Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Спрашивание о методе заклания при сомнении или незнанииСтр 1 из 3Следующая ⇒
АбдуЛлах Аззам МЯСО, ИМПОРТИРУЕМОЕ ИЗ НЕМУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН Перевод с арабского
© www.badrcenter.org Вступление Это вступление было написано за несколько месяцев до мученической гибели имама:
Хвала Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и о прощении. Обращаемся к Нему от зла наших душ и наших деяний. Тот, кого наставит Аллах, не собьётся, кого же Аллах введёт в заблуждение. Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха – Един Он, нет у Него сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник. Эту работу я написал за несколько лет до того, как я стал посещать западные страны в моих поездках на различные студенческие конференции, особенно в Америке, где проводились конференции Лиги Арабо-мусульманской Молодёжи (Muslem Arab Youth Association MAYA). Конференции данной организации я посещал вплоть до этого года. В этом году конференцию провели во время зимних студенческих каникул. От этой организации происходит множество мусульманских организаций в Америке, таких как MSA (Союз Исламских Студентов) в Чикаго. Этот вопрос очень волновал меня в моих путешествиях, я устал в поисках его решения. И я не забуду свою поездку в Испанию. Я прокладывал себе путь в Гранаду и в Кордову, где Исламское возрождение ещё не дало хороших ростков, чтобы можно было наслаждаться потреблением дозволенного мяса повсеместно. И по сему, основной мой рацион в путешествии составляли орехи. Я серьёзно изучил вопрос, мне пришлось много чего проверить, т.к. у Запада свой образ жизни, и свинина и мертвечина не входит в число запретных видов пищи в их повседневной жизни. Более того, свинина и свиной жир широко используются в производстве пищевых продуктов и кондитерских изделий. Жизнь мусульманина на Западе стала адом: с одной стороны его атакуют соблазны, с другой – запретная пища во многих заведениях общепита, и даже хлеб в некоторых странах готовится на свином жире. Эта беда перекинулась на многие мусульманские регионы, многие страны с мусульманским населением стали импортировать мясо из западных стран или коммунистического лагеря. Конечно, никто не следил за тем, какое оно: дозволенное или запретное. И вот когда уже стали слышны крики тех, кто чувствует неудобство от потребления импортного мяса с печатью «Зарезано исламским способом», некоторые страны откликнулись на такие просьбы и послали делегации из министерств продовольствия для проверок мясокомбинатов. Конечно, министерства взвалили этот труд на посольства, которые должны были взять под контроль процесс в странах- производителях мяса.
Но работников посольств из мусульманских стран на Западе или на Востоке этот вопрос в основном не интересует. Тем более нечего надеяться на то, что они будут проводить своё время на скотобойнях и произносить слова «Именем Аллаха, Аллах велик» над каждой зарезанной скотиной. Проблема ещё в том, что министерства продовольствия во многих мусульманских странах считают этот вопрос лишь причудой религиозных фанатиков. И какова будет ваша реакция, если я вам скажу, что в некоторых мусульманских странах министерство продовольствия возглавляют христиане, которые отказываются от импорта мяса, например, из мусульманской Турции, и импортируют его из Болгарии, не смотря на то, что турецкое мясо дешевле и лучше.
Фетвы: Некоторые достопочтенные учёные и правоведы в мусульманских странах издали фетвы о том, что импортное мясо дозволено для потребления, согласно правилу, гласящему: «Основа во всех вещах – дозволенность, если нет доказательств на запрет». Но эти достопочтенные учёные пропустили упомянуть исключение, гасящее: «Основа во всём – дозволенность, кроме мяса и половых органов». Об этом правиле писали имамы четырёх мазхабов и большинство знатоков хадисов. Имам ан-Науауи вкратце сказал об этом: “Основа в животном – запретность, пока не выяснится способ заклания, дозволяющий потребление”. Имам аль-Хаттаби сказал об этом так: “Скотина в основе запретна, пока нет убеждённости в правильном заклании. Мясо не считается дозволенным из-за сомнительных действий”.
