IV. Расчет и корректировка времени реверберации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Расчет и корректировка времени реверберации



Время реверберации звука является важной интегральной характеристикой зала и характеризует быстроту спадания плотности звуковой энергии в зале после прекращения звучания источника.

За стандартное время реверберации принимается время, в течение которого плотность звуковой энергии в помещении уменьшается в 106 раз (уровень силы звука и звукового давления ослабевают на дБ).

Для залов данного объема в зависимости от жанра исполняемого произведения опытным путем установлены некоторые оптимальные времена реверберации в различных частотных диапазонах.

Для многоцелевых залов оценку оптимального времени реверберации на частоте 500 Гц (средне-частотный диапазон речи и музыки) можно провести по формуле:

(с),

либо по графику (рис.9.17, “Архитектурная физика”).

На высоких частотах (2000 Гц) рекомендуют приблизительно такую же величину времени реверберации (), а на низких частотах (125 Гц) – время реверберации желательно иметь на % выше, чем на 500 Гц, то есть, .

Для рассматриваемого зала объемом V= 3840 м3

с, с.

 

 
 

 

 


Реальное время реверберации зала существенно зависит от его общего звукопоглощения. Поэтому для расчета времени реверберации на ряде опорных частот (125, 500 и 2000 Гц) необходимо предварительно вычислить общее звукопоглощение А в зале на этих частотах.

Для удобства, да это правильно и по существу, общее звукопоглощение в зале представляют суммой трех членов:

А = Апост. + Аперем. + Адобав .

К постоянному звукопоглощению относят поглощение звука всеми ограждающими поверхностями и его вычисляют по формуле:

,

где – площади элементов ограждающих поверхностей (м2);

– коэффициенты звукопоглощения материала поверхности.

К переменному звукопоглощению относят поглощение звука слушателями на креслах и пустыми креслами (из расчета 70% заполнения зала)

,

где а1 и а2 – эквивалентное звукопоглощение на одного слушателя и на одно кресло, соответственно.

Добавочное звукопоглощение связано с поглощением звука небольшими отверстиями, щелями, нишами, гибкими элементами отделки, люстрами, аппаратурой и т.п., которые всегда имеются в зале, что трудно учесть в первых 2-х слагаемых. Его вычисляют по формуле:

,

где – эмпирические коэффициенты добавочного звукопоглощения (на 3-х частотах), а (Sогр- Sзрит) – общая площадь ограждений за вычетом площади пола, занятой слушателями.

Для вычисления постоянного звукопоглощения нужно определиться с конкретными материалами ограждающих поверхностей. Первоначально рекомендуют выбирать обычные строительные материалы (а не специальные звукопоглощающие материалы и конструкции). Их список приведен в приложении.

В качестве материалов ограждающих поверхностей выберем следующие:

Потолок (S1) – бетон с железением поверхности;

Стены (S2) – штукатурка по металлической сетке;

Проходы зрителей (свободный пол) (S3) – паркет;

Проем сцены, оборудованной декорациями (S4);

Авансцена (S5) – пол дощатый на лагах;

Оркестровая яма (S6) – деревянная обшивка, сосна толщиной 19 мм;

Портьеры плюшевые на дверях (S7 = 12м2).

Результаты расчета постоянного звукопоглощения (на 3-х частотах) представим в виде соответствующей таблицы.

 

 

Таблица 1

Ограждающие поверхности S(м2) Постоянное звукопоглощение
125 Гц 500 Гц 2000 Гц
2) 2) 2)
1. Потолок, S1=450 0,01 4,5 0,01 4,5 0,02 9,0
2. Стены, S2=1033 0,04 41,3 0,06   0,04 41,3
3. Проходы, S3=170 0,04 6,8 0,07 11,9 0,06 10,2
4. Проем сцены S4=68 0,2 13,6 0,3 20,4 0,3 20,4
5. Авансцена S5=24 0,1 2,4 0,1 2,4 0,08 1,9
6. Орк. яма S6=20 0,1 2,0 0,1 2,0 0,08 1,6
7. Портьеры S7=12 0,15 1,8 0,55 6,6 0,7 8,4
 

 

 

Переменное звукопоглощение – кресла и слушатели на креслах

(70% заполнения зала)

  125 Гц 500 Гц 2000 Гц
а1 А=а1N а1 А=а1N а1 А=а1N
1. Слушатель на мягком кресле N1=322   0,25   80,5   0,4   128,8   0,45  
2. Кресла N2=138 0,08 11,0 0,12 16,56 0,1 13,8
       

 

 

Добавочное звукопоглощение:

; ;

.

 

Полное звукопоглощение зала:

;

;

;

Средний коэффициент звукопоглощения и функция от него :

,

,

.

Расчетные времена реверберации звука на 3-х опорных частотах вычисляем по формулам Сэбина-Эйринга:

125 Гц, , (4.1)

500 Гц, , (4.2)

2000 Гц, , (4.3)

Примечание: дополнительное слагаемое в знаменателе формулы (4.3) связано с учетом заметного поглощения звуков высоких частот воздухом в помещении.

Вычисляем относительные различия между Tопт и Трасч (в %):

125 Гц, ,

500 Гц, ,

2000 Гц, .

Видно, что на всех 3-х опорных частотах расчетные времена реверберации выше оптимальных (>10%), значит общее звукопоглощение в зале мало и его необходимо увеличить.

Один из возможных способов увеличения звукопоглощения состоит в том, что часть площади боковых стен (их верхнюю область) облицовывают специальными звукопоглощающими материалами, и, таким образом, увеличивают Апост.

В качестве материала облицовки выбираем плиты «Силакпор» с воздушной прослойкой 200 мм.

Коэффициенты звукопоглощения таких плит на выбранных опорных частотах следующие (табл. III.1а– Арх. Физика).

f =: 125 Гц 500 Гц 2000Гц

=: 0,5 0,6 0,55

Берем под облицовку часть площади стен Sобл= S22= 150 м2. Оставшаяся часть стен площадью S21=1033 -150=883 м2 – штукатурка по металлической сетке.

Тогда в табл.1, вместо строки 2 (S2=1033м2) будет две строки:

Ограждающие поверхности S(м2) Постоянное звукопоглощение
125 Гц 500 Гц 2000 Гц
2) 2) 2)
1. Потолок, S1
Стены, S21=883 0,04 35,3 0,06   0,04 35,3
Стены, S22(облицовки)=150 0,5   0,6   0,55  
….
7. Портьеры S7

 

За счет облицовки звукопоглощение стен, а, следовательно, и общее звукопоглощение в зале увеличится на величину , где – коэффициент звукопоглощения материала облицовки, а – исходный коэффициент звукопоглощения материала стены:

125 Гц 500 Гц 2000 Гц

и станет равным:

.

Пересчитываем времена реверберации

,

,

.

, ,

.

Нетрудно проверить, что теперь на всех 3-х частотах расчетные времена реверберации близки к оптимальным с точностью не ниже 10%.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.018 с.)