Тема: статистика науки и инноваций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: статистика науки и инноваций



ТЕМА: СТАТИСТИКА НАУКИ И ИННОВАЦИЙ

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИННОВАЦИЙ

 

В современной теории экономическое развитие описывается как переход экономической системы из одного равновесного состояния в другое, и источником такого перехода является, по выражению Й. Шумпетера, «возникновение новых вещей», или инноваций.

Ин­новации представляют собой новые либо усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, новые либо усовершенствованные технологические процессы, используемые в практической деятельности, новые подходы к социальным услугам.

Экономическая теория различает пять типов инноваций:

ü введение нового продукта;

ü введение нового метода производства;

ü создание нового рынка;

ü освоение нового источника поставки сырья или полуфабрика­тов;

ü реорганизация структуры управления.

Обеспечивая внедрившему их предпринимателю избыточную прибыль, инновации нарушают экономическое равновесие, которое впоследствии восстанавливается на новом, более высоком уровне развития под влиянием конкуренции.

Инновации, в свою очередь, являются конечным результатом научно-инновационного цикла, охватывающего процесс создания, распространения и примене­ния научно-технических знаний. Центральное место при этом принадлежит научным исследо­ваниям и разработкам, которые определяются как творческая деятель­ность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения объема знаний о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний.

Научные исследования и разработки охватывают три вида работ (деятельности):

ü фундаментальные исследования

ü прикладные исследования

ü разработки

Под фундаментальными понимаются экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих зна­ний. Их результат — информация об открытых законах, новых теори­ях, гипотезах, методах, зафиксированная в научных публикациях, со­общениях, отчетах и т. п. Фундаментальные исследования могут завер­шаться рекомендациями о проведении прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных научных результатов.

Прикладные исследования представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний с целью решения практичес­ких задач. Прикладные исследования определяют возможные пути ис­пользования результатов фундаментальных исследований, новые мето­ды решения ранее сформулированных проблем.

Под разработками понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и (или) практического опыта, и направлены на создание новых либо значительное усовершенствование существующих матери­алов, продуктов или устройств, процессов, услуг, систем или методов. К ним относятся: разработка конструкции технических объектов или систем (конструкторские работы); разработка схем и проектов новых объектов, в том числе нетехнических, на уровне чертежа.

Классификация инноваций по степени новизны осуществляется по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций.

С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются по сле­дующим признакам:

продуктовые инновации — применение новых ма­териалов; применение новых полуфабрикатов и комплектующих; полу­чение принципиально новых функций (принципиально новые продук­ты);

процессные инновации — новая технология производства; более высокий уровень автоматизации; новые методы организации производ­ства (применительно к новым технологиям).

С позиций новизны рын­ка различаются инновации:

новые для отрасли в мире;

новые для от­расли в стране;

новые для данного предприятия (группы предприятий).

 

 

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ

 

В составе системы показателей научного и инновационного потен­циала выделяются характеристики ресурсов и результатов научных ис­следований и инновационной деятельности, а также их внутренних и внешних связей. Всю совокупность показателей научного и инновационного потенциала можно систематизировать следующим об­разом.

Показатели науки.

1.1. Показатели ресурсов науки.

1.1.1. Показатели кадров науки.

1.1.1.1. Численность и состав персонала, занятого исследованиями и разработками.

1.1.1.2. Показатели движения персонала, занятого исследованиями и разработками.

1.1.1.3. Показатели подготовки научных кадров.

1.1.2. Показатели материально-технической базы науки.

1.1.2.1. Показатели наличия и структуры основных фондов исследований и разработок.

1.1.2.2. Показатели движения основных фондов исследований и разработок.

1.1.2.3. Показатели использования основных фондов исследований и разработок.

1.1.2.4. Показатели объема, состава, динамики и использования оборотных средств исследований и разработок.

1.1.3. Показатели информационных ресурсов науки.

1.1.4. Показатели финансирования исследований и разработок.

1.1.4.1. Показатели объема и структуры затрат на исследования и разработки.

1.1.4.2. Показатели динамики затрат на исследования и разработки.

