Тема занятия: «кожа и ее производные». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема занятия: «кожа и ее производные».



Занятие №15

Тема занятия: «Кожа и ее производные».

Продолжительность изучения темы 5,5 часа

Из них на занятии 2 часа.

Самостоятельная внеаудиторная работа 3,5 часа.

Цель: изучить гистофизиологию, регенерацию кожи и ее производных: волос, ногтей, сальных, потовые.

Задачи:

Знать:

1. Микро- и ультраструктуру эпидермиса, морфологические различия эпидермиса «толстой» и «тонкой» кожи.

2. Строение сетчатого и сосочкового слоев дермы и влияние сосочкового слоя на рельеф поверхности кожи.

3. Строение производных кожи: волос, ногтей, сальных и потовых желез. Их регенерация.

Уметь:

1. Диагностировать гистопрепараты по теме.

2. Определять структурные элементы в гистопрепаратах кожи, волоса, ногтя.

 

Значение изучаемой темы:

Знание структуры кожи ее производных позволит выявить особенности их функционирования, возможного нарушения их структуры и функции при развитии патологического процесса в различные возрастные периоды. Визуальное обследование кожи и ее произвольных имеет большое значение для диагностики заболеваний органов других систем организма.

 

Методические рекомендации по самоподготовке

Теоретические вопросы для самоподготовки

Необходимый исходный уровень знаний.

Из других курсов и тем:

1. Строение эпидермиса. Подвижная норма ткани.

2. Железистый эпителий, типы строения экзокриновых желез, типы секреции.

3. Строение рыхлой, плотной неоформленной, жировой соединительной ткани.

4. Нервные окончания в эпителии и соединительной ткани.

5. Строение гемокапилляров.

6. Регенерация эпидермиса, соединительной ткани.

По теме занятия:

I. Общая характеристика кожи. Принцип структурной организации. Функции. Классификация.

II. Источники развития. Органогенез.

III. Гистофизиология кожи:

1. Строение эпидермиса. Слои эпидермиса: базальный, шиповатый, зернистый, блестящий, роговой.

Особенность их клеточного состава. Механизм синтеза кератина. Особенности строения эпидермиса в различных участках кожи.

2. Строение дермы:

- Строение и гистофизиология сосочкового слоя дермы.

- Строение и гистофизиология сетчатого сдоя дермы.

- Строение и гистофизиология гиподермы.

3. Кровоснабжение кожи.

4. Иннервация кожи.

5.Регенерация кожи.

IV. Строение и гистофизиология производных кожи.

1. Потовые железы:

- Экзокриновые потовые железы. Строение, механизм секреции (тип), локализация в коже, функции.

- Апокриновые потовые железы. Строение,тип секреции, локализация в коже, роль.

2. Сальные железы. Общий принцип строения. Гистофизиология, тип и механизм секреции, локализация в коже, роль.

3. Волосы. Развитие. Виды волос, их расположение. Строение волоса:

3.1. Стержень волоса.

3.2. Корень волоса (фолликул, собственно волос, луковица)

- фолликул: эпителиальные корневые влагалища, соединительнотканная сумка.

- луковица: соединительнотканный сосочек, матрица.

- собственно волос: мозговое, корковое вещество, кутикула.

3.3. Процессы формирования собственно волоса (регенерация).

3.4. Смена волос.

3.5. Поседение волос.

4. Ноготь:

4.1. Строение ногтевой пластинки (тело, корень, матрица).

4.2 Фиксация ногтевой пластинки:

- Строение ногтевого ложа (эпителиальная часть - гипонихий, соединительно-тканная часть), эпонихий.

- Строение ногтевых валиков (боковых, заднего). Их роль.

4.3. Рост ногтя.

При подготовке к занятию по теме: «Кожа и ее производные», следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. Особенности строения эпидермиса кожи новорожденного и ребенка первых лет жизни.

2. Морфофункциональные особенности дермы в детском возрасте.

3. Строение и функция сальных желез у детей различных возрастов.

4. Строение и функция потовых желез в различные возрастные периоды.

5. Особенности строения и рост волос у детей различных возрастов.

 

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение:

1. Васкуляризация, иннервация кожи.

2. Рост и смена волос. Облысение. Поседение волос.

3. Ноготь.

УИРС. Темы рефератов

1. Эпидермис новорожденного и детей первых лет жизни.

2. Строение и функция сальных желез в разные возрастные периоды.

3. Строение и функция потовых желез у детей различных возрастов.

4. Рост и смена волос.

