Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение лекционного материала по неделям

Поиск

 

Неделя Тема Количество часов
1. Введение. Краткий очерк истории греческого народа.  
2. Древнегреческая мифология. Специфика мифологического сознания.    
3. Эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».    
4-6 Древнегреческая лирика классического периода (VII-VI вв. до н.э.)  
7. Эволюция жанра трагедии. Эсхил, Софокл, Еврипид.  
8. Древнеаттическая комедия.  
9. Становление греческой прозы V в. до н.э. Историография, риторика, философия (Платон, Аристотель).  
10. Эллинистическая литература.  
11. Становление литературы Рима. Легенды и мифы Римского государства.  
12. Римская комедия. Литература периода гражданских войн.  
13. «Золотой век» римской поэзии: Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий.  
14. Творчество Сенеки.  
15. Римская историография.  
16. Античный роман.  

 

Контрольные работы

проводятся раз в месяц, итоговая работа – не позднее, чем за две недели до конца семестра.

Древнегреческая мифология

При подготовке к данной работе целесообразно вычленить из всего богатства мифологического материала следующее:

- описание чудовищ (их внешний вид, происхождение, основные сюжеты, связанные с ними, имена героев, побеждающих либо убивающих их);

- двенадцать олимпийских божеств + Аид, Посейдон (их происхождение, основные атрибуты и функции, сюжеты, связанные с ними);

- жизненный путь основных героев древнегреческой мифологии: Геракла, Тесея, Персея, Беллерофонта; знать их происхождение, основные подвиги, обстоятельства гибели;

- основные мифологические сюжеты о метаморфозах;

Следует прочитать и уметь внятно изложить содержание следующих мифологических циклов: «Троянский цикл», «Одиссея», «Агамемнон», «Аргонавтика», «Фиванский цикл». Нужно выяснить происхождение и значение известных крылатых выражений и фразеологизмов, восходящих к античности (таких, как «троянский конь», «Ахиллесова пята», «меч Немезиды» и др.).

Список литературы

Изложения греческой мифологии.

ГрейвсР. Мифы Древней Греции. М., 1992.

Зелинскип Ф. Ф. Сказочная древность. М., 1994.

Кун И. А, Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).

ПарандовскийЛ. Мифология. М., 1971.

ШтольГ. В. Мифы классической древности. Ч. 1-2. М, 1899-1904 (репринтное издание).

Источники по греческой мифологии

Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. Гигин. Мифы. СПб., 1997.

Монографии

Мифологии Древнего мира / Предисл. И. М. Дьяконова. М,, 1977.

Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

Лосев А. Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. М, 1987.

Тахо-ГодиА. А. Греческая мифология. М., 1989.

Тренчени-Валъдапфелъ И. Мифология. М., 1959.

 

Греческая лирика VII-VI вв. до н.э.

Студенты получают карточки с фрагментами произведений древнегреческих поэтов VII-VI вв. до н.э., по которым они должны определить размер данного поэтического произведения, его тематику, жанр и, как итог, установить авторство текста. В задания данной работы включены фрагменты из произведений Алкея, Сафо, Анакреонта, Архилоха, Солона, Алкмана, Пиндара (см. список литературы для чтения).

 

Сюжеты трагедий и комедий V в. до н.э.

Цель данной работы заключается в осуществлении контроля за самостоятельной работой студентов по изучению текстов греческих драматургов: Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. Задания представляют собой вопросы по содержанию драм данных авторов (см. список литературы к курсу), ответить на которые можно, прочтя тексты полностью, не в пересказе и не по хрестоматии). Обычно проверяется знание следующих текстов: Эсхил «Прометей прикованный», «Орестея»; Софокл «Антигона», «Царь Эдип»; Еврипид «Медея» или «Ипполит», «Ион» или «Елена», или «Алкеста»; «Ифигения в Авлиде» или «Вакханки». Аристофан «Облака» или «Лягушки» + одна его комедия по выбору учащегося (см. список литературы для чтения).

