Спрашивание о методе заклания при сомнении или незнании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрашивание о методе заклания при сомнении или незнании



АбдуЛлах Аззам

МЯСО,

ИМПОРТИРУЕМОЕ ИЗ

НЕМУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН

Перевод с арабского

© www.badrcenter.org

Вступление

Это вступление было написано за несколько месяцев до мученической гибели имама:

 

Хвала Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и о прощении. Обращаемся к Нему от зла наших душ и наших деяний. Тот, кого наставит Аллах, не собьётся, кого же Аллах введёт в заблуждение. Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха – Един Он, нет у Него сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и послан­ник.

Эту работу я написал за несколько лет до того, как я стал посещать западные страны в моих поездках на различные студенческие конференции, особенно в Аме­рике, где проводились конференции Лиги Арабо-мусульманской Молодёжи (Muslem Arab Youth Association MAYA). Конференции данной организации я посещал вплоть до этого года. В этом году конференцию провели во время зимних студенческих ка­никул. От этой организации происходит множество мусульманских организаций в Америке, таких как MSA (Союз Исламских Студентов) в Чикаго.

Этот вопрос очень волновал меня в моих путешествиях, я устал в поисках его ре­шения.

И я не забуду свою поездку в Испанию. Я прокладывал себе путь в Гранаду и в Кордову, где Исламское возрождение ещё не дало хороших ростков, чтобы можно было наслаждаться потреблением дозволенного мяса повсеместно. И по сему, основ­ной мой рацион в путешествии составляли орехи.

Я серьёзно изучил вопрос, мне пришлось много чего проверить, т.к. у Запада свой образ жизни, и свинина и мертвечина не входит в число запретных видов пищи в их повседневной жизни. Более того, свинина и свиной жир широко используются в про­изводстве пищевых продуктов и кондитерских изделий. Жизнь мусульманина на За­паде стала адом: с одной стороны его атакуют соблазны, с другой – запретная пища во многих заведениях общепита, и даже хлеб в некоторых странах готовится на сви­ном жире.

Эта беда перекинулась на многие мусульманские регионы, многие страны с му­сульманским населением стали импортировать мясо из западных стран или комму­нистического лагеря. Конечно, никто не следил за тем, какое оно: дозволенное или запретное. И вот когда уже стали слышны крики тех, кто чувствует неудобство от по­требления импортного мяса с печатью «Зарезано исламским способом», некоторые страны откликнулись на такие просьбы и послали делегации из министерств продо­вольствия для проверок мясокомбинатов. Конечно, министерства взвалили этот труд на посольства, которые должны были взять под контроль процесс в странах- произ­водителях мяса.

Но работников посольств из мусульманских стран на Западе или на Востоке этот вопрос в основном не интересует. Тем более нечего надеяться на то, что они будут проводить своё время на скотобойнях и произносить слова «Именем Аллаха, Аллах велик» над каждой зарезанной скотиной. Проблема ещё в том, что министерства продовольствия во многих мусульманских странах считают этот вопрос лишь при­чудой религиозных фанатиков. И какова будет ваша реакция, если я вам скажу, что в некоторых мусульманских странах министерство продовольствия возглавляют хри­стиане, которые отказываются от импорта мяса, например, из мусульманской Тур­ции, и импортируют его из Болгарии, не смотря на то, что турецкое мясо дешевле и лучше.

 

Фетвы:

Некоторые достопочтенные учёные и правоведы в мусульманских странах издали фетвы о том, что импортное мясо дозволено для потребления, согласно правилу, гласящему: «Основа во всех вещах – дозволенность, если нет доказательств на за­прет». Но эти достопочтенные учёные пропустили упомянуть исключение, гасящее: «Основа во всём – дозволенность, кроме мяса и половых органов».

Об этом правиле писали имамы четырёх мазхабов и большинство знатоков хади­сов.

Имам ан-Науауи вкратце сказал об этом: “Основа в животном – запретность, пока не выяснится способ заклания, дозволяющий потребление”.

Имам аль-Хаттаби сказал об этом так: “Скотина в основе запретна, пока нет убеждён­ности в правильном заклании. Мясо не считается дозволенным из-за сомнительных дейст­вий”.