Фикъх для поколения исламского возрождения: Когда мы пишем подобные статьи о фикъхе, мы подразумеваем сынов исламского возрождения, которые практикуют Ислам как убеждение, закон и образ жизни. Тех, которые практикуют дозволенное и воздерживаются от запретного во всех мелочах и крупных событиях их личной и общественной жизни.
Всё, что мы пишем в области фикъха, мы посвящаем верующей группе, которая решила следовать по пути к Аллаху. Нужно решать все проблемы, возникающие на их пути в свете Корана и Сунны, т.к. это жизненный активный фикъх, а не гипотетический фикъх, предназначенный для решения надуманных вопросов, порождённых воображением. Что касается теоретического правоведения, не связанного с реальностью, то праведные саляфы во главе с ‘Умаром, его сыном и Му’азом, (да будет доволен ими Аллах), не любили когда задавали несуществующие вопросы. И когда им задавали вопрос о чём-либо, они спрашивали “Случилось ли это на самом деле?” и если им отвечали, что нет, то те говорили: “Мы заняты реальной жизнью”, т.е. не спрашивай о том, чего не было. Это чтобы жизнь не проходила в изучении фикъха, не связанного с реальным сегодняшним обществом, которое жило бы по нему. Поэтому нам следует изучать фикъх и его основы, чтобы решать проблемы, с которыми сталкивается мусульманская молодёжь. Такой фикъх необходим для нынешнего поколения, идущего к Аллаху – практический живой фикъх, а не фикъх на бумагах и в гипотезах. Решение проблем мусульманской молодёжи является острой необходимостью для них. Как они могли бы решать проблемы с процентным займом или с ростовщичеством, работая на должностях, на которых сердца их содрогаются из страха за возможное совершение греха. Мусульманская молодёжь должна работать на созидание без стеснения в груди, не останавливаясь на пути. Всё это напоминает нам о том, что новое поколение может избавиться от неудобств и ощутить спокойствие лишь в обществе под сенью знамени Ислама, пользуясь плодами шариата.
Путь к Исламскому обществу: Путь к Исламскому обществу один и неизменен. Это тот же путь, который прошёл посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), для установления Исламского общества: это серьезный призыв к Аллаху, (Свят Он, и Велик) с соблюдением правильной акъиды с самого начала пути – акъиды единобожия (таухид ар-Руббубийа, таухид аль-Улюхийа, таухид асма уа с-Сыфат). Этот призыв потом окружает группа из сынов данного общества, затем начинается холодная война против них – словесные перепалки и издевательства. Затем, т.е. через некоторое время, начинается вооружённое противостояние. Исламское движение, по сути, является фитилём и зарядом этой войны, которая потом длится долго, увлекая за собой народ на путь длительного джихада со всеми трудностями и болями войны. Некоторые устают следовать этому пути, сходят на обочину, стыдливо просят позволения покинуть поле битвы, ссылаясь на житейские проблемы. Они покидают сражение, надеясь найти более полезное поле деятельности для себя на другой земле, где они бы могли использовать язык вместо меча, могли бы подлатать семью, обветшавшую, пока они были на поле брани. Там они живут, разрываясь между угрызениями совести, которая призывает их вернуться на землю джихада, и между тяжёлой действительностью, будучи скованными цепями, которые притягивают их к земле. И так они живут в недоумении, подобно парализованным больным в своих действиях.
Другая группа проявляет стойкость и удерживает знамя на пути, словно это раскалённый уголь, пока Аллах не дарует им победу. Именно эту группу Аллах делает занавесью для своей мощи и исполнения Своей воли.
Путешествия: До сих пор проблема с дозволенным питанием остается насущной для меня во время длительных путешествий. Я до сих пор беру с собой в путь запас дозволенной еды, приготовленной у меня дома, а также прошу у брата, у которого я останавливаюсь в Америке, чтобы он готовил мне еду для возвращения домой. Я затрудняюсь потреблять пищу любой авиакомпании – арабской, мусульманской или западной, кроме пакистанской, т.к. я знаю, что Пакистан не импортирует мясо. Поэтому я ем мясо в самолётах P.I.A. до первой посадки в городах Запада, т.к. я знаю, что после первой посадки еда будет уже из западного аэропорта. Иной раз я потребляю иудейскую кошерную пищу (Kosher Meal) или прошу морское блюдо (Sea Food) с рыбой, т.к. знаю, что иудеи не едят мертвечины или свинины, раввин обычно сам присутствует при заклании животного на скотобойне, а их метод заклания почти не отличается от исламского (да упасёт нас Аллах от приверженцев неверия и заблуждения). Иной раз я требую исламскую еду (Islamic Meal), т.к. мусульманские студенты в Америке потребовали у некоторых авиакомпаний такую пищу в самолётах.
