Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система показателей статистики науки и инноваций

Поиск

 

В составе системы показателей научного и инновационного потен­циала выделяются характеристики ресурсов и результатов научных ис­следований и инновационной деятельности, а также их внутренних и внешних связей. Всю совокупность показателей научного и инновационного потенциала можно систематизировать следующим об­разом.

Показатели науки.

1.1. Показатели ресурсов науки.

1.1.1. Показатели кадров науки.

1.1.1.1. Численность и состав персонала, занятого исследованиями и разработками.

1.1.1.2. Показатели движения персонала, занятого исследованиями и разработками.

1.1.1.3. Показатели подготовки научных кадров.

1.1.2. Показатели материально-технической базы науки.

1.1.2.1. Показатели наличия и структуры основных фондов исследований и разработок.

1.1.2.2. Показатели движения основных фондов исследований и разработок.

1.1.2.3. Показатели использования основных фондов исследований и разработок.

1.1.2.4. Показатели объема, состава, динамики и использования оборотных средств исследований и разработок.

1.1.3. Показатели информационных ресурсов науки.

1.1.4. Показатели финансирования исследований и разработок.

1.1.4.1. Показатели объема и структуры затрат на исследования и разработки.

1.1.4.2. Показатели динамики затрат на исследования и разработки.

1.2. Показатели результатов научных исследований и разработок.

1.2.1. Показатели публикационной активности.

1.2.2. Показатели создания технологий (патенты, лицензии, производственные, информационные и биотехнологии и т. п.).

1.3. Показатели организационной структуры науки (числа и состава организаций, выполняющих исследования и разработки).

Показатели инноваций.

2.1. Показатели источников информации об инновациях.

2.2. Численность и состав персонала, занятого инновационной деятельностью.

2.3. Показатели объема и структуры производственных фондов, используемых в инновационной деятельности.

2.4. Показатели затрат на инновации.

2.4.1. Показатели объема и структуры затрат на инновации.

2.4.2. Показатели динамики затрат на инновации.

2.5. Показатели технологического обмена.

2.5.1. Показатели приобретения технологий.

2.5.2. Показатели передачи технологий.

2.6. Показатели результатов инновационной деятельности.

2.6.1. Показатели объема, структуры и динамики производства и реализации инновационной продукции.

2.6.2. Показатели влияния инноваций на результаты деятельности предприятия.

2.6.2.1. Показатели экономии затрат производственных ресурсов в результате внедрения инноваций.

2.6.2.2. Показатели прибыли от реализации инновационной продукции.

2.7. Показатели инновационной активности предприятий.

Показатели, характеризующие влияние науки и инноваций на экономику и общество.

3.1. Показатели технологической структуры экономики.

3.2. Показатели экспорта и импорта технологий (баланс платежей за технологии).

3.3. Оценка влияния инноваций на рост производительности труда и занятость.

3.4. Интегрированная оценка вклада научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта.

3.5. Индикаторы влияния науки на развитие общества.

3.5.1. Индикаторы общественного понимания роли науки и инноваций.

3.5.2. Индикаторы социального статуса науки.

3.5.3. Индикаторы научной грамотности населения.

 

Для изучения научной и инновационной деятельности в различных аспектах статистика использует также различные классификации и группировки. Центральное место среди них принадлежит многомерной классификации научных исследований и разработок по видам (фунда­ментальные, прикладные исследования, разработки), отраслям и сек­торам науки.

Отрасли науки — дисциплины, в которых осуществляются научные исследования и разработки. Они характеризуются наличием конкрет­ного предмета исследований и сферы интересов ученых, организацион­ных форм их кооперации, научной периодики и других изданий, сис­темы подготовки кадров соответствующего профиля. Классификация отраслей науки строится по их предметным, методологическим и фун­кциональным признакам и имеет иерархическую структуру: области на­уки (первый уровень) — отрасли науки (второй уровень) — научные спе­циальности (третий уровень). Основой классификации отраслей науки в статистике являются рекомендации ЮНЕСКО. В соответствии с ними в составе общей совокупности научных дисциплин как в отече­ственной, так и в международной статистической практике выделяют­ся шесть крупных областей науки: естественные, технические, медицин­ские, сельскохозяйственные, общественные, гуманитарные, которые затем детализируются по конкретным отраслям и научным специальностям.

В качестве секторов науки в статистике рассматриваются секторы экономики, объединяющие значительное число организаций, осуществляющих научные исследования и разработки и характеризующихся од­нородностью своих основных функций и предоставляемых услуг, источ­ников финансирования, правового статуса. Такой подход к группировке научных организаций был рекомендован Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с целью идентификации тех областей экономики, в которых ведется научная деятельность, и основан на группировке общественных потребностей, удовлетворяемых ею. Классификация предусматривает выделение четырех секторов науки: государственного, предпринимательского, вузовского (высшего образования) и частного бесприбыльного (табл. 1).

 

 

Таблица 1.

Секторы науки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.166.61 (0.005 с.)