ТОП 10:

Сопротивление сталинскому режиму



План:

1. Политическая оппозиция сталинскому режиму (Троцкий, Каменев, Рютин, Раскольников, Крупская).

2. Широкий протест против насильственной коллективизации (Бухарин, проф. Чаянов, крестьянское сопротивление).

3. Художественная интеллигенция против произвола и догматизма в культурной политике (Мандельштам, Булгаков, Мейерхольд).

Литература:

· Возвращенные имена: Сборник. В 2-х кн. – М., 1989.

· Зевелов А.И. Истоки сталинизма. – М., 1990.

· Они не молчали: Сборник. – М., 1991.

· Осмыслить культ Сталина. – М., 1989.

· Реабилитация: Политические процессы 30-х – 50-х годов. – М., 1991.

· Старков Б. Из истории сопротивления режиму личной власти // Вестник высшей школы. – 1990. – №5.

· Трудные вопросы истории: сборник. – М., 1991.

 

Тема 18.

Великая Отечественная война –
военно-политическое испытание советского общества

План:

1. Основные этапы войны. Ее характер.

2. Страна – единый боевой лагерь. Подвиг на фронте и в тылу.

3. Итоги и уроки войны.

Литература:

· Балашов, А.И. История Великой Отечественной войны. 1941–1945 / Балашов А.И., Рудаков Г.П. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

· Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: энциклопедия. – М., 1990.

· Жуков, Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х тт. / Жуков Г.К. – М., 1990.

· Зезина М.Р. и др. История русской культуры. – М., 1990.

· История Отечества. Очерки истории советского общества. – М., 1991.

· Кульков, Е. Война 1941–1945 / Е.Кульков, М. Мягков, О. Ржешевский. – М.: Олма-Пресс, 2005. – 480 с.

· Нарочницкая, Н. За что и с кем мы воевали / Наталья Нарочницкая. – М.: Минувшее, 2005.

· Наше Отечество. В 2-х тт. – Т.2. – М., 1991.

· Нерсесов, Я. Война народная. Великая Отечественная война 1941–1945 / Яков Нерсесов, Владимир Волков. – М.: Белый город, 2005. – 48 с.

· Ольштынский, Л.И. Разгром фашизма. СССР и англо-американские союзники во Второй мировой войне (политика и военная стратегия: факты, выводы, уроки истории). – М.: ИТРК, 2005. – 344 с.

· 400 лет Тюмени: сб. документов. – Тюмень, 1986.

Тема 19

Политический поворот 1953–1956 гг.

План:

1. СССР в послевоенное десятилетие.

2. 1953 год – начало реформирования внутренней политики государства: либерализация общественно-политической жизни, повышение жизненного уровня, реабилитация по политическим обвинениям.

3. ХХ съезд КПСС – осуждение культа личности. Новые подходы во внутренней и внешней политике.

4. Реакция в стране и за рубежом на политику десталинизации. Возникновение реформистской и консервативной тенденций.

5. Возникновение духовной оппозиции: поколение «шестидесятников», «самиздат», эмиграция, диссидентское движение.

Литература:

· Аджубей, А.И. Те десять лет / Аджубей А.И. – М., 1989.

· Аксютин, Ю.В. ХХ съезд КПСС: новации и догмы / Аксютин Ю.В., Волобуев О.В.. – М., 1991.

· Зезина М.Р. и др. История русской культуры. – М., 1990 (Гл. 16).

· История Отечества. – Т.2. – М., 1991

· Кара-Мурза, С. Советская цивилизация. В 2 кн. Кн.2. От Великой Победы до наших дней / С. Кара-Мурза. – М.: Алгоритм, 2001. – 688 с.

· Н.С. Хрущев: материалы к биографии. – М., 1989.

· Наше Отечество. Ч.2. – М., 1991.

· Опенкин, Л.А. Оттепель: как это было / Опенкин Л.А. – М., 1991.

· Погружение в трясину: анатомия застоя. – М., 1991.

· Солженицын, А.И. Бодался теленок с дубом // Новый мир. – 1991. – №6-8., 11-12.

· Страницы истории советского общества. – М., 1989.