 

Фикъх для поколения исламского возрождения:

Когда мы пишем подобные статьи о фикъхе, мы подразумеваем сынов исламского возрождения, которые практикуют Ислам как убеждение, закон и образ жизни. Тех, которые практикуют дозволенное и воздерживаются от запретного во всех мелочах и крупных событиях их личной и общественной жизни.

Всё, что мы пишем в области фикъха, мы посвящаем верующей группе, которая решила следовать по пути к Аллаху. Нужно решать все проблемы, возникающие на их пути в свете Корана и Сунны, т.к. это жизненный активный фикъх, а не гипотети­ческий фикъх, предназначенный для решения надуманных вопросов, порождённых воображением. Что касается теоретического правоведения, не связанного с реально­стью, то праведные саляфы во главе с ‘Умаром, его сыном и Му’азом, (да будет дово­лен ими Аллах), не любили когда задавали несуществующие вопросы. И когда им задавали вопрос о чём-либо, они спрашивали “Случилось ли это на самом деле?” и если им отвечали, что нет, то те говорили: “Мы заняты реальной жизнью”, т.е. не спрашивай о том, чего не было. Это чтобы жизнь не проходила в изучении фикъха, не связан­ного с реальным сегодняшним обществом, которое жило бы по нему.

Поэтому нам следует изучать фикъх и его основы, чтобы решать проблемы, с ко­торыми сталкивается мусульманская молодёжь. Такой фикъх необходим для нынеш­него поколения, идущего к Аллаху – практический живой фикъх, а не фикъх на бу­магах и в гипотезах.

Решение проблем мусульманской молодёжи является острой необходимостью для них. Как они могли бы решать проблемы с процентным займом или с ростовщичест­вом, работая на должностях, на которых сердца их содрогаются из страха за возмож­ное совершение греха. Мусульманская молодёжь должна работать на созидание без стеснения в груди, не останавливаясь на пути.

Всё это напоминает нам о том, что новое поколение может избавиться от не­удобств и ощутить спокойствие лишь в обществе под сенью знамени Ислама, поль­зуясь плодами шариата.

 

Путь к Исламскому обществу:

Путь к Исламскому обществу один и неизменен. Это тот же путь, который прошёл посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), для установления Исламского общества: это серьезный призыв к Аллаху, (Свят Он, и Велик) с соблюде­нием правильной акъиды с самого начала пути – акъиды единобожия (таухид ар-Руббубийа, таухид аль-Улюхийа, таухид асма уа с-Сыфат). Этот призыв потом окру­жает группа из сынов данного общества, затем начинается холодная война против них – словесные перепалки и издевательства. Затем, т.е. через некоторое время, начи­нается вооружённое противостояние.

Исламское движение, по сути, является фитилём и зарядом этой войны, которая потом длится долго, увлекая за собой народ на путь длительного джихада со всеми трудностями и болями войны. Некоторые устают следовать этому пути, сходят на обочину, стыдливо просят позволения покинуть поле битвы, ссылаясь на житейские проблемы. Они покидают сражение, надеясь найти более полезное поле деятельно­сти для себя на другой земле, где они бы могли использовать язык вместо меча, могли бы подлатать семью, обветшавшую, пока они были на поле брани. Там они живут, разрываясь между угрызениями совести, которая призывает их вернуться на землю джихада, и между тяжёлой действительностью, будучи скованными цепями, которые притягивают их к земле. И так они живут в недоумении, подобно парализованным больным в своих действиях.

Другая группа проявляет стойкость и удерживает знамя на пути, словно это раска­лённый уголь, пока Аллах не дарует им победу. Именно эту группу Аллах делает занавесью для своей мощи и исполнения Своей воли.

 

Путешествия:

До сих пор проблема с дозволенным питанием остается насущной для меня во время длительных путешествий. Я до сих пор беру с собой в путь запас дозволен­ной еды, приготовленной у меня дома, а также прошу у брата, у которого я останав­ливаюсь в Америке, чтобы он готовил мне еду для возвращения домой.

Я затрудняюсь потреблять пищу любой авиакомпании – арабской, мусульманской или западной, кроме пакистанской, т.к. я знаю, что Пакистан не импортирует мясо. Поэтому я ем мясо в самолётах P.I.A. до первой посадки в городах Запада, т.к. я знаю, что после первой посадки еда будет уже из западного аэропорта. Иной раз я потреб­ляю иудейскую кошерную пищу (Kosher Meal) или прошу морское блюдо (Sea Food) с рыбой, т.к. знаю, что иудеи не едят мертвечины или свинины, раввин обычно сам присутствует при заклании животного на скотобойне, а их метод заклания почти не отличается от исламского (да упасёт нас Аллах от приверженцев неверия и заблуж­дения).