Резюме: В общем, я хочу подвести к тому, что новое мусульманское поколение должно быть убеждённым в том, что должно быть Исламское общество и Исламское знамя, под которым сыны этого общества обрели бы счастье и спокойствие на многие поколения. Необходима серьёзная работа для установления такого общества, в какие бы жертвы это не обошлось, и в какую бы цену это не стало. Ведь того, кто сватается на райских гуриях, не волнует цена махра. Весь мир со всеми его прикрасами становится таким мелким и незначительным, если заплатить его как стоимость за установление Исламского общества. Момент довольства Милосердного Аллаха и практика Его законов даже всего каких-то несколько дней лучше, чем этот мир и всё что в нём есть: «Скажи: “Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен. Вы же не будете обижены даже на величину нити на финиковой косточке”» (Женщины, 77) Это вступление я предоставил вашему вниманию перед этой скромной работой, которой, я прошу у Аллаха, чтобы Он отяжелил мои весы ею в Судный день.
Важное правило:
Я обратил особое внимание на основы фикъха, т.к. всю тему данного вопроса можно заключить в слова имама ан-Науауи: “Основа в животном – запретность, пока не выяснится способ заклания, дозволяющий потребление”. Также как об этом сказал имам аль-Хаттаби: “Скотина в основе запретна, пока нет убеждённости в правильном заклании. Мясо не считается дозволенным из-за сомнительных действий”. Это мнение большинства знатоков фикъха и хадиса. Я обратил внимание на то, что большинство учёных прямо и ясно указывают на это правило. Я приведу и разъясню их тексты, которые я нашёл в фундаментальных книгах по фикъху, также я приведу номера страниц и глав по воле Аллаха. По воле Аллаха вкратце, я приведу некоторые вопросы, касающиеся произношения слов «Бисми-Ллях» (Именем Аллаха), орудия заклания, что касается вынужденного заклания, всё, что связано с мясником (заклавшим животное) и метода заклания. Я прошу у Аллаха искренности и истины, что является нашей целью. Также прошу у Него, чтобы это деяние было правильным, т.к. Он принимает лишь искренние и правильные деяния (т.е. очищенные от ширка и показухи, и соответствующие Корану и Сунне). Это два основных столпа любого деяния – искренность и правильность. Я также смиренно прошу у Аллаха показать истину истиной и наделить нас приверженностью к ней, а также показать ложь ложью и наделить нас воздержанием от неё. Я прошу также, чтобы Он раскрыл нам тайны познавших Его, чтобы Он обучил нас тому, что полезно нам, и дал нам пользу из того, чему Он обучил нас. Ибо Он Слышащий, Близкий и Отвечающий на мольбы:
Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты – Дарующий! Господь наш! Даруй нам от Себя милость и устрой наше дело наилучшим образом.
Раб Аллаха, испытывающий нужду в Нём - ‘Абдуллах ‘Аззам. Мекка 29 Рамадан 1410 г. (30/07/1981).
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Эта тема стала занимать мои мысли настолько, что я понял, что решение этой проблемы стало жизненной необходимостью во время моих путешествий и пребывания дома, будь то во время полётов в западные страны на самолётах, где предлагают перекусить, или же это рестораны или кафе в Европе или в Америке. Я находился в затруднениях в поисках кусочка благой пищи, дабы моя плоть не впитывала запретное, ведь плоть, взращенная на запретном достойна ада (как об этом говорится в хадисе). С этой проблемой сталкивается каждый мусульманин у себя на рынке, когда видит перед глазами жареных куриц в столовых или импортное мясо в лавках. Я исследовал тексты по этой теме в Коране и в Сунне, а также в комментариях к шести сборникам хадисов и в книгах по фикъху в надежде найти решение этого вопроса. Сейчас я выложу на стол аргументы, и если я ошибся, то это от шайтана, если же нашёл правильное решение, то это от Аллаха. Я прошу у Аллаха награды за то, что я пишу и прощения моих ошибок, если я ошибаюсь или несведущ в чём-то.