 

Итоговая работа по терминологии курса.

Итоговая контрольная работа касается всей терминологии курса. В нее входят все термины, используемые в курсе античной литературы (порядка 50 единиц). Получив карточку с терминами и основными понятиями курса, студенты должны уметь объяснить их значение. Подготовка осуществляется самостоятельно, путем прорабатывания учебных пособий, справочной литературы и записей лекций.

 

 

Литература, обязательная к прочтению по курсу

«История зарубежной литературы (Древняя Греция и Рим)»

для студентов факультета журналистики

 

Древнегреческая литература

Гомер «Илиада» (песни 1,5,6,9,11,16,18,21,22,24) или «Одиссея» (песни 1,5- 14,19,21,24)

Гесиод «Труды и дни» или «Теогония» (на выбор)

Древнегреческая лирика (Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Феогнид, Мимнерм, Солон, Пиндар, Вакхилид)

Эсхил «Прометей прикованный», трилогия «Орестея»

Софокл «Антигона», «Царь Эдип»

Еврипид «Медея» или «Ипполит»; «Ион» или «Елена»; «Вакханки» или «Ифигения в Авлиде»

Аристофан «Облака» или «Лягушки»; «Мир (Тишина)» или «Ахарняне» или «Лисистрата»; «Женщины в народном собрании» или «Осы»

Платон один диалог на выбор

Аристотель «Поэтика» (обязателен конспект)

Геродот, Фукидид, Ксенофонт – по хрестоматии

Лисий, Исократ, Демосфен – по хрестоматии

Менандр «Брюзга»

Каллимах или Аполлоний Родосский «Аргонавтика» (по хрестоматии)

Феокрит несколько идиллий на выбор

Плутарх - одна пара жизнеописаний на выбор

Лукиан – «Разговоры богов», «Продажа жизней»

Лонг «Дафнис и Хлоя», или Гелиодор «Эфиопика», или Ахилл Татий «Левкиппа и Клитофонт»

 

Древнеримская литература

Плавт «Псевдол», «Хвастливый воин», «Менехмы», «Горшечная комедия» - одна комедия на выбор

Теренций «Братья», «Самоистязатель» или «Андрия» - одна на выбор

Цицерон по хрестоматии

Цезарь «Марк Туллий Цицерон»

Саллюстий по хрестоматии

Лукреций «О природе вещей» (по хрестоматии)

Катулл стихотворения

Тибулл или Проперций несколько элегий на выбор

Вергилий «Буколики» или «Георгики»

«Энеида» (песни 1,2,4,6,9,12)

Гораций «Оды» или «Сатиры»

Овидий «Любовные элегии» и «Тристии»

«Метаморфозы» или «Послания героинь»

Сенека «Медея» или «Федра»

Ювенал – по хрестоматии

Марциал – по хрестоматии

Тацит, Тит Ливий – по хрестоматии

Петроний «Сатирикон» или Апулей «Метаморфозы или Золотой осел»

 

Лирика – по сборникам «Античная лирика» в серии БВЛ или «Парнас»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

 

1. Периодизация древнегреческой и римской литератур. Особенности эстетики античной литературы.

2. Понятие мифа. Мифологическое сознание. Характерологические черты греческой мифологии и периоды ее исторического развития.

3. Сюжет и композиция «Илиады» Гомера. Или: Сюжет и композиция «Одиссеи» Гомера.

4. Эпический стиль Гомера. Гомеровский вопрос.

5. Творчество Гесиода (на примере «Теогонии» или поэмы «Труды и дни»). Гомер и Гесиод.

6. Общая характеристика и основные направления древнегреческой лирической традиции.

7. Монодийная лирика ранней классики (Алкей, Сапфо, Архилох, Анакреонт).

8. Хоровая лирика. Идея доблести и роль поэта в эпиникиях Пиндара. Пиндар и Вакхилид.

9. Истоки греческой драмы и устройство греческого театра. Греческая трагедия: происхождение, устройство театральных представлений, социальная функция, драматические состязания.

