Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация правоотношений

В зависимости от предмета отраслевого регулирования все правоотношения можно разделить на

конституционно-правовые

гражданско-правовые

уголовно-правовые

административно-правовые

другие.

Состав правоотношения

Состав правоотношения – это его внутреннее строение, необходимый набор элементов, без которого правоотношение не может состояться.

В состав правоотношения входят 3 элемента:

- субъект правоотношения

- объект правоотношения

- содержание правоотношения.

Субъекты правоотношений – это лица-участники правовых отношений, связанные между собой субъективными правами и юридическими обязанностями.
Субъект права - это лицо, обладающее правосубъектностью.

Правосубъектность - это правовое качество лица, определяющее его юридическую возможность и фактическую способность осуществлять юридически значимое поведение (т.е. действия с правовыми последствиями).

Правосубъектность включает в себя следующие элементы:

правоспособность - способность лица иметь субъективные права и нести юридические обязанности;

дееспособность - способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и нести обязанности.

Иногда отдельно выделяют такую разновидность дееспособности как деликтоспособность - способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Менее распространенным является выделение сделкоспособности как разновидности гражданско-правовой дееспособности, предполагающую способность вступать во все незапрещенные гражданским законодательством сделки.

Для физических лиц правоспособность возникает с момента рождения и прекращается в момент смерти. Никто не может быть ограничен в правоспособности, кроме как на основании федерального закона.
Для юридических лиц право- и дееспособность совпадают во времени и по объему. Праводееспособность юридических лиц возникает с момента их регистрации в качестве юридического лица и прекращается в момент ликвидации.

§ полная дееспособность - наступает с 18-летнего возраста; означает, что лицо может самостоятельно совершать все юридически значимые действия, приобретать своими собственными действиями субъективные права и нести юридические обязанности.

§ неполная (частичная дееспособность) - это дееспособность лиц, не достигших 18-летнего возраста. В зависимости от полноты она подразделяется на два вида:

Дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет - эти лица могут совершать определенные юридически значимые действия с согласия родителей (законных представителей).

§ Ограниченная дееспособность - в судебном порядке ограничивается дееспособность лиц, злоупотребляющих алкогольными, токсическими или наркотическими веществами и ставящие тем самым свою семью в тяжелое материальное положение. Таким лицам назначается попечитель, с согласия которого ограниченные в дееспособности граждане совершают все юридически значимые действия. Ограничение дееспособности является временной мерой и может быть отменено при отпадении вызвавших его обстоятельств.

§ Недееспособность (лишение дееспособности) - в судебном порядке лица, которые в силу душевной болезни или стойкого психического расстройства не способны осознавать характера своих действий и руководить ими, признаются недееспособными. Самостоятельно недееспособные лица не могут совершать никаких юридически значимых действий (в том числе и вступать в брак). Указанным лицам назначается опекун, который совершает за них все юридически значимые действия.

§ Для того, чтобы стать субъектом правоотношения, необходимо обладать соответствующими право- и дееспособностью.

§ Различают 3 вида правосубъектности:

1.Общая - это способность лица быть субъектом права вообще, возможность иметь любые права и обязанности, предусмотренные законодательством;

2. Отраслевая - это способность лица быть субъектом той или иной отрасли права, возможность приобретать права и обязанности в тех или иных отраслях (например, с 16-летнего возраста лицо может стать участником трудовых отношений; с 16-летнего (а в некоторых случаях - с 14-летнего) возраста наступает уголовно-правовая правосубъектность и т.д.);

3. Специальная - это способность лица быть участником конкретного правоотношения, для чего необходимо соответствовать определенным дополнительным требованиям (например, судьей может быть только человек с высшим юридическим образованием, достигший определенного возраста (25 лет) и имеющий стаж работы по специальности).

Виды субъектов права:

Индивидуальные субъекты

Коллективные субъекты

Государство и государственные образования.

Индивидуальные субъекты - это физические лица. К ним относятсяэ граждане государства,

иностранцы,

лица без гражданства (апатриды),

лица с двойным гражданством (бипатриды).

Правосубъектность коллективных субъектов права выражается в их компетенции. Компетенция - это объем полномочий, совокупность прав и обязанностей любого коллективного субъекта права.

Коллективные субъекты права выступают субъектами правоотношений в следующих случаях:

реализуя свои властные полномочия,

участвуя в социально-политической жизни общества и государства,

осуществляя хозяйственную и имущественную деятельность.