На самом деле стимулом для написания книги по этой теме послужила статья председателя шариатских судов в Катаре достопочтенного шейха ‘Абдуллах ибн Зейда ибн Махмуда в его книге «Окончательное решение по поводу дозволенности мяса животных, зарезанных обладателями Писания». Я также ознакомился с опровержением на эту книгу, которое написал председатель высшей судейской коллегии Саудовской Аравии достопочтенный шейх ‘Абдуллах ибн Хамид, (да воздаст Аллах ему благом). Если мы углубимся во все подробности и детали доказательств и доводов правоведов, то наш разговор затянется, и посему я постараюсь быть кратким в разъяснении шариатского решения, и приводить, лишь достоверные хадисы со сносками, свидетельствующими об их уровне достоверности. Нам следует приводить слова знатоков хадиса, комментаторов и правоведов (факъихов) для разъяснения шариатского текста и вынесения из него соответствующего решения. В этой работе я предоставлю вашему вниманию следующие вопросы:
1. Заклание по Шариату (резание животного согласно исламской традиции). 2. Задавание вопроса при подозрении, сомнении или незнании. 3. Основа, к которой следует возвращаться при сомнении или подозрении. 4. Животные, закланные при звуке записи слов «Бисми-Ллях, Аллаху Акбар». 5. Свидетельства, сопутствующие импортное мясо. 6. Состояние скотобоен и мясокомбинатов на Западе.
Лингвистический и шариатский смысл слова الذكاة
•Слово الذكاة в арабском языке означает завершённость чего-либо. Это слово можно использовать в выражении «достиг зрелости в годах» или «постиг чего-то в понимании». رجل ذكي т.е. смышленый, понятливый человек. Слово الذكاة также означает заклание животного, или очищение его, т.к. зарезав животное, мы очищаем его мясо от нечистой крови для потребления в пищу. Слово الذكاة также означает очищение. Слово употребляется для выражения благоухания благовония. Зарезать барана, значит очистить его и сделать дозволенным к потреблению.[1] Имам аль-Мауарди сказал: «Слово الذكاة в арабском языке означает умащение или очищение. Так названо заклание животного, ибо это умащение или очищение его действием, дозволяющем его к потреблению в пищу».[2] •Смысл слова الذكاة с точки зрения Шариата: Означает заклание и резание.[3] Заклание это разрезание сонных артерий на шее между ключицей, нижней челюстью и ямкой под гортанью. Такой способ используется при заклании верблюдов, коров и овец.
В шариате الذكاة означает заклание или резание особым способом, бывает двух видов:
1. Добровольный: это заклание животного, которому мы в состоянии перерезать горло. 2. Вынужденный: это заклание животного, которое мы не в состоянии зарезать, например:
ü Охотничья дичь; ü Убегающее или упавшее в пропасть или в колодец животное. Такого рода животное режется по возможности.