· Хрущев, Н.С. О культе личности и его последствиях. Доклад ХХ съезду КПСС.

· ХХ съезд КПСС и его исторические реальности. – М., 1991.

· Шубин, А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1971–1985 гг. / Шубин А.В. – М.: Росс. политич. энциклопедия, 2001. – 768 с.

 

Тема 20.
Перестройка и реформирование СССР: замысел и результаты

План:

1. Объективная необходимость реформирования советского общества.

2. Социально-экономические преобразования 1985–1999 гг. – пересмотр теоретических и политических доктрин, демократизация, гласность, многопартийность, восстановление исторической правды, разгосударствление экономики, новое мышление.

3. Распад СССР – причины и последствия.

Литература:

· Верт, Н. История советского государства. – М., 1992.

· Горбачев, М.С. Перестройка и новые мышление для нашей страны и для всего мира / Горбачев М.С.. – М., 1987.

· Горбачев, М.С. «Я не знаю счастливых реформаторов» // Свободная мысль. – 1993. – №11.

· Гриневский, О. Перелом. От Брежнева к Горбачеву / Олег Гриневский. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. – 624 с.

· Зезина М.Р. и др. История русской культуры. – М., 1990.

· История Отечества. Ч.2. – М., 1991.

· Наше Отечество. – Т.2. – М., 1991.

· Перестройка: двадцать лет спустя. – М.: Русский путь, 2005. – 232 с.

· Прорыв к свободе: о перестройке двадцать лет спустя: критич. анализ / сост. В.Б. Кувалдин. – М., 2005. – 436 с.

· Фроянов, И.Я. Погружение в бездну / Фроянов И.Я. – СПб.: Издат. дом Санкт-Петерб. ун-та, 1999. – 800 с.

· Яковлев, А.Н. Реализм – земля перестройки. – М., 1990.


Вопросы к экзамену по истории

1. Древние славяне: расселение, род занятий, верования.

2. Образование древнерусского государства. Социально-экономический уклад и политическая организация Киевской Руси.

3. Принятие Русью христианства. Причины и последствия христианизация Руси.

4. Древняя Русь и период феодальной раздробленности. Крупнейшие феодальные центры (XII-XIII века).

5. Монголо-татарское нашествие. Отношения между русскими княжествами и Золотой Ордой.

6. Экономическое, политическое и духовное объединение русских княжеств вокруг Москвы. Значение Куликовской битвы.

7. Формирование централизованного российского государства. Политика Ивана III.

8. Реформы Ивана IV .

9. Опричнина. Утверждение самодержавия.

10. Смутное время в России (начало XVII века).

11. Социально-экономическое развитие России в XVII веке.

12. Внутренняя политика и реформы Петра I.

13. Внешняя политика Петра I. Северная война.

14. Дворцовые перевороты. Верховники и бироновщина.

15. Русский вариант просвещенного абсолютизма. Социальная политика и административные реформы Екатерины II.

16. Российская империя в начале XIX века. Экономическое развитие.

17. Отечественная война 1812 г.

18. Возникновение тайных обществ декабристов. Их конституционные проекты. Восстание 14 декабря 1825 г.

19. Внутренняя политика Николая I.

20. Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Крымская война.

21. Реформа 1861 г. Падение крепостного права.

22. Буржуазные реформы 1860-70-х годов.

23. Народничество: его истоки, социальные проекты и политическая практика.

24. Российская революция 1905-1907 гг. Ее характер и движущие силы.

25. Манифест 17 октября 1905 г. Либерализация политической жизни. Образование политических партий.

26. Социально-политическая обстановка в стране после революции 1905-1907 гг. Столыпинская аграрная реформа.

27. Первая мировая война.

28. Февральская буржуазно-демократическая революция. Двоевластие.

29. Октябрьское вооруженное восстание. Последствия переворота.

30. Первые законодательные акты советской власти.

31. Иностранная интервенция и гражданская война.

32. Политика «военного коммунизма»: причины, сущность, последствия.

33. Политический и экономический кризис 1921 г. Переход к НЭП, ее составные части и результат.