Иной раз я требую исламскую еду (Islamic Meal), т.к. мусульманские студенты в Америке потребовали у некоторых авиакомпаний такую пищу в самолётах.

 

Резюме:

В общем, я хочу подвести к тому, что новое мусульманское поколение должно быть убеждённым в том, что должно быть Исламское общество и Исламское знамя, под которым сыны этого общества обрели бы счастье и спокойствие на многие поко­ления.

Необходима серьёзная работа для установления такого общества, в какие бы жертвы это не обошлось, и в какую бы цену это не стало. Ведь того, кто сватается на райских гуриях, не волнует цена махра. Весь мир со всеми его прикрасами становится таким мелким и незначительным, если заплатить его как стоимость за установление Исламского общества. Момент довольства Милосердного Аллаха и практика Его за­конов даже всего каких-то несколько дней лучше, чем этот мир и всё что в нём есть:

«Скажи: “Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен. Вы же не будете обижены даже на величину нити на фи­никовой косточке”» (Женщины, 77)

Это вступление я предоставил вашему вниманию перед этой скромной работой, которой, я прошу у Аллаха, чтобы Он отяжелил мои весы ею в Судный день.

 

Важное правило:

Я обратил особое внимание на основы фикъха, т.к. всю тему данного вопроса можно заключить в слова имама ан-Науауи: “Основа в животном – запретность, пока не выяснится способ заклания, дозволяющий потребление”.

Также как об этом сказал имам аль-Хаттаби: “Скотина в основе запретна, пока нет убеждённости в правильном заклании. Мясо не считается дозволенным из-за сомнительных действий”. Это мнение большинства знатоков фикъха и хадиса.

Я обратил внимание на то, что большинство учёных прямо и ясно указывают на это правило. Я приведу и разъясню их тексты, которые я нашёл в фундаментальных книгах по фикъху, также я приведу номера страниц и глав по воле Аллаха.

По воле Аллаха вкратце, я приведу некоторые вопросы, касающиеся произноше­ния слов «Бисми-Ллях» (Именем Аллаха), орудия заклания, что касается вынужден­ного заклания, всё, что связано с мясником (заклавшим животное) и метода заклания. Я прошу у Аллаха искренности и истины, что является нашей целью. Также прошу у Него, чтобы это деяние было правильным, т.к. Он принимает лишь искренние и пра­вильные деяния (т.е. очищенные от ширка и показухи, и соответствующие Корану и Сунне). Это два основных столпа любого деяния – искренность и правильность. Я также смиренно прошу у Аллаха показать истину истиной и наделить нас привер­женностью к ней, а также показать ложь ложью и наделить нас воздержанием от неё. Я прошу также, чтобы Он раскрыл нам тайны познавших Его, чтобы Он обучил нас тому, что полезно нам, и дал нам пользу из того, чему Он обучил нас. Ибо Он Слы­шащий, Близкий и Отвечающий на мольбы:

 

Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на пря­мой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты – Дарующий! Господь наш! Даруй нам от Себя милость и устрой наше дело наилучшим образом.

 

 

Раб Аллаха, испытывающий нужду в Нём - ‘Абдуллах ‘Аззам.

Мекка 29 Рамадан 1410 г. (30/07/1981).

 

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Эта тема стала занимать мои мысли настолько, что я понял, что решение этой про­блемы стало жизненной необходимостью во время моих путешествий и пребывания дома, будь то во время полётов в западные страны на самолётах, где предлагают пе­рекусить, или же это рестораны или кафе в Европе или в Америке. Я находился в за­труднениях в поисках кусочка благой пищи, дабы моя плоть не впитывала запретное, ведь плоть, взращенная на запретном достойна ада (как об этом говорится в хадисе). С этой проблемой сталкивается каждый мусульманин у себя на рынке, когда видит перед глазами жареных куриц в столовых или импортное мясо в лавках.

Я исследовал тексты по этой теме в Коране и в Сунне, а также в комментариях к шести сборникам хадисов и в книгах по фикъху в надежде найти решение этого во­проса.

