Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начало Реформации. Первые религиозные войны в ЕвропеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Новые реальности, формирование гуманистического взгляда на мир сказались на религиозных основах средневекового мировоззрения. Продолжавшееся 70 лет «авиньонское пленение» пап, вынужденных перенести свою резиденцию во Францию, значительно ослабило влияние римско-католической церкви на светских государей. Лишь в 1377 г., благодаря неудачам Франции в Столетней войне, папе Григорию XI удалось вернуть резиденцию главы церкви в Рим. Однако после его смерти в 1377 г. французские епископы избрали своего папу, а итальянские — своего. Церковный собор, созванный в 1409 г., низложил обоих пап и избрал своего кандидата. Лжепапы не признали решений собора. Так у римско-католической церкви оказалось одновременно три главы. Схизма, т. е. раскол церкви, продолжавшаяся до 1417 г., значительно ослабила ее влияние в крупнейших странах Европы — Англии, Франции и Испании. В Чехии, которая входила в состав Римской империи, возникло движение за создание национальной церкви с более демократичным порядком службы, ее проведением на чешском языке. Основатель этого движения, профессор Пражского университета Ян Гус (1371—1415), на церковном соборе в Констанце был обвинен в ереси и сожжен на костре. Однако его последователи в Чехии, которых возглавил рыцарь Ян Жижка (1360—1430), поднялись на вооруженную борьбу. Гуситы требовали, чтобы духовенство соблюдало аскетические нормы жизни, обличали римско-католических священнослужителей в совершении смертных грехов. Их требования широко поддержали крестьянство и горожане. Гуситы захватили почти всю территорию Чехии и провели секуляризацию (конфискацию) церковных земель, которые в основном переходили в руки светских феодалов. В 1420—1431 гг. Рим и империя предприняли пять крестовых походов против гуситов, объявленных ими еретиками. Однако крестоносцам не удалось добиться военной победы. Отряды гуситов наносили контрудары по территории Венгрии, Баварии, Бранденбурга. На Базельском соборе 1433 г. римско-католическая церковь пошла на уступки, признав право на существование в Чехии церкви с особым порядком службы. Расправа над Я. Гусом не остановила распространения скептических настроений в отношении римско-католической церкви. Наиболее серьезным вызовом ей стало учение монаха ордена августинцев, профессора университета в Виттенбахе (Германия) М. Лютера (1483—1546). Он выступил против продажи индульгенций, т.е. отпущения грехов за деньги, что было важным источником доходов церкви. Лютер доказывал: это лишает смысла покаяние, которое должно способствовать духовному очищению человека. Слово Божие, считал Лютер, изложено в Библии, и лишь Священное Писание, которое доступно каждому человеку, открывает людям путь к откровению, спасению души. Постановления соборов, заявления отцов церкви, обряды, молитвы, поклонение иконам и святым мощам, по мнению Лютера, не имеют отношения к истинной вере. В 1520 г. папа римский Лев X отлучил Лютера от церкви. Имперский рейхстаг, в 1521 г. рассмотрев взгляды Лютера, осудил его. Однако число сторонников лютеранства возрастало. В 1522— 1523 гг. в Германии вспыхнуло восстание рыцарей, которые требовали проведения реформы церкви, секуляризации ее земельных владений. В 1524—1525 гг. германские земли были охвачены Крестьянской войной, которая началась под религиозными лозунгами. В среде восставших особой популярностью пользовались идеи анабаптистов. Они отрицали не только официальную, католическую, церковь, но и Священное Писание, считая, что каждый верующий может получить откровение Господа, обратившись к нему душой и сердцем. Главной идеей восстания, охватившего Швабию, Вюртемберг, Франконию, Тюрингию, Эльзас и альпийские земли Австрии, было установление Царства Божия на земле. Как считал один из его духовных лидеров Т. Мюнцер (1490—1525), путь к этому царству лежит через ниспровержение монархов, уничтожение монастырей и замков, торжество полного равенства. Главными требованиями стали восстановление общинного землевладения, отмена повинностей, реформа церкви. Ни Лютер, ни жители городов не поддержали требования восставших. Войска германских князей разгромили плохо организованные крестьянские армии. При подавлении восстания погибло около 150 тыс. крестьян. Эта победа значительно увеличила влияние князей, все меньше считавшихся с мнением римско-католической церкви и императоров. В 1529 г. многие князья и вольные города выступили с протестом против запрещения имперским рейхстагом новой, лютеранской, веры. Во владениях протестующих (протестантских) князей закрывались монастыри и католические храмы, их земли переходили в руки светских властителей. Захват церковных земель и подчинение церкви светским властителям стали неизбежными. В этих целях в 1555 г. в империи был заключен религиозный мир, принят принцип «чья власть, того и вера». Его поддержали даже верные католицизму князья. Ослабление позиций и влияния католической церкви наблюдалось не только в Германии. Швейцарский реформатор церкви, выходец из Франции Жан Кальвин (1509—1564) создал учение, которое получило большую популярность в городах, особенно в среде предпринимателей. Согласно его взглядам, если человеку везет в жизни, в земных делах, в частности в торговле и предпринимательстве, то это знак, свидетельствующий о благоволении к нему Бога. Более того, знак, что при условии праведного поведения он обретет спасение души. Кальвинизм жестко регламентировал повседневную жизнь человека. Так, в Женеве, принявшей взгляды Кальвина, были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды. Порвала с католической церковью и Англия. Поводом к этому стал конфликт между папой и королем Генрихом VIII (1509—1547). Не получив разрешения Рима на развод, он добился в 1534 г. от парламента принятия закона, по которому в Англии учреждалась новая, англиканская, церковь. Главой ее провозглашался король. Ему переходило право проводить реформы церкви, искоренять ересь, назначать священнослужителей. Закрывались монастыри, конфисковывались земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, отменялся культ святых и нормы, требующие от духовенства соблюдения обета безбрачия. Католическая церковь не могла противостоять идеям Реформации. Новым инструментом ее политики стал орден иезуитов, основанный Игнатием Лойолой (1491—1556). Орден строился на принципах жесткой дисциплины, его члены давали обеты нестяжательства, безбрачия, послушания и безоговорочного повиновения папе. Основной принцип ордена состоял в том, что любые действия оправданны, если они служат истинной религии, т.е. римско-католической церкви. Иезуиты проникали в структуры власти, протестантские общины, стремились ослаблять их изнутри, выявляя еретиков. Они создавали школы, где готовились проповедники, способные полемизировать со сторонниками Реформации. Созванный в 1545 г. Тридентский собор подтвердил основные догматы католической церкви, осудил принцип свободы вероисповедания, ужесточил требования к соблюдению католическими священниками норм праведной жизни. Этот собор положил начало контрреформации — борьбе католической церкви за сохранение своего влияния. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Так, ею было расценено как еретическое учение польского астронома Н. Коперника (1473—1543), доказывавшего, что Земля не является центром Вселенной. Инквизиция приговорила к сожжению его последователя Д. Бруно (1548—1600), который отказался отречься от высказанных им идей. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвиненных в пособничестве нечистой силе, еретических взглядах.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству. 2. Какие типы мануфактур вы знаете? В чем состояли их преимущества перед цеховыми объединениями Средневековья? 3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе. 4. Назовите основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения. 5. Перечислите факторы, содействовавшие ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы. 6. Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию? 7. Какое значение имела контрреформация? Как изменилась политика римско-католической церкви?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.69.25 (0.011 с.) |