М.А. Немчанинова, Н.В. Дербас 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М.А. Немчанинова, Н.В. Дербас



М.А. Немчанинова, Н.В. Дербас

 

 

Программы организации практик

Методическое пособие для студентов специальности 080105

«Финансы и кредит»

 

Хабаровск

Издательство ДВГУПС


УДК 336 (075.8)

ББК У 26 я 73

Н 508

 

 

Рецензент: кандидат экономических наук, доцент Е.В. Зверева

 

Немчанинова, М.А.

Н 508………………Программа организации практик: метод. пособие / М.А. Немчанинова, Н.В. Дербас. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – с. 52.

 

 

В методическое пособие соответствует ГОС ВПО направления подготовки дипломированных специалистов 080100 «Экономика» специальности 080105 «Финансы и кредит».

Даны основные требования и рекомендации по организации практик, подготовке, оформлению и защите отчетов по ознакомительной, экономико-управленческой, финансово-экономической и преддипломной практике.

Предназначено для студентов 2-5 курсов дневной и заочной формы обучения Дальневосточного государственного университета путей сообщения по специальности 080105 «Финансы и кредит».


ВВЕДЕНИЕ

 

Управление современным предприятием только тогда может быть действительно успешным, когда уделяется должное внимание финансам. Это оказывается практически возможным при наличии разносторонне подготовленных финансовых специалистов, которые способны проводить общий финансовый анализ и планирование на предприятии, эффективно управлять налоговой и инвестиционной деятельностью, осуществлять поиск финансовых ресурсов, а также текущее и стратегическое управление денежными потоками.

В подготовке таких разносторонних специалистов существенное место отводится практике. В последние годы программа студенческих практик претерпела значительные изменения. Новые требования к работникам финансово-экономических служб определили структуру методического пособия.

Основными задачами студенческих практик являются:

– закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения в университете, путем самостоятельного творческого выполнения задач, поставленных программой практики;

– выработка умения пользоваться полученными знаниями для решения конкретных финансово-экономических задач, в частности, приобретение практических навыков профессии финансист, необходимых для последующей деятельности.

– приобретение новых, возможно смежных, профессий и знакомство с опытом руководства коллективом.

Решая сложные задачи не только по обучению, но и по воспитанию студентов практика сама нуждается в серьезной и вдумчивой организации. Вопросы содержания практик, оформление отчетов и дневников, ответственности сторон отражены в данном методическом пособии.

Очевидно, что предложенное методическое пособие являются очередным этапом в формировании учебно-методического комплекса «Программа организации практик». В пособии изложены вопросы проведения ознакомительной, экономико-управленческой, финансово-экономической и преддипломной практик.

Предлагаемое вниманию методическое пособие «Программа организации практик» нацелено на применение полученных теоретических знаний, для решения практических задач, на самостоятельное выполнение расчетов по формированию финансовых показателей и их оценку.

Авторы надеются, что успешное прохождение практики поможет в будущей реальной деятельности студентов, даст возможность лучше понять современные технологии управления финансами.

 


Методические указания по организации практик

 

Общие положения

Практика студентов организуется кафедрой «Финансы и кредит». Основной целью практик является закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения в университете, путем самостоятельного творческого выполнения задач, поставленных программой практики. В результате у студентов вырабатывается умение пользоваться полученными знаниями для решения важных экономических задач, в частности, приобретение практических навыков по направлению «Финансовый менеджер», «Специалист оценки собственности», «Специалист рынка ценных бумаг и биржевого дела».

Направления специализации необходимы для последующей профессиональной деятельности. Студенты изучают опыт работы предприятий, собирают необходимый материал для подготовки дипломной работы.

В результате всех практик студент должен изучить одну или две экономические профессии, а также ознакомиться с опытом руководства рабочим коллективом.

Для руководства практикой выделяются руководители из числа наиболее опытных и квалифицированных работников. Методическое руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры.

В состав руководства включены программы ознакомительной (учебно-производственной), производственной (экономико-управленческой), финансово-экономической и преддипломной практик, которые являются основой для составления рабочих программ применительно к конкретным базам практики.

