Проблема старческого суицида-проблема тяжелой депрессии, характерной для этого периода, отсутствия должной работы по ее преодолению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема старческого суицида-проблема тяжелой депрессии, характерной для этого периода, отсутствия должной работы по ее преодолению.



Основная причина суицида среди стариков-наличие у них хронических болезней, вызывающих постоянную боль.

Основная причина-смерть супруга и возникшее вслед за этим одиночество.

Ведение профилактической работы психологами с людьми пожилого возраста помогло бы уменьшить процент самоубийств.

Увеличение количества домов престарелых с комфортными условиями помогло бы решить большинство проблем, способных привести к росту суицида среди людей пожилого возраста.


Концепции:

1) Идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл)

2) Амбрумова А.Г. «Диагностика суицидального поведения».

3) Я. Стюарт-Гамильтон. “Стереотипы старости и удовлетворенность жизнью”.

Далее приведу статистику по округам за 2009 год, чтобы определить, какой из регионов требует наибольшего внимания. Число самоубийств приводится на 100 тысяч человек.

 

Центральный округ
   
городская местность Сельская местность
Всего 13,887 27,961
мужчины 24,592 50,844
женщины 4,954 7,963

 

Северо-Западный федеральный округ
  городская местность сельская местность
   
Всего 18,671 45,634
мужчины 32,433 80,235
женщины 7,243 13,85
     

Приволжский федеральный округ
  городская местность сельская местность
   
Всего 25,76 56,829
мужчины 47,295 103,536
женщины 7,932 14,2

 

 

Южный федеральный округ
  городская местность сельская местность
   
Всего 12,094 18,975
мужчины 21,054 33,541
женщины 4,487 5,642

 

Северо-Кавказский федеральный округ
  городская местность сельская местность
   
Всего 7,01 8,166
мужчины 12,037 14,152
женщины 2,638 2,622

 


 

Уральский федеральный округ
  городская местность сельская местность
   
Всего 26,775 57,85
мужчины 47,772 101,574
женщины 8,786 17,855

 

 

Сибирский федеральный округ
  городская местность сельская местность
   
Всего 31,507 64,275
мужчины 54,736 110,666
женщины 11,811 21,422

 

Дальневосточный федеральный округ
  городская местность сельская местность
   
Всего 27,699 60,882
мужчины 48,028 103,819
женщины 9,497 17,993

 

· Исходя из статистических данных, можно заключить что большого внимания требует сельская местность в целом, а если говорить о конкретных округах-Сибирский, Дальневосточный и Уральский федеральный округа. К сожалению, существование Федерального закона № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года существенно ограничивает в поиске данных, в частности о способах совершения самоубийства, а также трудно найти вменяемый источник информации со статистикой самоубийств непосредственно у людей пожилого возраста. Но, учитывая общую ситуацию можно сказать, что проблема эта крайне актуальна уже долгое время. Остается надеяться на то, что реформы здравоохранения в области общей психологической помощи и профилактики тенденций к суициду среди пенсионеров не заставят себя ждать.

· Решение лично для себя вижу в создании НКО, занимающейся изучением данной проблемы и поиском способов ее решения. Мне кажется, учитывая количество людей, обучающихся в сфере психологической науки сегодня, это вполне выполнимо. Также потребуется привлечение волонтеров, это также вполне реально, учитывая множество существующих сегодня волонтерских организаций. В последние годы появились гос. Гранты, выдающиеся на решение острых социальных проблем, к каким вполне можно отнести угрозу роста уровня самоубийств среди стариков.

Проблема самоубийств у людей пожилого возраста в России.

Объект исследования: суицид среди людей пожилого возраста.

Предмет исследования: причины самоубийств среди людей пожилого возраста, статистика этих самоубийств по России.

Основные мотивы для совершения самоубийства в России, да и по всему миру-материальная несостоятельность, одиночество, а в детском и подростковом возрасте-домашнее насилие и травля в школе. Но каковы мотивы людей пожилого возраста? Именно этот вопрос мне хотелось бы рассмотреть в своей работе, опираясь на статистику по нашей стране. Обращаясь к классикам социологии, еще Дюркгеймом было отмечено, что самоубийство-социальное явление, в большей степени характерное мужскому полу, чем женскому. Число законченных самоубийств среди мужчин в среднем в 4 раза больше, чем среди женщин - этот показатель может сильно отличаться в разных странах. С возрастом (65-85 лет) это соотношение увеличивается до 6-9.

