Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По способу дубления и отделкиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Один из основных процессов при производстве кожи – дубление. Он представляет собой обработку кожевенного сырья (голья и шкур) растворами различных дубящих веществ для придания ему прочности, пластичности, износостойкости и других свойств, необходимых при выработке кожаных и меховых изделий. Различают несколько видов дубления: - соединениями хрома (хромовое дубление), - жирами различных рыб и морских животных (жировое дубление), - экстрактами древесных пород (растительное дубление), - комбинированное дубление (дубление несколькими различными веществами одновременно или в определенной последовательности, например соединениями хрома и таннидами (хромтаннидное дубление), или в комбинации с синтетическими и искусственными дубителями, соединениями циркония, алюминия, дубящими аминосмолами, формалином и др. дубящими веществами). - пропитывание глиноземными солями (минеральное дубление). Дубление шкур представляет собой процесс пропитывания ее волокон дубильными веществами. Дубление осуществляется или чрезвычайно медленным насыщением голья слабым раствором дубильного вещества, одновременно извлекаемого из коры ивы, дуба в том же чане, или вымачиванием голья в более крепких растворах дубильного вещества, приготовляемого заблаговременно в виде особых экстрактов из тропических дубильных растений. В начале XX века распространялось пропитывание голья не растительными веществами, а минеральными солями, а именно хромовыми соединениями (хромовое дубление). Пропитывание голья квасцами и солью приводит к выделке особых видов кожи. При пропитывании кожи жиром и ворванью получают особые сорта, вроде замши. Равномерность и быстрота проникновения дубящих веществ в полуфабрикаты зависит от ряда факторов: вида сырья, природы и способа приготовления дубильного раствора; концентрации дубящих веществ, температуры дубильного раствора; времени дубления и характера механических воздействий. Процесс дубления кожи делится на несколько операций: Первая операция имеет своей целью удаление со шкуры лишнего жира, остатков мышц, пленок и волос. Второй тип операций - само дубление - придает голью вид настоящей кожи путем пропитывания дубильными веществами, жиром, путем окраски и проч. Удаление волос со шкуры производится с помощью золения, осуществляемого действием на шкуру извести и золы или сернистого натрия. При этом разъедаются волосяные луковицы в коже, и волосы могут быть затем удалены путем скобления. После золения шкуры тщательно вымываются и вымачиваются в особых кислых растворах, способных растворить последние следы извести из пор шкуры. Финальное доведение включает следующие процессы: крашение, прокатка, прессование, тиснение, нанесение пластикового покрытия, нанесение лака, шлифовка лица, нанесение воска, придание блеска, придание водостойкости, огнестойкости, стойкости против загрязнителей и т.д. Различают несколько типов дубления (табл.1.2.) Сафьян - кожа из козьих шкур растительного дубления, слабопрожированная и ярко окрашенная. Велюр - изготавливается из кож с дефектами лицевой поверхности; это кожа хромового дубления, отделанная со стороны бахтармы под бархат при помощи специального шлифования. Замша - кожа из шкур лося, северного оленя, дикой козы и т. п. жирового дубления; лицевой стороной является бахтармяная; ворс густой, но не пушистый и без блеска; кожа мягкая, плохо впитывающая воду. Таблица 1.2 Способы дубления разных видов натуральной кожи
Шагрень - мягкая кожа растительного дубления из шкур овец или коз, имеющая красивый мелкий рельефный рисунок. Лайка - кожа из шкур овец, коз, собак; дубление алюминиевыми квасцами с применением соли, муки и желтка; кожа мягкая, тонкая, используется для изготовления перчаток.