Сейчас я выложу на стол аргументы, и если я ошибся, то это от шайтана, если же нашёл правильное решение, то это от Аллаха. Я прошу у Аллаха награды за то, что я пишу и прощения моих ошибок, если я ошибаюсь или несведущ в чём-то.

На самом деле стимулом для написания книги по этой теме послужила статья председателя шариатских судов в Катаре достопочтенного шейха ‘Абдуллах ибн Зейда ибн Махмуда в его книге «Окончательное решение по поводу дозволенности мяса животных, зарезанных обладателями Писания». Я также ознакомился с опро­вержением на эту книгу, которое написал председатель высшей судейской коллегии Саудовской Аравии достопочтенный шейх ‘Абдуллах ибн Хамид, (да воздаст Аллах ему благом).

Если мы углубимся во все подробности и детали доказательств и доводов право­ведов, то наш разговор затянется, и посему я постараюсь быть кратким в разъяснении шариатского решения, и приводить, лишь достоверные хадисы со сносками, свиде­тельствующими об их уровне достоверности.

Нам следует приводить слова знатоков хадиса, комментаторов и правоведов (факъихов) для разъяснения шариатского текста и вынесения из него соответствую­щего решения. В этой работе я предоставлю вашему вниманию следующие вопросы:

 

1. Заклание по Шариату (резание животного согласно исламской тради­ции).

2. Задавание вопроса при подозрении, сомнении или незнании.

3. Основа, к которой следует возвращаться при сомнении или подозрении.

4. Животные, закланные при звуке записи слов «Бисми-Ллях, Аллаху Ак­бар».

5. Свидетельства, сопутствующие импортное мясо.

6. Состояние скотобоен и мясокомбинатов на Западе.

 

Лингвистический и шариатский смысл слова الذكاة

 

•Слово الذكاة в арабском языке означает завершённость чего-либо. Это слово можно использовать в выражении «достиг зрелости в годах» или «постиг чего-то в понима­нии». رجل ذكي т.е. смышленый, понятливый человек. Слово الذكاة также означает за­клание животного, или очищение его, т.к. зарезав животное, мы очищаем его мясо от нечистой крови для потребления в пищу. Слово الذكاة также означает очищение. Слово употребляется для выражения благоухания благовония. Зарезать барана, зна­чит очистить его и сделать дозволенным к потреблению.[1]

Имам аль-Мауарди сказал: «Слово الذكاة в арабском языке означает умащение или очищение. Так названо заклание животного, ибо это умащение или очищение его действием, дозволяющем его к потреблению в пищу».[2]

•Смысл слова الذكاة с точки зрения Шариата:

Означает заклание и резание.[3]

Заклание это разрезание сонных артерий на шее между ключицей, нижней челю­стью и ямкой под гортанью. Такой способ используется при заклании верблюдов, ко­ров и овец.

 

В шариате الذكاة означает заклание или резание особым способом, бывает двух ви­дов:

 

1. Добровольный: это заклание животного, которому мы в состоянии перере­зать горло.

2. Вынужденный: это заклание животного, которое мы не в состоянии заре­зать, например:

 

ü Охотничья дичь;

ü Убегающее или упавшее в пропасть или в колодец животное. Такого рода животное режется по возможности.

 

Завершённое заклание заключается в разрезании четырёх органов: гортани, пище­вода и двух сонных артерий. Есть разногласия насчёт дозволенного минимума. Ха­нафиты считают, что достаточно трёх органов, шафииты всего двух: сонной артерии и гортани.[4]

Столп заклания: наличие животного, мясо которого дозволенно к потреблению, т.е. из тех, что дозволил Аллах. Т.к. не может быть заклания животного, мясо которого запретно. В двух «Сахихах» передаётся хадис, где посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал насчёт домашних ослов: «Оставьте их, они омер­зительны». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.[5]

В двух «Сахихах» приводится хадис от Саламы ибн аль-Акуа о том, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), в день битвы при Хайбаре спро­сил у своих сподвижников: «Зачем вы разожгли эти костры?» они ответили: «Для мяса домашних ослов». Он сказал: «Вылейте то, что в котлах и сломайте их». Тогда встал человек и спросил: «Нам вылить то, что в них и вымыть их?» посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), ответил: «да именно так». [6]

Ибн аль-Къайим прокомментировал хадис: «Из этого ясно, что животное, мясо ко­торого недозволенно, не очищается закланием и не пригодно ни для чего».[7]

Автор книги «ад-Дурур» сказал: “Заклание очищает мясо, дозволенное к потреблению, не являющееся нечистотой само по себе, т.к. нечистота, например, собака не очищается ничем”. [8]

Основа во всех животных дозволенность, если нет доказательства на запрет. Что касается наземных животных, то они запрещены, пока не будут закланы. Как об этом Всевышний Аллах сказал:

«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле» (Корова, 29).

