ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неокейнсианские модели экономического роста



Среди неокейнсианских моделей в экономической науке наибольшую известность получили модели экономического роста, созданные английским экономистом Роем Харродом (1900-1978) и американским экономистом российского происхождения Евсеем Домаром (1914-1997). Предложенные ими варианты моделей весьма сходны, в них анализируется длительный период устойчивого экономического роста, одним из основных условий которого является равенство сбережений и инвестиций (S=I). Однако в долгосрочном периоде возникает различие между сегодняшними сбережениями и завтрашними инвестициями. В силу ряда причин не все сбережения превращаются в инвестиции. Уровень и динамика сбережений и инвестиций зависят от действия разных факторов. Если сбережения определяются главным образом ростом дохода, то инвестиции зависят от многих переменных: состояния конъюнктуры, уровня процентной ставки, размеров налогообложения, ожидаемой рентабельности капиталовложений.

В полной модели экономического роста Р. Харрода анализируются соотношения между тремя величинами: фактическим (G), естественным (Gn) и гарантированным (Gw) темпами роста.

Исходным является уравнение фактического темпа роста:Gc=Sy

Рис. 23.1.

G означает отношение приращения дохода к величине базового периода (G = ΔY / Y)

C — коэффициент капиталоемкости, показывает отношение инвестиции к приросту дохода (C = I / ΔY );

Sy — доля сбережений в национальном доходе (S/Y)

Устойчивый темп роста производства, который обеспечивается всем приростом населения (это один фактор экономического роста) и всеми возможностями увеличения производительности труда (это второй фактор роста), Харрод называет естественным темпом роста, т.е. таким, который имел бы место, если бы не было хронической безработицы, недогрузки мощностей и экономических кризисов. Третьим фактором роста Харрод считает размеры накопленного капитала и коэффициент капиталоемкости.

Чем больше величина сбережений, тем больше размер инвестиций и выше темпы экономического роста. Зависимость между коэффициентом капиталоемкости и темпами экономического роста обратная. Естественный темп роста представляет (по Харроду) максимально возможный темп роста экономики приданном росте населения и технологических возможностях.

При устойчивом темпе роста экономики потребности в инвестициях будут выражены величиной , Gn Cr , где Gn — это естественный темп роста, Cr — теми роста основною и оборотного капитала. В краткосрочном и среднесрочном периодах потребность в инвестициях может колебаться в ходе цикла за счет главным образом размеров оборотного капитала. С точки зрения длительной перспективы Cr при неизменной норме процента является величиной постоянной, при длительном понижении нормы процента Cr, растет, а при длительном повышении Cr — сокращается.

Уравнение Харрода, выражающее условия равновесия или его нарушения при естественном темпе роста, имеет вид:

 

где SY- сбережение.

По существу, это модификация уравнения Кейнса: . Разница втом, что, согласно Кейнсу, размеры инвестиций /определяются предельной эффективностью капитала (нормой прибыли) и ставкой процента, а Харрод связывает эти размеры с ростом населения, техническим прогрессом и коэффициентом капиталоемкости, т.е. с ростом основного и оборотного капитала. Размеры сбережения и в том, и в другом случае определяются предельной склонностью к сбережению.

Подчеркивая различие между фактическим темпом роста и естественным темпом и доказывая возможность ликвидации разрыва между ними, Харрод вводит новую категорию — «гарантированный» темп роста — . «Это прогнозируемая величина, тот всеобщий темп продвижения вперед, который устраивает предпринимателей: он определяется опытным путем, исходя из оценок прошлого и ожиданий в отношении будущего».

В уравнении гарантированного темпа роста величина относится к прошлому периоду, а величина — к будущему. т.е. увеличение размера инвестиций зависит от доли сбережения в доходе.

Если бы фактический теми роста совпадал с прогнозируемым гарантированным, то наблюдалось бы устойчивое непрерывное развитие. Однако в рыночной экономике такое равновесие случается крайне редко. Фактический темп бывает ниже или выше гарантированного, что при относительном постоянстве доли сбережения в доходе, как предполагает Р. Харрод, влияет на динамику инвестиций, соответственно понижая их или повышая. Таким образом Р. Харрод объясняет кратковременные циклические колебания.

