Антропогенез. Биологическая и социальная сущность человека. Закономерности антропогенеза. Методы исследования в антропологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропогенез. Биологическая и социальная сущность человека. Закономерности антропогенеза. Методы исследования в антропологии.



БИЛЕТ № 31

Антропогенез. Биологическая и социальная сущность человека. Закономерности антропогенеза. Методы исследования в антропологии.

Антропогенез – раздел антропологии, изучает место человека в системе животного мира.

Формирование человека, как и других организмов, в процессе эволюции, подчинение его процессов жизнедеятельности (питания и др.) биологическим законам. Существенные отличия человека от животных — прямохождение и труд, связанные с ними изменения в строении и жизнедеятельности — наличие в скелете позвоночника с четырьмя изгибами, сводчатой стопы, особенностей строения таза, кисти, черепа; увеличение мозга, способность трудиться, создавать орудия труда, общаться друг с другом, владеть членораздельной речью, отвлеченно мыслить, создавать науку и искусство, накапливать и использовать опыт предшествующих поколений, передавать его потомкам. Невозможность объяснить эти особенности только законами биологической эволюции. Существование законов развития человеческого общества, в соответствии с которыми подлинно человеческие черты формируются в процессе жизни человека в обществе, его воспитания. Целенаправленное воздействие человека как на неживую природу, так и на ее обитателей. Создание новых сортов растений и пород животных, изменение ареалов дикорастущих растений и диких животных, охота на животных, сбор лекарственных трав, использование лугов и степей в качестве пастбищ. Отрицательное влияние на природу развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, использования земель под дороги, строительства жилья на плодородных почвах, эрозии почвы, загрязнения почвы, воздуха, водоемов, сокращения численности видов, гибель многих из них. Сокращение биологического разнообразия, повышение численности ряда видов насекомых, бактерий, грибов и других организмов в результате деятельности человека. Ухудшение экологических условий, необходимых для жизни не только человека, но и растений, животных, грибов.

Клещи. Систематика, морфология, развитие. Значение для медицины.

Медицинская арахноэнтомология изучает представителей типа Членистоногие Arthopoda. Он характеризуется наличием хитинового покрова – скелетного и защитного образования – и членистых конечностей. Отряд Клещи Acari Представители этого отряда имеют несегментированное тело. Ротовой аппарат представлен сложно устроенным хоботком, в состав которого входят хелицеры и дополнительное образование – гипостом. Педипальты выполняют обонятельную осязательную функции. Развитие клещей происходит с метаморфозой. Из яйца вылупляется личинка, имеющая три пары ног. За ней следует стадия нимфы. У нее по четыре пары конечностей, но половая система не развита. Нимфа превращается во взрослую стадию – имаго, отличающая более крупными размерами и развитой половой системой. Некоторые виды имеют несколько стадий нимфы.У клещей - временно кровососущих эктопаразитов ротовой аппарат предназначен для прокалывания кожи и всасывания крови, пищеварительная система и покровы тела сильно растяжимы, что позволяет им питаться редко, иногда только один раз в жизни. Выделяемая в ранку слюна клещей обладает местным раздражающим и общетоксическим действием. Примеры: иксодовый (таежный, собачий, пастбищный), аргазовые, гамазовые клещи. Один из путей борьбы – использование животных, паразитирующих на клещах и на яйцах, вызывающих их гибель или снижающих жизнеспособность. У клещей – обитателей человеческого жилища ротовой аппарат грызущего типа. Способны к активным передвижениям в поисках пищи. Питаются пищевыми запасами – зерно, мукой, копченым мясом и рыбой, сушеными овощами и фруктами, а также эпидермальными чешуйками, сливающимися с поверхности кожи человека, и спорами плесневых грибов. Опасность для здоровья человека: 1 портят пищевые продукты, 2 кусают человека, вызывая зерновую чесотку, чесотку продавцов бакалейных товаров и др. С продуктами питания могут попадать в пищевую систему человека, вызывая тошноту, рвоту, понос. Некоторые виды клещей способны переходить в анаэробных условиях кишечника и даже размножаться там. При попаданию с пылью в дыхательные пути и легкие эти клещи вызывают акаридоз дыхательной системы. Примеры: домашний клещ.Борьба с домовыми клещами состоит в первую очередь в частых влажных уборках помещений, использование мебели, подушек и матрацев из синтетических материалов, в которых эти животные не могут поселяться. У клещей – постоянных паразитов человека крайне мелкие размеры тела – 0,1 – 0,4 мм, сильная редукция конечностей, малая подвижность и цикл развития, полностью проходящей на хозяине. К ним относятся чесоточный зудень - возбудитель чесотки человека. Чесотка может поражать чесоточные зудни лошадей, коз, верблюдов, собак и др. животных. Железница угревая – возбудитель демодикоза. Эти клещи обитают в сальных железах и волосяных фолликулах кожи лица, шеи и плеч, располагаясь головным концом вниз, обычно группами по 4 особи. Массовые нападения клещей могут быть причиной не только поражений кожи – клещевых дерматитов, но и тяжелых лихорадочных состояний и нервных расстройств. Особенную опасность представляет не сколько питание кровью, способность быть переносчиком возбудителей пригодно – очаговых протозойных, бактериальных, вирусных болезней, а также заболеваний, вызываемых риккетсиями.