34. Экономическая и социальная политика в годы «великого перелома». 1925-1930 гг.

35. Формирование командно-административной системы. Утверждение тоталитаризма.

36. Внешняя политика СССР в 1930-е годы.

37. Начало Великой Отечественной войны.

38. Основные этапы Великой Отечественной войны.

39. Итоги и уроки Второй мировой войны.

40. СССР в послевоенном мире (1945-1953 гг.).

41. Экономическое развитие и политический строй СССР после войны (1945-1953 гг.).

42. Политическая «оттепель» 1953-1955 гг. Начало реформирования советского общества.

43. ХХ съезд КПСС - осуждение культа личности. Новые подходы во внутренней и внешней политике.

44. СССР в 1970 – начале 80-х годов.

45. Внешняя политика СССР в 1970 – начале 80-х годов.

46. 1985 год - курс на качественно новый облик советского общества. Политика перестройки. Ее цели и направления.

47. Социально-экономическое развитие страны (1985–1991).

48. Распад СССР. Политические и экономические преобразования 1990-х годов.


Конспект темы «Восточные славяне.
Основные этапы и особенности древнероссийской цивилизации»

Взгляды на происхождение славян.Происхождение славян является одной из наиболее дискуссионных проблем в исторической науке. Кратко суть споров можно свести к двум положениям: 1) славяне являются коренным населением Восточной Европы, ведущими своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности; 2) славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже новой эры и не имеют какого-либо единого корня, то есть, основа славянской общности полиэтнична. Вопрос этот в науке не решен до настоящего времени.

Но очевидно, было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Однако, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает огромной роли других народов в славянском этногенезе.

Восточные славяне в VI – VIII вв. н.э. Быт, нравы, религия, политическая история.Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов.В VI веке н.э. славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию. С этого момента можно говорить об окончательном формировании славянского этноса.

Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье, местом формирования их этноса явились, судя по всему, области по среднему течению Днепра и к северу от Карпат, в южной части современной Польши. Этнической основой древнерусского государства – Киевской Руси – стали восточнославянские племена, которые консолидировались к середине I тысячелетия н.э.

Главным занятием славян было земледелие. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо, разводили коров, лошадей, овец. Издавна они использовали железо – применяли железный топор, пахали сохой с железным наконечником (сошником). Очень важно, что у славян рано развивалось пашенное земледелие – это было огромным шагом в развитии производительных сил. Оно стало по-настоящему возможным лишь после того, как люди овладели производством железа. Вообще изготовление железных орудий ознаменовало собой настоящую революцию в развитии производительных сил. Появился железный сошник у сохи, плуг; железными топорами расчищали для земледелия лесные поросли.

Хлеб был главной пищей славян. Древнее славянское название хлеба "жито" произошло от славянского слова "жить".

Славяне занимались также рыболовством и охотой. В лесах по Днепру в то время водилось много зверей, а в реках было немало рыбы. В дуплах старых деревьев пчелы годами складывали мед. Вырубленное человеком в дереве дупло для пчел называлось бортью. Славяне занимались бортничеством, собирали мед диких пчел.

Жили славяне родовыми общинами, которые объединялись в племена, в небольших посёлках, часто укреплённых. Во главе племён стояли князья, особенно усилившиеся в период походов на Византию за счёт военной добычи. Ко времени начала второй половины тысячелетия н.э. восточные славяне, судя по всему, находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, переживая период так называемой "военной демократии",который характеризуется впервые ярко проявляющимся социальным неравенством, а также возросшей политической активностью и постоянными военными конфликтами. По летописям нам известны основные славянские племена этого времени – поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, белые хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене.Современные историки сходятся на том, что в "Повести временных лет" – откуда происходят наши сведения – повествуется уже не о собственно племенах, а о более высоком типе объединений – союзах племён.

Религия славян была языческой. Они поклонялись как обожествлённым силам природы: солнце – Ярило,ветер – Стрибог,гроза – Перун,так и более абстрактным понятиям: небесному огнюСварогу,прародителям всего живого – РодуиРодеи многим другим богам. Религия восточных славян несёт следы как общих для многих народов индоевропейской семьи верований и представлений об окружающем мире, так и специфически славянских, возникших во многом под влиянием окружающей среды. Особенно это проявилось в вере в таких существ, как лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые и т.п.