Завершённое заклание заключается в разрезании четырёх органов: гортани, пищевода и двух сонных артерий. Есть разногласия насчёт дозволенного минимума. Ханафиты считают, что достаточно трёх органов, шафииты всего двух: сонной артерии и гортани.[4] Столп заклания: наличие животного, мясо которого дозволенно к потреблению, т.е. из тех, что дозволил Аллах. Т.к. не может быть заклания животного, мясо которого запретно. В двух «Сахихах» передаётся хадис, где посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал насчёт домашних ослов: «Оставьте их, они омерзительны». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.[5] В двух «Сахихах» приводится хадис от Саламы ибн аль-Акуа о том, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), в день битвы при Хайбаре спросил у своих сподвижников: «Зачем вы разожгли эти костры?» они ответили: «Для мяса домашних ослов». Он сказал: «Вылейте то, что в котлах и сломайте их». Тогда встал человек и спросил: «Нам вылить то, что в них и вымыть их?» посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), ответил: «да именно так». [6] Ибн аль-Къайим прокомментировал хадис: «Из этого ясно, что животное, мясо которого недозволенно, не очищается закланием и не пригодно ни для чего».[7] Автор книги «ад-Дурур» сказал: “Заклание очищает мясо, дозволенное к потреблению, не являющееся нечистотой само по себе, т.к. нечистота, например, собака не очищается ничем”. [8] Основа во всех животных дозволенность, если нет доказательства на запрет. Что касается наземных животных, то они запрещены, пока не будут закланы. Как об этом Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле» (Корова, 29). Всевышний Аллах также сказал: «Они спрашивают тебя о том, что им дозволено. Скажи: “Вам дозволены блага…”» (Трапеза, 4). Всевышний также сказал: «Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам будет возвещено» (Трапеза, 1). В другом аяте Всевышний сказал: «Скажи: “Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь...”» (Скот, 145). Он также сказал: «Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено» (Скот, 119). Всё запретное разъяснено, дозволенное же неисчислимо. В основе всё благое дозволено, а всё дурное запрещено: «…которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное…» (Преграды, 157). Критерием определения благости чего-то или его скверности был вкус арабов во время ниспослания пророчества. Все животные, которых арабы считали благими, были дозволенны, кроме тех, о запретности которых сообщил шариат.[9] Также этот аят четко указывает на то, что ничего, кроме скверны и того, что приносит вред, Всевышний Аллах не запретил, будь это в пище или в чем-либо ином![10] Таким образом, вкус жителей Хиджаза был взят за основу, а то, что не противоречит рациону жителей Хиджаза, даже если это не похоже на еду жителей Хиджаза, считается дозволенным.
Виды Животных
Животные делятся на две группы:
a) Морские, делятся на два вида:
1– То, что похоже на рыбу и живёт только в воде. Считается дозволенным к потреблению по единогласию большинства учёных, кроме ханафитов, которые считают нежелательным потребление подохших и плавающих на воде рыб.[11] 2– То, что не обязательно похоже на рыбу внешне. Правильнее всех мнение шафиитов, которые считают, что все умершие морские животные, кроме лягушек, независимо от причин смерти. [12] Также считают имам Малик и Ахмад, в «Манар ас-Сабиль» 2/415, только с той разницей, что Малик считает нежелательным потребление мяса дельфина.[13] Имам аш-Шафи’и считает, что можно потреблять мясо дельфина. Имам ан-Науауи сказал: “Правильнее всего всех их считать рыбами, и их не нужно резать ”.[14] Шафииты в качестве довода приводят аят: «Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам» (Трапеза, 96). Ибн ‘Аббас сказал: “Добыча это то, что вы поймали, а еда, это то, что вам выбросило море”». В достоверном хадисе о море говорится: «Её вода чистая, а мертвечина из неё дозволена». [15] Передают, что Джабир, рассказывая о некоем походе: (да будет доволен им Аллах), сказал: “Море выбросило нам животное, именуемое " ‘анбар " [16], и мы полмесяца ели (его мясо) и натирались его жиром, пока наши тела (не пришли в своё обычное состояние)”. В дополнении от аль-Байхакъи посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал им: «У вас осталось что-нибудь от него?» Из водных животных по единогласию шафиитов и ханбалитов запрещается потребление лягушатины, ханафиты же запрещают всё морское кроме рыбы. Также запрещается потребление крокодильего мяса, т.к. это хищник, имеющий когти и клыки. В достоверном хадисе от Абу Хурайры, (да будет доволен им Аллах), передаётся, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Все обладатели клыков запретны». Рассказал Муслим.[17] Это мнение принято у шафиитов и ханбалитов.[18] Правильно считать, что морское животное не нужно резать, т.к. Абу Бакр ас-Сыддикъ, (да будет доволен им Аллах), сказал: “ Любое умершее морское животное Аллах уже зарезал для вас ”. Рассказал аль-Байхакъи.[19] Имам Ахмад передаёт с иснадом от Шурайха, что человек застиг посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), и тот сказал: «Всё, что в море уже зарезано». Рассказал имам Ахмад, Абу Дауд, ибн Маджах, ибн Хиббан с достоверным иснадом на условиях двух шейхов.[20] В доказательство данного мнения также приводится хадис: «Её вода чистая, а мертвечина из неё дозволена». [21]
b) Наземные животные также делятся на два вида:
1. Бескровные (те, у которых не вытекает кровь); 2. Кровные (те, у которых течёт кровь); 3. Бескровные запрещены, кроме саранчи. Мухи, муравьи, пчёлы, тараканы, осы, и другие подобные твари, например, скорпионы и т.п. Т.к. они омерзительны.
