Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историческая наука в России в XVIII векеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Центрами исторической науки в XVIII в. стали созданная Петром I Академия наук (1724), основанное в 1748 г. Историческое собрание АН (Г. Ф. Миллер, Я. Я. Штелин, М. В. Ломоносов и др.) и Московский университет (основан в 1755 г.). Изучались не только прошлые, но и современные события (Северная война и др.). Исторические книги писались по прямому поручению Петра I. «Рассуждения о Северной войне» написал дипломат петровского времени П. П. Шафиров, другой дипломат — А. А. Матвеев — создал сочинения по истории Франции, Стрелецкого восстания 1682 г. в России и др. Среди других историков было немало иностранцев на русской службе, в основном немцев,— Г. Гюйсен, Л. Галларт, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер, Байер и др. Крупнейшими русскими историками первой половины XVIII в. был Василий Никитич Татищев («История Российского государства», в 5 книгах) и Михаил Васильевич Ломоносов («Древняя российская история…»), который был убежденным антинорманистом. Во второй половине XVIII в. работал Михаил Михайлович Щербатов («История российская от древнейших времен», в 7 томах). В XVIII в. исторические знания в России превращаются в науку.
Основные направления развития Исторической науки в России в XIX веке
центрами исторической науки в это время стали: Общество истории и древностей при Московском университете (1804), Археографическая комиссия (1837) и Археологическое общество (1846) в Петербурге. В XIX в. складываются самостоятельные исторические дисциплины, посвященные отдельным сторонам истории общества (история хозяйства, права, государства, языка и литературы, археология и др.). Дальнейшее развития получила этнография (описание жизни народов). Появляются вспомогательные исторические дисциплины: · источниковедение (методика критического изучения источников); · археография (методика их издания); · палеография (изучение древних рукописей); · генеалогия (изучение родословий) и др. Важнейшими среди них были источниковедение и археография. Крупнейшими историками XIX столетия были: Николай Михайлович Карамзин («История государства Российского», в 12 томах), Сергей Михайлович Соловьев («История России с древнейших времен», 29 томов), Николай Иванович Костомаров («Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей» и др.), Василий Осипович Ключевский («Курс русской истории»), Сергей Федорович Платонов («Лекции по русской истории»). В XIX в. зародилась «русская школа» историков.
Восточные славяне в древности (VI–IX вв.)
в VI–VII вв. древние славяне разделились на три группы: 1) южные; 2) западные и 3) восточные славяне. восточные славяне селились вдоль рек и вокруг озер от Днепра до Оки и оз. Ильмень на северо-западе. Известно до 15 восточнославянских союзов племен (вольняне, поляне, древляне, дреговичи и др.) восточные славяне были язычниками. Проповедниками языческой религии были волхвы. Это было традиционное аграрное (земледельческое) общество. славяне знали ремесла. Более развита была внешняя торговля,— в ней были заинтересованы феодалы. главный торговый путь «из варяг в греки» проходил по Днепру от Балтийского в Черное море (на Константинопольские рынки). На торговых путях по берегам рек возникали города. Вместе с зависимыми от них селами они образовывали волости, или княжества. Князь собирал дань с жителей окрестных княжеств и племен, уходя с дружиной в полюдье (обходил подвластные земли). Позднее дань стали привозить князю (повóз). Города становились центрами государственности.
