Культура белорусских губерний в составе Российской империи в конце 18 – начале 19 в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура белорусских губерний в составе Российской империи в конце 18 – начале 19 в.



Образование оставалось в руках церкви, при которых были приходские школы (девочки могли получать только домашнее образование). Самую основательную программу обучения имели иезуитские коллегии (но там изучали богословие, языки, не изучали естественные науки).

Единственное высшее учебное заведение Вел.Кн.Лит. – Виленская иезуитская академия. В 1773 г. деятельность ордена иезуитов в Речи Посполитой была запрещена. Конурентом иезуитских коллегий были коллегии католического ордена пиаров (их коллегии в Витебске, Щучине, Лиде…). В пиарских коллегиях учили читать, писать, считать, потом – Закон Божий, латинский язык, математика, историю, геометрию, ….природоведение, фран., нем. языки). Продолжали действовать братские православные школы. С 1773 начинает действовать Образовательная Комиссия, которая занимается делами народного образования.

Магнаты Вел.Кн.Лит. (Сапеги, Радзивиллы, Хрептовичи, Агинские…) уделяли внимание архитектуре (стили – вычурное барокко и изящное рококо) и искусству. Приглашаются итальянские, французские, немецкие архитекторы, музыканты, художники. Появляются дворцово-парковые архитектурные ансамбли в Ружанах, Слониме, Гродно…

При дворах магнатов работали крепостные театры (Радзивиллы в Несвиже и Слуцке, Тизенгауз в Гродно и т. д.). Ставились пьесы Мольера, Вальтера…, местных авторов, иностранные режиссеры, учителя преподавали артистам балет и музыку.

В начале 19 в. в России было создано министерство народного образования, всю империю поделили на 6 учебных округов – Беларусь вошла в состав Виленского учебного округа. В 1803 г. Главная виленская школа была преобразована в Виленский университет (закрыт после Польского восстания в 1832). Ему подчинялись гимназии (среднее образование) -- им подчиняли поветовые училища (неполное среднее), а им подчинялись приходские училища (начальное образование). Обучение в университете и училищах велось по-польски. В 1828 г. в России вводится сословный принцип обучения (в унивеситете и гимназиях могли учиться только дети дворян и чиновников). Дети крестьян и простых мещан = приходские училища.

Дзеячы культуры – православный священник Иван Григорович – выпустил первый словарь белорусского языка. Павел Шпилевский составил словарь и грамматику белорусского языка. Ян Чечот издал несколько сборников белорусского фальклора. Константин и Евстафий Тышкевичи, Теодор Нарбут, Адам Киркор – вклад в развитие истории.

Классик белорусской и польской литературы – поэт Адам Мицкевич. Белорусский писатель – Винцент Дунин-Мартинкевич (“Пинская шляхта, “Селянка”…). В 1776 г. выходит первое периодическое издание на территории Беларуси – “Гродненская газета” – на польском языке).

С конца 18 в. в архитектуре начал распространяться новый стиль – классицизм, для которого характерно использование античных элементов (колонады, портики…. – например дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле).

Классицизм в живописи – белорусские художники – Иван Алешкевич, Валентий Ванькович, Ян Дамель.

Отмена крепостного права в Российской империи. Особенности проведения аграрной реформы 1861 г. на белорусских землях.

Реформа Киселёва подготовила общественность к отмене крепостного права. Было решено начать подготовку реформы с западного региона. В 1857 г. Виленскому генерал-губернатор направлен рескрипт, которым было разрешено создание комитетов по подготовке проектов отмены крепостного права.

19 февраля 1861 г. Александр 2 издал манифест об отмене крепостного права и несколько Положений (общее для всей империи и несколько местных. в том числе для западных губерний, где существовало подворное землепользование /там традиционно земля принадлежала не общине – коллективу крестьян, а каждому отдельному двору – семье/).