Основным видом коллективных субъектов права являются юридические лица.

Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлятть имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Государственные органы как субъекты права характеризуются наличием властных полномочий и компетенции, они участвуют в правоотношениях любого типа, если необходимо проявить властные полномочия.

Государство и государственные образования.

Государство в целом выступает как специфический субъект права в международно-правовых, конституционно-правовых, уголовно-правовых, гражданско-правовых (как субъект права государственной собственности, например) отношениях.

Государственные и административно-территориальные образования выступают субъектом права в международно-правовых, государственно-правовых отношениях.

  1. Содержание правоотношения

Различают материальное и юридическое содержание правоотношения.

Под материальным содержанием правоотношения понимается фактическое поведение его участников.

Под юридическим содержанием понимаются взаимные субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения

Т.к. материальное содержание в смысле фактического поведения присутствует в любом общественном отношении, в нем нет никаких специфических юридических характеристик. Поэтому мы будем рассматривать только юридическое содержание правоотношения, которое раскрывает специфику правоотношений по сравнению со всеми иными видами общественных отношений.

Субъективное право - это закрепленная за управомоченным субъектом в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения лица в правоотношении, обеспеченная обязанностями других лиц и гарантированная государством.

Признаки субъективного права:

§ субъективное право закрепляется в диспозиции правовой нормы;

§ представляет собой возможное поведение лица (т.е. этим правом можно воспользоваться, а можно и отказаться);

§ представляет собой меру возможного поведения; это означает, что субъективные права ограничены интересами других лиц и нормами объективного права;

§ обеспечивается юридическими обязанностями других лиц;

§ осуществляется в интересах управомоченного лица (т.е. того, кому принадлежит субъективное право)

С точки зрения своего состава субъективное право состоит из определенных правомочий, т.е. конкретных юридических возможностей. Субъективное право может состоять из одного или нескольких правомочий.

Состав субъективного права (виды правомочий):

§ право на собственные действия, или право действовать;

§ право на чужие действия, т.е. право требовать от других лиц исполнения юридических обязанностей;

§ правопритязание, т.е. право обратиться к компетентному государственному органу за защитой нарушенного права.

Юридическая обязанность - это предписанная нормами права обязанному лицу мера должного поведения в правоотношении, направленная на удовлетворение интересов управомоченного лица.

Признаки юридической обязанности:

· представляет собой должное поведение, т.е. необходимый вариант поведения, отказаться от которого нельзя;

· представляет собой меру должного поведения, т.е. ограничены рамками, установленными нормами права;

· выполняется в интересах управомоченного лица;

· ее исполнение обеспечивается государственным принуждением, т.е. в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязанности наступает юридическая ответственность.

Состав (виды) юридической обязанности:

· обязанность действовать, т.е. обязанность совершить активные положительные действия в пользу управомоченного лица;

· обязанность воздержаться от совершения определенных действий;

· обязанность отвечать за свои действия, т.е. обязанность претерпеть меры государственного принуждения.

Объект правоотношения

Объектом правового отношения является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, - то, по поводу чего возникает правоотношение.

В юридической науке сформировались две концепции объекта правоотношения: монистическая и плюралистическая.

С точки зрения монистической концепции у всех правоотношений имеется единый, общий объект - поведение людей. Эта концепция исходит из того, что только действия, поступки людей подвергаются регулированию правовыми нормами и лишь поведение человека способно реагировать на правовое воздействие

С точки зрения плюралистической концепции у правоотношений существуют разнообразные объекты, объекты правоотношений столь же многообразны, сколь многообразны и регулируемые правом общественные отношения.

Виды объектов правовых отношений

(плюралистический подход)

· продукты материального и духовного творчества людей (средства производства, предметы потребления, вещи, деньги, предметы искусства и т.д.);

· личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация и т.д.);

· действия лиц (например, поведение лица, освобожденного из мест лишения свободы и находящегося под административным надзором);

· результаты действий, т.е. последствия, к которым приводит то или иное действие или бездействие (например, возвращение вычищенной вещи из химчистки, пошив определенного костюма в ателье по индивидуальному заказу).