Задача. Женщина, которая унаследовала ген мышечной дистрофии от матери, а ген гемофилии от отца (оба гена рецессивные и локализованы в Х-хромосоме), выходит замуж за здорового мужчину. Что можно сказать об их будущих детях? Каким законом генетики пользовались при решении задачи? Расстояние между генами гемофилии и дальтонизма 9,8 морганид.

Дано: ХН - ген нормы ХM – ген нормы

Хh – ген гемофилии Хm – ген мышечной дистрофии

SHM = 12 морганид

Р: ♀ H M х ♂ H M

h m H M

G: H M, h m

некроссоверные

H m, h M

кроссововерные

F1: H M H M h m h m

H M H M

н/к 22,5% н/к 22,5% н/к 22,5% н/к 22,5%

H m H m h M h M

H M H M

кр. 2,45% кр. 2,45% кр. 2,45% кр. 2,45%

Вероятность рождения детей одновременно с обеими аномалиями - 22,5%

БИЛЕТ № 32

БИЛЕТ № 33

1. Генотип, геном, фенотип. Взаимодействие неаллельных генов, примеры.

Геном – вся совокупность наследственного материала, заключенного в гаплоидном наборе хромосом клеток данного вида организмов. Он обеспечивает формирование видовых характеристик организмов в ходе их онтогенеза. Генотип – совокупность генов, образованная при половом размножении в процессе оплодотворения при объединении геномов двух родительских клеток, генетическая конституция организма, представляющая собой совокупность всех наследственных задатков его клеток, заключенных в их хромосомном наборе – кариотипе. Фенотип – видовые и индивидуальные морфологические, физиологические и биохимические свойства на всем протяжении индивидуального развития.

Большинство количественных признаков организмов определяются полигенами, т.е. системой неаллельных генов, одинаково влияющих на формирование данного признака. Взаимодействие таких генов в процессе формирования признака называют полигенным. Чем больше в генотипе доминантных генов каждой пары, тем ярче выражен признак. По полигенному типу взаимодействия у человека определяется интенсивность окраски кожных покровов, зависящая от уровня отложения в клетках пигмента меланина. Такое взаимодействие неаллельных генов, при котором они взаимно дополняют друг друга, называют комплементарным взаимодействием. Пример: процесс формирования половой принадлежности организма у человека. В некоторых случаях при взаимодействии неаллельных генов для развития сложного признака необходимо обязательное присутствие одного из генов (А) в гомозиготном рецессивном состоянии (аа), тогда другой ген (В) обеспечивает формирование признака. Наличие в генотипе доминантного аллеля гена А каким-то образом препятствует проявлению гена В (в), и признак не формируется. Такое взаимодействие неаллельных генов принято называть эпистатическим. Пример: у тыквы развитие окраски плодов определяется геном В. Доминантный, его аллель детерминирует желтую, а рецессивный - зеленую окраску.

Задача. Составить родословную больного эпилепсией мужчины. Родители пробанда здоровы. Здоровы брат и сестра. Две тетки по линии матери, дедушки и бабушки по обеим линиям здоровы. У тети стороны отца имеется больной эпилепсией сын. Определите тип наследования. Какова вероятность рождения больного ребенка у пробанда, если он женится на здоровой женщине.

