Согласно Конституции РБ, в стране существует 2 базовые формы собственности: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Согласно Конституции РБ, в стране существует 2 базовые формы собственности:



- государственная

- частная.

Государственное предпринимательство осуществляется юр.лицом, которое несёт самостоятельную ответственность.

При частном предпринимательстве хозяйственной деятельностью занимаются независимые физ. лица при минимальном (косвенном) вмешательстве государства. Их основной целью является не благотворительная деятельность, а получение прибыли.

 

5.Структурная трансформация в экономике

Структурная перестройка – глубокие преобразования производительных сил, с целью технологического обновления производства и его приспособления к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Специфика структурной перестройки в РБ состоит в том, что её отправным началом является структура экономики, унаследованная от СССР, где республика была в качестве части единого народно-хозяйственного комплекса огромной страны. В условии самостоятельного суверенного гос-ва экономические связи были нарушены. Это привело к потере или значительному сокращению рынков сбыта белорусских товаров, вместе с этим страна потеряла и дешёвые источники топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. В целом, объём промышленного производства упал на 39% (в 90-е годы), даже в 1942 году по сравнению с 1940 годом данный показатель в СССР снизился только на 23%. В экономике РБ сложился ряд структурных деформаций от бывшего СССР и возникших новых вследствие экономического кризиса.

Основными из них являются:

- несоответствие структуры производства внутренним запросам страны и внешнему спросу. Созданные в советское время мощности были рассчитаны на удовлетворение общесоюзных потребностей, а после развала они оказались не востребованы из-за сокращения рынков сбыта.

- высокая энерго- и материалоёмкость производства, что порождало зависимость от импортных поставок. После распада СССР за них надо платить огромные деньги, что значительно удорожает продукцию, понижая её конкурентоспособность.

- высокий уровень физических и моральных ОПФ, особенно их активной части т.е. орудий труда (машины, оборудование, механизмы, здания). Это обусловлено недостатком инвестиционных средств, которых не хватает не только для расширенного, но и для простого производства.

- недостаточный уровень развития наукоёмких экспортных производств, продукция которых имеет высокую долю добавленной стоимости.

В такой ситуации государство явилось единственным институтом, который был в состоянии обеспечить решение задач, возникших после распада СССР и потери традиционных хозяйственных связей. В настоящее время централизованное управление должно быть дополнено механизмами рыночной конкуренции и инновационной деятельности.

 

Тема: Экономическая роль государства (РБ)

1) Цели и функции государственного регулирования экономики

2) Система планирования и прогнозирования национальной экономики

3) Финансово-бюджетная и налоговая система государства

4) Денежно-кредитная система РБ

5) Инфляция в Экономике Беларуси и антиинфляционная политика

6) Валютная система и валютный контроль в РБ

7) Социальный императив государственного регулирования экономического развития.

1.Цели и функции государственного регулирования экономики

Государство является основным орудием политической власти в любом классе общества.

Государство возникло в результате:

- общественного разделения труда

- появления частной собственности

- образования онтогонестических связей.

Государство всегда выступало особым субъектом так или иначе участвуя в экономической жизни общества.

Современная экономика является социально-рыночной или смешанной. Это обусловлено тем, что не контролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы, поэтому рыночная экономика более чем любая иная нуждается в регулировании, хотя сторонники экономического либерализма считают, что вмешательство государства в рыночную экономику способно принести ей только вред.

Важнейшими функциями государства в рыночной экономике является:

- создание правовой основы для принятия экономических решений (создание свода законов, которые регулируют поведение экономических субъектов)

- стабилизация экономики.

Деятельность государства:

- использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику

- стремится преодолеть кризисные явления спад пр-ва

- стремится снизить безработицу

- стремится сгладить инфляционные процессы.

Главной целью государства в сфере занятости является:

- поддержание естественного уровня безработицы

- антициклическое регулирование призвано сглаживать циклические колебания экономики

- социально-ориентированное распределение ресурсов

- государство организует производство продуктов и услуг, которым не желает заниматься частный сектор, сюда относятся общественные товары и услуги которые не могут быть исключены из потребления ввиду их большой экономической пользы

- обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимальную заработную плату (пенсии, пособия, различные виды помощи, осуществляет индексацию доходов).

 

2.Система планирования и прогнозирования национальной экономики

Государственное регулирование экономики РБ реализуется через планирование и прогнозирование.

Планирование – процесс принятия управленческих решений, направленных на выбор определённых целей и выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение.

