Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институт экономики и права (филиал) оуп впо
Институт экономики и права (филиал) ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений» в г. Севастополе Юридический факультет Кафедра теоретических и публично-правовых дисциплин
Утверждено Ученым советом АТиСО «____»___________ 201___г.
Алиева Халида Низамиевна
История политических и правовых учений
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения
Севастополь – 2011 г.
Семинар 1. Тема: Предмет и метод истории политических и правовых учений. План. 1. Предмет политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины. 2. Методологические проблемы истории политических и правовых учений. Вопросы к обсуждению: 1. Что входит в предмет ИППУ? 2. Перечислите методы присущие ИППУ. 3. Раскройте смысл принципа историцизма в ИППУ. 4. Что такое конкретно-исторический и теоретический аспекты политико-правового содержания учений?
Семинар 2. Тема: Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока. План. 1. Политическая и правовая идеология Древней Индии. a) Идеология брахманизма. b) Буддизм. 2. Политическая и правовая мысль Древнего Китая. a) Даосизм. b) Конфуцианство. c) Моизм. d) Легизм. Вопросы к обсуждению: 1. Какие представления о земных порядках присущи данной эпохи политико-правовой мысли? 2. Раскройте смысл Мирового закона (рта) согласно мифологически-органической концепции. 3. Назовите основные положения Вед, Упанишад и Законов Ману. 4. Назовите основателя даосизма. 5. Что содержат в себе принципы «недеяния» / «исправление имён»? 6. Какие основные черты патриархально-патерналистской концепции государства вы знаете? 7. Какая идея происхождения государства была разработана Мо-цзы / Шан Яном / Хань Феем? Обсуждение первоисточников (на выбор): 1. «Авеста». 2. «Поэма о Гильгамеше». 3. «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мери-ка-Ра. 4. «Речение Ипувера». 5.«Вендидат». 6. «Луньюй». 7.«Книга правителя области Шан». Семинар 3. Тема: Политические и правовые учения античности. План. 1. Политико-правовая мысль Древней Греции раннего периода. 2. Политико-правовые учения Древней Греции классического периода. 3. Политико-правовые учения периода эллинизма.
Вопросы к обсуждению: 1. Назовите представителей раннего периода политико-правовой мысли Др. Греции. 2. Назовите представителей классического периода политико-правовой мысли Др. Греции. 3. Кто представлял учения периода эллинизма. 4. Как пифагорийци трактовали «справедливость»? 5. Кого называли софистами? 6. Раскройте смысл принципа «Править – должны знающие». 7. Как трактуется Платоном понятия «идеального» государства, демократии, тирании? 8. Какой второй по достоинству государственный строй описывает Платон в «Законах»? 9. Какие формы государства охарактеризовал Аристотель? 10. Что такое «полития»? 11. Кого называли стоиками? Каковы основные положения их учения? Обсуждение первоисточников (на выбор): 1. Законы Ликурга. 2. Платон: «Государство» / «Законы». 3. Аристотель: «Политика» / «Этика».
Семинар 4. Тема: Политические и правовые учения в Древнем Риме. План. 1. Учение Цицерона о государстве и праве. 2. Политико-правовые воззрения римских стоиков. 3. Учение римских юристов о праве. 4. Политико-правовые идеи раннего христианства. 5. Политико-правовые взгляды Аврелия Августина.
Вопросы к обсуждению: 1. В чем видел Цицерон основную причину происхождения государства? 2. Какая первоначальная ячейка общества по Цицерону? 3. Какие три простые формы правления Цицерон смешивал во едино для выведения нового наилучшего государственного устройства? 4. Каковы обязанности мудрого государственного деятеля и идеального гражданина? 5. Как определял Цицерон естественное право? 6. Кого называли стоиками? Назовите представителей стоицизма и охарактеризуйте основные идеи этой концепции. 7. Назовите римских юристов рассматриваемой эпохи. Каково их учение о праве? 8. Назовите основные идеи политико-правовой мысли раннего христианства. 9. На какие разряды А. Аврелий разделял людей в своих учениях? Его понятия «зла», «божественного порядка» и его земного прообраза, «государства», «несправедливый правитель / народ». Обсуждение первоисточников (на выбор): 1. Цицерон «О государстве». 2. Законы 12 таблиц. 3. Гай «Институции». 4. Кодекс Юстициана. 5. Иоан Богослов «Апокалипсис» 6. Августин Аврелий «Град Божий». Семинар 5. Тема: Политические правовые учения Средневековья План 1. Христианская мысль о государстве и праве. a) Фома Аквинский; b) Марсилий Падуанский. 2. Исламская политико-правовая мысль. 3. Средневековая юридическая мысль. 4. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли.