Отделка кожи имеет целью придать коже надлежащую мягкость, гибкость, равномерную толщину, гладкость с мясной стороны и красивый вид с лицевой стороны. Отделочные операции и последовательный ход их изменяются в зависимости от сорта и назначения кожи. Процесс отделки кожи включает несколько процессов. Жировка кож состоит в натирании их жирами и производится для придания коже большей мягкости и непроницаемости для воды. Для этого употребляют обыкновенно особенную смесь жиров (Lederschmiere), состоящую из ворвани, сала и дегры (Degras — жир, получаемый как побочный продукт при замшевании, значительно изменившийся при этом процессе и лучше поглощающийся кожей, нежели обыкновенные жиры). Для напитывания таким жиром несколько влажные (не вполне высушенные) кожи развешивают в теплом помещении, втирают жир с мясной стороны и для лучшего поглощения жира оставляют кожи висеть несколько часов. Выстругивание кожи производят с мясной стороны (бахтармы) с целью придания коже равномерной толщины. Кожи выстругивают сначала на колодах обыкновенным стругом (нож с прямым лезвием), а окончательно — кольцевым ножом. Наведение так называемой мереи, при которой коже придается более ровная поверхность, а также большая гибкость, вследствие разминания при этом кожи, производится при помощи мерейных досок с выпуклой и бороздчатой нижней поверхностью. Такими досками кожа обрабатывается как с мясной, так и с лицевой стороны. Выглаживание или лощение кож производят посредством трения кожи железными, медными или стеклянными цилиндрами, при помощи ручной работы или посредством лощильных машин. По способу отделки различают следующие кожи: - гладкие кожи; - шлифованные кожи; - тисненые кожи; - лаковые кожи; - замша; - красты; - спилки; - антик и др. Гладкие кожи максимально сохраняют естественный рисунок - мерею, не подвергаются тиснению вообще, либо на лицевую поверхность наносится очень мелкое - "пылевидное" тиснение. Кожи данной группы выделываются из наиболее качественного сырья с использованием самых современных химических материалов. Шлифовка бахтармяной стороны и дополнительная разбивка позволяют получить "Велюр", который используется для производства спортивной, домашней и модельной обуви. Однако существуют кожи, шлифовка которых предопределена технологией их выделки - это "Нубук", который незаменим для изготовления как мужской, так и женской обуви. Вставки из цветного нубука широко используются в производстве детской обуви. Тисненые кожи - кожи среднего и низшего ценовых диапазонов, незаменимы для недорогой, рабочей или форменной обуви. Отличаются рисунком и глубиной тиснения. Чем мельче рисунок и глубина тиснения, тем меньшей способностью укрывать дефекты обладает данное тиснение. Все рисунки можно условно разбить на несколько категорий: мелкие (пылевидные), средние и крупные. Лаковые кожи в зависимости от свойств и цвета покрытия, кожа может приобретать самые разнообразные цветовые и органолептические свойства. Подобная кожа весьма широко используется в производстве как женской, таки мужской модельной обуви. Лаковые кожи представлены артикулами "Орион", "Наплак". На лаковую кожу может быть нанесено тиснение для получения необходимого рисунка. Обувь из лаковой кожи отлично выглядит и всегда привлекает внимание. Спилок – кожа, на которую наносится искусственное полимерное "лицо", имитирующее естественную лицевую поверхность. Технология изготовления спилков позволяет использовать недорогое сырье и получать отличное решение для производства недорогой обуви с качеством, близким к качеству натуральной кожи с лицевой повехностью. Ассортимент спилков с искусственной лицевой повехностью представлен артикулом "Легенда" с различными вариантами тиснения. Все варианты тиснения спилков идентичны тиснению кож с лицевым покрытием, что позволяет комбинировать их при производстве обуви (союзка - лицевые кожи, берцы, голенища - спилок). Спилки без нанесения искусственного "лица" используются для изготовления обувного подкладочного материала, пошива спецодежды. Красты - полуфабрикат кожи, полученный после операции барабанного крашения (отсутствует поверхностная отделка). Имеет естественный рисунок лицевой поверхности. Отсутствие отделки поверхности позволяет избежать большинство пороков, связанных с отслоением "лица" - отмином и отдушистостью. Современная обработка позволяет придать красту свойство гидрофобности, а специальное крашение - сквозной прокрас. Хорошо выделанный краст трудно отличить от кож с гладкой лицевой повехностью. Красты широко используются обувщиками для производства обуви самого разнообразного назначения. Кожи с полиуретановой отделкойбладают превосходными физико-механическими свойствами, водоотталкивающим эффектом и одновременно прекрасно "дышат". Подобная отделка позволяет разнообразить цветовую гамму и фактуру, имитировать кожу рептилий и экзотических животных, наносить самые разнообразные рисунки. Используется для изготовления обуви и кожгалантереи. Существует пять основных категорий финишной отделки кожи Гладкая отделка – это внешняя сторона кожи, используется естественное зернистость кожи. Много эффектов можно дать, чтобы пригладить зерна кожи, создавая несколько подкатегорий поверхности. Среди этого кожи - Nappa. самый общий финиш для гладких кож. Это создается, распылением краски и иногда воска или смолы на кожевенную поверхность, чтобы