В целом, можно сказать, что к концу IX века восточные славяне уже стояли на рубеже государственности.

Норманнская теория. Образование первого восточнославянского государства – Киевской Руси – проблема не менее дискуссионная, чем проблема происхождения славян. Все споры идут в основном об интерпретации известного летописного сказания о призвании варягов, согласно которому ильменские славяне, жившие в Новгороде, устав от междоусобиц, призвали на княжение трёх братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора,которые и "поделили" между собой землю. От них и пошли династии русских князей. Реальным историческим лицом, очевидно, был только Рюрик, остальные братья – результат неправильно понятого летописцем, или его источником, выражения в шведском тексте. В практике раннего средневековья нередки случаи, когда престол занимали чужеземцы, не имевшие отношения к местной элите. И главные споры ведутся не о появлении варяжских князей на Руси, а о их роли в создании древнерусского государства. Достаточно часто это предание трактовалось в духе культуртрегерства, который отказывал восточным славянам в способности создать государство самостоятельно, и только вмешательство более культурных представителей германских народов привело к образованию Киевской Руси. Вполне объяснимое неприятие этой гипотезы со стороны отечественных историков (а норманнская теория в её наиболее одиозном виде разрабатывалась в основном немецкими учёными) привело к другой крайности – полному отрицанию вообще какой-либо заметной роли скандинавов в ранней русской истории. Этот подход также не может считаться объективным и полностью взвешенным. Несомненно, государство не может возникнуть спонтанно, тем более, не может быть принесено "из-за моря". Не приходится говорить и о каком-либо культурном превосходстве варягов над восточными славянами в IX в. Уровень развития обоих народов был примерно одинаковым. Общественный строй многих славянских племён уже находился на стадии образования государства. Кроме того, есть все основания предполагать, что на территории Восточной Европы Киевская Русь отнюдь не была первым государственным образованием. Но это не даёт повода сомневаться в значительной роли варягов в формировании именно этого государства и их роли в истории восточных славян вообще.

Естественно, что образование государства является результатом длительных процессов внутри общества, который растягивается на несколько столетий, приход даже значительного числа иноземцев не может существенно изменить его темпы и направленность. Но несомненно, что варяги – князья и дружинники сыграли свою роль в образовании единого государства восточных славян – Киевской Руси. Произошло это в 882 году, когда новгородский князь Олегобманом захватил Киев и убил местных князей – АскольдаиДира.Эта дата считается официальным началом истории Древнерусского государства.

Государство восточных славян сложилось как раннефеодальное государство, власть в котором принадлежала князю, опиравшемуся на дружину. В случае необходимости созывалось ополчение. Князь исполнял судебные функции и функции защиты от внешних врагов. За это племена платили ему дань, которая в летописях фигурирует как "полюдье",собиравшееся зимой, во время объезда князем подчинённых ему территорий. Тогда же князь и судил подданных. Дань реализовывалась летом, во время торговых экспедиций на Юг, в Византию.

Отношения с Византией определялись, главным образом, заинтересованностью в равноправных торговых отношениях с ней. Для достижения этой цели многие киевские князья предпринимали военные походы на Константинополь, которые, в случае удачи, завершались торговыми договорами. Исключение представляет только деятельность Святослава Игоревича, пытавшегося создать собственную державу на Балканах в 970 – 971 годах и вступившего из-за этого в конфликт с Византией и Болгарией. Одновременно продолжался процесс включения восточнославянских племён в состав Киевской Руси, завершившийся в княжение сына Святослава – Владимира. Помимо славян, в состав государства входили и другие этнические группы, в основном финно-угорские: меря, мурома, весь, чудь, ижора, мещераи др. Уже на самом раннем этапе своего развитие восточнославянское государство складывалось как многонациональное.