В задачу организации практики включаются:

– подготовительные работы по изучению основной деятельности экономических и финансовых служб;

– выбор направлений практики;

– ознакомление с управленческими и финансовыми структурами предприятий;

– знакомство с функциональными обязанностями работников;

– сбор, обобщение и анализ материалов в соответствии с индивидуальным заданием, определяемым конкретным местом прохождения практики по согласованию сторон;

– овладение навыками работы на конкретном рабочем месте;

– подготовка рабочих программ и методических пособий;

– заключение дополнительных договоров университета с экономическими отделами предприятий и организаций.

Перед началом каждой практики приказом по вузу утверждаются сроки, и базы практики, дается распределение студентов и назначение руководителей по базам практики.

Все виды практик проводятся на предприятиях финансово-промышленных групп, холдингах, промышленных предприятиях или их подразделениях, инвестиционных фондах (компаниях), предприятиях малого бизнеса, банках, страховых компаниях, биржах, бюджетных организациях, коммерческих организациях, совместных предприятиях, иностранных организациях.

На предприятиях руководство практикой студентов осуществляют опытные экономисты.

Общее руководство по организации проведения производственных практик в вузе осуществляет заведующий выпускаемой кафедры, на предприятиях – начальники экономических отделов.

Для более широкого ознакомления студентов с экономической, управленческой и финансовой деятельностью, а также в целях расширения кругозора выпускников, ознакомительную, производственную, финансово-экономическую и преддипломную практики следует проводить на разных предприятиях.

Основой проведения практики является календарно-тематический план, который составляется по месту прохождения практики для каждого студента (группы студентов), студенты проходят инструктаж по технике безопасности знакомятся с режимом работы и правилами внутреннего распорядка предприятия.

Досрочное освобождение студентов от практики не разрешается.

Студенты ведут дневник практики, в котором отражаются все выполняемые работы. По окончании практики студенты составляют отчет о проделанной работе.

 

Порядок проведения практики

 

В первый день практики, приказом руководителя предприятия, студенты должны быть оформлены как практиканты и им должен быть назначен руководитель от предприятия из числа высококвалифицированных специалистов.

Каждая практика должна начинаться с ознакомления студентов с работой предприятия: с получения общих сведений о предприятии и производственной экскурсии. Студенты изучают схему учета предприятия, затем их распределяют на то или иное рабочее место.

Подбор мест работы и последовательность их прохождения определяется совместно с представителями вуза и базового предприятия с таким расчетом, чтобы студент мог получить целостное представление о технологической цели предприятия и его организационно-управленческом обеспечении. На каждом рабочем месте студент должен получить собственное представление о работе и его связи с другими звеньями технологической цепи.

Руководители практики от предприятия или соответствующие подразделения проводят беседы по вопросам обеспечения безопасности до начала практики. Доводят до сведения студента все нормативные виды инструктажа и обучения на предприятии.

В ходе практики студент в дневнике ведёт записи в форме описательной деятельности на определенном месте, чертит схемы и т.д. В конце практики студент использует свои записи для собственной общей характеристики деятельности предприятия и составления отчета о практике.

На основании дневника студент самостоятельно, непосредственно на предприятии, составляет отчет о практике и сдает его руководителю практики от предприятия за 5 дней до окончания практики для отзыва.

Отчет о практике и все приложения к нему просматриваются руководителем практики от предприятия, который даёт отзыв о них с оценкой работы практиканта.

Подпись руководителя практики удостоверяется печатью предприятия.

 

Содержание отчета по практике

 

Отчет по практике является основным документом, характеризующим работу студента во время практики. Отчет составляется в соответствии с программой практики, он окончательно оформляется за 2-4 дня до завершения практики. Объем отчета должен быть не менее 25 страниц рукописного или 20 страниц печатного текста.

В отчете обязательно должен быть раздел «Выводы», который содержит собственные суждения студента об организации практики, результатах решения поставленных перед ним задач, а также предложения по организации, объему, усовершенствованию экономической, финансовой, бухгалтерской работы предприятия и т.п.