Всевышний Аллах также сказал:

«Они спрашивают тебя о том, что им дозволено. Скажи: “Вам дозволены блага…”» (Трапеза, 4).

Всевышний также сказал:

«Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам будет возвещено» (Трапеза, 1).

В другом аяте Всевышний сказал:

«Скажи: “Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным упот­реблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь...”» (Скот, 145).

Он также сказал:

«Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено» (Скот, 119).

Всё запретное разъяснено, дозволенное же неисчислимо. В основе всё благое дозво­лено, а всё дурное запрещено:

«…которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать пре­досудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное…» (Пре­грады, 157).

Критерием определения благости чего-то или его скверности был вкус арабов во время ниспослания пророчества. Все животные, которых арабы считали благими, были дозволенны, кроме тех, о запретности которых сообщил шариат.[9]

Также этот аят четко указывает на то, что ничего, кроме скверны и того, что при­носит вред, Всевышний Аллах не запретил, будь это в пище или в чем-либо ином![10]

Таким образом, вкус жителей Хиджаза был взят за основу, а то, что не противоре­чит рациону жителей Хиджаза, даже если это не похоже на еду жителей Хиджаза, считается дозволенным.

 

Виды Животных

 

Животные делятся на две группы:

 

a) Морские, делятся на два вида:

 

1– То, что похоже на рыбу и живёт только в воде. Считается дозволенным к по­треблению по единогласию большинства учёных, кроме ханафитов, которые счи­тают нежелательным потребление подохших и плавающих на воде рыб.[11]

2– То, что не обязательно похоже на рыбу внешне. Правильнее всех мнение ша­фиитов, которые считают, что все умершие морские животные, кроме лягушек, неза­висимо от причин смерти. [12]

Также считают имам Малик и Ахмад, в «Манар ас-Сабиль» 2/415, только с той раз­ницей, что Малик считает нежелательным потребление мяса дельфина.[13]

Имам аш-Шафи’и считает, что можно потреблять мясо дельфина. Имам ан-Науауи сказал: “Правильнее всего всех их считать рыбами, и их не нужно резать ”.[14]

Шафииты в качестве довода приводят аят:

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам» (Трапеза, 96).

Ибн ‘Аббас сказал: “Добыча это то, что вы поймали, а еда, это то, что вам выбросило море”».

В достоверном хадисе о море говорится: «Её вода чистая, а мертвечина из неё доз­волена». [15]

Передают, что Джабир, рассказывая о некоем походе: (да будет доволен им Аллах), сказал: “Море выбросило нам животное, именуемое " ‘анбар " [16], и мы полмесяца ели (его мясо) и натирались его жиром, пока наши тела (не пришли в своё обычное состояние)”.

В дополнении от аль-Байхакъи посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал им: «У вас осталось что-нибудь от него?»

Из водных животных по единогласию шафиитов и ханбалитов запрещается по­требление лягушатины, ханафиты же запрещают всё морское кроме рыбы. Также запрещается потребление крокодильего мяса, т.к. это хищник, имеющий когти и клыки. В достоверном хадисе от Абу Хурайры, (да будет доволен им Аллах), пере­даётся, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Все обладатели клыков запретны». Рассказал Муслим.[17]

Это мнение принято у шафиитов и ханбалитов.[18]

Правильно считать, что морское животное не нужно резать, т.к. Абу Бакр ас-Сыд­дикъ, (да будет доволен им Аллах), сказал: “ Любое умершее морское животное Аллах уже зарезал для вас ”. Рассказал аль-Байхакъи.[19]

Имам Ахмад передаёт с иснадом от Шурайха, что человек застиг посланника Ал­лаха, (да благословит его Аллах и приветствует), и тот сказал: «Всё, что в море уже зарезано». Рассказал имам Ахмад, Абу Дауд, ибн Маджах, ибн Хиббан с достоверным иснадом на условиях двух шейхов.[20]

В доказательство данного мнения также приводится хадис: «Её вода чистая, а мертвечина из неё дозволена». [21]

 

b) Наземные животные также делятся на два вида:

 

1. Бескровные (те, у которых не вытекает кровь);

2. Кровные (те, у которых течёт кровь);

3. Бескровные запрещены, кроме саранчи. Мухи, муравьи, пчёлы, тара­каны, осы, и другие подобные твари, например, скорпионы и т.п. Т.к. они омер­зительны.