Всевышний Аллах сказал: «И запрещает им скверное» (Преграды, 157). В это же число входят клопы, вши и все виды червей. В хадисе говорится, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), запретил убивать четыре твари: «муравья, пчелу, удода и сороку». Их нельзя есть ещё и по этой причине. Что касается насекомых паразитов внутри некоторых фруктов, например, червей в инжире, в финиках, в абрикосах или в сыре, то есть их (случайно вместе с продуктами), не запрещается, и здесь уже зависит от вкуса человека. Что касается саранчи, то в хадисе от ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Нам дозволены две мертвечины и две крови: две мертвечины – это рыба и саранча, две крови – это печень и селезёнка». Ибн Маджах, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Имам ас-Суюти указал на достоверность хадиса.[22]
c) Кровные также делятся на два вида:
— Домашние и дикие;
Из домашних животных дозволено в потребление мясо домашнего скота Всевышний Аллах сказал: «Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам будет возвещено» (Трапеза, 1). Позволяется также потребление конины, т.к. Джабир, (да будет доволен им Аллах), сообщает в хадисе, что: “В день битвы при Хайбаре посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), запретил, употреблять мясо домашних ослов, и разрешил, употреблять конину”. Текст хадиса согласован. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. [23] Так считает большинство правоведов, за исключением Абу Ханифы, который запретил потребление конины.[24] И также тех, кто сошлись с ним во мнении, опираясь при этом на хадис, который приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие, в котором сказано, что посланник Аллаха, (да будет доволен им Аллах), запретил, употреблять конину. Правильным же является, что данный хадис является слабым, в чем нет разногласий среди правоведов, как об этом сказал имам ан-Науауи: “Сошлись имамы на том, что этот хадис является слабым”. [25] А что касается двух учеников Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада то они считают её (конину) дозволенной. Потребление мяса домашней птицы дозволено по единогласию (иджма’) Уммы. В двух «Сахихах» Абу Муса сообщает: “Я видел как пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), ел курицу”. [26] Потребление мяса остальных домашних птиц дозволено в основе, если нет запрета. Что касается «аль-Джалляла», т.е. мясо того скота, который питается нечистотами или навозом, например, брошенные курицы, которые питаются нечистотами, то потребление их мяса не желательно по этикету (Караха-танзихия), если изменился вкус её мяса. Но оно не запрещено окончательно, будь то мясо, молоко или яйца этого животного (птицы). Так считали: аль-Хасан аль-Басри, Малик, Дауд и ханафиты. Также не запрещается потребление фруктов или злаков, орошаемых водой с нечистотами.[27] Все эти учёные считают предпочтительным удерживать взаперти такую курицу или скотину несколько дней, пока не очистится её мясо. Ханбалиты же считают, что животное, которое потребляло в пищу нечистоты, если потребляло небольшое количество, то в этом нет ничего страшного, если же животное потребляло много нечистот, то потребление его мяса нежелательно. Если его основной рацион состоял из нечистот, то потребление его мяса запрещено[28], как и запрещено её молоко. По поводу яиц есть два мнения. Они аргументируют это хадисом от ибн ‘Умара, (да будет доволен им Аллах), “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил употреблять в пищу мясо и молоко животных, питающихся нечистотами ”[29]. В этом вопросе правильным следует считать мнение большинства учёных о том, что если мясо начало смердеть, то потребление его нежелательно, если нет, то потребление дозволено. Под это решение входят: куры и коровы в крови которых есть нечистоты. Домашние ослы запрещены согласно многим достоверным хадисам. Ибн ‘Умар сообщает в двух Сахихах, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил потреблять мясо домашних ослов. Муслим добавил: «В день битвы при Хайбаре»[30]. Мулы запрещены, потому, что они родились в результате совокупления животных, которых дозволено есть и тех, которых есть запрещено, т.е. от лошади и осла. А если смешивается дозволенное с запретным, запретное преобладает над дозволенным.