Описания должны быть сжатыми, ясными и сопровождаться цифровыми данными, схемами, графиками. Титульный лист отчета оформляется по установленной единой форме. На титульном листе отчета указывается министерство, наименование вуза, факультета, кафедры, наименование практики, место ее проведения, фамилия, имя, отчество студента, номер группы, фамилии руководителей практики от университета и предприятия и год составления отчета. За титульным листом в отчёте помещается отзыв руководителя от предприятия, заверенный печатью, затем оглавление.

Текстовая часть отчёта оформляется в соответствии с ГОСТом. Страницы не обводятся в рамках, поля не отделяются чертой. Размеры полей левого – 35 мм, правого -10-15 мм, верхнего - 25 и ниж­него 20 мм. Нумерация страниц отчета сквозная от титульного до пос­леднего листа приложений. Номер страницы ставят в верхнем правом углу и не обводят рамкой. Страницы, занятые таблицами и иллюстрациями, включают в сквозную нумерацию.

Разделы отчета нумеруют арабскими цифрами в пределах всего отчета. Наименования разделов должны быть краткими и выделяться на фоне текста в виде заголовка. Переносы слов в заголовке не допускаются. Строка текста начинается на 15 мм ниже названия раздела.

Цифровой материал необходимо оформить в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь номер и тематическое название. Таблицу следует помещать после первого упоминания о ней в тексте.

Рисунки нумеруют в пределах раздела (например, «Рис.4.2»). Под рисунком обязательно помещают подпись, раскрывающую его смысл.

Приложения оформляют как продолжение отчета. В приложениях помещают формы отчетности, технологические карты и другие материалы. Приложения нумерует арабскими цифрами, а ниже слова "Приложение...", расположенного справа, помещают название приложения, которое именуют, как и заглавие раздела и приводят в оглавлении.

Отчет проверяется руководителем практики от предприятия, который дает письменный отзыв о работе с оценкой её по 5 - балльной системе. Отзыв руководителя практики от предприятия обязательно заверяется печатью.

В процессе прохождения практики студенты изучают работу предприятий по направлениям, определяемым руководителями практики.

Отчет по практике составляется каждым студентом. В отчете освещается вся выполненная работа.

Отчет по практике должен представлять полную характеристику работы студента. В начале отчета дается краткая характеристика предприятия и выполняемой студентом работы. Далее студент указывает в каких подразделениях и службах проходил практику, и дает краткую характеристику изученных вопросов.

Отчет о выполненной работе студентом составляется в последовательности, предусмотренной программой практики. Отчет должен отражать только самостоятельно выполненную в период практики работу. В тех случаях, когда по независящим от студента причинам не представилось возможным практически осуществить отдельные вопросы программы, не следует в отчете описывать инструктивные указания по ним, достаточно объяснить причины, в силу которых нельзя было изучить данный вопрос. Отчет не должен содержать незаполненных форм документации. Все формы должны быть заполнены, и студент должен ориентироваться в цифрах документов.

Работа по составлению отчетов проводится систематически, на протяжении всего периода практики. После завершения работы по той или иной теме студент обрабатывает накопленный материал, последовательно излагает его и представляет на проверку руководителю практики, окончательно оформляет отчет.

 

Подведение итогов практики

 

По мере прохождения практики студенты составляют отчет о выполнении программы. Отчет по каждому разделу программы представляется руководителю практики для проверки. В отчете о практике отражается полная характеристика работы студента на предприятии. Отчет должен содержать краткую пояснительную записку, в которой излагаются вопросы, изучаемые студентом по программе практики. К пояснительной записке прилагаются необходимые расчеты, выполненные самостоятельно.

В отчете отражается фактически проделанная работа с указанием действующего инструктивного материала, включением материалов, собранных и обработанных по индивидуальному заданию. Отчет представляется на листах формата А-4 с соблюдением ГОСТа [1]. Объем отчета не должен превышать 30 страниц рукописного текста. Отчет должен быть написан разборчивым почерком или отпечатан, страницы отчета пронумерованы. Допускаются только общепринятые сокращения. Обложка отчета оформляется титульным листом установленного образца (прил. 2-4).