По манифесту крестьяне получали личную свободу и некоторые права (самостоятельно распоряжаться имуществом, покупать и продавать имущество, обращаться в суд, переходить в сословье мещан и купцов). Создавались сельские органы самоуправления – сельские старосты и волосные правления, сословный крестьянский суд. Помещики потеряли власть над крестьянами. Но осталась крестьянская община, круговая порука. Деревня платила налоги государству.

Крестьяне получили свободу, но не землю. Земля оставалась в собственности помещика, а крестьяне должны были выкупать ее. Но так как денег у них не было, сразу нужно было выплатить только 20 %, а остальную сумму платило помещикам государство. Крестьяне должны были расплатиться с государством за 49 лет. Цена земли была завышенной + банковские проценты за 49 лет давали в итоге сумму в три раза большую, чем реальная стоимость земли.

Местное положение для части белорусских губерний предусматривало передачу крестьянам их дореформенных наделов целиком, чего не было во внутренних районах России., где крестьяне получили земли меньше, чем имели до реформы.

Неудовлетворенность реформой вызвало ряд волнений и восстание 1863--1864 гг. (в Беларуси его возглавил Константин Викентий Калиновский).После подавления восстания правительство вынужденно пойти на ряд уступок в отношении к населению белорусских губерний. Например, на 20 % были понижены выкупные платежи, ликвидировано временнообязанное положение, когда крестьяне продолжали выполнять повинности в пользу помещика, сохранялось сервитутное право, когда крестьяне могли пользоваться некоторыми угодьями помещика (например, луга для выпаса скота).


Буржуазные реформы 1860-1870-х гг. в Российской империи. Особенности их проведения в белорусских губерниях.

После отмены крепостного права Александр 2 провел ряд буржуазно-демократических реформ, но в результате восстания 1863 г. на территории Беларуси они проводились довольно медленно и с опозданием. Одновременно с другими регионами на территории Беларуси была проведена только военная реформа 1862 – 1874 гг., по которой на замену рекрутским наборам пришла всеобщая военная повинность (распространялась только на налогооблагаемые сословья, не затронула дворянство и духовенство). Срок службы в армии – 6 лет, на флоте – 7 лет.

Земская реформа 1864 г. в империи создавались выборные местные органы самоуправления – земства (в Беларуси они были созданы намного поздней).

Судебная реформа 1864 г. —создание суда присяжных для уголовных дел. Участие в судебном процессе независимых от государства адвокатов. В губерниях действовали окружные суды, в волостях – мировые суды. В Беларуси мировые суды появились только в 1872 г., а окружные суда – в 1883 г.

Школьная реформа началась в 1864 г., на территории Беларуси носила ограниченный характер. Тут не было земских школ и отсутствовал контроль общественности над деятельностью системы образования. Проводилась всеобщая русификация. В учебные учреждения не допускался белорусский, польский, еврейский, литовский языки. Но был отменен сословный принцип обучения (учиться могли все, но за деньги). Были созданы народные училища (начальное обучение), классические и реальные гимназии (среднее образование), только псоле классических гимназий можно было поступать в университет. В 1887 г. был издан циркуляр о «кухаркиных детях» по которому в гимназиях нельзя было учиться детям прислуги и мелких торговцев.

Цензурная реформа 1865 г. – разрешено создавать независимые от государства периодические издания. Первое на территории Беларуси такое издание – в 1886 г. – «Минский листок».

Городская реформа 1870 г., в Беларуси только в 1875 г. – в городах создавалась городская дума – орган самоуправления. Дума выбирала городскую управу – исполнительный орган, Во главе управы стоял городской голова. Но в белорусских городах городского голову назначал министр внутренних дел.

После убийства Александра 2 (1881г.) новый царь Александр 3 поставил точку в общественных преобразованиях. Политическая полиция выводилась из-под контроля местной общественной администрации.

Проведенные реформы способствовали развитию в Российской империи капиталистических отношений.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.214.141 (0.006 с.)