 

Всевышний Аллах сказал: «И запрещает им скверное» (Преграды, 157). В это же число входят клопы, вши и все виды червей.

В хадисе говорится, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветст­вует), запретил убивать четыре твари: «муравья, пчелу, удода и сороку». Их нельзя есть ещё и по этой причине.

Что касается насекомых паразитов внутри некоторых фруктов, например, червей в инжире, в финиках, в абрикосах или в сыре, то есть их (случайно вместе с продук­тами), не запрещается, и здесь уже зависит от вкуса человека.

Что касается саранчи, то в хадисе от ибн ‘Умара сообщается, что посланник Ал­лаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Нам дозволены две мертве­чины и две крови: две мертвечины – это рыба и саранча, две крови – это печень и се­лезёнка». Ибн Маджах, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Имам ас-Суюти указал на достовер­ность хадиса.[22]

 

c) Кровные также делятся на два вида:

 

— Домашние и дикие;

 

Из домашних животных дозволено в потребление мясо домашнего скота Всевыш­ний Аллах сказал:

«Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам будет возвещено» (Трапеза, 1).

Позволяется также потребление конины, т.к. Джабир, (да будет доволен им Аллах), сообщает в хадисе, что: “В день битвы при Хайбаре посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), запретил, употреблять мясо домашних ослов, и разрешил, упот­реблять конину”. Текст хадиса согласован. Шейх аль-Альбани назвал хадис достовер­ным. [23]

Так считает большинство правоведов, за исключением Абу Ханифы, который за­претил потребление конины.[24]

И также тех, кто сошлись с ним во мнении, опираясь при этом на хадис, который приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие, в котором сказано, что посланник Аллаха, (да будет доволен им Аллах), запретил, употреблять конину. Правильным же явля­ется, что данный хадис является слабым, в чем нет разногласий среди правоведов, как об этом сказал имам ан-Науауи: “Сошлись имамы на том, что этот хадис является сла­бым”. [25]

А что касается двух учеников Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада то они счи­тают её (конину) дозволенной.

Потребление мяса домашней птицы дозволено по единогласию (иджма’) Уммы. В двух «Сахихах» Абу Муса сообщает: “Я видел как пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), ел курицу”. [26]

Потребление мяса остальных домашних птиц дозволено в основе, если нет запрета.

Что касается «аль-Джалляла», т.е. мясо того скота, который питается нечистотами или навозом, например, брошенные курицы, которые питаются нечистотами, то по­требление их мяса не желательно по этикету (Караха-танзихия), если изменился вкус её мяса. Но оно не запрещено окончательно, будь то мясо, молоко или яйца этого жи­вотного (птицы). Так считали: аль-Хасан аль-Басри, Малик, Дауд и ханафиты. Также не запрещается потребление фруктов или злаков, орошаемых водой с нечистотами.[27]

Все эти учёные считают предпочтительным удерживать взаперти такую курицу или скотину несколько дней, пока не очистится её мясо.

Ханбалиты же считают, что животное, которое потребляло в пищу нечистоты, если потребляло небольшое количество, то в этом нет ничего страшного, если же жи­вотное потребляло много нечистот, то потребление его мяса нежелательно. Если его основной рацион состоял из нечистот, то потребление его мяса запрещено[28], как и запрещено её молоко. По поводу яиц есть два мнения. Они аргументируют это хади­сом от ибн ‘Умара, (да будет доволен им Аллах), “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил употреблять в пищу мясо и молоко животных, питающихся нечистотами ”[29].

В этом вопросе правильным следует считать мнение большинства учёных о том, что если мясо начало смердеть, то потребление его нежелательно, если нет, то по­требление дозволено. Под это решение входят: куры и коровы в крови которых есть нечистоты.