5. Регенераторные возможности тканей кожи. Структурные обоснование функций кожи.

6. Дерматоглифика и ее значение диагностике заболеваний органов.

7. Зоны Захарьина – Геда. Их роль в диагностике заболеваний.

8. Морфофункциональные особенности дермы в детском возрасте.

Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.

Задания и ориентировочные основы действий

Изучить гистологические препараты:

Препарат №137. Кожа пальца человека. Окраска: гематоксилин и эозин.

Получите изображение препарата на "малом" увеличении, расположитеего горизонтально. Эпидермис должен располагаться выше соединительной ткани, в верхней части поля зрения. Найдите на препарате базальную мембрану эпидермиса. Определите слои эпидермиса. На базальной мембране располагается светло-фиолетовый ростковый слой эпидермиса (совокупность базального и шиповатого слоев). Найдите зернистый слой, в клетках которого определяются гранулы кератогиалина. Блестящий сдой виден как волнистая полоса красного, либо желтого, либо темно-синего цвета. Часто студент делает ошибку, принимая блестящий слой за базальную мембрану эпидермиса. Найдите роговой слой.

Изучив эпидермис, обратите внимание на дерму. Найдите сосочковый слой, образованный рыхлой волокнистой неоформленной соединительной тканью, который располагается непосредственно под эпидермисом между вдающимися в соединительную ткань эпителиальными сосочками. Обратите внимание на сетчатый слой дермы, сформированный плотной неоформленной соединительной тканью. Определите обилие пучков грубых коллагеновых волокон, хаотично переплетающихся между собой. Сравните структуру соединительной ткани этого типа с рыхлой волокнистой неоформленной соединительной тканью сосочкового слоя. В сетчатом слое дермы найдите потовые железы. Определите их секреторные отделы: поперечные срезы нескольких трубочек, выстланных кубическим эпителием. Выводные протоки пронизывают все вышележащие слои. Они оказываются продольно срезаны, определяются в некоторых участках среза в виде тяжей, если срезаны по касательной, или в виде косых срезов трубочек.

Ниже сетчатого слоя найдите дольки жировойткани, между которыми располагаются прослойками рыхлой соединительной ткани, сосуды, нервы. На границе сетчатого слоя и гиподермы определите чувствительные окончания Фаттер-Пачини – барорецепторы.

Переведите микроскоп на "большое" увеличение и рассмотрите структуры, описанные выше.

Определить, зарисовать и обозначить:

А. Эпидермис. 1.Базальная мембрана с базальным слоем. 2. Слой шиповатых клеток. Оба слоя составляют ростковый слой. 3. Зернистый слой. 4. Блестящий слой. 5. Роговой слой. Б. Дерма. I. Сосочковый слой: 6. рыхлая соединительная ткань, 7. микрососуды. II сетчатый слой: 8. плотная соединительная ткань, 9. кровеносные сосуды, 10. чувствительные нервные окончания Фаттер-Пачини, 11. секреторные отделы потовой железы. 9. выводной проток потовой железы. В. Гиподерма. 10. дольки жировой ткани. 11. Прослойки рыхлой соединительной ткани.

Фотографии:

А:1) базальный слой. 2) шиповатый. 3) зернистый. 4) блестящий. 5) роговой.

Б: 1 - эпидермис: а - базальный слой; б - шиповатый слой; в - зернистый слой; г - блестящий слой; д - роговой слой; 2 - собственно кожа; е - сосочковый слой; ж - сетчатый слой; 3 - подкожная (жировая) клетчатка; 4 - концевой отдел потовой железы; 5 - выводные протоки потовых желез; 6 - кровеносные сосуды.

 

А) малое увеличение Б) кожа пальца человека

 

 

Ситуационные задачи.

1. Потовые железы, секретирующие по апокринному типу, развиваются с периода полового созревания. Чем это обусловлено?

2.При механическом повреждении эпидермиса происходит его восстановление. Какие клетки участвуют в этом процессе?

3.Проводили микроскопический анализ двух биоптатов кожи кисти. В одном было обнаружено пять четко выраженных слоев эпидермиса и простые железы в дерме; в другом - эпидермис был тонким, слизистость слабо прослеживалась, дерма содержала корни волос, волосяные луковицы и два вида простых желез. Какие участки кожи подвергались анализу? Каких сведений не хватает для определения желез и уточнения морфологического диагноза биоптатов?

4. Под действием ультрафиолетовых лучей большая часть кожи европейцев приобретает коричневый цвет. При прекращении действия ультрафиолета она через некоторое время светлеет, за исключением определенных участков (вокруг соска грудной железы, мошонки и др.). От чего зависит изменяемый при ультрафиолетовом облучении цвет кожи? Какие клетки принимают в этом участие?