Юридические факты

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с наличием или отсутствием которых нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Юридические факты являются основанием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений. Однако не любые факты могут рассматриваться в качестве юридических. Юридические факты обладают специфическими признаками, которые и обусловливают их юридическую природу:

· это факты действительности, т.е. обстоятельства, реально, фактически существующие в жизни, то, что имеет место в реальности;

· это факты, на которые указывает норма права, они так или иначе отражены

 

Тема 3: Основы конституционного права.

Лекция 2 часа.

1.Понятие конституционного права

2.Республика Казахстан – демократическое, светское, правовое, социальное государство

3.Высшие органы государственной власти. Президент, Парламент, Правительство, Конституционный Совет, Суд и правосудие, Местные представительные и исполнительные органы.

Каждое государство характеризуется совокупностью черт позволяющих говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе.

Конституционный строй-это определенная форма или определенный способ организации государства, закрепленный в его Конституции.

Согласно ст. 1 Конституции РК «Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы».

Формой правления государства Казахстан является республика. Государственная власть в РК осуществляется избранными народом на определенный срок представительными органами. Казахстан является президентской республикой.

Светский характер государства Казахстан имеет ряд проявлений. Они зафиксированы как в Конституции так и в Законе РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от. 15 января 1992 года. Религиозные объединения отделены от государства. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Никакая религия или религиозные объединения не пользуются никакими преимуществами по отношению друг к другу. Светский характер государства не означает, что оно не контактирует с религиозными объединениями. Они играют важную роль в формировании мировоззрений верующих, поэтому создаются государственные органы по связям с религиозными объединениями.

Демократизм государства выражается а обеспечении в нем народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. По Конституции РК ст. 3 «единственным источником государственной власти является народ». Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам. Принцип идеологического и политического многообразия закреплен в ст. 5 Конституции РК. Не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах и организациях политических партий. Общественные объединения равны перед законом.

Проявлением демократизма в РК является самоуправления, обеспечивающего самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

По территориальному устройству РК является унитарным государством ст.2 Конституции РК, имеющим единую, целостную территорию. Унитарное государство-это слитное (простое) государство, большинство частей которого не имеют статуса государственных образований, а являются единицами административно-территориального деления, которые управляются на основе законов, принимаемых центральными органами. По административно-территориальному устройству территория делится на административно-территориальные единицы: области, районы, аулы (села), аульные (сельские) округа. Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса РК является ее территориальное единство. РК имеет свою территорию, складывающуюся из территорий ее субъектов и включающую в себя сушу, внутренние воды, и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание суверенитета РК.

Суверенитет государства - это самостоятельное и независимое от власти других государств осуществление своих функций на его территории ст.2 Конституции РК. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. Установленные Конституцией ст. 91 унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены.

Государственный язык - это основной язык государства, используемый в законодательстве и официальном делопроизводстве. Согласно ст. 7 Конституции РК государственным языком является казахский язык. В государственных организациях и органах самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана.

К числу основных элементов конституционно-правового статуса РК относится ее право на международные.отношения с иностранными государствами. РК как суверенное государство обладает всей правосубъектностью: заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций, системах коллективной безопасности, региональных союзах.

Важным компонентом конституционного статуса РК являются ее государственные символы - флаг, герб, гимн в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет РК, а также ее столица - Астана.

Тема 4: Основы административного права.

Лекция 1 час.

1.Понятие, предмет и методы административного права.

2.Понятие и виды административного правоотношения.

3.Понятие и виды административного правонарушения.

4.Органы исполнительной власти.

 

1 Понятие, предмет и методы административного права.

Наука административного права - это совокупность взглядов, суждений, представлений о действующем административном праве с его институтами.

Отрасль административного права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере управления.

Учебная дисциплина - систематическое изложение материала, в соответствии с учебным планом.

Существует много отраслей права, они различаются по предмету и методу правового регулирования. Административное право регулирует самый широкий круг общественных отношений. Административным правом регулируются управленческие отношения, трудовые, земельные, финансовые, гражданские и др. Ранее регулировались и уголовные отношения, до момента принятия нового уголовного кодекса.

Классификация административных отношений:

В зависимости от субъектов административных отношений:

1.Отношения между вышестоящими и нижестоящими органами

2.Различными органами неподчинёнными друг другу.

3.Отношения между государственными и негосударственными органами.

4.Органами государственного управления и гражданами

В зависимости от характера отношений:

1.Отношения связанные с непосредственным управлением.