Домашние ослы запрещены согласно многим достоверным хадисам. Ибн ‘Умар сообщает в двух Сахихах, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и привет­ствует) запретил потреблять мясо домашних ослов. Муслим добавил: «В день битвы при Хайбаре»[30].

Мулы запрещены, потому, что они родились в результате совокупления животных, которых дозволено есть и тех, которых есть запрещено, т.е. от лошади и осла. А если смешивается дозволенное с запретным, запретное преобладает над дозволенным.

 

Что касается диких животных, то запрещено мясо обладателей клыков из хищни­ков, а также обладателей когтей из птиц. В Сахихе сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (да благословит его Ал­лах и приветствует) запретил употреблять в пищу любое животное, обладающее клыками, и любую птицу, обладающую когтями”. [31]

Таким образом, запрещается потребление ястребов, орлов, соколов, а также собак и котов, т.к. они хищники. В Сахихе Муслима сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если собака облизала посуду кого-то из вас, то пусть протрёт песком и вымоет семь раз»[32].

Что касается кошки, то это хищник. В Сахихе Муслима Абу Зубайр рассказывал: “Я спросил Джабира о продаже собак и кошек и он сказал: “Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) строго запретил это!”. [33] В Двух Сахихах: «Среди живых существ есть пять видов, каждый из которых приносит вред, и посему их можно убивать как на священной земле (Мекке), так и за ее пределами. Это – скорпион, коршун, ворон, мышь и злобную (кусающую) собаку» [34]. Всё это запрещается к по­треблению.

Что касается кроликов и зайцев, домашних или диких, то их мясо дозволено. В двух Сахихах приводится хадис, в котором Анас (да будет доволен им Аллах) расска­зывал: “Однажды мы спугнули зайца в Марр аз-Захране и люди стали гоняться за ним, но выбились из сил, а я догнал и схватил его. Потом я принёс этого зайца Абу Тальхе, который зарезал его и отослал посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) его задние ноги, и он отведал их”. [35]

Что касается гиен и лисиц, то шафииты дозволяют потреблять их и приводят до­водом хадис от Джабира, то, что его спросили о гиене, является ли она добычей? Он ответил: «Да», у него спросили: «Можно ли ее есть?» тот ответил: «Да». У него спросили, слышал ли он это от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), тот ответил: «Да» [36]. Ханафиты и ханбалиты запрещают потреблять мясо гиен и лисиц[37].

Запрещается потребление медвежатины, мясо норки, всех обитателей нор, обезьян и всех животных питающихся падалью, таких как коршуны, вороны, аисты, стервят­ники, навозники. Запрещается мясо змей, т.к. у них есть два клыка и они из хищни­ков. Что касается варанов, то мясо их дозволено, т.к. Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах) ел варана за столом у посланника Аллаха (да благословит его Ал­лах и приветствует)[38].

Я долго изучал этот вопрос с целью ознакомления дозволенного и запретного мяса животных. И вот какие выводы я сделал:

 

Мясо морских животных дозволено и не нуждается в заклании;

Мясо наземных животных, запрещённое к потреблению, не очищается закланием ни их мясо, ни шкура.

Животных, которых мы в состоянии зарезать, следует резать между горлом и нижней челюстью. Диких наземных животных или убегающих домашних животных, мясо которых пригодно к потреблению, следует стрелять из лука или огнестрельного оружия так, чтобы вытекла кровь из какого-нибудь органа тела животного. На этот счёт приводится хадис в двух Сахихах от Ади ибн Абу Хатима: «То, во что попало остриём, можешь есть, то, во что попал тупой конец, то это — вакиз [39], не ешь его.» [40]

В другом варианте хадиса от Ади в двух Сахихах: «я спросил пророка, да благосло­вит его Аллах и приветствует, вопрос о дичи, убитой с помощью ми‘рада[41] и он ска­зал: “(Можете) есть (дичь), убитую его острым концом, что же касается (дичи) убитой его древком, то это — вакиз, не ешь его” [42].

 

Прежде, чем начать разъяснение заклания животного и его столпов, я сделал это необходимое вступление.