При оформлении отчета по практике его материалы располагаются в следующей последовательности:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение; основная часть; заключение.

4. Список литературы.

5. Приложения.

Оглавление (содержание) представляет собой перечень приведенных в отчете разделов и тем, с указанием страниц. Введение включает краткую характеристику предприятия, выпускаемой им продукции и задачи, стоящие перед предприятием на современном этапе. Основная часть содержит отчет о конкретно выполненной студентами работе во время практики. Содержание этого раздела должно соответствовать требованиям, предъявляемым к отчету программой практики и индивидуальным заданием в соответствии со спецификой подготовки специалиста. В заключении студент делает свои выводы и вносит предложения по совершенствованию организации производства и труда, системы планирования, управления и анализа. Список литературы должен содержать перечень использованных при написании отчета источников, включая нормативные материалы и методические указания. Приложения оформляют как продолжение отчета, на последних страницах, располагая в порядке ссылок в тексте.

Кроме основных задач практики студенты выполняют индивидуальное задание. Индивидуальное задание содержит конкретные вопросы производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, которые разрабатываются студентом детально и имеют научно-исследовательский характер или связаны с изучением проблем будущей дипломной работы. Индивидуальное задание выдается кафедрой «Финансы и кредит», а также может быть выдано руководителем практики от предприятия.

По окончании практики студент должен представить руководителю практики от университета:

– дневник по практике;

– отчет о выполнении программы практики, проверенный и заверенный руководителем практики от предприятия, при этом отметка о проверке делается на титульном листе отчета и заверяется печатью предприятия;

– утвержденный календарно-тематический план;

– календарный график прохождения практики (прил. 5);

– характеристику, подписанную руководителем практики от предприятия (организации) и заверенную печатью (прил. 6).

Основные критерии оценки практики:

1. Деловая активность студента в процессе практики.

2. Производственная дисциплина студента.

3. Устные ответы студента при сдаче зачёта.

4. Количество выполненного индивидуального задания.

5. Качество работы по дублированию экономиста, финансиста, бухгалтера (на экономико-управленческой, финансово-экономической и преддипломной практиках).

6. Качество выполненного отчёта о практике.

После представления всех указанных документов студент защищает отчет на кафедре. Результаты практики оцениваются комиссией по четырехбальной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Не выполнение программы практики, получение неудовлетворительной оценки при защите отчета является основанием для направления на практику вторично в особо оговариваемые сроки, а в отдельных случаях – основанием для исключения из университета.

Подведение итогов производственной практики проводится на заседаниях кафедры, советах факультетов и учебно-методических конференциях.


Цели и задачи практики

 

На ознакомительную (учебно-производственную) практику студенты направляются по окончании 2-го курса. Она заключается в ознакомлении с финансово-экономическими подразделениями и учреждениями, технологией их работы, документооборотом, используемой техникой и программным обеспечением. Студенты впервые попадают в обстановку действующего предприятия и поэтому чрезвычайно важно ознакомить их с особенностями функционирования предприятия как единого целого.

Ознакомительная (учебно-производственная) практика используется для закрепления знаний и получения практических навыков по курсам «Экономическая теория», «Экономика», «Менеджмент», а также для получения сведений, необходимых для лучшего усвоения последующих курсов, таких как «Финансы», «Банковское дело», «Инвестиционная стратегия» и т.д.

Содержание и порядок прохождения ознакомительной практики

 

После завершения оформления необходимых документов студенты совместно с руководителями от института и предприятия совершают экскурсию по предприятию с целью общего ознакомления. Во время экскурсии по предприятию и отдельным цехам студенты-практиканты знакомятся с общими принципами организации производства, с назначением и работой основных и вспомогательных цехов, со схемой движения сырья, полупродуктов и готовых продуктов, а также с административной схемой управления и ролью административных отделов и служб. Осмотру предприятия должна предшествовать беседа со студентами одного из ответственных работников, в которой должны быть изложены основные исторические сведения о предприятии, важнейшие показатели его работы, особенности структуры и организации производства, связь с другими предприятиями.