Князь при решении политических и военных задач опирался на ближайших помощников – старшую дружину,а также местных князей, местную знать, вышедшую из родо-племенной верхушки. Из этих групп формировался класс феодалов,во главе с великим князем с дружиной, делившейся на старшую и младшую.Старшие дружинники всё чаще стали называться боярами, младшие – отроками,что было показателем социального статуса, а отнюдь не возраста. Экономическую основу существования зарождающегося феодального класса на первых порах составляла дань. Очевидно, существовали определённые нормы сбора дани как для киевского князя, так и для местных князей. Нарушения договорённости по этим нормам приводили к конфликтам, как это произошло в 945 году, когда древляне убили великого киевского князя Игоря за попытку собрать дань сверх уже полученной. Постепенно основой существования верхушки феодального класса вместо прямой передачи части собранной дани стали доходы с пожалованных земель, на которых работали как челядьи холопы – различные категории рабов по древнерусской терминологии, так и лично свободные крестьяне-смерды.

Принятие христианстваявилось важным шагом в истории Киевской Руси. Главной причиной, приведшей Владимира к принятию столь смелого решения, как отказ от традиционной славянской веры, было изменение многих сторон жизни Руси с момента образования государства.

Необходимость изменений в сфере религиозных верований была осознана Владимиром и его приближёнными раньше, чем возник вопрос о принятии христианства. Собственно, после принятия решения об отказе от языческой веры, вопроса о том, какую религию принять, не стояло. Ясно, что это должно было быть христианство византийского образца. Причин тому было много: уже бабка Владимира, княгиня Ольга,приняла крещение в Константинополе, среди его дружинников было много христиан, в Киеве существовали христианские церкви, и православие не было для восточных славян абсолютно незнакомой верой. Кроме того, именно Византия была тем государством, контакты с которым представляли для Древней Руси наибольшую ценность. Древняя Русь сразу вошла в состав христианских государств на положении равноправного партнёра.

Христианское духовенство было грамотным. При церквах собиралось много книг, работали переписчики, открывались школы.

Особенно это было заметно при князе Ярославе, прозванном Мудрым(978-1054 гг.). В Киеве по его приказу были возведены многие прекрасные строения – величественный храм Святой Софии, новые городские стены с "Золотыми воротами". Во время его княжения работали многие искусные художники и архитекторы – русские и иностранные. Хотя в знаменитых постройках, в церковных иконах и росписях сильно было влияние Византии, в целом складывалась постепенно новая, своеобразная русская живопись и архитектура. Древнерусское государство сильно укрепилось при Ярославе Мудром. Иностранные короли искали с ним союза. Сам Ярослав женился на шведской принцессе, а дочерей своих выдал замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Сын Ярослава женился на византийской принцессе. Это укрепило связи Киевской Руси с другими государствами.

При Ярославе Мудром было положено начало русскому письменному законодательству. Русские законы того времени назывались "Русской правдой". Она основывалась на старых русских обычаях. Сыновья Ярослава дополняли ее новыми постановлениями. Была запрещена кровная родовая месть – пережитки родового строя. За убийство человека раньше мстили родственники убитого, убивая родных убийцы из поколения в поколение. Теперь же за убийство положен был денежный штраф. Создание письменных законов было большим шагом вперед в деле установления государственного порядка.

 

Конспект темы
«Эволюция восточной цивилизации в X–XI вв.»