БИЛЕТ № 34

БИЛЕТ № 35

БИЛЕТ № 36

БИЛЕТ № 37

Задача. Составить родословную по данным анамнеза. Пробанд – больная шизофренией женщина. Ее брат и сестра здоровы. Отец пробанда здоров. Со стороны отца имеются следующие родственники: больной шизофренией дядя и две здоровые тетки, одна из них имеет трех здоровых детей. Мать пробанда, дядя, дед и бабка по материнской линии здоровы. Определить тип наследования признака и возможные генотипы.

БИЛЕТ № 38

Задача. Соматические клетки крысы имеют 26 хромосом. Во время митоза произошло нерасхождение одной хромосомы на хроматиды. Распишите схему митоза, сколько хромосом и хроматид будут иметь дочерние клетки?

БИЛЕТ № 39

Задача.

Составить схему сперматогенеза клетки 2п=48 хромосом. Установить количество хромосом, хроматид и ДНК в каждой клетке. Укажите название периодов и клеточных генераций.

БИЛЕТ № 40

Задача. У кареглазых родителей с I и II группой крови родилась голубоглазая девочка с I группой крови. Определить вероятность рождения следующего ребенка с таким же генотипом. Какое взаимодействие генов, законы генетики?

Дано: G – ген карих глаз

g – ген голубых глаз

IA=IB>I0

Р: ♀ GgI0I0 х ♂ GgIАI0

G: GI0, gI0 GIА, GI0

gIА, gI0

F: GGIАI0, GGI0I0, GgIАI0, GgI0I0

ggIАI0, ggI0I0, GgIАI0, GgI0I0

Вероятность рождения голубоглазого ребенка с 1 группой крови – 12,5%

Законы: независимого комбинирования признаков, чистоты гамет

Взаимодействие генов – полное доминирование, кодоминирование.

 

БИЛЕТ № 41

БИЛЕТ № 42

Задача. Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой, признак. Мужчина, больной гемофилией, вступает в брак с нормальной женщиной, отец которой страдал гемофилией. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей?

Дано: ХН - ген нормы

Хh – ген гемофилии

Р: ♀ XHXh х ♂ Xh Y

Г: XH, Xh Xh, Y

F: XHY, XHXh, XhY, XhXh

Вероятность рождения здоровых детей - 50%

 

 

БИЛЕТ № 43

БИЛЕТ № 44

БИЛЕТ № 31

Антропогенез. Биологическая и социальная сущность человека. Закономерности антропогенеза. Методы исследования в антропологии.

Антропогенез – раздел антропологии, изучает место человека в системе животного мира.

Формирование человека, как и других организмов, в процессе эволюции, подчинение его процессов жизнедеятельности (питания и др.) биологическим законам. Существенные отличия человека от животных — прямохождение и труд, связанные с ними изменения в строении и жизнедеятельности — наличие в скелете позвоночника с четырьмя изгибами, сводчатой стопы, особенностей строения таза, кисти, черепа; увеличение мозга, способность трудиться, создавать орудия труда, общаться друг с другом, владеть членораздельной речью, отвлеченно мыслить, создавать науку и искусство, накапливать и использовать опыт предшествующих поколений, передавать его потомкам. Невозможность объяснить эти особенности только законами биологической эволюции. Существование законов развития человеческого общества, в соответствии с которыми подлинно человеческие черты формируются в процессе жизни человека в обществе, его воспитания. Целенаправленное воздействие человека как на неживую природу, так и на ее обитателей. Создание новых сортов растений и пород животных, изменение ареалов дикорастущих растений и диких животных, охота на животных, сбор лекарственных трав, использование лугов и степей в качестве пастбищ. Отрицательное влияние на природу развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, использования земель под дороги, строительства жилья на плодородных почвах, эрозии почвы, загрязнения почвы, воздуха, водоемов, сокращения численности видов, гибель многих из них. Сокращение биологического разнообразия, повышение численности ряда видов насекомых, бактерий, грибов и других организмов в результате деятельности человека. Ухудшение экологических условий, необходимых для жизни не только человека, но и растений, животных, грибов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.018 с.)