В дальнейшем вся академическая группа разбивается на бригады, распределяется по экономическим подразделениям, в которых студенты знакомятся с основными учетными процессами, на примере конкретных производств, с техническими средствами автоматизации учета и вычислительной техникой. Ознакомление с другими участками учета, не представленными на месте основной практики студента, проводится в экскурсионном порядке.

 

2.3 Изучение основных процессов функционирования финансов на примере конкретных предприятий

 

При ознакомлении с работой какого-либо конкретного предприятия особое внимание студентов должно быть обращено на:

– правила внутреннего распорядка предприятия, нормы корпоративной этики, регламенты и т.д.;

– организацию бухгалтерского, финансового и налогового учета;

– взаимосвязь между производственными, административными и учетными подразделениями предприятия;

– деятельность основных экономических работников: кассиров, бухгалтеров, экономистов, финансистов и т.д.;

– назначение и использование средств вычислительной техники в различных экономических подразделениях предприятия.

По указанию руководителя практики студенты должны принимать непосредственное участие в проведении ревизий, проверок, особенно во время сдачи отчетности предприятием.

 

2.4 Индивидуальное задание

 

При выполнении индивидуального задания студент должен продемонстрировать умение применять на практике полученные в институте знания.

В качестве примерных индивидуальных заданий могут быть:

а) составление кредитного договора;

б) составление договора страхования;

в) оформление бухгалтерских документов;

г) изучение программных продуктов, используемых на предприятии.

 

Содержание отчета

 

1. Введение.

2. Краткая история предприятиям его краткое описание (основные цеха или участки, их взаимосвязь, выпускаемая продукция).

3. Краткое описание экономического подразделения в котором студент проходил практику (составные части бухгалтерии или финансовой службы, характер работы, документооборот, формируемые отчеты и т.д.).

4. Работа, выполненная по индивидуальному заданию.

5. Экскурсия на другие предприятия.

6. Заключение

7. Список использованных источников.

Основные положения практики

Цель практики. Экономико-управленческая практика должна способствовать получению представления о деятельности экономических, кредитных и финансовых отделов и учреждений.

Задачи практики. В процессе прохождения практики студенты должны:

1) ознакомиться с деятельностью отдела или учреждения, его структурой;

2) ознакомиться с законодательной и нормативной базой по экономиическим и финансовым вопросам;

3) изучить основные формы финансовой отчетности;

4) ознакомиться с функциональными обязанностями на рабочих местах в нескольких подразделениях (по возможности);

5) овладеть автоматизированными программами, применяемыми на предприятии;

6) изучить новые подходы и методики анализа;

7) принять участие в подготовке аналитических отчетов и в осуществлении конкретных сделок (по возможности);

8) осуществить практические расчеты по конкретной теме.
На протяжении всей практики студент находится в учреждении ежедневно в соответствии с режимом работы учреждения, соблюдая все правила внутреннего распорядка.

По окончании практики студентом должен быть представлен отчет по практике, подписанный руководителем практики от учреждения и руководителем практики от Университета.

База практики. Базами прохождения практики являются подразделения коммерческих банков, инвестиционных компаний и фондов, бухгалтерские и финансовые отделы различных предприятий, подразделения Госкомстата и прочие.

На протяжении всей практики студент должен находиться в учреждении ежедневно в соответствии с режимом работы учреждения, соблюдая правила внутреннего распорядка.

Допускается прохождение практики индивидуально. Для этого студент должен представить на кафедру письмо от организации (подписанное руководителем предприятия) о предоставлении возможности прохождения практики.

Задачами производственной практики является:

– закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин экономико-управленческого цикла;

– знакомство с деятельностью экономико-управленческих подразделений организации;

– глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования;

– изучение навыков принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия;

– описание наиболее общих, ключевых характеристик анализируемого объекта.

Руководство практикой. Руководство практикой осуществляют как руководители подразделений по месту прохождения практики, так и преподаватели кафедры «Финансы и кредит».

Практика проводится в 6-м семестре в течение двух недель.

