Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методы источниковедения

Предмет и методы источниковедения

Источникове́дение — вспомогательная отрасль исторической науки (истории), разрабатывающая теорию и историю исторических источников, а также методику их изучения. Предмет источниковедения — исторический источник и методы его поиска и изучения. Научно-познавательный статус в системе исторических дисциплин: источниковедение создает научно-познавательные предпосылки для развития основных исторических наук и для проведения конкретно-исторического исследования.

Метод источниковедения — источниковедческий анализ и источниковедческий синтез — имеет целью воссоздать произведение как историческое явление, и в этом смысле результат такого исследования самодостаточен. Источниковедческий синтез, сосредоточивая внимание на воссоздании целостности произведения как явления культуры, открывает возможность широких культурологических компаративных исследований, вовлекающих в поле изучения сходные (особенно по таким признакам, как структура, функции, цели создания и т. п.) явления культуры других времен и народов. В результате сравнительных исследований возникают возможности синтеза более высокого уровня — воспроизведение явлений общечеловеческой истории, феноменологии культуры.

 

Становление источниковедения как науки

В конце 18-первой половине 19 века трудами немецких учёных Август-Людвиг, Бартольда-Георга Нибура и Леопольда фон Утра создается метод исторической критики. А в середине 19 века источниковедения сформировалась как научная дисциплина в работах по теории и методологии истории английского историка Эдуарда Фримен («Методы исторического исследования», 1886), немецких методологов Эрнста Бэрнгейма («Учебник исторического метода», 1889) и Иоганна-Густава Дройзэна. Источниковедение развивалась под влиянием концепции методологии и истории, наиболее ярким проявление которой стал пособие профессоров Парижской школы высших исследований при Сорбонне Шарля-Виктора Ланглуа и Шарля Сеньобоса «Введение в изучение истории» (1898).

Исследования исторических источников в Российской империи были начаты с конца 18 века в работах историков Василия Татищева, Николая Карамзина, Сергея Соловьева, князя Михаила Щербатова и др.. Профессор Вильнюсского университета Ефим Иоахим в 1822 году издал книгу «Науки, которые позволяют изучать источники». Большую роль в издании и изучении источников имели Археографические комиссии. Например, геологии в Санкт-Петербурге, которая начавшая свою деятельность с середины 30-х годов 19 века, выдала «Полное собрание русских летописей», «Акты, относящиеся к истории Западной России», в которых было много документов по истории Беларуси 14-17 веков.

Источниковедение как специальная историческая дисциплина сформировалась в Российской империи только в 1890-е. Василий Ключевский читал курс «Источниковедение» в Московском университете в 1894 году. В начале 20 века большую роль в развитии источниковедения имели работы А. А. Шахматова по изучению летописей и Александра Лаппо-Данилевского, который разработал методологии источниковедения и оригинальный подход в исследовании источников. После Первой мировой войны меняется подход к изучению источников. Люсьен Февр и Марк Блок, представители французской школы «Анналов», в начале 30-х годов 20 века предложили использовать в исследованиях принцип «тотальной истории», то есть изучение исторических событий с разных точек зрения: политической, социальной, экономической, психологической.

 

 

Определение, классификации и функции исторических источников.

Истори́ческие исто́чники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. Существует несколько способов классификации исторических источников.

По типу фиксации информации можно выделить следующие типы исторических источников: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, кино-фотодокументы, фонодокументы, изобразительные. Сюда же можно отнести новейший тип исторических источников - цифровые. Типы исторических источников подразделяются на виды в зависимости от цели создания. Например, письменные источники делятся на следующие виды: законодательные акты, актовый материал, материалы делопроизводства, политические сочинения и проекты, публицистика, периодика, источники личного происхождения, документы политических партий и общественных организаций, статистические материалы, научные и учебные труды, литературные произведения, экономико-географические описания, сочинения иностранцев, справочные издания. Также выделяются роды источников, каждый из которых представляет собой локально-исторический комплекс объектов определенного типа и назначения. Например, летописи, конце XIX в. была также распространена классификация источников на остатки и предания.

Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные. Марк Блок в качестве примера намеренного источника приводит «Историю» Геродота, а в качестве примера ненамеренного источника — древнеегипетский погребальный папирус. Таким образом намеренные источники — это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников — хроники, мемуары. Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренных источников — деловая переписка, служебные документы. С точки зрения историка оба типа источников имеют свои преимущества и недостатки. Намеренные источники как правило передают хронологию исторических событий и их связь. В то же время эти источники часто ангажированы. Ненамеренные источники часто фрагментарны, но они дают историку те сведения, которые отсутствуют в намеренных источниках (например по причине того, что современники не считали эти сведения достаточно значимыми для передачи потомкам).

В качестве исторических источников, как правило, выступают первоисточники, на основании которых создаются вторичные источники, однако иногда и вторичный источник может выступать в качестве первичного, поэтому некоторые исследователи затрудняются сформулировать точное определение первичного и вторичного источника.

Исторические источники выполняют функции: накопления, хранения и передачи информации о прошедшей действительности.

 

Русская правда» как источник по изучению социально-экономических отношения Древней Руси

Первым письменным сборником законов раннефеодальной монархии является Русская правда. Источниками кодификации в Русской Правде были нормы обычного права и княжеская судебная практика.

Самая ранняя редакция-Краткая правда(1016г.) В нее входят 43 статьи. В разное время в единый текст были включены 4 самостоятельные части: «Правда Ярослава»(«Древнейшая правда»)(ст.1-18),»Правда Ярославичей»(ст.19-26,позже продлилась с 27 по 41 ст.), «Покон вирный»(ст.42), «Урок мостникам»(ст.43).

Кроме краткой существует пространная редакция Русской правды. Представлена более чем в 100 списках.Содержит 121 статью с дополнительными статьями. К ее источникам относят(кроме указанных в Краткой правде) законодательство Святополка Изяславовича, устав Владимира Мономаха.

Сопоставление статей обоих редакций Русской правды показывает расширение сферы действий нового кодекса в соответствии с изменившимися условиями. Появляются новые субъекты права,н-р,если в Краткой субъектами законодательства выступали княжеские слуги,то в Пространной есть статьи, защищающие не только княжеских, но и боярских слуг.

Третья редакция- Сокращенная Правда. Дошла в 2х списках 17в.,которые плохо изучены.

 

Предмет и методы источниковедения

Источникове́дение — вспомогательная отрасль исторической науки (истории), разрабатывающая теорию и историю исторических источников, а также методику их изучения. Предмет источниковедения — исторический источник и методы его поиска и изучения. Научно-познавательный статус в системе исторических дисциплин: источниковедение создает научно-познавательные предпосылки для развития основных исторических наук и для проведения конкретно-исторического исследования.

Метод источниковедения — источниковедческий анализ и источниковедческий синтез — имеет целью воссоздать произведение как историческое явление, и в этом смысле результат такого исследования самодостаточен. Источниковедческий синтез, сосредоточивая внимание на воссоздании целостности произведения как явления культуры, открывает возможность широких культурологических компаративных исследований, вовлекающих в поле изучения сходные (особенно по таким признакам, как структура, функции, цели создания и т. п.) явления культуры других времен и народов. В результате сравнительных исследований возникают возможности синтеза более высокого уровня — воспроизведение явлений общечеловеческой истории, феноменологии культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.44.156 (0.01 с.)