конфликта происходит в форме социальной активности, в качестве полюсов которой выступают, с одной стороны - социальная пассивность, с другой стороны - конфликтная активность.
Социальный конфликт может быть представлен как некая пограничная ситуация, чреватая соскальзыванием социальной системы, в которой он происходит, в состояние, слабо поддающееся прогнозированию и, чаще всего, непредусмотренное конфликтующими сторонами.
Пограничность ситуации социального конфликта, его уникальность, ситуативность, непредсказуемость последствий ставят проблему изучения объективного процесса его становления, поэтапного развития. Как нам представляется, этот процесс включает следующие этапы:
- усиление неудовлетворенности различных социаль-ных субъектов условиями жизнедеятельности;
- обнаружение причинно-следственной связи между характером объекта неудовлетворенности и деятельностью других социальных субъектов, вызывающее социальную напряженность;
- усиление социальной напряженности, трансфор-мирующейся в конфликтный потенциал;
- аккумулирование конфликтного потенциала и его переход в открытый социальный конфликт.
В связи с этим, особое значение приобретает этап становления и развития социальной напряженности, в рамках которого сохраняется возможность не только прогнозирования и управления социальным конфликтом, но и выявления факторов снижения конфликтогенной активности, способной любой элемент социальной неудовлетворенности превратить в открытый социальный конфликт. Ю.Г.Запрудский, определяющий этот этап как предконфликтную ситуацию, рассматривает его "как наиболее благоприятный момент для вмешательства по преодолению конфликта". На этом этапе, в силу его продолжительности, латентности происходящих внутри него процессов, появляется возможность не только прогнозировать характер и последствия конфликта, но и решить вопрос о его необходимости и возможности, найти способ ухода от открытого конфликта.
Таким образом, анализ процесса становления социального конфликта подчеркивает ключевое значение исследования явления социальной напряженности, позволяющего прогнозировать социальный конфликт и, в определенной мере, управлять им.

№6. Структурно-функциональная парадигма

Представители данной парадигмы (Т.Парсонс, Г.Баррел, Г.Морган и др.) полагают, что конфликт является искажением, дисфункциональным процессом в социальных системах. Конфликт - есть деформация внутри системы. Основные идеи этой парадигмы: во-первых, основная позиция структурного функционализма - социальный конфликт есть сбой, деформация нормального функционирования общества или социальной организации; во-вторых, такой подход оправдан в известной мере для периодов стабильного состояния социальных систем, но в период же трансформации такие сбои вполне естественны, т. к. система должна "разморозиться" для перереформирования под новые условия или для их создания.

№7. Диалектико-созидательная парадигма

Представители данной парадигмы (Дж.Тернер, М.Вебер, Р.Коллинз и др.) утверждают, что конфликт неизбежен и совсем необязательно разрушителен. Конфликт есть форма изменений и его вклад в развитие организаций может быть просто неизмеримым, особенно при стимулировании продуктивного соревнования. А отрицание конфликта - отрицание развития общества и его отдельных структур и ячеек. Основные идеи этой парадигмы: во-первых, социальный конфликт имея свои позитивные и негативные стороны, в целом для общества и социальных организаций созидателен и функционален; во-вторых, конфликт не противоположен порядку, а является его частью.

Последняя рассмотренная нами парадигма о роли конфликта в обществе стала преобладающей в современной зарубежной литературе. И в дальнейшем, анализируя практику разрешения конфликтов в деятельности специалиста по социальной работе, мы будем придерживаться именно данной парадигмы.

№8. СТРУКТУРА КОНФЛИКТА

Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, устойчивых связей и всего того, что составляет его целостность.

Основные элементы конфликтного взаимодействия:

1) объект конфликта не всегда лежит на поверхности, чаще он скрыт от участников конфликта, но является центральной составляющей конфликтного взаимодействия. Конфликт может быть разрешен, только если объект четко определен.

Неверное понимание объекта конфликта или его подмена усугубляют конфликтную ситуацию. Конфликт имеет причину и возникает по поводу не удовлетворения какой-то потребности, иногда эту причину или повод считают объектом конфликта.

Человек будет стремиться удовлетворить эту потребность через ценности. Ценность – это объект конфликта. Выделяют социальные, материальные, духовные ценности, к обладанию которыми стремятся конфликтующие стороны;

2) предметом конфликта выступает противоречие, которое присутствует на протяжении всей конфликтной ситуации. Наличие противоречия заставляет оппонентов вступать в борьбу. Противоречие конфликта бывает объективным и воображаемым и проблемным для конкретного субъекта;

3) участники конфликта – это люди, которые вовлечены в конфликтную ситуацию. Виды участников по форме:

– отдельная личность;

– социальная группа;

– организация;

– государство.

Выделяют основных и второстепенных участников. Среди основных противоборствующих сторон можно определить инициатора. Среди второстепенных – подстрекателей, организаторов. Эти лица не участвуют в конфликте напрямую, но способствуют развитию конфликта, вовлекают новых участников. От того, какую поддержку у окружающих имеет участник конфликта, какими связями, ресурсами, возможностями обладает, зависит степень его влияния и силы в конфликте. Индивиды, поддерживающие ту или иную конфликтующую сторону, образуют группу поддержки. На этапе разрешения конфликта могут появиться третьи лица – независимые посредники, которые помогают устранить противоречие. Привлечение судей, профессиональных медиаторов способствует ненасильственному разрешению конфликта;

4) социальнопсихологические условия и социальная среда, в которой разворачивается конфликт. Среда выступает помогающим или мешающим фактором для оппонентов и для медиаторов, так как способствует пониманию целей, мотивов, зависимостей, движимых участниками.