5. В дерме кожи имеются пуски гладкомышечных клеток, сокращение которых вызывает появление так называемой “гусиной кожи”. В чем значение этой реакции?

6.На разгибательных поверхностях тела (плечи, спина) сетчатый слой дермы развит значительно сильнее, чем на сгибательных (живот). С какой функцией кожи это связано?

7. В результате болезни снизилась функция сальных желез. Какие изменения произойдут в состоянии эпидермиса и волос?

8. Как утверждает дерматоглифика, по кожному рисунку можно идентифицировать личность, выявить предрасположенность человека к той или иной патологии и другие интересные данные по состоянию здоровья. Какие структуры кожи позволяют расшифровать эти вопросы?

9.В базальном и шиповатых слоях эпидермиса кожи повышено число митотически делящихся клеток. О чем может свидетельствовать эта активизация?

10.В участке дермы кожи преобладают коллагеновые волокна, располагающиеся мощными пучками, расположенными в разных направлениях. Клеток соединительной ткани и основного вещества мало. Назовите разновидность соединительной ткани и какой слой дермы она формирует?

11.В результате механического воздействия повреждены все слои кожи. Как, при каких условиях и с участием каких клеток будет происходить регенерация эпидермиса и дермы?

В условиях длительного голодания сохраняется слой жировой клетчатки в области кожи подошв и ладоней. Почему?

12.В сценариях и художественной литературе указываются случаи “поседения волос за ночь или сутки после сильного нервного стресса”. Объясните, возможно, ли это?

13.В пубертантный период наблюдается гиперфункция сальных желез. В некоторых случаях это сопровождается угревой сыпью. Объясните то и другое состояние.

14.Наблюдается, что процесс облысения более характерен для мужчин, чем для женщин. Объясните с чем это связано?

15. Какая система организма более выражено оказывает влияние на строение кожи и ее производных?

16. Благодаря каким структурным особенностям кожа защищает организм от проникновения свободной воды?

17.Бытует мнение, что стрижка волос детей первого года жизни может повлиять на их густоту. Так ли это?

18.Ряд повреждающих факторов могут вызвать ожог кожи, в области которого под эпидермисом образуются пузырьки. Какого значение этой реакции кожи?

 

Основные термины к теме «Кожа и ее производные»

 

 

Волосы pili

Дерма Dermis (corium)

Кожа Cutis

Корень волоса Radix pili

Корневое влагалище внутреннее Vagina radicularis interna

Корневое влагалище наружное Vagina radicularis externa

Луковица волоса Bulbus pili

Матрикс (ростковая часть) Matrix pili

Меланоцит Melanocytus

Мышца, поднимающая волос Musculus arrector pili

Ноготь Unguis

Пластинка надногтевая Eponychium

Пластинка подногтевая Hyponychium

Подкожная (клетчатка) основа Tela subcutanea

Сетчатый слой Stratum reticulare

Сосочек волоса Papilla pili

Сосочковый слой Stratum papillare

Стержень волоса Scapus pili

Сумка волоса Bursa pili

Фолликул волоса Folliculus pili

Эпидермис Epidermis

 

Занятие №15

Тема занятия: «Кожа и ее производные».

Продолжительность изучения темы 5,5 часа

Из них на занятии 2 часа.

Самостоятельная внеаудиторная работа 3,5 часа.

Цель: изучить гистофизиологию, регенерацию кожи и ее производных: волос, ногтей, сальных, потовые.

Задачи:

Знать:

1. Микро- и ультраструктуру эпидермиса, морфологические различия эпидермиса «толстой» и «тонкой» кожи.

2. Строение сетчатого и сосочкового слоев дермы и влияние сосочкового слоя на рельеф поверхности кожи.

3. Строение производных кожи: волос, ногтей, сальных и потовых желез. Их регенерация.

Уметь:

1. Диагностировать гистопрепараты по теме.

2. Определять структурные элементы в гистопрепаратах кожи, волоса, ногтя.

 

Значение изучаемой темы:

Знание структуры кожи ее производных позволит выявить особенности их функционирования, возможного нарушения их структуры и функции при развитии патологического процесса в различные возрастные периоды. Визуальное обследование кожи и ее произвольных имеет большое значение для диагностики заболеваний органов других систем организма.

 

Методические рекомендации по самоподготовке

Теоретические вопросы для самоподготовки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.035 с.)