Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон экспоненциального роста объема знаний. Информационный кризис.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основным предметом труда до XX века являлись материальные объекты. Деятельность человека за пределами материального производства и обслуживания, как правило относилась к категории "непроизводительные затраты". Экономическая мощь государства измерялась материальными ресурсами, которые оно контролировало. В конце XX века впервые в человеческой истории основным предметом труда в общественном производстве промышленно-развитых стран становится информация. Постоянная тенденция перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу (рис.1.1) является сейчас наиболее заметным, но далеко не единственным симптомом приближающихся "гигантских потрясений", которые получили пока общее и несколько туманное название "информационный кризис". Информационный кризис - это сложный социально-экономический процесс и поэтому подобрать количественные характеристики для его описания достаточно сложно. Известны несколько подходов поиска такого описания, остановимся на трех. Первый подход предложил Джемс Мартин, известный эксперт фирмы IBM и автор книг по вычислительной техники. Суть его сводится к определению интервала времени в течение, которого общая сумма человеческих знаний удваивается. Например, к 1800г. она удваивалась через каждые 50 лет, к 1950г. - удваивалась через каждые 10 лет, к 1970г. - через каждые 5 лет. Второй подход предложил известный советский астрофизик И. Шкловский. Он показал, что Земля излучает в космос в метровом диапазоне мощность в миллион раз большую, чем 20-30 лет назад. Это излучение обусловлено работой передатчиков радио- и телевизионных станций. Таким образом, развитие цивилизации на Земле привело за последние десятилетия к увеличению на шесть(!) порядков такого важного глобального свойства нашей планеты, как мощность ее радиоизлучения. Благодаря деятельности разумных существ, Земля по мощности своего радиоизлучения на метровом диапазоне стала на первом месте среди планет, обогнав планеты-гиганты Юпитер и Сатурн и уступая (пока!) только Солнцу! И это при условии,что уровень производства энергии на Земле составляет 10^20 эрг/с (мощность падающего на Землю потока солнечного излучения -10^24 эрг/с) или 0,01% от солнечного фона. Третий подход предложен отцом кибернетики Р. Винером. Он предложил провести границу во времени по равенству расходов стран на энергетику (технику сильных токов) и технику связи (слабых токов).Таким образом, можно указать, по крайней мере, три различных признака перехода на качественно новый этаптехнологического развития - век информации: первый-планетарный признак: человеческая цивилизация становится наблюдаемой в космическом пространстве (уровень радиоизлучения Земли по яркости приближается к солнечному); второй-глобальный: быстрое увеличение темпов удвоения информации; третий-государственный: расходы на информатику и технику связи превышают расходы на энергетику.
4.Понятие "информатизация общества", его структура.
Информатизация общества – социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информатизация общества - процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации". Информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных процессов. Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов. Информатизация должна быть "слита" с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды. Общество считается информационным, если: - любой индивид, группа лиц, предприятие в любой точке страны и в любое время могут получить любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения каких-либо задач; - происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; - происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.
Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества: 1. технократический подход, при котором информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления; 2. гуманитарный подход, при котором информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства и управления, но и для развития социокультурной сферы. Эти причины носят как объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой техники вообще и, в частности, вычислительной техники идет весьма стремительно в силу высокой экономической эффективности. Субъективно: существует весьма значительное число людей, кому внедрение в общественное сознание подобного отождествления приносит ощутимые финансовые или политические дивиденды. Позиция Билла Гейтса является наиболее ярким примером технократического подхода к информатизации – “компьютер в каждый дом”. Действительно, компьютерные технологии помогут хорошо мыслить, но, чтобы хорошо мыслить, сначала надо научиться мыслить правильно, не утратив потребность в интеллектуально-эмоциональном напряжении, связанном с решением той или иной задачи. Общение грозит перейти перейти в трансляцию. Может опасно развиться противоречивый процесс: всё более совершенные информационные системы - всё менее совершенные по отношению к ним люди, что не соответствует принципиальной возможности продвижения человечества к ноосфере.
5. Социальная информатика" - определение, предметное поле исследований, структура научного знания. Социальная информатика – наука, изучающая протекание процесса информатизации в обществе. Предметом изучения социальной информатики как науки являются процессы информатизации общества, его условия, предпосылки и последствия. Это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме. Это новое научное направление возникло на стыке таких дисциплин как информатика, социология, психология, философия. Впервые понятие "социальная информатика" было предложено А. В. Соколовым и А. И. Манкевичем в 1971 году. Один из основоположников социальной информатики академик А. Д. Урсул рассматривает социальную информатику как научную базу формирования зарождающегося информационного общества. Структура соц. информатики: 1 уровень - теоретико-методологический (основные категории, понятия и закономерности прохождения информационных процессов в обществе); 2 уровень - средний (социальный "срез" экономических, правовых, психологических и других аспектов информатизации); 3 уровень - эмпирический (социальные аспекты создания, внедрения и адаптации информационных технологий в соответствующих предметных областях)
6. Понятие "тезаурус": значение для информационного обмена. Согласно модели, предложенной Ю.А. Шрейдером, тезаурус - это знания приемника информации о внешнем мире, его способность воспринимать те или иные сообщения. Представим себе, что до получения телеграммы "Встречай завтра рейс СУ172" мы из вчерашнего разговора по телефону уже знали о предстоящем приезде своего друга, и номер авиарейса. Наш тезаурус уже содержал информацию, заключенную в телеграмме. Следовательно он не изменился с ее получением и семантическая ценность этой информации оказалась нулевой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.27 (0.01 с.) |