Форма итогового контроля. По окончании практики студентом должен быть представлен отчет по практике, подписанный руководителем практики от учреждения и руководителем практики от Университета. Отчет должен включать в себя следующие разделы:

1. описание деятельности структуры организации базы прохождения практики;

2. справочный материал (при необходимости), характеризующий предприятия базы практики;

3. результаты выполнения индивидуального задания по анализу конкретных проблем.

При этом в зависимости от базы практики результаты могут быть различны: от ознакомления с отчетами и результатами деятельности предприятия до овладения методики анализа и проведения самостоятельных расчетов по конкретным операциям.

Так, при прохождении практики в коммерческих банках результатами прохождения практики считается: ознакомление с основными формами отчетности кредитных учреждений, изучение законодательной базы и инструкций ЦБ, осуществление расчетов по оценке показателей ликвидности и достаточности капитала и др.;

При прохождении практики в различных финансовых компаниях – ознакомление с методикой составления бизнес-плана, изучение деятельности какого-то подразделения (бухгалтерии, экономического отдела и др.).

Результаты практики оцениваются комиссией по четырехбальной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Не выполнение программы практики, получение неудовлетворительной оценки при защите отчета является основанием для направления на практику вторично в особо оговариваемые сроки, а в отдельных случаях – основанием для исключения из университета.

При прохождении практики по индивидуальному графику, студенты представляют отчет, подписанный одним из руководителей предприятия.

3.2 Календарно-тематический план производственной практики

 

В процессе прохождения производственной практики студенты изучают организацию деятельности предприятия; задачи работников предприятия; правовые основы деятельности, содержание основных видов деятельности предприятия, бухгалтерскую и финансовую отчетность предприятия.

Рекомендованный календарно-тематический план производственной (экономико-управленческой) практики представлен в табл. 1.

 

Таблица 1

Календарно-тематический план производственной практики

№ п/п Наименование темы Количество дней
  Общая характеристика предприятия  
  Организационная и управленческая структура предприятия  
  Объемные и качественные показатели предприятия  
  Основные и оборотные средства предприятия  
  Характеристика трудовых ресурсов по численности, категориям работников  
  Производительность труда на предприятии  
  Оплата труда на предприятии, характеристика системы премирования  
  Затраты и себестоимость на предприятии  
  Итого (рабочих дней)  

Содержание производственной практики

1. Общая характеристика предприятия. Студент должен ознакомиться с общей характеристикой предприятия:

– полное наименование предприятия;

– формой собственности;

– производственной и организационной структурами;

– видами деятельности;

– применяемые методы обслуживания клиентов;

– характеристика поставщиков.

2.Организационная и управленческая структура предприятия. Студенту следует ознакомиться:

– с уставом предприятия;

– свидетельствами о государственной регистрации предприятия.

3. Объемные и качественные показатели предприятия. По данному разделу студенту необходимо проанализировать:

– баланс предприятия в динамике;

– структуру объемных и качественных показателей в динамике;

– систему показателей рентабельности, характеризующих эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и затрат.

4. Основные и оборотные средства предприятия. Студенту следует в данном разделе рассмотреть:

– баланс предприятия, с приложениями;

– первичные документы по учету основных и оборотных средств.

5. Характеристика трудовых ресурсов по численности, категориям работников. При изучении данного раздела студент должен:

– изучить значение, задачи, информационное обеспечение анализа и планирования трудовых ресурсов на предприятии;

– провести анализ численности работников за отчетный год, их динамику;

– определение плановой потребности в работниках предприятия на предстоящий период времени.

6. Производительность труда на предприятии. Студенту необходимо провести:

– анализ показателей эффективности использования затрат живого труда за отчетный год и в динамике;

– подсчет неиспользованных возможностей для роста эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии.

7. Оплата труда на предприятии, характеристика системы премирования. По данному разделу студенту следует провести анализ:

– коллективного договора и тарифного соглашения;

– системы оплаты труда на предприятии;

– системы премирования и ее стимулирующей роли;

– фонда оплаты труда за отчетный год;

– важных факторов, влияющих на рост или снижение заработной платы по сравнению с планом и в динамике;

– планирования фонда оплаты труда на будущий год.