Гипотезы:

Проблема старческого суицида-проблема тяжелой депрессии, характерной для этого периода, отсутствия должной работы по ее преодолению.

Основная причина суицида среди стариков-наличие у них хронических болезней, вызывающих постоянную боль.

Основная причина-смерть супруга и возникшее вслед за этим одиночество.

Ведение профилактической работы психологами с людьми пожилого возраста помогло бы уменьшить процент самоубийств.

Увеличение количества домов престарелых с комфортными условиями помогло бы решить большинство проблем, способных привести к росту суицида среди людей пожилого возраста.


Концепции:

1) Идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл)

2) Амбрумова А.Г. «Диагностика суицидального поведения».

3) Я. Стюарт-Гамильтон. “Стереотипы старости и удовлетворенность жизнью”.

Далее приведу статистику по округам за 2009 год, чтобы определить, какой из регионов требует наибольшего внимания. Число самоубийств приводится на 100 тысяч человек.

 

Центральный округ
   
городская местность Сельская местность
Всего 13,887 27,961
мужчины 24,592 50,844
женщины 4,954 7,963

 

Северо-Западный федеральный округ
  городская местность сельская местность
   
Всего 18,671 45,634
мужчины 32,433 80,235
женщины 7,243 13,85
     

Приволжский федеральный округ
  городская местность сельская местность
   
Всего 25,76 56,829
мужчины 47,295 103,536
женщины 7,932 14,2

 

 

Южный федеральный округ
  городская местность сельская местность
   
Всего 12,094 18,975
мужчины 21,054 33,541
женщины 4,487 5,642

 

Северо-Кавказский федеральный округ
  городская местность сельская местность
   
Всего 7,01 8,166
мужчины 12,037 14,152
женщины 2,638 2,622

 


 

Уральский федеральный округ
  городская местность сельская местность
   
Всего 26,775 57,85
мужчины 47,772 101,574
женщины 8,786 17,855

 

 

Сибирский федеральный округ
  городская местность сельская местность
   
Всего 31,507 64,275
мужчины 54,736 110,666
женщины 11,811 21,422

 

Дальневосточный федеральный округ
  городская местность сельская местность
   
Всего 27,699 60,882
мужчины 48,028 103,819
женщины 9,497 17,993

 

· Исходя из статистических данных, можно заключить что большого внимания требует сельская местность в целом, а если говорить о конкретных округах-Сибирский, Дальневосточный и Уральский федеральный округа. К сожалению, существование Федерального закона № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года существенно ограничивает в поиске данных, в частности о способах совершения самоубийства, а также трудно найти вменяемый источник информации со статистикой самоубийств непосредственно у людей пожилого возраста. Но, учитывая общую ситуацию можно сказать, что проблема эта крайне актуальна уже долгое время. Остается надеяться на то, что реформы здравоохранения в области общей психологической помощи и профилактики тенденций к суициду среди пенсионеров не заставят себя ждать.

· Решение лично для себя вижу в создании НКО, занимающейся изучением данной проблемы и поиском способов ее решения. Мне кажется, учитывая количество людей, обучающихся в сфере психологической науки сегодня, это вполне выполнимо. Также потребуется привлечение волонтеров, это также вполне реально, учитывая множество существующих сегодня волонтерских организаций. В последние годы появились гос. Гранты, выдающиеся на решение острых социальных проблем, к каким вполне можно отнести угрозу роста уровня самоубийств среди стариков.

Мамедов Джавид

Меня заботит проблема идентификации представителя рабочего класса в 21 веке в центре и полу-переферии глобально-капиталистического мира.

В этой теме объектом исследования является социо-психологическая сфера жизни группы людей с общим местом в общественной системе производства. Предметом исследования являются определенные психические явления и процессы представителей этой группы и определенные социальные отношения в которые включены представители этой же группы.

