Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безопасность, системы безопасности

Поиск

 

Термин «безопасность» имеет практическое значение лишь при­менительно к системе «объект защиты — источник опасности». От­сутствие объекта защиты и тем более источника опасности приводит разговор о безопасности в беспредметную область.

Безопасность объекта — это состояние объекта, при котором воз­действие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Термин «безопасность» широко используется в технике, социоло­гии, праве и т. п. Словосочетания «безопасность труда», «безопасность АЭС», «безопасность движения», «радиационная безопасность», «экономическая безопасность» и т. п. привычны для широкого круга читателей, однако они не всегда имеют однозначное толкование и по­нимание. Например, когда говорят «безопасность труда», то имеют в виду безопасное по отношению к человеку проведение производст­венного процесса, рассматривая систему «человек — производство». Здесь все однозначно и понятно. Но, если говорят «безопасность АЭС», то в этом случае могут иметь в виду, с одной стороны, безопас­ность АЭС в режиме эксплуатации по отношению к человеку и окру­жающей среде, с другой — понятие «безопасность» можно трактовать и как обеспечение безопасной эксплуатации самой АЭС, т. е. как рег­ламентированное проведение работ на АЭС, имея в виду, например, систему «АЭС — внешние факторы». В первом случае объектом защи­ты является человек, и это проблема БЖД, а во втором — сама АЭС, и это проблема сугубо техническая, связанная с правильным проек­тированием и эксплуатацией АЭС. Нормативами на обеспечение без­опасности в первом случае являются нормы допустимого воздействия опасностей на людей, а во втором — требования к персоналу по со­блюдению режима работы АЭС, требования к устройству АЭС и др.

Чтобы правильно оценить содержание процесса обеспечения без­опасности и указать его исполнителя, необходимо термин «безопас­ность» всегда рассматривать в системе «объект защиты — источник опасности». Пользуясь этим принципом, почти всегда можно прийти к пониманию.

Например, словосочетание «безопасность автомобиля» может иметь отношение к системам «автомобиль — опасность» и «человек — автомобиль». В первом случае объектом защиты является автомобиль и решается задача обеспечения его безопасности при конструирова­нии за счет поддержания его технического состояния и правильной эксплуатации, в том числе профессионального вождения. В этом слу­чае задача сохранения эксплуатационной пригодности автомобиля решается автоспециалистами. Во втором случае обеспечивается без­опасность человека, в том числе пассажиров, водителя и пешеходов при эксплуатации автомобиля. Последняя задача полностью отно­сится к проблемам БЖД и решается предъявлением требований к без­опасности автомобилей, соблюдением правил дорожного движения всеми его участниками.

Необходимость четкой связи термина «безопасность» с объектом защиты весьма важна, так как полностью определяет круг знаний, умений и навыков специалиста, реализующего задачу обеспечения безопасности объекта защиты. Если решается задача обеспечения безопасности технического устройства, то таким специалистом будет создатель техники, а если решается задача обеспечения безопасности человека, проектирующего и эксплуатирующего технику, реализую­щего технологию любого производственного процесса и т. п., то это будет специалист в области БЖД.

Системы безопасности. Основное желаемое состояние человека как объекта защиты — безопасное. Оно реализуется при полном от­сутствии негативных воздействий на него и достигается также при ус­ловии, когда действующие опасные потоки снижены системой защи­ты до предельно допустимых уровней воздействия.

При анализе и синтезе систем безопасности человека следует иметь в виду, что в научно-практических исследованиях довольно часто используют систему «человек — машина — среда». Примени­тельно к нашему представлению о системах безопасности источни­ком опасностей в такой системе рассматривают: состояние техниче­ского объекта (машины), внешнее воздействие (среда) и управляю­щее воздействие человека как оператора, а основным выходным па­раметром объекта защиты (машины) принимают техногенный риск всей системы.

Полученные при таких условиях значения техногенного риска машины или иного технологического объекта следует понимать как показатель опасности источника по отношению к человеку, находя­щемуся вне этой системы. Таким образом, значения техногенного риска машины в совокупности с аналогичными показателями других источников опасностей, расположенных в конкретной промышлен­ной зоне, регионе, городе, являются исходными данными для оценки степени опасности селитебной зоны величиной индивидуального риска.

В реальных условиях на объект защиты могут действовать одно­временно несколько источников опасности, создавая поле опасно­стей. Анализ таких систем безопасности достаточно сложен, и для ра­ционального проведения исследований необходимо строго соблю­дать правило единственности объекта защиты: «теоретический анализ и практическую деятельность по обеспечению безопасности необходимо проводить только для одного объекта защиты».

Как следует из сказанного, таким объектом защиты может быть человек, коллективы людей, рабочая зона, техносфера, регион и т. п. Это правило подтверждается принципами создания и реализа-ции нормативов безопасности, которые индивидуальны для каждого объекта защиты.

Другое дело, что защищая один объект, можно одновременно за­щитить и другие объекты, но такая ситуация возникает не всегда. На­пример, характерно, что обеспечение безопасности жизнедеятельно­сти человека в городской техносфере — путь к решению многих про­блем защиты природной среды в пригородной зоне от негативного влияния той же техносферы (выбросов, сбросов, отбросов и т. п.).

В общем понимании можно предполагать реализацию следующих систем безопасности, характерных для области защиты человека и че­ловечества:

1. человек как отдельная личность в среде обитания;

2. группа людей в среде обитания;

3. население города (региона) в техносфере;

4. человечество в биосфере и техносфере;

5. жизнь на Земле в космической среде.

Надежность. Риск.

Риск – количественная оценка опасностей. Это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени (год, месяц, час). При оценке риска могут приниматься во внимание различные категории последствий: смертельные травмы, тяжелые травмы, заболевания, материальный ущерб и т. п.

Пример 1. Ежегодно в условиях производства России погибает 8 тыс. человек. Общая численность работающих – 80 млн. человек. Риск гибели человека на производстве

.

Пример 2. Ежегодно в России вследствие несчастных случаев, аварий, стихийных бедствий и прочих происшествий погибает 300 тыс. человек. Общая численность населения 140 млн. человек. Риск гибели жителей страны

.

Пример 3. Ежегодно в условиях производства России травмируется 400 тыс. человек. Общая численность работающих 80 млн. человек. Риск травмирования человека на производстве

.

Имеются данные значений риска смерти человека для различных видов деятельности. По данным ВОЗ для группы стран (США, Швеция, Великобритания, Франция) среднее значение риска смерти мужчин составляет: от болезней – 1 × 10-4, вследствие природных катастроф 0,1 × 10-4, в результате несчастных случаев 9 × 10-4. Сравнение значений уровней риска, их анализ позволяют делать заключения о состоянии безопасности того или иного вида деятельности с учетом экономических, технических и гуманистических соображений.

Безопасность – состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью (риском) исключается реализация потенциальной опасности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.210 (0.01 с.)