8. Затраты и себестоимость на предприятии. При прохождении практики по данному разделу студент изучает:

– выполнение плана по себестоимости;

– влияние внутренних и внешних факторов на рост или снижение себестоимости;

– причины, приведшие к росту или снижению затрат;

– структуру деления затрат на постоянные и переменные расходы;

– налоги и сборы, относимые предприятием на себестоимость.

 

Содержание финансово-экономической практики

1. Организационная структура предприятия. Студент должен ознакомиться с общей характеристикой предприятия:

– размером уставного капитала;

– числом учредителей;

– основным направлением деятельности на финансовом рынке;

– дать характеристику персонала предприятия.

2. Система управления предприятием. Студент должен ознакомиться с системой управления предприятием:

– организационной и функциональной структурой;

– современными методами управления персоналом, используемые на данном предприятии;

– организацией социально-психологической работы.

3. Виды деятельности и характер работы на предприятии. Студенту следует в данном разделе рассмотреть:

– характеристику видов работ и продукции предприятия;

– характер технологического процесса и техническую вооруженность предприятия.

4. Характеристика организации маркетинговой работы. При прохождении практики по данному разделу студент изучает:

– оценку спроса на продукцию;

– организацию сбыта продукции (по основному или вспомогательному производству).

5. Планирование экономических показателей работы. По данному разделу студенту необходимо проанализировать:

– показатели объема и качества продукции, их структура, динамика, порядок разработки;

– затраты производства, их структура, методы расчета и расчет себестоимости продукции;

– показатели использования трудовых ресурсов: планирование численности, формы и системы оплаты труда, организация заработной платы и системы материального стимулирования работников предприятия;

– финансовые показатели.

6. Анализ хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. При изучении данного раздела студент должен провести:

– анализ формирования доходов предприятия;

– анализ расходов предприятия по их структуре;

– анализ формирования и использования прибыли предприятия (или причин убытков), оценка недоиспользованных резервов по росту прибыли;

– общий анализ финансового состояния предприятия по показателям бухгалтерского баланса – ликвидность, платежеспособность и другие;

– анализ движения финансовых средств предприятия.

7. Основные фонды и капитальные вложения. Студенту необходимо охарактеризовать:

– оценку основных фондов по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости;

– способы начисления амортизационных отчислений;

– показатели эффективности использования основных фондов;

– влияние средней стоимости основных фондов и фондоотдачи на объем выручки предприятия;

– капитальные вложения и источники их формирования.

8. Налоги и сборы, уплачиваемые предприятием. По данному разделу студенту следует проанализировать:

– структуру (федеральную, территориальную, местную) уплачиваемых предприятием налогов;

– механизм начисления и уплаты в бюджет, уплачиваемых предприятием налогов и сборов за отчетный период;

– организацию налогового учета на предприятии;

– виды налогов, уплачиваемых предприятием, механизм их расчета и источники уплаты;

– влияние налогов и сборов на финансовые результаты предприятия за отчетный год.

9. Финансовые риски. При прохождении практики по данному разделу студент изучает:

– виды рисков и их влияние на деятельность предприятия;

– реальные способы снижения рисков.

По результатам изучения работы предприятия студент должен сделать выводы и рекомендации по вопросам:

– совершенствования системы управления предприятием;

– организации управления трудовыми ресурсами предприятия;

– организации маркетинговой работы на предприятии;

– капитальных вложений: источники формирования и показатели эффективности;

– формирования доходов и расходов предприятия;

– распределения и использования прибыли.

Требования к отчету о финансово-экономической практике

 

Отчет о практике – основной документ, характеризующий работу студента во время практики. Объем отчета – не менее 30 страниц (без списка использованной литературы и приложений). Текст отчета должен быть отредактирован и напечатан аналогично требованиям, предъявленным выше.

Структура отчета:

– титульный лист с подписью руководителя практики от организации и печатью;

– справка о прохождении практики;

– содержание;

– текстовая часть;

– список использованных источников;

– приложения.

Текстовая часть включает введение, 3 главы (в соответствии с разделами практики), которые допускается разбивать на отдельные параграфы, заключение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.197 с.)