Что касается диких животных, то запрещено мясо обладателей клыков из хищников, а также обладателей когтей из птиц. В Сахихе сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил употреблять в пищу любое животное, обладающее клыками, и любую птицу, обладающую когтями”. [31] Таким образом, запрещается потребление ястребов, орлов, соколов, а также собак и котов, т.к. они хищники. В Сахихе Муслима сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если собака облизала посуду кого-то из вас, то пусть протрёт песком и вымоет семь раз»[32]. Что касается кошки, то это хищник. В Сахихе Муслима Абу Зубайр рассказывал: “Я спросил Джабира о продаже собак и кошек и он сказал: “Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) строго запретил это!”. [33] В Двух Сахихах: «Среди живых существ есть пять видов, каждый из которых приносит вред, и посему их можно убивать как на священной земле (Мекке), так и за ее пределами. Это – скорпион, коршун, ворон, мышь и злобную (кусающую) собаку» [34]. Всё это запрещается к потреблению. Что касается кроликов и зайцев, домашних или диких, то их мясо дозволено. В двух Сахихах приводится хадис, в котором Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды мы спугнули зайца в Марр аз-Захране и люди стали гоняться за ним, но выбились из сил, а я догнал и схватил его. Потом я принёс этого зайца Абу Тальхе, который зарезал его и отослал посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) его задние ноги, и он отведал их”. [35] Что касается гиен и лисиц, то шафииты дозволяют потреблять их и приводят доводом хадис от Джабира, то, что его спросили о гиене, является ли она добычей? Он ответил: «Да», у него спросили: «Можно ли ее есть?» тот ответил: «Да». У него спросили, слышал ли он это от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), тот ответил: «Да» [36]. Ханафиты и ханбалиты запрещают потреблять мясо гиен и лисиц[37]. Запрещается потребление медвежатины, мясо норки, всех обитателей нор, обезьян и всех животных питающихся падалью, таких как коршуны, вороны, аисты, стервятники, навозники. Запрещается мясо змей, т.к. у них есть два клыка и они из хищников. Что касается варанов, то мясо их дозволено, т.к. Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах) ел варана за столом у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)[38]. Я долго изучал этот вопрос с целью ознакомления дозволенного и запретного мяса животных. И вот какие выводы я сделал:
Мясо морских животных дозволено и не нуждается в заклании; Мясо наземных животных, запрещённое к потреблению, не очищается закланием ни их мясо, ни шкура. Животных, которых мы в состоянии зарезать, следует резать между горлом и нижней челюстью. Диких наземных животных или убегающих домашних животных, мясо которых пригодно к потреблению, следует стрелять из лука или огнестрельного оружия так, чтобы вытекла кровь из какого-нибудь органа тела животного. На этот счёт приводится хадис в двух Сахихах от Ади ибн Абу Хатима: «То, во что попало остриём, можешь есть, то, во что попал тупой конец, то это — вакиз [39], не ешь его.» [40] В другом варианте хадиса от Ади в двух Сахихах: «я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вопрос о дичи, убитой с помощью ми‘рада[41] и он сказал: “(Можете) есть (дичь), убитую его острым концом, что же касается (дичи) убитой его древком, то это — вакиз, не ешь его” [42].
Прежде, чем начать разъяснение заклания животного и его столпов, я сделал это необходимое вступление.