Характер конфликта зависит от субъективного восприятия конфликта (или образа конфликта). Выделяют три уровня субъективного отношения:

1) представление о самих себе;

2) восприятие других участников конфликтной ситуации;

3) понимание образа внешней среды.

Объективные элементы конфликта

К объективным элементам конфликта относятся такие его составляю­щие. которые не зависят от воли и сознания человека, от его личнос­тных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориента­ции и т.д.). Такими элементами являются:

1) объект конфликта;

2) участники конфликта;

3) среда конфликта.

Под объектом конфликта понимают то, на что претендует каждая из сторон конфликта, что вызывает противоречия между ними или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей (ресурсы, право собственности, право принимать решения, новая должность и т. п.). Основными движущими силами любого конфликта являются люди, т.е. участники конфликта. Участники конфликтного взаимодействия, интересы которых нарушены непосредственно определяются как субъекты конфликта. Ими могут выступать отдельные лица, группы, подразделения, организации.

№9. В зависимости от степени участия в конфликтных отношениях выделяют следующие категории субъектов: основные участники, группы поддержки и другие участники.

Основные участники непосредственно осуществляют активные действия друг против друга во время конфликта.

Среди основных участников выделяют:

оппонента (участник конфликта, который считает свои проблемы нерешенными);

противника (оппонент, который пытается реализовать свои интересы за счет нейтрализации интересов другого);

агрессора (противник, который проявляет агрессивность);

врага (противник, интерес которого заключается в уничтожении противоположной стороны).

Иногда в конфликте можно выделить участника, который инициировал конфликтные действия. Это инициатор конфликта. Уровень возможностей оппонента реализовать свои цели в конфликте, «сила», что выражается в сложности и влиятельности его связей, его физические, социальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт конфликтного взаимодействия называются рангом оппонента.

Группы поддержки представлены силами, которые стоят за оппонентами, и активными действиями или моральной поддержкой могут влиять на развитие конфликта. В группу поддержки могут входить друзья, коллеги и т. п.

К другим участникам конфликта относятся такие категории, которые влияют на ход событий: подстрекатели, организаторы, медиаторы конфликта. Подстрекатель подталкивает участников к началу конфликтных действий. Организатор планирует, организует конкретные действия и контролирует ход конфликта. Медиатор (посредник, судья) решает задачу прекращения конфликта.

№10. Функции социальных конфликтов.

Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциальный прогресс. То есть, конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому, как считают многие исследователи, задача состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы найти способ сделать его продуктивным.

В общем плане возможность конфликта выполнять конструктивную роль связывается с тем, что конфликт предотвращает «застой» и «омертвение» индивидуальной или групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение вперед. Кроме того, поскольку основой возникновения всякого конфликта является отрицание предшествующих отношений между сторонами, способствуя созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптивную функцию. Положительные последствия конфликта для отдельного человека могут также состоять и в том, что посредством него будет изжита внутренняя напряженность.

Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто служат выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях.

В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.

Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности.

Тем не менее, конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. К негативным функциям социальных конфликтов следует отнести в первую очередь, сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между ними по мере уменьшения взаимодействия и общения. Частым явлением становится представление о другой стороне как о «враге», представление о своих целях - как о положительных, а о целях другой стороны – как об отрицательных.

Конфликт часто настолько меняет приоритеты, что ставит под угрозу истинные интересы сторон, препятствует осуществлению перемен и внедрению нового. Кроме того, прослеживается повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе, неудовлетворенность, плохое состояние духа (например, как результат, рост текучести кадров и снижение производительности труда), меньшая степень сотрудничества в будущем.

Конфликт является деструктивным в том случае, если участники конфликта не довольны его исходом и чувствуют, что что-то потерпели. Если же участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта – конфликт считается продуктивным.

№11. Трудовой конфликт в организации рассматривается как:

1) прямой вызов внутреннему порядку и стабильности трудового коллектива, позволяющий выявить интересы, разногласия, взаимные претензии и проблемы;

2) способ регулирования взаимоотношений, налаживания оптимального порядка в организации производства и трудовых отношениях;

3) необходимый этап в развитии трудового коллектива.

Исходя из особенностей сторон, выделяются следующие трудовые конфликты между:

- трудовым коллективом и администрацией;

- трудовым коллективом и профсоюзным комитетом;

- администрацией и профкомом;

- трудовым коллективом и руководством отросли;

- трудовыми коллективами разных организаций;

- трудовыми коллективами и органами управления государства.

В зависимости от того, в какой сфере взаимодействия возникает противоречие, можно выделить три предмета конфликта.

- Условия труда (технология; нормирование; режим; безопасность и т.д.).

- Система распределения ресурсов (выплата заработной платы; расходование финансовых средств; распределение полученной прибыли; участие работников в управлении капиталом; правила проведения приватизации и т.д.).

- Выполнение ранее принятых договорённостей (взаимные поставки, расчёты; погашение долгов и т.д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.062 с.)