Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высшая школа России и современный этап Болонского процесса.

Поиск

1990-е годы стали для российской системы высшего образования (ВО) по-настоящему переломными, ибо процессы реформирования полит, эконом и соц-ой жизни рос-го общ-ва закономерно и настоятельно потребовали перестройки образовательной сферы не только в идеологическом аспекте, но и в плане содержательном и методическом, что называется «на всех уровнях». В таких условиях потребовалась и трансформация системы управления Высшей школой, а также изменение ее законодательной базы. В 1992 году был принят ФЗ «Об образовании». Процесс реформирования рос-го ВО в соответствии с провозглашенными в Законе принципами приобрел несколько ярко выраженных черт. Во-первых, можно говорить о резкой смене идеологических основ обр-ия, отказе от моноидеологизма в преподавании, прежде всего, предметов гуманитарного цикла. Во-вторых, в этот период начинается активный поиск новых методов и форм преподавания в высших учебных заведениях. В-третьих, делаются попытки изменить административные основы существования вузов. Во многом базой и примером для подражания в этих процессах становится европейская традиция высшего и, главным образом, университетского обр-ия. Интерес к европейскому опыту обр-ых систем имел как политические, так и исторические корни. Рос-ие университеты в момент своего зарождения в середине 18 века создавались по «образу и подобию» своих европейских собратьев, имевших более длительную историю, в связи с чем, корнями, структурой содержанием деятельности и современными тенденциями развития своих ведущих университетов, отечественная вузовская система весьма близка к европейской университетской традиции. Интерес к современному опыту европейских университетов с апелляцией к единым историческим корням, усиливался и процессами политическими. Изменение принципов внешней политики России, стремление рос-го государства войти в европейское политическое, экономическое и культурное пространство в качестве полноценного и равноправного партнера, заставляло критические воспринимать и адаптировать опыт Европы. В весьма значительной степени эти процессы катализировались и экономическими причинами: в связи с переходом России к рыночной экономике актуальным стал вопрос коммерциализации профес-ой подготовки кадров как для страны, так и для зарубежных государств. Перед рос-ой Высшей школой стала задача занять достойное/выгодное место на м/н рынке обр-ых услуг. В 1994 году в России были сделаны первые шаги для введения системы высшего профес-го обр-ия, основанной на двух основных циклах – бакалавриата и магистратуры. Следующим шагом реформирования рос-ой системы обр-ия стало принятие ФЗ «О высшем и послевузовском профес-ом обр-ии». Основными принципами гос-ой политики в области ВО были, в том числе, провозглашены непрерывность и преемственность процесса обр-ия и интеграция системы высшего и послевузовского профес-го обр-ия РФ при сохранении и развитии достижений и традиций рос-ой высшей школы в мировую систему ВО. В рамках действия Закона «О высшем и послевузовском образовании» в высших учебных заведениях России вводилось трехступенчатая система обр-ия: бакалавр (не менее 4 лет) – специалист (не менее 5 лет) – магистр (не менее 6 лет). Согласно указанному Закону соответствующие обр-ые программы могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. В нем предусмотрена также возможность получения неполного высшего профес-го обр-ия со сроком обучения не менее 2х лет. Фактически же на практике реализовывались 2схемы. Первая предусматривала пятилетнее обучение по программам подготовки дипломированного специалиста. Вторая включала освоение четырехлетней программы бакалавра с возможностью продолжения образования в специалитете (+1год) или магистратуре (+2года). Модель (4года бакалавриат+1год специалитет), закрепленная в настоящий момент в российском законодательстве об образовании, не вписывается в европейские каноны. Основная цель Болонского процесса (БП)– установить к 2010 году единое Европейское пространство высшего образования. Выполнение этой ключевой задачи отражено в 10 известных позициях, которые определены основными документами БП. На сегодняшний день в БП участвуют 45 стран. 29 декабря 2001 года Распоряжением Прав-ва РФ после общественного обсуждения и рассмотрения на заседаниях ГосСовета и Прав-ва была одобрена и введена в действие подготовленная Минобразованием РФ Концепция модернизации рос-го образования на период до 2010 года. В Концепции модернизации, закрепляющей направления гос политики в области образования, однако, нет упоминания ни о Болонской декларации, ни о других документах БП. Однако если сравнить текст Концепции с положениями, отраженными в документах БП, то нетрудно заметить определенную схожесть между ними. В России первые прямые обращения к документам БП произошли только в первые годы 21 века, то есть, по сути, тогда, когда уже были сформулированы основные принципы, создана система сотрудничества и механизмы контроля над ходом процесса. Стимулом для обращения к идеям БП стало признание необходимости создать такую образовательную систему, которая, будучи включенной в деятельность рыночных механизмов, могла бы выступать на равных и даже конкурировать с европейской. Для этого, по мысли гос деятелей и представителей вузовских корпораций, было необходимо создать условия и найти пути для признания российских документов об образовании в европейских государствах. Вообще, модернизация российской профессиональной школы, в первую очередь, высшей, должна рассматриваться как адекватный ответ на вызовы реального процесса глобализации рынка образовательных услуг, интеграции России в общеевропейское и мировое образовательные пространства.

Принципы воспитания

Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания:

1. Обязательность. Принципы воспитания - это не совет и не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию.

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

В то же время принципы воспитания - это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

- общественная направленность воспитания;

- связь воспитания с жизнью, трудом;

- опора на положительное в воспитании;

- гуманизация воспитания;

- личностный подход;

- единство воспитательных воздействий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.176.111 (0.006 с.)