Планирование реализуется через систему планов. Они разрабатываются на различные периоды действия и благодаря ним государство имеет возможность поддерживать экономическую систему общества в состоянии динамического равновесия. Планирование выступает и как органическая часть целостного управления.

Выделяют следующие формы планирования:

- директивное (жесткое, подлежащее обязательному исполнению, доведённых сверху плановых заданий)

- стратегическое (определяет цели и экономические показатели по наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны)

- индикативное (выступает как инструмент по реализации тех целей, которые определены в стратегическом плане).

Индикативное планирование призвано выполнять 3 важные функции:

- информационная (имея информацию о планах и прогнозах государства, субъекты хозяйствования могут формировать соответствие с ними свои бизнес планы)

- стабилизационная (позволяет субъектам ориентироваться и действовать сообразно с ними)

- согласительная (возможность достигать единства по главным вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований)

С точки зрения временного аспекта выделяют следующие планы:

- долгосрочные (15-20 лет)

- среднесрочные (3-5 лет)

- краткосрочные (до 1 года)

- оперативные (планы на сутки, неделю, декаду)

Государственное прогнозирование выступает как деятельность гос. органов по разработке программ социально-экономического развития на краткосрочную, долгосрочную перспективу. Процесс прогноза построен на вероятностном, научно-обоснованном суждении о перспективах суждения объекта или явлениях в будущем.

 

3.Финансово-бюджетная и налоговая система государства

Финансовая система – совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию денежных средств через особые фонды и учреждения с целью удовлетворения общественных потребностей.

Финансы выполняют 2 основные функции:

- распределительная (связана с распределением и перераспределением части стоимости ВВП и национального дохода)

- контрольная (заключается в том, что финансовые органы контролируют распределение и использование финансовых ресурсов)

Центральное место в финансовой системе занимает гос.бюджет. Он является самым крупным денежным фондом, который использует правительство для финансирования своей деятельности.

Госбюджет призван выполнять функции:

- распределительную

- контрольную

- регулирующую

Доходы гос.бюджета формируются за счёт следующих источников:

- налогов (85-90%)

- гос. займов

- различного рода сборов и пошлин

- эмиссии бумажных и кредитных денег, когда расходы превышают доходы

Общегосударственные расходы осуществляются за счёт республиканского бюджета с его расходной частью. Если его расходная часть равна его доходной части, то в таком случае гос.бюджет является сбалансированным. Если расходы гос.бюджета превышают его доходы, то имеет место бюджетный дефицит. Если доходы превышают расходы, то наблюдается бюджетный профицит.

Сумма бюджетных дефицитов страны за вычетом бюджетных излишков составляет гос. долг. Он не может, однако, привести к банкротству государства, т.к. оно способно рефинансировать свой долг. Относительные расходы по обслуживанию гос.долга измеряются отношением суммы процентных выплат по долгу к объёму ВВП страны. Пороговое значение общего гос.долга к ВВП составляет около 30%.

Бюджетно-финансовая политика направлена на стабилизацию национальной экономики. Для этого используется, прежде всего, бюджетные и налоговые инструменты.

Налоги – платежи, которые в обязательном порядке должны уплачивать в доход государства физические и юридические лица.

Подоходный налог с физических лиц взимается. Как правило, по прогрессивной шкале. В РБ ставка подоходного налога с физических лиц является пропорциональной и составляет 12% с 1.01.2009г.

Взимание налогов осуществляется с помощью различных видов ставок.

Налоговые ставки бывают:

- твёрдые (они не зависят от величины дохода и относятся, прежде всего, к сырьевым ресурсам)

- пропорциональные (они устанавливаются пропорционально доходы без дальнейшей дифференциации, если даже доход будет изменяться)

- прогрессивные (налоговые ставки повышаются по мере роста доходов)

- регрессивные (с ростом дохода налоговые ставки по отношению к нему понижаются)

4.Денежно кредитная система – исторически сложившаяся форма организации денежного обращения, которая закреплена законодательством.

Она включает в себя следующие элементы:

- денежную единицу (рубль)

- масштаб цен

- виды денег, имеющие законодательную платёжную силу

- бумажные деньги и разменные монеты

- порядок эмиссии и т.д.

Кредитная система – сфера отношений между государственным органами, Центробанком РБ, коммерческими банками и хозяйствующими субъектами по поводу особого вида денежных отношений, связанных с заимствованием и кредитованием денежных средств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.017 с.)