Гипотеза 1) Опирается на марксисткую теорию в политической экономии и эклектическую теорию Ю.М.Орлова в психологии

В классическом буржуазном обществе, берущем начало от первых буржуазных революций в Европе, рабочий мог идентифицировать[1] себя с представителями того же класса, т.е людьми занимающими тоже место в общественной экономической системе. В 20 веке произошла автоматизация производтсва из-за чего нужда у буржуазии в большом кол-ве рабочих на предприятии исчезла. Во избежание социальных потрясений была предпринята «удачная» попытка «прислугизации» рабочего класса и создание из отношений этой части рабочих между собой и буржуазией «общества потребления» в центре и полупереферии глобально капиталистического мира. Таким образом, рабочий(вернее большая часть рабочих) 20-21 века в силу унизительности(из-за бесполезности) работы и давления массовой культуры потребления потерял возможность идентифицировать себя, как представителя рабочего класса. Поэтому сегодня большинство людей в центре и полупереферии глобально-капиталистического мира идентифицируют себя с предметами потребления. «Частью моего «Я» является: трешка в Бирюлево, автомобиль Лада-Калина, мебель из Икеи(расставленная по Феншую), джинсы из модного магазина Зара, сд-диск рок-группы «ранетки», японские суши и т.д». А с появлением в интернете социальных сетей люди начали идентифицировать себя со своими страницами в «инернетах» и через эту соц сеть уже хвастаться теми или иными предметами, которые потребляют(некоторые даже фотографии с едой выкладывают). Люди сегодня кичатся[2] тем, насколько они оригинальным способом удовлетворяют свои консюмеристкие потребности. Некоторые[3] я заметил сегодня кичатся тем, что в отличии от «серых масс» интернетами в известном деле не пользуются. А когда им намекаешь на их схожесть с массами они даже не могут понять, что я имею ввиду.

Гиппотеза 2) Опираюсь на краткий пересказ одного хорошего знакомого теории И.Иллича.

Фактически, в 1940-х американские социологи пришли к выводу, что существует чёткая связь между социальным происхождением и успеваемостью - дети высших слоёв преобладают в университетах, а нижних - в ПТУ. Они обнаружили также, что когда детей разделяют по способностям путём стандартных тестов, группы распределяются в соответствии с социальным классом и расой. Затем и Иван Иллич обнаружил, что ученики с лучшими оценками, начиная с самых ранних лет вплоть до окончания университета - являются типичными представителями высших классов. Но это не значит, конечно, что бедные это те, кто от природы туп. Просто сама система образования изначально ориентирована на потребности богатых и привилегированных.
Это превосходство высших классов через лучшую успеваемость в образовании усиливается тем, что бедных учат той идее, что школа является средством социального преуспевания. Бедные поддерживают эту идею из-за той веры, которую им внушила школьная система (а ведь 6 часов в день, 5 дней в неделю, в течение, по крайней мере, 9 лет - это настоящее промывание мозгов). Бедным говорят, что они бедны, потому что они плохо учились в школе и не попали в университеты - они бедны, потому что они двоечники. Но они в своей массе просто не могут "хорошо" учиться в такой школе, которая совсем не удовлетворяет настоящие потребности их личностей.
Одним словом, радикалы критикуют школу за то, что она укрепляет и усиливает классовую структуру общества.
Ясно, что успеваемость в школе определяет самооценку и чувство собственного достоинства. Образование учит людей думать о самих себе, как о глупых или умных, удачливых или неудачниках. Если мы предположим, что адекватная самооценка зависит от принятия социального контекста и способности функционировать в нём, психологическая власть школы очевидна, психологический дискомфорт для бедных тоже.
Как отмечает Иллич, школа также укрепляет и иерархию, поскольку бедных и неуспевающих учат тому, что они должны подчиняться отличникам, заглядывать им в рот и "делать как они". Приучает к тому, что лидерство принадлежит тем, кто больше и лучше учился, т.е. как мы показали ранее - правящему классу.
Двоечников из бедных заставляют верить в то, что им были даны все возможности, но которые они провалили. Исключение из школы может привести к пассивной покорности, апатии, беспомощности и социальному застою, или немотивированной агрессии. Воспитание такого массового безынициативного индивида, безусловно, выгодно для бизнеса и для потребительского общества. Иллич пишет: "Как только мы привыкаем к тому, что нам необходима школа, любая наша деятельность ставится в зависимость от других специализированных общественных институтов"

 

 

Гиппотеза 3) Опираюсь на гегельянскую концепцию в интерпретации Е.С. Линькова.