2.Отношения не связанные с непосредственным управлением.

По областям деятельности:

1.В сфере управления народным хозяйством.

2.В сфере социально-культурного строительства.

3.В сфере административно-политического строительства.

Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды

Административно-правовые нормы в системе права предназначены для урегулирования административно-правовых отношений в сфере государственных отношений. Цель такого регулирования заключается в обеспечении должного поведения участников общественных отношений. Благодаря административным нормам возможно эффективное воздействие на различные стороны хозяйственной, социально-культурной и политической жизни. Административно-правовые нормы обеспечивают охрану собственности, природы, общественного порядка и т.д. В юридической литературе существует множество понятий того, что же такое «нормы административного права».

· Нормы административного права - есть установленные компетентными органами, строго определенные, обеспеченные мерами государственного принуждения, правила поведения участников государственного управления.

· Административно правовые нормы - представляют собой определенные правила поведения, которые устанавливаются государством в лице компетентных органов для урегулирования общественных отношений в сфере государственных отношений.

Особенности административно-правовых норм:

1.Применяются в сфере государственного управления.

2.Содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления.

3.Отсутствие конкретных санкций в подавляющем большинстве норм, нормы носят рекомендательный характер.

Виды административно-правовых норм.

В зависимости от юридического содержания:

1.Обязывающие - предписывающие обязательное совершение конкретных действий.

2.Запрещающие - предусматривающие запрет на совершение определенных действий.

3.Уполномочивающие - предусматривают возможность действовать субъекту по своему усмотрению, совершать или воздерживаться от определенных действий.

4.Поощрительные.

В зависимости от субъекта:

1.регулирующие правовое положение органов государственного управления, формы и методы их деятельности

2. закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и общественного аппарата.

3.закрепляющие административно-правовой статус общественных организаций

4.закрепляющие административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства

По предмету:

1.Материальные – определяют содержание прав и обязанностей у конкретных сторон в общественных отношениях.

2.Процессуальные – определяют порядок реализации этих обязанностей и прав.

По юридической силе:

1.Основные - устанавливаются Конституцией или конституционными актами.

2.Производные - устанавливаются подзаконными нормативными актами.

По сфере применения:

1.Общие.

2.Специальные - носят более конкретный характер, регулируют более узкий круг общественных отношений (напр., положение о санитарном надзоре).

3.Исключительные – предназначены для тех сфер, где требуется особая административно-правовая регламентация.

По времени действия:

1.Срочные (чрезвычайные нормы одна из разновидностей срочных).

2.Бессрочные.

По действию в пространстве:

1.Действующие только в РК

2.Действующие за её пределами.

Структура административно-правовой нормы. Большинство административно-правовых норм носят рекомендательный характер. Структура: гипотеза - диспозиция - санкция. Гипотеза - это обстоятельства. Диспозиция - это права и обязанности. Реализация административно-правовых норм происходит стандартно.

2 Понятие, основные черты, виды административно-правовых отношений

Определение: АПО – это общ-ое отн-ие, сложившееся в сфере ГУ, регулируемое нормами АП. Особенности АПО: 1) Это отн-ия, которые построены на принципе «власть (авторитет) – подчинение». Для АПО характерно отсутствие юр-ого равенства сторон. 2) Непременным участником АПО является орган исп.власти или его официальный представитель.

Структура АПО: 1) Субъекты (участники) АПО. Субъекты АПО делятся на 2 группы – индивидуальные (физ. лица: гр-не РФ, ин-ые гр-не и лица без гр-ва) и коллективные (органы исп. власти, предприятия и учреждения, партии и объединения). 2) Объекты АПО. Существует 2 точки зрения: а) Объекты - это то, на что направлено АПО, в этом случае объект только один – поведение обязанной стороны в ПО (управляемых). б) Объект – это то, по поводу чего складывается ПО. При этом приходится различать несколько видов объектов: - материальные и нематериальные блага, гласный адм-ый надзор. 3) Правомочия и юр-ие обяз-и участников ПО.

Административно - правовой статус граждан

админ.-правовой статус гражданина. Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь человека с гос-вом влекущая за собой возникновение взаимных прав и обязанностей.

Категории граждан: обычные, с двойным гражданством.

Административные права граждан подразделяются на 2 группы: развивающие и обеспечивающие реализацию конституционных прав, права регулируемые только нормами АП.