Вопросы к обсуждению: 1. Определите понятие «схолостика» / «теология». 2. Какие взгляды Аристотеля Ф. Аквинский приспособил к догмам католической церкви? 3. Назовите 3 элемента государственной власти по Аквинскому. 4. Какие разновидности монархии он выделял? 5. Теория закона Аквинского: понятие субординации. 6. Раскройте тезис М. Падуанского, что источник власти это народ. Кого он подразумевал под категорией «народ»? 7. Принцип конституирования учреждений и подбора должностных лиц государства в учении М. Падуанского. 8. Назовите представителей средневековой юридической мысли. 9. какие источники мусульманского права вы знаете? 10. Назовите отличительные черты Корана, Сунны, Иджмы и Кияса. 11. Принцип «иджтихад». 12. Сравнительный анализ мусульманского права с национальной системой права. Обсуждение первоисточников (на выбор): 1. Фома Аквинский: «Сумма теологии» / «О правлении государей». 2. Марсилий Падуанский «Защитник мира». 3. Генри Брэктон «О законах и обычаях Англии». 4. Филипп де Бомануар «Кутюмы Бовези». 5. Кодекс Грациана. 6. Коран.
Семинар 6. Тема: Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации. План 1. Политико-правовые взгляды Н. Макиавелли. 2. Основные политические и правовые идеи Реформации. 3. Ж. Боден и его учение о государстве. 4. Политико-правовые идеи европейского социализма ХVI – XVII вв. 5. Возрождение и Реформация.
Вопросы к обсуждению: 1. Дайте краткую характеристику эпохи Возрождения и Реформации. Их отличительные черты. 2. Кто ввёл термин «stato»? 3. Как Н. Макиавелли трактует государство? Какие 2 способа повиновения он выделял? 4. Концепция государства по М. Лютеру. 5. Догмат об абсолютном божественном предопределении Ж. Кальвина. 6. Как определял государство Ж. Боден? Его понятие суверенитета. 7. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, как представители социалистического направления в ИППУ. Обсуждение первоисточников (на выбор): 1. Н. Макиавелли: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» / «Государь». 2. М. Лютер «О светской власти». 3. Ж. Боден «Шесть книг о республике». 4. Т. Мор «Утопия». 5. Т. Кампанелла «Город Солнца». Семинар 7. Тема: Политические и правовые учения Нового времени и эпохи Просвещения. План. 1. Политические и правовые учения в Голландии в XVII в. a) Учения Гроция о государстве и праве. b) Политическое правовое учение Спинозы. 2. Политические и правовые учения в Англии в XVII в. a) Политическое правовое учение Гоббса. b) Учение Локка о государстве и праве. 3. Политические и правовые учения европейского Просвещения. a) Политическое правовое учение Монтескье. b) Политическое правовое учение Руссо.
Вопросы к обсуждению: 1. Как различал Г. Гроций предмет юриспруденции и предмет политической науки? Какие виды права он выделял? 2. Раскройте концепции происхождение государства и внутригосударственного права (законов) по Г. Гроцию. Его классификация форм правления. 3. Какие три формы государства (верховной власти) выделял Б. Спиноза? 4. Какие 3 главных (плюс еще 16) естественных законов разработал Т. Гоббс. Раскройте их смысл. 5. Дайте определение «государства» по Дж. Локку. 6. Кто разработал теория "духа законов"? 7. Как Монтескье рассматривал проблему соотношения закона и свободы? Какие два вида законов о политической свободе он вывел? 8. В каких случаях и как именовал Ж.-Ж. Руссо государство? 9. Какие четыре рода законов различал Руссо? Обсуждение первоисточников (на выбор): 1. Г. Гроций: «О праве войны и мира» / «Три книги». 2. Т. Гоббс «Левиафан, или материя, форма и власть государства». 3. Б. Спиноза «Богословско-политический трактат». 4. Д. Локк: «Два трактата о правлении» / «Два трактата о государственном правлении» / «Два трактата о правительстве». 5. Жан-Жак Руссо «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Семинар 8. План 1. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей). 2. Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим». 3. Политико-правовые взгляды Юрия Крижанича. 4. Политические идеи Феофана Прокоповича.