Более длительные колебания экономической конъюнктуры Харрод анализирует на основе сопоставления гарантированного и естественного темпов роста и считает, что отношение и имеет решающее значение для определения того, будет ли на протяжении ряда лет преобладать оживление или депрессия.

Согласно так называемому фундаментальному уравнению Р. Харрода

т.е. для устойчивого гарантированного роста фактическая потребность в сбережениях равна его такой потребности, как при естественном темпе роста. Одно из непременных условий устойчивого экономического роста — равенство сбережений и инвестиций. Если сбережения превышают инвестиционный спрос, то образуются излишние запасы, не полностью используется оборудование, растет число безработных. Если же инвестиционный спрос опережает размеры сбережений, то это способствует инфляционному росту цен и «перегреву» экономики.

 

45.Модель экономического роста Р. Солоу - неоклассическая модель экономического роста, выявляющая механизм влияния сбережений, роста трудовых ресурсов и научно-технического прогресса на уровень жизни населения и его динамику.

Вопрос о том, какие факторы влияют на экономический рост, остается одним из центральных вопросов макроэкономики, и дебаты по поводы источников экономического роста продолжаются и по сей день. Однако, большинство экономистов, следуя классической работе Роберта Солоу 1957 года, выделяют следующие ключевые факторы экономического роста: технический прогресс, накопление капитала и рост трудовых ресурсов.Для того, чтобы описать вклад каждого из этих факторов в экономический рост, рассмотрим выпуск Y, как функцию от запаса капитала (K), используемых трудовых ресурсов (L):

Y=Y(K,L).

Объем производства зависит от запасов капитала и используемого труда. производственная функция обладает свойством постоянной отдачи от масштаба.Для простоты соотнесем все величины с количеством работников.

Y/ L = F (K/ L, 1).

Это уравнение показывает, что объем производства в расчете на 1 рабочего является функцией капитала на 1 работника.

Обозначим:

y = Y/ L – выпуск продукции на 1 работника (производительность труда, выработка);

k = K/ L – капиталовооруженность труда.

y = f (k).

В модели Солоу спрос на товары и услуги предъявляется со стороны потребителей и инвесторов. Т.е. продукция, произведенная каждым рабочим, делится между потреблением, приходящимся на 1 рабочего, и инвестициями в расчете на 1 рабочего:

y = c + i.

Модель предполагает, что функция потребления принимает простую форму:

c = (1 – s) * y,

где норма сбережения s принимает значения 0 – 1.

Эта функция означает, что потребление пропорционально доходу.

Заменим величину – c – величиной (1 – s)* y:

y = (1 – s) * y + i.

После преобразования получим: i = s*y.

Это уравнение показывает, что инвестиции (как и потребление) пропорциональны доходу. Если инвестиции равны сбережениям, то норма сбережения (s) также показывает, какая часть произведенного продукта направляется на капиталовложения.

46.Понятие «уровень жизни» населения характеризует степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей.
Уровень жизни населения – это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными продуктами, продуктами питания, жилищем и т. п.).
Выделяют «минимальный уровень потребления», «рациональный уровень потребления» и «физиологический уровень потребления».
«Рациональный уровень потребления» определяется исходя из удовлетворения разумных потребностей человека. Входящий в него набор товаров и услуг обеспечивает полное и гармоничное физиологическое и социальное развитие индивида.
«Минимальный уровень потребления» рассчитывается исходя из минимального уровня потребностей. Его величина определяется набором товаров и услуг неквалифицированного работника и его иждивенцев. Для этого берутся наиболее низкие цены и не учитываются предметы роскоши, алкогольные напитки и деликатесы.
«Физиологический уровень потребления» – это уровень, ниже которого человек не может существовать физически. С ним связано понятие «уровень бедности». Это доля населения, которая получает доход ниже установленного правительством официального уровня, граничащего с бедностью. Оценки уровня качества жизни изменяются во времени и в пространстве: тот уровень, который 30–40 лет назад считался высоким, сегодня может быть отнесен к «черте бедности», а тот уровень, который считается высоким для одних стран, неприемлем для других, и т. д.