Административно-правовые гарантии прав граждан

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства

Политические гарантии - признание источником власти народа, его возможность осуществления своей власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Экономические гарантии — материальные условия осуществления прав, свобод и исполнения обязанностей граждан.

Юридические гарантии – Взаимосвязь правовых и организационных гарантий позволила объединить их в группу организационно-правовых гарантии прав и свобод граждан, закрепленных нормами административного права, могут быть и не административно-правовыми.

Изначальным и универсальным гарантом может быть только закон.

Он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным; отвечать высокому уровню юридической техники и быть органичным звеном всей правовой системы; конкретные нормы и механизмы их реализации; определять круг органов и должностных лиц, на которых возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод, а также предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан и за несвоевременное принятие мер по их защите. Должен последовательно осуществляться принцип неотвратимости ответственности виновных в этом лиц.

В общем виде организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида: судебные и внесудебные.

Статус судебной власти и процессуальные формы ее осуществления выдвигают суды как гаранты прав и свобод граждан на первый план. Их приоритет в этой области определен Конституцией РК, установившей, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

К внесудебным гарантиям относится повседневная деятельность других государственных органов, органов местного самоуправления, направленная на обеспечение прав, свобод и обязанностей граждан и их, в необходимых случаях, защиту и восстановление, осуществляемые в соответствии со спецификой функций и компетенцией этих органов.

3 Понятие и виды административного правонарушения.

Особым видом юридической ответственности является административная ответственность. Она имеет все признаки юридической ответственности: наступает на основе норм права, за нарушение норм права, связана с государственным принуждением.

Наряду с этим, административная ответственность имеет свои особые признаки. К административной ответственности привлекаются за административное правонарушение. Что такое административное правонарушение? Это такое правонарушение (проступок), которое посягает на государственный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. Понятия «административный проступок» и «административное правонарушение» идентичны. Административный проступок - это деяние, нарушающее закон. К административной ответственности человек привлекается в том случае, если нарушает конкретную правовую норму, предусматривающую за это ответственность. Никто не может быть подвергнут к административному взысканию, если деяние человека не подпадает под какую-нибудь норму об административной ответственности. Административный проступок - конкретный факт, состоящий из четырех элементов: субъекта; объекта проступка; объективной стороны проступка; субъективной стороны проступка.

Субъектом административного проступка является лицо, обладающее административной дееспособностью. К административной ответственности за соответствующий проступок привлекаются граждане по достижении 16 лет.

Объектом административного проступка являются общественные отношения, защищенные законом. Административный проступок направлен против установленного порядка управления, государственной и частной собственности, прав и свобод человека и т. д. Как видно, эти же объекты защищаются и уголовным законом. Но по сравнению с преступлением административный проступок является менее опасным и наносит меньший вред.

Субъективная сторона административного проступка - это психическое отношение субъекта к своему деянию (действию или бездействию). Проще говоря, это вина совершившего административный проступок. Вина может быть в форме умысла или по неосторожности. Человек совершает деяние умышленно, если сознает, что нарушает закон, предвидит вредные последствия своего поведения, допускает наступление этих последствий. Например, пешеход переходит дорогу на красный свет. В результате не только сам может пострадать, но создать опасную ситуацию на дороге (автомобильную аварию и т. д.). Административный проступок признается совершенным по неосторожности, если человек предвидел наступления вредных последствий своего поведения, но легкомысленно надеялся их предотвратить. Объективная сторона административного проступка выражается в действии или бездействии, которые влекут административную ответственность. Только при наличии всех четырех признаков человек, совершивший административный проступок, привлекается к административной ответственности, означающей, что на виновного налагается административное взыскание. Административное взыскание - это мера государственного принуждения, выражающаяся в лишении или ограничении прав, благ (денежный штраф, конфискация имущества и т. д.). Взыскания налагаются специальными органами и должностными лицами - автоинспекцией, санитарной инспекцией, рыбоохраной и т. д., а также судьей. Закон предусматривает следующие виды административных взысканий:

Предупреждение. Применяется за совершение незначительных административных нарушений и налагается путем принятия письменного постановления. Нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают устранить допущенные нарушения и прекратить совершать такие нарушения.

Штраф. Это мера имущественного характера. Он налагается в определенной сумме или по месячному доходу с учетом размера причиненного проступком ущерба (например, десятикратная стоимость похищенного).