Основные княжества и земли.В период феодальной раздробленности ранее единая русская земля разделилась на ряд политических образований, каждое из которых управлялось своей княжеской династией. Распад единого политического организма начался ещё в XI веке, после смерти Ярослава Мудрого. В 1053 году, еще при жизни, он разделил Русь между тремя своими сыновьями – Изяславом, Святославом и Всеволодом. Однако Русь ещё продолжала восприниматься как единое целое, настоящая раздробленность наступила не ранее второй четверти XII века, после смерти сына Владимира Мономаха, Мстислава Великого, в 1132 году. Его отцу и ему удавалось сдерживать сепаратистские устремления отдельных князей. Но и они уже не посягали на полную внутреннюю самостоятельность княжеств, а ограничивались требованием обязательного для всех князей участия в общерусских походах на внешних врагов, каковыми в то время были половцы. С западными противниками князья отдельных княжеств, как правило, справлялись сами, и лишь борьба с кочевыми племенами южных степных районов требовала концентрации всех сил Руси. Именно этим фактом объясняется то обстоятельство, что первыми добиваются самостоятельности земли и княжества, не граничившие сДиким Полем,как тогда на Руси называли степь, населённую кочевыми племенами. Раньше других выделяются Новгородская земля и Полоцкое княжество, позже возникает ещё около пятнадцати княжеств, крупнейшими из которых были Ростово-Суздальское, Галицкое, Волынское, Черниговское, Рязанское, Переяславское. Следует отметить, что границы этих княжеств не совпадали с границами старых племенных княжений, что свидетельствует о сложении единой древнерусской народности в пределах государства Киевская Русь. С его образованием постоянно происходило перемещение населения из одних районов в другие. Особенно интенсивным был процесс переселения из Поднепровья на территории Волго-Окского междуречья. Одной из причин этого переселения являлась и половецкая опасность.

Обособление княжеств привело к тому, что Киев – "мать городов русских" – постепенно терял роль общерусского центра, на местах вырастали новые города, становившиеся столицами новых княжеств. Таким, например, стал Владимир, основанный на реке Клязьме, быстро оттеснивший на второй план такие старые центры княжества, как Ростов и Суздаль. Владимирское княжество, где правили потомки Владимира Мономаха – Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, становится одним из сильнейших на Руси. Юрий Долгорукий претендует на великокняжеский стол в Киеве, который, хотя и потерял своё былое значение, но долго ещё считался самым престижным. Однако уже сын Юрия, Андрей, побеждая в междоусобных войнах, не стремится закрепиться в Киеве: политические реалии со временем оказываются сильнее традиций и престижа, и в крупнейших центрах складывается своя система великих княжений.

Надо отметить, что на Руси долго существовала довольно своеобразная система наследования княжеской власти, при которой она переходила не к старшему сыну умершего князя, а к его следующему по старшинству брату, затем – к следующему, после смерти последнего из братьев власть наследовал старший сын первого князя, так как именно он становился теперь старшим в роду. Основа такой системы лежит в представлении, что вся Русская земля находится в коллективном владении рода Рюриковичей – никто кроме потомков полулегендарного Рюрика, а реально – Владимира и Ярослава, не мог стать князем. Конечно, династии князей закрепляли за собой отдельные княжества, но внутри династий воспроизводилась та же самая система. Переход от горизонтального порядка наследования, как называется такой принцип, к более привычному для нас вертикальному, когда сын наследует отцу, происходит уже в XIV веке.

Владимирское княжество проводит активную политику заселения и колонизации своих северо-восточных окраин, населённых финно-угорскими племенами. Колонизация происходила не в форме вытеснения автохтонного населения, а в форме "подавления" славянских колонистов на свободные земли. Славяне и финно-угры жили чересполосно, активно взаимодействуя и в хозяйственной, и в культурной сферах. Многие из этих соседей славян были ими ассимилированы, внесли свой вклад в культуру формирующейся великорусской народности.

Владимирские князья стремились основывать новые города, как крупные, например, Владимир, так и более мелкие, вроде Москвы, которая впервые упоминается в летописи в 1147 году, а в 1156 году сообщается, что князь Юрий Долгорукий повелел обнести её дубовой оборонительной стеной. Москва становится форпостом на южных окраинах Владимирского княжества, имевшим как военное, так и торговое значение в силу своего расположения на важном речном пути из Волги в Оку. На восточных рубежах Владимирского княжества в 1221 году возникает город Нижний Новгород, служивший оплотом против Волжской Булгарии, отношения с которой носили далеко не всегда мирный характер. Усилению Владимирского княжества в немалой степени способствовал тот факт, что оно было отделено от Дикого поля землями других русских княжеств, этот же фактор способствовал и тому, что на его земли устремился поток переселенцев из южных русских земель, особенно из Поднепровья, где натиск половцев ощущался особенно сильно. Переселенцы, оседая на северо-востоке, стремились давать новым местам старые, привычные названия. Так появился, например, город Переяславль Залесский, в отличие от своего "брата" Переяславля Южного, одного из старейших русских городов. К моменту нашествия монголо-татар Владимиро-Суздальское княжество стало одним из сильнейших на Руси. Совокупные силы суздальских князей оцениваются современными исследователями никак не менее, чем в пятьдесят тысяч воинов – огромная сила по тем временам. Для сравнения можно сказать, что вооружённые силы такого крупнейшего центра, как Новгород, составляли не более двадцати тысяч человек. Показателем возросшего политического и военного влияния Владимирского княжества является тот факт, что на княжение в Новгород всё чаще приглашается " старший сын именно владимирского князя.