Вопросы к обсуждению: 1. Кого называли нестяжателями, а кого иосифлянами (стяжателями) и почему? Назовите их представителей. 2. Опишите формы идеологического воздействия на население со стороны государственной власти на примере учения Филофея. 3. Как соотнёс Ю. Крижанич проблемы экономики (промышленность, сельское хозяйство, торговля), социального общества (организация сословного устройства общества) и политики (происхождение государства, классификация форм правления, соотношение справедливости, права и закона, судоустройство, внешняя политика)? 4. Как Феофан Прокопович рассматривал проблему взаимоотношений церкви и государства? 5. Термин «самодержавие». Обсуждение первоисточников (на выбор): 1. Нил Сорский: «Монастырский устав» / «Предания учеником своим о жительстве скитском». 2. Иосиф Волоцкий: «Просветитель» / «Послание иконописцу» 3. Ю. Крижанич «Политика». 4. Феофан Прокопович: «Слово о власти и чести царской» / «Духовный регламент». Семинар 9. План 1. Мораль, право, государство в философии Иммануила Канта. 2. Философия права Гегеля. 3. Историческая школа права. 4. Учение о праве и государстве Рудольфа Йеринга.
Вопросы к обсуждению: 1. В чём состоит социальная доктрина Канта? 2. Как Кант трактовал понятие нравственного закона, права и государства? Требования категорического (безусловного) императива. 3. В чем суть принципов: республиканизма и деспотизма? 4. Право и основанные на нем законы в учении Гегеля. 5. Какие три ступени развития идей права выделял Гегель? 6. Охарактеризуйте правовые позиции представителей исторической школы права (Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухт). 7. «Общество» и «государство» по Р. Иерингу. С каких сторон он рассматривал право? Обсуждение первоисточников (на выбор): 1. И. Кант «Метафизика нравов». 2. Г. Гегель «Философия права». 3. Рудольф фон Йеринг: «Дух римского права на различных ступенях его развития» / «Цель в праве» и «Борьба за право». Семинар 10. План 1. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского. 2. Политические программы декабристов. 3. Политические идеи П.Я. Чадаева. 4. Политико-правовые взгляды славянофилов и западников.
Вопросы к обсуждению: 1. Кто составил Свод законов Российской империи? 2. С каким назначением М.М. Сперанский допускал разделения властей? 3. Раскройте понятия: политическое рабство, политическая свобода, гражданское рабство и гражданская свобода (трактовка Сперанского). 4. Какие вы знаете оппозиционные организации (общества) в России XIX в.? 5. Назовите представителей декабризма и охарактеризуйте их политические программы. 6. Пестель и его «коренные законы». 7. Какая форма правления является наилучшей именно для России, по мнению Н. М. Муравьева и почему? 8. Почему политико-правовые учения П.Я. Чадаева относят к ретроспективным утопиям? 9. Кто отстаивал идеи учений славянофилов, а кто западников? В результате чего возникло такое деление правовой мысли в России XIX в.? Обсуждение первоисточников (на выбор): 1. М.М. Сперанский: «Введение к уложению государственных законов» / «Проект уложения государственных законов Российской империи». 2. Н.М. Муравьев «Проект конституции». 3. П.И. Пестель «Русская Правда». 4. П.Я. Чадаев «Философические письма».
ЗАДАНИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ И РАЗРАБОТКИ НА ЗАНЯТИЯХ Семинар 1. Семинар 2. Семинар 3. Семинар 4. Семинар 5. Семинар 6. Семинар 7. Семинар 8. Семинар 9. Семинар 10. СОДЕРЖАНИЕ 1. Перечень вопросов, выносимых на занятия …………………………………………………………2 2. Задания, которые предусмотрены для изучения и разработки на занятиях………………………...8 Институт экономики и права (филиал) ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений» в г. Севастополе Юридический факультет Кафедра теоретических и публично-правовых дисциплин
Утверждено Ученым советом АТиСО «____»___________ 201___г.
Алиева Халида Низамиевна
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.35 (0.007 с.) |