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения проступка. Суть этого взыскания состоит в том, что принудительно отбирается предмет, при помощи которого был совершен проступок, например орудие ловли рыбы. Этот предмет отбирается и хозяину передается вырученная сумма, за вычетом расходов по его реализации.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом проступка. В этом случае предмет безвозмездно передается в собственность государству. Конфисковать можно то, что является собственностью правонарушителя.

Лишение специальных прав. Это мера применяется к тем правонарушителям, которые имеют специальные права. Например, право на охоту, на управление транспортом.

Исправительные работы. Применяются на незначительный срок по месту постоянной работы виновного.

Административный арест. Применяется по постановлению судьи. К несовершеннолетним не применяется. Закон устанавливает обстоятельства, смягчающие ответственность за административный проступок. К этим обстоятельствам относится, в частности, совершение проступка несовершеннолетним.

Но за некоторые проступки привлекаются подростки с 14 лет. Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан устанавливает ответственность за административные проступки, совершаемые в различных сферах, охраняемых законом. Так, подростки с 14 до 16 лет привлекаются к административной ответственности за хулиганство. Злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей также считается административным проступком. К таким проступкам относятся, в частности, следующие действия:

- злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции;
- покупка, хранение огнестрельного оружия;
- нарушение правил въезда в пограничную зону или проживание в ней;
- контрабанда, т. е. незаконное перемещение через государственную границу грузов;
- повреждение дорог, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений;
- управление транзитными средствами лицами, не имеющими прав на управление, в состоянии опьянения;
- жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, истязание животных;
- повреждение электрических сетей;
- нарушение правил рыболовства;
- нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры;
- нарушение правил пожарной безопасности в лесах;
- уничтожение полезной для леса фауны;
- засорение лесов бытовыми отходами и отбросами;
- уничтожение или повреждение подроста в лесах;
- незаконная порубка, повреждение, уничтожение деревьев, лесных культур;
- нарушение правил водопользования;
- потребление несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача;
- уклонение от лечения лиц, больных венерической болезнью и т.д.

4 Органы исполнительной власти: понятие и основы правового положения

1) понятие и правовое положение органов исполнительной власти

Под органом исполнит власти понимается, полит учреждение, образованное для участия в реализации функции в исполнительной власти и наделённой при этом юр властными полномочиями.

Черты:

1) Все органы исполнит власти обособлены (организационные)

2) эти органы функционально обособлены (они признаны осуществлять функции в области управления экономикой, соц культурной и иадмин-полит деятельностью)

3) Эти органы полит обособленны (каждые из них наделён своей компетентностью)

4) эти органы наделены гос властными полномочиями (позволяет реально воздействовать на объекты регулирования)

5) деятельность всех органов исполнит власти финансируется из средств соответствующего субъекта.

6) все органы исполнит власти являются юр лицами (то есть они обладают гражданской правоспособностью)

7) орган исполнит власти на в праве совмещать хозяйствующие и управленческие функции.

Виды органов исполнительной власти

2) виды органов исполнит власти

А) в зависимости от федеративного устройства нашего государства:

Б) в зависимости от организационно правовых форм:

1) Правительства

2) Комитеты и гос комитеты

5) Акиматы

6) Департаменты

В) В зависимости от характера и объема полномочий:

1) Органы общей компетенции

2) Органы отраслевой компетенции

3) Органы межотраслевой компетенции

4) Органы внутриотраслевой компетенции

Органы общей компетенции - решают все и основные вопросы жизнедеятельности на подведомственной территории.

Отрасли отраслевой компетенции - руководством или управления определённой отрасли.

Органы межотраслевой компетенции - которые призваны решать вопросы на стыке компетенций.

Органы внутриотраслевой компетенции - осуществляют управленческие функции внутри отрасли.

Г) В зависимости от порядка разрешения подведомственных споров:

Коллегиальные - путём голосования решают вопросы, относящиеся к их компетенции. (кроме краевой, областной администрации).

Коллегия - совещательный орган при министр

 

Тема 4: Основы гражданского права.

Лекция 2 часа.

1.Понятие гражданского права.

2.Понятие гражданского законодательства и его система.

3.Понятие и виды гражданско-правовых отношений.

4.Субъекты и объекты гражданских правоотношений.

5.Понятие и виды сделок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.148 (0.012 с.)