защитить кожу от окрашивания и дождя. Замша делается полировкой внутренней части (сторона мездры) кожи, чтобы создать бархатную поверхность. Окрашенная в барабане кожа красится в барабане, впитывая краску в кожу, а не распыляя краску на поверхности. Это создает более мягкий финиш, так как через всю толщину кожи проникает краска. Небольшой цветной оттенок в этой коже не дефект. Антик – это финишная отделка используется, чтобы создать интересные образцы и штриховки. Финиш находится на поверхности кожи и создан воздушным напылением, смешивая несколько оттенков того же самого цвета для нового эффекта. Так как антик находится только на поверхности, то кожа выглядит как после нескольких лет использования. Небольшая цветная штриховка - особенность этого типа кожи. Классификация кожи по способу окраски. Перед окраской цвет кожи зависит от способа дубления (жировое дубление - горчично-желтая окраска; хромовое – светло зеленый цвет; железное - канареечный цвет и т.д.). Кожи, не имеющие никаких дефектов, без пятен и без личин, можно окрашивать в различные циста; кожи с пятнами окрашиваются в черный цвет. Для черной окраски кожи после дубления и промывки окрашивают, потом жируют и сушат. Для цветной окраски кожи только окрашиваются, не подвергаясь жировке, так как жир может оставить пятна. Для окрашивания в черный цвет применяются растительные краски и анилиновые красители; для цветных кож —в настоящее время почти исключительно анилиновые красители. Анилиновые красители делятся на основные и кислотные: Основные красители: черные - нигрозин; коричневые - бисмарк коричневый, везувин; желтые - аурамин, тиофлавин; красные - хризоидин экстра, юфтовая красная, родамин; зеленые - малахитовая, бриллиантовая зелень; синие — виктория синяя, каприловая; фиолетовые - метилвиолет. Кислотные красители: черные и серые - нафтолевая черная, нафтиламиновая черная; желтые и коричневые - прочная желтая, азофлавин, хинолиповая желтая; красные - красный шерлах, кроцеин-шерлах, прочная красная; синие - ингидо синий; зеленые - кислотная зеленая, гвинейская зелень. Необходимо отметить, что смешивать кислотные и основные красители нельзя. В свою очередь кожа классифицируется по способу окраски. Окраска погружением. Складывают две кожи внутренней стороною и погружают ручным способом в 40-50° красильную ванну; при этом внутренняя сторона окрашивается лишь очень слабо. Этим способом пользуются при окраске кож небольшого размера (коз, овец, телят и др.), при небольшом их количестве. Окраска в чане с широкими вращающимися лопастями. Лопасти при вращении вместе с красильной ванной вертят и кожи. При этом способе, особенно пригодном при больших количествах кож, окрашиваются обе стороны кожи. Окраска в промывном барабане, закрытом вращающемся сосуде с полыми осями для добавления красящего раствора. При этом способе требуется очень "короткая" красильная ванна, так что красящие вещества очень хорошо могут быть использованы; этот способ главным образом применяется для хромовой кожи. Нанесение краски при помощи щеток производится большей частью на большие шкуры. Кожа расстилается на столе, верхняя сторона хорошо смачивается, а потом наносится краска. Красящие вещества. Для окраски кож, дубленных растительными дубовыми веществами, употребляют основные и кислые красящие вещества, реже субстантивные. При употреблении основных красящих веществ прибавляют 1-2 г уксусной кислоты на 1 л красильной смеси. Для кислых красящих веществ прибавляют 1-3г муравьиной кислоты на 1 л воды. К субстантивным красящим веществам ничего не добавляется. Во всех случаях окраска производится при 45-50°. Окраска хромовой кожи. Для хромовой кожи употребляют в первую очередь кислые красящие вещества с добавлением уксусной или серной кислоты. До прибавления красящего вещества для лучшего закрепления краски кожу следует подвергнуть обработке экстрактом квебрахо. Основные красящие вещества тоже пригодны для окраски хромовой кожи; ванна из квебрахо соответственно усиливается. К субстантивным красящим веществам следует прибавить уксусную кислоту. Температура красильных ванн может доходить до 50-60°. Окраска лайковой кожи. Лайковую кожу красят, как хромовую, но температура красильных ванн должна быть ниже (40-45°). Окраска замшевой кожи. При окраске замши употребляют основные краски (с глауберовой солью и уксусной кислотой) и красят при температуре в 30°. Кислые красящие вещества употребляют с добавлением глауберовой соли, при температуре красильной ванны в 40-45°. Окраска лакированной кожи. а) В черный цвет. Кожу, которую хотят лакировать, закрепляют в рамку, кладут на гладкую доску и на лицевой стороне отшлифовывают куском пемзы, пока кожа не перестанет быть шершавой Далее берут хороший масляный лак, смешивают с голландской сажей и делают из этого жидкую краску, которой и мажут кожу; потом последнюю выставляют на солнце для высушивания, причем тщательно охраняют от пыли. Сделав это, поступают как прежде, снова сушат, берут пемзу и полируют; когда кожа сделается гладкой, ее сушат в продолжение часа, после чего краску, которую наводили, смешивают с голландской сажей и жидко мажут еще 2-3 раза. Когда она снова высохнет, берут войлок и мелко растертую пемзу и полируют до тех пор, пока кожа не сделается совершенно гладкой.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.134.58 (0.011 с.) |