Немалым своеобразием отличалось политическое устройство Господина Великого Новгорода, как официально называлось Новгородское государство. В отличие от многих соседних земель в Новгороде в силу разных причин не утвердилась своя княжеская династия, а сложилась феодальная боярская республика.Верховной властью в городе обладало вече – народное собрание, в котором могли участвовать все взрослые новгородцы. На вече из крупных бояр избирался посадник. Ему в помощь вече выбирало тысяцкого, начальника "тысячи" – новгородского ополчения. Тысяцкий – изначально командующий городским ополчением, но ко времени самостоятельного существования Новгорода выполнявший, скорее, военно-административные функции, нежели чисто военные. В его ведении находились вопросы снабжения ополчения вооружением, поддержание и ремонт оборонительных сооружений. В военном отношении, в походах, тысяцкий подчинялся князю, положение которого в Новгороде было весьма своеобразным: новгородцы на вече решали, какого князя пригласить в город, и не обязательно этот князь должен был быть представителем одной и той же ветви рода Рюриковичей. Князь прибывал в город со своей дружиной и челядью, на содержание которых новгородцы выделяли средства в виде доходов с некоторых новгородских земель и промыслов, но никаких административно-хозяйственных и имущественных прав на эти объекты князь не имел. Для него был построен двор вне городской территории, где он вершил некоторые судебные дела. Главной функцией князя было военное руководство. Во время войны князь становился во главе всех вооружённых сил республики, костяком которых являлась его дружина. Если новгородцев почему-либо не устраивал князь, то они могли на вече "показать путь" из Новгорода, то есть, отказаться от его услуг и призвать другого князя. Особую роль в политической жизни Новгорода играл и его епископ,который занимался не только церковными делами. В его руках было сосредоточено руководство внешнеполитической деятельностью республики: отправление посольств, составление дипломатических документов и договоров.

Новгород – единственный город Древней Руси, хозяйство которого было ориентировано на торговую и промысловую деятельность. Скудные почвы северо-запада Руси, частые неурожаи из-за погодных условий не позволяли рассчитывать не только на богатые, но и просто на стабильные урожаи. Отсюда и раннее стремление новгородцев компенсировать это другими видами деятельности. Новгород вёл торговлю в основном в бассейне Балтийского моря, входил в Ганзейский морской союз немецких торговых городов. Предметами новгородского экспорта были меха, "рыбий зуб", как тогда на Руси называли моржовый клык, воск, лён, мёд и многое другое. В поисках новых источников своего экспорта новгородцы начинают ещё в IX веке движение на север и северо-восток Восточной Европы. Довольно рано возникают поселения на Северной Двине и по берегам Белого моря, давшие начало такой своеобразной части русского народа, как поморы. Они занимались в основном морским промыслом в полярных водах. Исключительные, крайне сложные условия навигации заставили поморов выработать свои, глубоко оригинальные и только им присущие приёмы строительства кораблей и плавания в высоких широтах. На северо-востоке новгородцами была основана Вятка.

Одной из важнейших внешнеполитических проблем Новгорода было противодействие агрессии с запада, со стороны Швеции и немецких духовно-рыцарских орденов – Ливонского, Меченосцев и Тевтонского. С этой целью новгородцами на западной границе строится ряд мощных каменных крепостей, служащих щитом для города. Один из древних выселков Новгорода, Псков, постоянно испытывавший на себе главную тяжесть ударов агрессора, становится также самостоятельным; его политическое устройство копирует новгородское.