Заклание с точки зрения Шариата
Слово الذكاة означает либо завершение. Именно с таким смыслом идёт аят:
Если только вы не зарежете (т.е. не завершите её жизнь резанием). (5:3) Либо означает очищение или облагораживание. Именно с таким смыслом Мухаммад ибн аль-Ханафия сказал: «الذكاة الأرض (очищение земли) её высыхание».[43] الذكاة т.е. очищение и облагораживание животного посредством резания. Слово الذكاة в Шариате означает резание с соблюдением следующих условий[44], состоящих из пяти пунктов:
Режущий человек должен соответствовать двум условиям:
Религия: Он должен быть либо мусульманином, либо обладателем Писания;
Орудие должно соответствовать двум условиям: Должно быть острым; Это не может быть зубом или ногтём (когтём).
Место разрезания: Должно быть в области углубления на горле или в верхней части груди (у верблюдов прим. перевод.), т.е. повыше ключицы.
Поминание Аллаха: Т.е. произнесение слов: (Бисмиллях, Аллаху Акбар) «именем Аллаха, Аллах велик».
Действие: обязательно перерезать гортань, пищевод и две сонных артерии по бокам шеи, или же большую часть этих органов. Самое важное из этих условий, что волнует нас в вопросе привозного мяса – это режущий человек и способ заклания. Что касается произнесения слов «Бисмиллях», то это не проблема в этом вопросе, т.к. мы не спрашиваем у мусульманина, произносил ли он эти слова во время заклания, а что касается мяса животного зарезанного обладателем Писания, то мы едим его, не спрашивая, даже если он и не произносил этих слов. Имам ан-Навави сказал: «Мясо, зарезанное обладателями Писания, дозволено, если они упоминали имя Аллаха или не упоминали при этом, согласно буквальному смыслу Священного Корана. Это наше мнение, как мнение большинства» [45]. Аз-Зухри сказал: «Нет греха в потреблении мяса, зарезанного арабскими христианами. Если же ты слышал, что они упоминали при этом какое-то имя кроме Аллаха, то не ешь. Если же ты не слышал, то оно дозволено, не смотря на их неверие». Также передают от Али.
Так вернёмся же к основным двум условиям в резании животных – режущий человек и место разрезания:
Раздел первый Режущий человек
Режущий человек должен быть разумным мусульманином или разумным обладателем Писания (христианином или иудеем). Условие разума здесь, дабы человек понимал, что режет, т.к. заклание является поклонением, а в поклонении обязательно намерение (это мнение большинства правоведов: ханафитов, маликитов и ханбалитов)[46], и посему непозволительно резать пьяному или непонимающему ребёнку или сумасшедшему. Основываясь на этом недозволительно мясо, зарезанное многобожником, неверующим, вероотступником, идолопоклонником, коммунистом, друзом, нусейритом, кадьянитом, бахаитом, огнепоклонником, индусом или буддистом. Доказательство на то, чтобы режущий человек был мусульманином или обладателем Писания, являются слова Всевышнего Аллаха: Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им. (5:5) под пищей обладателей Писания здесь подразумевается мясо зарезанных ими животных, согласно мнению ибн Аббаса, Абу Умамы, Муджахида, Саида ибн Джубайра, Ата, аль-Макхуля, ан-Наха’и, ас-Судди и Мукатиля, как об этом говорится в тафсире ибн Касира. Аль-Бухари утверждает тоже самое при комментарии к этому аяту[47]. По этому поводу существует единогласие (иджма’) всех учёных. Мясо, зарезанное всеми остальными, кроме мусульман и обладателей Писания запретны, исходя из обратного смысла аята, т.к. Священный Коран умолчал о всех остальных кроме мусульман и обладателей Писания в этом вопросе. Выделение их из общего числа указывает на запретность мяса, зарезанного другими людьми, т.к. умалчивание о чём-то, где требуется пояснение, также является пояснением. И если бы мясо, зарезанное представителями остальных конфессий было бы разрешённым, то не было бы смысла упоминать о дозволенности пищи обладателей Писания, а Коран пречист от всякого пустословия.
Саид ибн Мансур передаёт с хорошим иснадом о том, что ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не ешьте мяса, кроме мяса, зарезанного мусульманами или обладателями Писания». [48]
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.148 с.) |