Отсутствие у масс антиавторитарных левых идеалов из-за «несчастное сознания». Из-за деятельности властей приблизиться к подлинно философскому мышлению у представителей масс не выходит, но зато многие теряют всякое желание даже абстрактно-всеобще «мыслить». В частности поп культура делают сегодня свое дело, подрывая всякое абсрактно-всеобщее «мышление».

Гиппотеза 3) массы генетически нерассудительны, несмотря на то что ВПФ не от природы 4) массы априори не могут иметь ценности и идеалы 5) все это происки социалистов, коммунистов, террористов, фашистов, жидо-рептилоидов, атлантов, нарнийцев, сатанистов, масонов, инопланетян, шахматистов и американцев мешающих «невидимой» руке рынка «порешать» все в пользу рабочих

Отношение властей и СМИ никак не влияет на истинность или ложность гипотез.

 

Коновалова Мария

Тема: подростковый суицид.

Объект исследования: подростковый суицид в России.

Предмет исследования: причины суицида подростков.

Данная проблема была выбрана мной, так как она является одной из наиболее актуальных в России на данный момент. Наша страна занимает одну из лидирующих позиций в Европе и мире по числу суицидов несовершеннолетних. В 2012 году уровень подростковых самоубийств в России был в 3 раза выше, чем средний по миру. При этом пик суицидального поведения приходится на возраст 15-19 лет. Некоторые специалисты пишут, что всего лишь 10% из общего числа самоубийств были совершены с целью покончить с собой, в остальных 90% это привлечение внимания.

Гипотезы:

1. Наиболее частой причиной суицида подростков 15-19 лет является несчастная любовь.

2. Подростки, имеющие психические отклонения, более склонны к суицидальному поведению, нежели здоровые.

3. Психологическое давление со стороны сверстников в школе может подтолкнуть подростка к самоубийству.

4. Последние несколько лет экзаменационный стресс является причиной суицида многих выпускников школ.

5. Суицид или попытка суицида, имеющая цель привлечь внимание, направлена скорее на взрослых, чем на сверстников.

 

Ученые стремились объяснить суицидальное поведение на протяжении сотен лет, но единой концепции, объясняющей природу самоубийств, в настоящее время все еще не существует. Среди множества теорий выделяют три основные:

1. Социологическая концепция связывает суицидальное поведение и социальные условия. В ее основе лежит учение Э. Дюркгейма об «аномии» - негативном отношении индивидов к нормам и ценностям, преобладающим в обществе. Ведущую роль здесь играют социальные факторы, а любое самоубийство рассматривается с точки зрения взаимоотношений индивида с социальной средой. По мнению представителей данной концепции, суициды в своем большинстве нацелены на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. В основном это касается суицидальных действий подростков.

2. Психопатологическая концепция рассматривает суицид как проявление острых или хронических психических расстройств, а всех самоубийц как душевнобольных людей. Предпринимались, но оказались безуспешными попытки выделить самоубийство в отдельную болезнь, а сама проблема изучалась с точки зрения медицины, специфическими для медицины методами. Схожую позицию выражает понимание суицида как пограничного состояния, и суицидальное поведение подростков у представителей этой концепции рассматривалось именно с этой стороны.

3. Социально-психологическая концепция объясняет суицидальное поведение социально-психологическими или индивидуальными факторами. В первую очередь самоубийства связывают с потерей смысла жизни.

 

В качестве фундамента для исследования можно использовать следующую литературу:

1. Э. Дюркгейм Самоубийство 1898.

2. Амбрумова А.Г. Возрастные аспекты суицидального поведения // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии (Сб. науч. тр.) / М., 1989.

3. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994 г., № 1.

 

Подтверждения в СМИ

Был принят Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года, запрещающий распространение в Интернете информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства

 

Сибирский федеральный округ: В 2014 году в следственных подразделениях Главного следственного управления Следственного комитета России по Красноярскому краю зарегистрировано 127 сообщений о совершении несовершеннолетними покушений на суицид. 23 ребенка свели счеты с жизнью, спасти их уже не удалось.

 

Южный федеральный округ: за последние четыре года на Кубани добровольно ушли из жизни 55 детей. В 2014 году детские суициды произошли в каждом четвертом районе края. В большинстве случаев жертвами стали дети из благополучных семей.

Приволжский федеральный округ: только две области в Приволжском федеральном округе имеют, согласно классификации ВОЗ, относительно невысокие показатели: Самарская и Ульяновская. В 2010 году к ним добавилась еще Нижегородская. В Башкортостане же в целом обозначенный экспертами ВОЗ порог высокого уровня самоубийств, даже после заметного снижения их уровня в предшествующие годы, в 2010 году был превышен вдвое.

Центральный федеральный округ: в Москве за девять месяцев в 2014 году погибло 28 несовершеннолетних, тогда как в 2013 году их было в 3 раза меньше.

В 2012 году в связи с участившимися случаями подросткового суицида в Тульской области был создан кризисный центр для подростков.

Уральский федеральный округ: в Челябинской области в 2014 году 110 несовершеннолетних решились на суицид. Вместе с тем, динамика по суицидам среди подростков обнадёживает. В 2010 году было зарегистрировано 204 таких факта, в 2011-м - 176, 2012-м - 140, а в 2013-м - 102 попытки суицида. При этом количество попыток самоубийства, которые закончились смертью несовершеннолетних, осталось примерно на том же уровне. В 2014-м году 24 попытки суицида закончились трагедией, а в 2013-м - 19 подростков свели счеты с жизнью.

В 2012 году из-за резко возросшего количества подростковых суицидов в Челябинске была создана детско-подростковая суицидологическая служба.

Северо-Кавказский федеральный округ: с января по ноябрь 2012 года в Ставрополе более 10 детей покончили жизнь самоубийством. Прокуратура края постоянно борется с сайтами, пропагандирующими суицид, с 2012 года стали готовить специалистов-суицидологов.

Дальневосточный федеральный округ: число суицидов среди подростков в Амурской области за первое полугодие 2014 года уже сравнялось с количеством за прошлый год в целом. Специалисты рекомендуют родителям уделять детям больше внимания и при малейшем подозрении на то, что с ребенком что-то происходит, обращаться к психологу. Также любой ребенок может самостоятельно обратиться за психологической помощью, позвонив на телефон доверия.

Крымский федеральный округ: 13 случаев самоубийств детей зафиксировано на территории Крыма в 2014 году. Главные причины, по которым несовершеннолетние добровольно уходят из жизни – это отношения в семье, социальная неустроенность ребенка, неразделенная любовь.

Северо-западный федеральный округ: в Вологде с января по март 2014 было зафиксировано три случая подросткового суицида. В связи с этим в Грязовце провели межведомственное совещание для обсуждения вопроса о том, как уберечь подростков от самоубийств.

Невежина Дарья

Тема: Интернет-зависимость и избавление от неё

Объект исследования: Зависимость человека от какого-либо явления или вещества, влияние этой зависимости на психику, различные пути преодоления зависимостей.

Предмет исследования: Зависимость человека от интернет-ресурсов, общения в чатах и социальных сетях, зависимость от online-игр. Методы борьбы с этим.

Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.