Показатели:
Рождаемость, смертность, продолжительность жизни.
Санитарно-гигиенические условия жизни.
Уровень потребления продовольствия.
Жилищные условия.
Возможности образования и культуры.
Условия труда и уровень занятости.
Баланс доходов и расходов.
Потребительские цены.
Обеспеченность транспортом.
Возможности для отдыха.
Система социального обеспечения.
Обеспечение прав и свобод человека.

 


47.Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. Различают социальное и экономическое неравенство. Социальное неравенство заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальным благам, дефицитным ресурсам, недвижимости. Экономическое неравенство состоит в том, что меньшинство, как правило, владеет большей частью национального богатства.
С одной стороны, население любой страны неравномерно распределяется по уровню доходов, с другой стороны, общий объем доходов также неравномерно распределяется по группам населения. Для измерения уровня неравенства в распределении доходов используются кривые Лоренца и индекс Джини.
Кривые Лоренца показывают, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми.
Для построения кривой на горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а на вертикальной - долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей (рис. 15.1).
Кривая Лоренца абсолютного равенства (совершенно равномерного распределения дохода) принимает форму прямой линии (0В) в случае, когда первая группа, 20 % населения, получает 20 % всех доходов; 40 % населения, соответственно, - 40 % всех доходов и т.д. На самом деле существует разрыв между линией абсолютного равенства и линией фактического распределения. Чем больше кривая отклоняется от линии абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов населения, т.е. реальное распределение будет характеризоваться не прямой 0В, а кривой 0абвВ. Форма кривой Лоренца показывает степень неравномерности распределения доходов.

Рис. 15.1. Кривая Лоренца
Между прямой 0В и кривой 0абвВ образуется площадь М. Если площадь М разделить на площадь треугольника 0ВА, то получим показатель, измеряющий уровень неравенства, называемый коэффициентом Джини. При этом индекс Джини, равный нулю процентов, характеризует ситуацию абсолютного равенства, а индекс Джини, равный 100 %, свидетельствует об «абсолютном неравенстве».
Более простым способом определения неравенства в доходах населения является определение соотношения между высокодоходными и низкодоходными слоями населения, между «верхней» и «нижней» квинтильны- ми группами населения или домохозяйств.
Чрезмерное неравенство в доходах не только отрицательно влияет на качество жизни людей, но обусловливает относительно большую долю бедных граждан в стране. .

Оценить степень неравенства в распределении доходов в об­ществе можно с помощью коэффициента фондов. Коэффициент фондов измеряет соотношение между средними доходами двух групп населения: 10 % населения с самыми высокими доходами и 10 % населения с самыми низкими доходами. Коэффициент фондов исчисляется путем сопоставления суммарного дохода указанных групп населения.

Для оценки дифференциации населения по доходам исполь­зуется коэффициент бедности. Коэффициент бедности — относительный показатель, исчисляемый как процентное отношение численности населения, имеющего уровень доходов ниже про­житочного минимума, к общей численности населения страны.

48. Социальная политика направлена на решение следующих задач:

1 ) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов-

4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Таким образом, политика доходов представляет собой составную часть социальной политики государства. Последняя направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. Социальная политика в переходный период отличается не столько набором своих направлений, функций и целей сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой — решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП, снижающаяся собираемость налогов и др.).

Как уже отмечалось, для переходной экономики характерно резкое увеличение дифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода.

В этих условиях государство вынуждено (даже вопреки объективной логике сокращения государственного вмешательства в экономику) активно участвовать в перераспределении доходов. Как говорилось выше, главными средствами перераспределения доходов населения являются прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Однако возможности государства в этот период весьма ограниченны. Во-первых, приватизация объективно ведет к сокращению государственных доходов. Во-вторых, значительное повышение налоговых ставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям. В-третьих, резкий рост социальных трансфертов ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в переходный период призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подорвав при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме с о ц и а л ь н о г о п а р т н е р с т в а, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «об щественного договора» в области экономической и социальной политики.

Практически эта идея получила свое воплощение в ФРГ, где с 60-х гг. стали проводиться «согласованные акции», в рамках которых при непосредственном участии правительства представители объединений предпринимателей и лидеры профсоюзов принимают решения по вопросам экономической политики страны.

Социальное партнерство активно используется в промышленно развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат. Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение технологической дисциплины и др.).





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.192.104 (0.01 с.)