1.2. Показатели результатов научных исследований и разработок.

1.2.1. Показатели публикационной активности.

1.2.2. Показатели создания технологий (патенты, лицензии, производственные, информационные и биотехнологии и т. п.).

1.3. Показатели организационной структуры науки (числа и состава организаций, выполняющих исследования и разработки).

Показатели инноваций.

2.1. Показатели источников информации об инновациях.

2.2. Численность и состав персонала, занятого инновационной деятельностью.

2.3. Показатели объема и структуры производственных фондов, используемых в инновационной деятельности.

2.4. Показатели затрат на инновации.

2.4.1. Показатели объема и структуры затрат на инновации.

2.4.2. Показатели динамики затрат на инновации.

2.5. Показатели технологического обмена.

2.5.1. Показатели приобретения технологий.

2.5.2. Показатели передачи технологий.

2.6. Показатели результатов инновационной деятельности.

2.6.1. Показатели объема, структуры и динамики производства и реализации инновационной продукции.

2.6.2. Показатели влияния инноваций на результаты деятельности предприятия.

2.6.2.1. Показатели экономии затрат производственных ресурсов в результате внедрения инноваций.

2.6.2.2. Показатели прибыли от реализации инновационной продукции.

2.7. Показатели инновационной активности предприятий.

Секторы науки

ТЕМА: СТАТИСТИКА НАУКИ И ИННОВАЦИЙ

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИННОВАЦИЙ

 

В современной теории экономическое развитие описывается как переход экономической системы из одного равновесного состояния в другое, и источником такого перехода является, по выражению Й. Шумпетера, «возникновение новых вещей», или инноваций.

Ин­новации представляют собой новые либо усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, новые либо усовершенствованные технологические процессы, используемые в практической деятельности, новые подходы к социальным услугам.

Экономическая теория различает пять типов инноваций:

ü введение нового продукта;

ü введение нового метода производства;

ü создание нового рынка;

ü освоение нового источника поставки сырья или полуфабрика­тов;

ü реорганизация структуры управления.

Обеспечивая внедрившему их предпринимателю избыточную прибыль, инновации нарушают экономическое равновесие, которое впоследствии восстанавливается на новом, более высоком уровне развития под влиянием конкуренции.

Инновации, в свою очередь, являются конечным результатом научно-инновационного цикла, охватывающего процесс создания, распространения и примене­ния научно-технических знаний. Центральное место при этом принадлежит научным исследо­ваниям и разработкам, которые определяются как творческая деятель­ность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения объема знаний о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний.

Научные исследования и разработки охватывают три вида работ (деятельности):

ü фундаментальные исследования

ü прикладные исследования

ü разработки

Под фундаментальными понимаются экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих зна­ний. Их результат — информация об открытых законах, новых теори­ях, гипотезах, методах, зафиксированная в научных публикациях, со­общениях, отчетах и т. п. Фундаментальные исследования могут завер­шаться рекомендациями о проведении прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных научных результатов.

Прикладные исследования представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний с целью решения практичес­ких задач. Прикладные исследования определяют возможные пути ис­пользования результатов фундаментальных исследований, новые мето­ды решения ранее сформулированных проблем.

Под разработками понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и (или) практического опыта, и направлены на создание новых либо значительное усовершенствование существующих матери­алов, продуктов или устройств, процессов, услуг, систем или методов. К ним относятся: разработка конструкции технических объектов или систем (конструкторские работы); разработка схем и проектов новых объектов, в том числе нетехнических, на уровне чертежа.

Классификация инноваций по степени новизны осуществляется по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций.

С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются по сле­дующим признакам:

продуктовые инновации — применение новых ма­териалов; применение новых полуфабрикатов и комплектующих; полу­чение принципиально новых функций (принципиально новые продук­ты);

процессные инновации — новая технология производства; более высокий уровень автоматизации; новые методы организации производ­ства (применительно к новым технологиям).

С позиций новизны рын­ка различаются инновации:

новые для отрасли в мире;

новые для от­расли в стране;

новые для данного предприятия (группы предприятий).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.014 с.)