Пик агрессии западных соседей приходится на XIII век, когда Русь испытала страшный удар монголо-татарских полчищ. Рыцари решили воспользоваться ослаблением русских княжеств и осуществить территориальные приобретения. Формально это осуществлялось под флагом крестовых походов, хотя русские земли давно уже были крещены. В это время проявился полководческий талант переяславского князя Александра Ярославича.В 1240 году шведское войско под командованием ярла Биргеравысадилось в устье Невы. Александр, в то время новгородский князь, разбил шведов внезапным нападением. За эту победу он получил прозвище Невский.В 1242 г. Ливонский орден начал войну с Новгородом, захватив Псков. Александр вновь встал во главе новгородского войска и провёл блестящую кампанию, главным событием которой стало сражение на льду Чудского озера, вошедшее в историю под названием Ледового побоища. Немецкие рыцари были наголову разбиты, Псков освобождён, границы на северо-западе Руси восстановлены. Во второй половине XIII века дело Александра Невского продолжил псковский князь Довмонт, выходец из Литвы. Он не раз наносил поражения ливонским рыцарям, самым крупным из которых была Раковорская битва.

В это же время Русь подвергается нашествию огромного монгольского войска под командованием внука Чингиз-хана – Батыя. Захватив Среднюю Азию и Закавказье, монгольские отряды совсем близко подошли к русской земле. Войска Чингис-ханаперешли Кавказские горы и вторглись в южно-русские степи. Тут они встретились с половцами. Половецские ханы обратились за помощью к русским князьям. Князья решили совместно выступить против отрядов Чингис­хана и двинулись на помощь половцам. Битва произошла в мае 1223 года на реке Калке, недалеко от устья Дона. Русские отряды потерпели жесткое поражение. Татарские ханы положили доски на раненых и пленных, уселись на них и пировали, торжествуя победу.

Это было первым появлением монголо-татар на Руси (монголов русские называли татарами). На этот раз они не закрепили свои победы и вернулись обратно в Азию, и о них ничего не было слышно двенадцать лет. Но вскоре новый поход завоевателей обрушился на Русь.

Когда умер Чингис-хан, великим ханом стал его сын Угэде. Он послал своего племянника хана Бату (на Руси его звали Батыем) на завоевание Европы. Над всеми европейскими странами нависла опасность разгрома и порабощения.

В 1236 году отряды Батыя прошли через прикаспийские степи, вторглись в царство волжских булгар и захватили их столицу – город Булгар. Отсюда они двинулись на Русь. Зимой следующего, 1237 года Батый с огромным войском переправился через Волгу и подошел к Рязанскому княжеству. После ожесточенного боя Рязань сдалась и запылала, подожженная татарами. Вскоре был захвачен Владимир и другие города Суздальской земли.

Постепенно Батый завоевал все Поднепровье. В 1240 году огромные полчища Батыя подошли к Киеву и осадили его. От скрипа колес и ржания коней не слышно было человеческого голоса. Батый хотел взять неразрушенным прекрасный город. Он предложил киевлянам сдаться без боя. Но согласия не последовало. Началась осада Киева. Почти весь город был сожжен и разгромлен. Полному разгрому в 1237-1238 годах подверглись Рязанское и Владимирское княжества, в 1239 году Батый разоряет Чернигов и Переяславль Южный, в 1240 году был взят и разгромлен Киев, покорена Галицко-Волынская Русь. Вторжение в Европу завершилось у побережья Адриатики, после чего Батый вернулся в поволжские степи, и в низовьях Волги возникает Сарай – ставка великого хана и столица нового государства – Золотой Орды.

На Руси была установлена верховная власть великого хана, все князья должны были в его ставке получить право на княжение в своих княжествах – так называемый ярлык.Великие князья также получали подобные ярлыки. Все русские земли были обложены данью, которая достигала 10% от всего имущества и доходов. Монголы забирали в Сарай лучших ремесленников, угоняли много людей для продажи в рабство. Помимо этого, на Русь всю вторую половину XIII века продолжались набеги татарских войск.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.132.114 (0.019 с.)