 

Заклание с точки зрения Шариата

 

Слово الذكاة означает либо завершение. Именно с таким смыслом идёт аят:

 

Если только вы не зарежете (т.е. не завершите её жизнь резанием). (5:3) Либо озна­чает очищение или облагораживание. Именно с таким смыслом Мухаммад ибн аль-Ханафия сказал: «الذكاة الأرض (очищение земли) её высыхание».[43] الذكاة т.е. очищение и облагораживание животного посредством резания.

Слово الذكاة в Шариате означает резание с соблюдением следующих условий[44], со­стоящих из пяти пунктов:

 

Режущий человек должен соответствовать двум условиям:

 

Религия: Он должен быть либо мусульманином, либо обладателем Писания;
Разум: Обряд заклания не может совершить сумасшедший, пьяный, и непонимающий ребёнок;

 

Орудие должно соответствовать двум условиям:

Должно быть острым;

Это не может быть зубом или ногтём (когтём).

 

Место разрезания:

Должно быть в области углубления на горле или в верхней части груди (у верблюдов прим. перевод.), т.е. повыше ключицы.

 

Поминание Аллаха:

Т.е. произнесение слов: (Бисмиллях, Аллаху Акбар) «именем Аллаха, Аллах велик».

 

Действие:

обязательно перерезать гортань, пищевод и две сонных артерии по бокам шеи, или же большую часть этих органов.

Самое важное из этих условий, что волнует нас в вопросе привозного мяса – это режущий человек и способ заклания. Что касается произнесения слов «Бисмиллях», то это не проблема в этом вопросе, т.к. мы не спрашиваем у мусульманина, произно­сил ли он эти слова во время заклания, а что касается мяса животного зарезанного обладателем Писания, то мы едим его, не спрашивая, даже если он и не произносил этих слов.

Имам ан-Навави сказал: «Мясо, зарезанное обладателями Писания, дозволено, если они упоминали имя Аллаха или не упоминали при этом, согласно букваль­ному смыслу Священного Корана. Это наше мнение, как мнение большинства» [45]. Аз-Зухри сказал: «Нет греха в потреблении мяса, зарезанного арабскими христиа­нами. Если же ты слышал, что они упоминали при этом какое-то имя кроме Ал­лаха, то не ешь. Если же ты не слышал, то оно дозволено, не смотря на их неве­рие». Также передают от Али.

 

Так вернёмся же к основным двум условиям в резании животных – режущий чело­век и место разрезания:

 

Раздел первый

Режущий человек

 

Режущий человек должен быть разумным мусульманином или разумным облада­телем Писания (христианином или иудеем). Условие разума здесь, дабы человек по­нимал, что режет, т.к. заклание является поклонением, а в поклонении обязательно намерение (это мнение большинства правоведов: ханафитов, маликитов и ханбали­тов)[46], и посему непозволительно резать пьяному или непонимающему ребёнку или сумасшедшему.

Основываясь на этом недозволительно мясо, зарезанное многобожником, неве­рующим, вероотступником, идолопоклонником, коммунистом, друзом, нусейритом, кадьянитом, бахаитом, огнепоклонником, индусом или буддистом.

Доказательство на то, чтобы режущий человек был мусульманином или обладате­лем Писания, являются слова Всевышнего Аллаха:

Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им. (5:5) под пищей обладателей Писания здесь подразумевается мясо зарезанных ими животных, согласно мнению ибн Аббаса, Абу Умамы, Муджа­хида, Саида ибн Джубайра, Ата, аль-Макхуля, ан-Наха’и, ас-Судди и Мукатиля, как об этом говорится в тафсире ибн Касира. Аль-Бухари утверждает тоже самое при комментарии к этому аяту[47]. По этому поводу существует единогласие (иджма’) всех учёных.

Мясо, зарезанное всеми остальными, кроме мусульман и обладателей Писания за­претны, исходя из обратного смысла аята, т.к. Священный Коран умолчал о всех ос­тальных кроме мусульман и обладателей Писания в этом вопросе. Выделение их из общего числа указывает на запретность мяса, зарезанного другими людьми, т.к. умалчивание о чём-то, где требуется пояснение, также является пояснением. И если бы мясо, зарезанное представителями остальных конфессий было бы разрешённым, то не было бы смысла упоминать о дозволенности пищи обладателей Писания, а Ко­ран пречист от всякого пустословия.

 

Саид ибн Мансур передаёт с хорошим иснадом о том, что ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не ешьте мяса, кроме мяса, зарезанного мусульманами или обладателями Писания». [48]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.148 с.)