10. Анализ «Прометея прикованного» Эсхила.

11. Трилогия Эсхила «Орестея»: композиция и образы, индивид и судьба рода. Тема родового проклятия.

12. Сущность трагического конфликта в «Антигоне» Софокла. Понимание категории долга. Психологический план в трагедии.

13. Философская проблематика и художественная структура трагедии Софокла «Царь Эдип».

14. Изображение страстей в творчестве Еврипида («Медея», «Ипполит», «Электра»). Женские образы.

15. Трагедия интриги в творчестве Еврипида («Ион», «Елена»).

16. Религиозные проблемы в трагедии Еврипида «Вакханки». Или: «Ифигения в Авлиде» как итог драматургического творчества Еврипида.

17. Эволюция жанра трагедии в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида. Роль хора в художественной структуре трагедий. Эволюция понимания роли драматурга в социуме.

18. Древнегреческая комедия: происхождение, структура, образы, социальная функция.

19. Проблемы полиса в комедиях Аристофана («Женщины в народном собрании, «Осы», «Всадники»). Или: Война и мир в комедиях Аристофана («Ахарняне», «Мир», Лисистрата»).

20. Проблемы культуры у Аристофана («Облака», «Лягушки»).

21. Общая характеристика греческой прозы 5 века до нашей эры.

22. Древнегреческая историческая традиция (на примере творчества Геродота, Фукидида или Ксенофонта).

23. Основные виды греческой ораторской прозы. Значение софистики в развитии красноречия.

24. Драматизм диалогов Платона. Образ Сократа и система персонажей. «Мифы» Платона.

25. Основные проблемы «Поэтики» Аристотеля: сущность искусства, учение о трагедии, вопрос о «катарсисе».

26. Понятие эллинизма. Культурное значение Александрии.

27. Менандр и «новая аттическая комедия»: типические сюжеты и маски. «Очеловечивание» комического.

28. Эллинистическая лирика. (Каллимах, Аполлоний Родосский).

29. Идиллии Феокрита как жанр.

30. Художественный метод «Жизнеописаний» Плутарха. Исторический портрет и исторический анекдот.

31. «Мениппова сатира» и творчество Лукиана.

32. Характеристика античного романа (Гелиодор, Лонг).

33. Римский фольклор и мифология.

34. Культура Рима: возникновение, общественное сознание, идеал «доблести». Отношения с греческой культурой. Литература Республики. Первые римские поэты.

35. Плавт и его литературное наследие. Анализ одной комедии («Менехмы», «Клад», «Хвастливый воин»).

36. Комедии Теренция: отношение к греческим оригиналам и отличие от комедий Плавта.

37. Цицерон как теоретик красноречия (биография, литературная деятельность, стиль ораторских выступлений).

38. Римские аттицисты (Цезарь, Саллюстий).

39. Изобразительные средства дидактической поэмы Лукреция «О природе вещей».

40. Литературная программа неотериков. Основные темы лирики Катулла.

41. Культура века Августа. «Ученые» поэмы Катулла.

42. «Буколики» Вергилия: трансформация жанра идиллии. Или: Дидактический эпос и поэма Вергилия «Георгики».

43. «Энеида» Вергилия: сюжет, композиция, стиль, персонажи, традиции и новаторство.

44. Творчество Горация («Оды», «Эподы» или «Сатиры»).

45. Римская любовная элегия (Тибулл, Проперций).

46. Любовные стихотворения Овидия. Или: Мифологические поэмы Овидия.

47. Биография Овидия. Произведения последнего периода его жизни.

48. Характеристика римской традиции историографии (Ливий, Светоний, Тацит).

49. Трагедии Сенеки («Федра», «Медея»). Новое в понимании трагического.

50. Особенности сатиры Ювенала и Марциала.

51. Художественное своеобразие «Сатирикона» Петрония. Или: Идейная концепция и литературная форма романа Апулея «Метаморфозы».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.011 с.)