Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра « Экономическая теория»↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Кафедра «Экономическая теория» Курсовая работа По дисциплине «Общая экономическая теория» На тему «Малый бизнес: место и роль в экономике» Группа 3212 Студент Марусенкова Л.А. Преподаватель Ромайкина Н.А. Оценка работы, дата __________
Москва 2007 Содержание Введение…………………………………………………………….………..3 1. Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты……….……...4 1.1 Критерии выделение малых предприятий…………………….…....4 1.2 Понятие малого бизнеса…………………………………………..….5 1.3 Исторические аспекты развития малого бизнеса…………………..5 2. Особенности малых предприятий……………………………………9 2.1 Виды малых предприятий……………………………………………9 2.2 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью……………………………………..…..…..9 2.3 Правовые основы малого бизнеса……………………………….…12 2.4 Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике……13 3. Проблемы становления малого бизнеса в России…………………16 4. Сравнительный анализ состояния Малого предпринимательства..19 4.1 Количественные характеристики малого бизнеса…………….…..19 4.2 Структурные характеристики малого бизнеса………………….…22 4.3 Относительные характеристики малого бизнеса……………….…22 5. Малый бизнес в Москве………………………………………….…..26 6. Программы поддержки малого бизнеса………………………….…30 6.1 Государственные программы развития Малого бизнеса…….……30 6.2 Формы поддержки малого бизнеса…………………………………30 6.3 Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы…………………………………………………………...32 Заключение…………………………………………………………………..34 Список использованной литературы………………………………………36 Введение
В хозяйственной практике широко применяются традиционные схемы деления экономики на составные элементы, позволяющие всесторонне изучить закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Это деление экономики по отраслевому признаку, по территориальному, по формам собственности и т.д. Существовало и деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей. Такое деление использовалось для определения категории предприятий, что является базой для формирования оплаты труда. Реформа оплаты труда, казалось бы, сделала ненужными определения категоричности предприятия. Однако жизнь дает другой вывод: необходимо резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние и малые и положить его в основу специальной системы организации дифференцированного внимания со стороны государства к финансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий. Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики. Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты Критерии выделения малых предприятий
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам. Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых. В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых. Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.
Понятие малого предприятия. Малые предприятия — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на малом предприятии определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек — в науке и научном обслуживании, до 50 человек — в других отраслях производственной сферы, до 15 человек — в непроизводственной сфере.
Особенности малых предприятий Виды малых предприятий. Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий. В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам. Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами. Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия кооператив. Могут быть и другие варианты. В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.
Малый бизнес в Москве
Малый бизнес Москвы продолжает развиваться, а темпы роста количества малых предприятий (МП) возрастают. Количество малых предприятий в 2006 году составило 207 тыс. (без учета индивидуальных предпринимателей) и превысило уровень прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 гг. более чем на 10 тыс. (см. таблица 1).Среднегодовой темп прироста по этому показателю более 3%. Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек. По состоянию на 01.07.2006 года создано 74,4 тыс. новых рабочих мест (см. таблица 2). Прирост количества рабочих мест по сравнению с первым полугодием прошлого года составил 30 840 единиц, что превышает плановое задание Программы Правительства Москвы. В Москве сегодня на одну тысячу жителей приходится 21 малое предприятие. Эта цифра соответствует показателям таких крупнейших мировых мегаполисов, как Нью-Йорк, Лондон, Париж и Мехико. В столице работают более 100 тысяч индивидуальных предпринимателей. Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек, что выше ожидаемых результатов на этап завершения Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2004-2006 гг. Малый бизнес формирует 30% городского бюджета Москвы. Общий объем выручки малых фирм Москвы за первую половину 2006 года составил 4,3 трлн.руб., что относительно 2005 года составило прирост более 24% в сопоставимых ценах. Снижение налогов, упрощение системы налогообложения, с одной стороны, привели к частичной легализации доходов МП, заработной платы их работников, а с другой стороны, в ряде отраслей наблюдаются признаки дробления МП в целях перехода на упрощенную систему налогообложения.
Таблица 1 Количество малых предприятий г. Москвы в 2005 – 2006 гг.
Таблица 2 Занятость на малых предприятиях г. Москвы в 2005-2006 гг.
Формы финансовой поддержки
-Предоставление бюджетных средств по проектам поддержки малого предпринимательства может быть осуществлено в следующих формах: - субвенций юридическим лицам; - субсидий физическим и юридическим лицам; - оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам; - средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий; - ассигнований на содержание бюджетных учреждений. Имущественная поддержка:
- Льготы по аренде нежилых помещений - Льготы по аренде земельных участков - Аукционы по аренде помещений - Прочие конкурсы - Целевой фонд нежилых помещений - База свободных нежилых помещений Зеленоградского АО
Иные формы поддержки:
- Льготы по доступу к сети ИНТЕРНЕТ - Льготы при получении дистанционного образования - Льготы по размещению рекламы в Московском метрополитене - Льготы по размещению информационных указателей - Льготы на размещение наружной рекламы
Заключение
В своей работе я сделала попытку охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы. Сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. На сегодняшний день в нашей стране идет активная политика по внедрению малого бизнеса в экономику России. Поэтому развитие малого бизнеса - это лучший выход для России – это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивал перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка. Как у предприятий, так и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация практически всех отраслей экономики и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности. Социальная значимость малый предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы: - развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества; занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности; объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью; сектор малого бизнеса способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране; массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.
Список использованной литературы
1. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. М., 1993, стр.80 2. Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики,8/1999 3. Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики, 1996, 7 4. «Человек и труд» № 9/2007 стр 67. 5. Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе 6. Горфинкель В.Я. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. М.,2001, стр. 5 7. Егорова Н.Е., Маренный М.А. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперации. М.,2004, стр. 6 8. www.dmpmos.ru 9. www.mbm.ru
Кафедра «Экономическая теория» Курсовая работа По дисциплине «Общая экономическая теория»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.15.112 (0.013 с.) |