Гипотезы:
1.
Длительное и неконтролируемое нахождение в сети может привести к изменениям в состоянии сознания и в функционировании головного мозга, что может стать потерей способности обучаться и глубоко мыслить.
2.
Длительное пребывание человека в социальных сетях приводит к замене реального общения и обмена эмоциями на нажимание клавиш на неживом аппарате. Это мешает социализации человека.
3.
Интернет содержит множество излишней информации, которой нагружает себя пользователь. Это препятствует его настоящему умственному развитию и мешает его самореализации в этой жизни.
4.
Интернет-зависимость не раз приводила к смерти людей или жестоким убийствам.
5.
Эту проблему можно решить с помощью психотерапии или групповых тренингов. При этом необходимо сделать так, чтобы люди не боялись прийти и признать свою зависимость.
6. Эта зависимость схожа по своей структуре с алко- и наркозависимостью и в последнее время она становится всё более актуальной проблемой современного мира.

Концепции в фундамент исследования:
1.
Кимберли Янг - профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде (США), автор известной книги «Пойманные в Сеть» (англ. «Caught in the Net»), переведённой на многие языки. Она также является основателем Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью (англ. Center for On-Line Addiction). Центр, созданный в 1995 году, консультирует психиатрические клиники, образовательные заведения и корпорации, которые сталкиваются со злоупотреблением Интернетом.

(ссылка на источник: http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/kimberly.html)
2.
«Связь опыта потока с психологической зависимостью от компьютерных игр» Ш.Л. Ван, А.Е. Войкунский, О.В. Митина, А.И. Карпухина

(ссылка на источник: http://psy-journal.hse.ru/data/2013/10/30/1283367690/Van_et_al_8-04pp73-101.pdf)
3. «Cоциально - психологические аспекты интернет-зависимости» В.А. Бурова, врач-психиатр, психотерапевт

(ссылка на источник: http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm)

Подтверждение актуальности:

ЦФО:
1)Город Москва. Московский психолого-педагогический университет. Диссертация на соискание степени магистра Забавиной Е. Н. «Личностные характеристики интернет-зависимых подростков» 2014 г.

(ссылка на источник: http://psychlib.ru/mgppu/studworks/ZabavinaEN/ZLh-ma-012.htm#)

2)Город Москва. Московский государственный университет, факультет психологии. Симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития». 10 июня 2009 г.

(ссылка на источник: http://www.psy.msu.ru/science/conference/internet/2009/brief.html)

Приволжский ФО:
3)Республика Татарстан. Город Казань. Журнал «Молодой ученый». Агибалова Н. И. «Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков» [Текст] / Н. И. Агибалова, М. В. Данилова // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 547-549.

(ссылка на источник: http://www.moluch.ru/archive/79/14124/)

 

4)Город Казань. Диссертация Саглам Фирузы Альбертовны на тему «Педагогические условия коррекции интернет-аддикции у подростков». 2009 г.

(ссылка на источник: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-korrektsii-internet-addiktsii-u-podrostkov)

 

СЗФО:
5)Город Санкт- Петербург. Диссертация по специальности медицинская психология кандидата психологических наук Хомерики Нины Сергеевны «Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением» Место защиты: Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им.А.М.Никифорова МЧС России.- 2013

Уральский ФО:
6)Город Екатеринбург. Попова Л. Г. «О плюсах и минусах увлеченности компьютерными играми» / Л. Г. Попова, Г. С. Глудин // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2010.

ДВФО:
7)Приморский край. Город Владивосток. 2012 год. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук Цой Надежды Александровны «Социальные факторы интернет-зависимости».

(ссылка на источник: http://www.iuaj.net/node/1081)

8)Город Хабаровск. Видео-репортаж «Как победить интернет-зависимость?»
(http://www.youtube.com/watch?v=EKA8lleORk0)

Сибирский ФО:
9)Новосибирская область. Город Новосибирск. Диссертация Лоскутовой Виталины Александровны на тему «Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств». 2004 г.

(ссылка на источник: http://www.psychiatry.ru/stat/169)

СКФО:
10)Шиянов, Е. Н. Интернет-зависимость и ее профилактика у студентов: учебно-методическое пособие / Е. Н. Шиянов, М. И. Дрепа. - Ставрополь: Изд-во «Графа», 2009.

(ссылка на источник: http://www.sksi.ru/faculties/spf/chair2/)

 

По последним двум федеральным округам (КФО и ЮФО) достоверная информация не была найдена. Данная проблема там не особо освещалась.

Водовская Анастасия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.097 с.)