Образование Древнерусского государства. Суть норманнской теории
Древняя русская летопись «Повесть временных лет» содержит сведения о призвании варягов из-за моря на русское княжение. В 862 г. новгородцы, переживавшие постоянные распри, пригласили из-за Варяжского (Балтийского) моря князя Рюрика, с ним были два его брата — Синеус и Трýвор. Прибывшие с ними варяги Аскольд и Дир захватили Киев. варяги основали две самодержавные области: Рюрик — на севере (Новгород), Аскольд и Дир — на юге (Киев). После смерти Рюрика князь Олег в 882 г. совершает поход на Киев, убивает Аскольда и Дира и захватывает город. он объединяет Новгород и Киев под своей властью и провозглашает Киев столицей Киевской Руси. С призванием варягов связана т. н. «норманнская теория», выдвинутая в 30–60‑х гг. XVIII в. немецкими учеными Байером, Миллером и Шлёцером, работавшими в Петербургской Академии наук. Согласно этой теории: 1) государство славян привнесено извне (варягами); 2) славяне будто бы нуждаются в руководстве и управлении. Против этой теории выступали Ломоносов, Белинский, Добролюбов, историк Костомаров и др. Некоторые историки поддерживали ее. Современная историография отвергает т. н. «норманнскую теорию» как несостоятельную, не отрицая самого факта призвания варягов и правления Рюрика. Государство — всегда результат внутреннего, самостоятельного развития. Таким государством и была Киевская Русь. Киевская Русь. Первые русские князья
Киевская Русь — первое устойчивое государство восточных славян — была одна из крупнейших держав средневековой Европы. Это раннефеодальная монархия с князем во главе. Социально-политическую структуру общества составляли два основных сословия — феодалы и смерды. Смерды делились на свободных общинников-земледельцев (платили дань) и зависимое население ( закупы, рядовичи, изгои, пущенники, холопы (рабы) ) под общим названием челядь. Кроме того, в состав киевского населения входили купцы, мелкие торговцы и ремесленники. В истории Киевской Руси выделяют три периода: 1) становления (кон. IX – кон. X в.); 2) укрепления и расцвета (кон. X – сер. XI в.) и 3) распада (вторая пол. XI – первая треть XII в.). Первый период (становления) в первое столетие существования Киевского государства связан с именами первых князей. Это Рюрик (862–879), Олег (879–912), сын Рюрика — Игорь (912–945), вдова Игоря — Ольга (945–957 или 964), их сын — Святослав (957 или 964–972). Второй период (укрепления и расцвета) Киевской Руси приходится на годы княжения сына последнего — Владимира I Святославича (980–1015) и его сына — Ярослава Мудрого (1019–1054). Третий период (распада) Древнерусского (Киевского) государства наступает после смерти Ярослава Мудрого. Он разделил Русскую землю между 5 сыновьями. Вскоре между ними и их наследниками начались междоусобные войны, которые длились около 80 лет и привели к образованию самостоятельных княжеств. При Владимире Мономахе (1113–1125) и его сыне Мстиславе Владимировиче (1125–1132) наметилось временное восстановление единства Древнерусского государства. Но после смерти Мстислава (1132) борьба за Киевский престол и кровавые междоусобицы продолжились. Таким образом, во второй половине XI в. (после смерти Ярослава Мудрого) наметился, а во второй трети XII в. (после смерти Мстислава) наступил распад Киевской Руси.
Принятие христианства на Руси
В конце X в. князь Владимир провел две религиозные реформы. 1. В 980 г. языческие божества основных племен и земель были объединены в единый пантеон (совокупность богов данной религии) во главе с Перуном-громовержцем. Но Русь по-прежнему оставалась в ряду варварских стран. 2. в 988–989 гг. он провел вторуюреформу: в качестве государственной религии было введено православное христианство (из Византии). Крещение Руси и создание церковной организации способствовали: · объединению племен и земель · укреплению княжеской власти (один бог на небе, один князь на земле) · распространению византийской культуры на Руси · повышению международного престижа страны.
Русские земли в период Государственной раздробленности
После распада Киевской руси оформилась система удельных княжеств, начался период феодальной раздробленности, который продлился более трех с половиной столетий (XII–XV вв.). возрастало дробление земель: в XII в. было 15 удельных княжеств, в XIII в.— около 50, в XIV в.— 250 княжеств. Наиболее крупными среди них были: Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская феодальная республика и др. постоянные междоусобные войны истощали хозяйственные ресурсы и способствовали ослаблению обороноспособности страны накануне монголо-татарского вторжения. Схожий период пережили и другие страны Европы (Англия, Франция, Германия).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 3890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.190 (0.01 с.) |