Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правоспособность и дееспособность субъектов права↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Правоспособность — это признаваемая государством общая (абстрактная) возможность лица иметь предусмотренные законом субъективные права и нести юридические обязанности, т. е. способность быть их обладателем. Правоспособностью обладают все граждане без исключения, она возникает с момента рождения и прекращается моментом смерти. Правоспособность — это не естественное, а общественно-правовое качество субъектов, которое носит абсолютный, универсальный характер. Обязанность любого государства состоит в том, чтобы должным образом гарантировать и защищать данное качество. Главное в правоспособности лица — это не сами субъективные права, а принципиальная возможность или способность их иметь. Отличие правоспособности от субъективного права состоит в следующих особенностях: 1) правоспособность лица неотделима от личности, никто не может лишить человека его правоспособности либо ограничить ее; 2) правоспособность лица не зависит от пола, расы, национальности, профессии, места жительства, имущественного положения и иных жизненных факторов; 3) правоспособность является непередаваемой, она не может быть делегирована другому лицу; 4) по отношению к субъективному праву правоспособность является первичной, исходной, она играет роль предпосылки единичного субъективного права; 5) субъективное право является конкретным, а правоспособность лица — абстрактной. Следует отметить: равенство правоспособности всех лиц вовсе не означает, что объем субъективных прав у всех граждан одинаков. Всеобщность правоспособности заключается в том, что государство с самого начала заранее наделяет всех своих граждан одним общим свойством — юридической способностью быть носителем соответствующих субъективных прав и юридических обязанностей, предусмотренных законом. Фактическая возможность лица быть обладателем тех или иных прав и обязанностей наступает в разное время. Разумеется, что то или иное лицо не может быть носителем всех существующих прав и обязанностей одновременно. Однако способность к этому не подвергается никакому сомнению. В теории правоведения различают следующие виды правоспособности: а) общая правоспособность — это принципиальная возможность лица иметь любые субъективные права и нести юридические обязанности из числа предусмотренных законодательством; б) отраслевая правоспособность — данный вид правоспособности дает возможность приобретать субъективные права и нести юридические обязанности только в тех или иных отраслях права (например, брачная, трудовая правоспособность и др.); в) специальная правоспособность — это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант (например, врачебная деятельность). Данная правоспособность возникает в момент получения специального разрешения (применительно к юридическим лицам) либо специального документа о наличии соответствующих знаний (применительно к физическим лицам). Специальная правоспособность юридического лица прекращается с момента ликвидации организации либо аннулирования полученной лицензии. Примером специальной правоспособности также являются должностная и профессиональная правоспособность физического лица. Дееспособность — это возможность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности, способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за наступившие последствия, т. е. способность быть участником правовых отношений. Дееспособность в отличие от правоспособности зависит от двух основных факторов: • возраст — в полном объеме дееспособность наступает только с момента достижения лицом совершеннолетнего возраста, 18 лет. Дееспособностью не обладают малолетние дети, не достигшие четырнадцати лет, но они обладают полной правоспособностью. Кроме того, несовершеннолетние лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не могут реализовывать некоторые права и исполнять юридические обязанности (например, занимать посты в органах государственной службы); • психическое состояние лица — полная дееспособность присутствует только у психически здорового лица. Дееспособностью не могут обладать душевно больные лица, однако данные лица обладают правоспособностью в полном объеме. Исходя из изложенного выше материала, различают следующие виды дееспособности: а) полная дееспособность — наступает с момента достижения лицом 18 лет, б) частичная дееспособность — наступает с момента достижения лицом 14 лет, в) ограниченная дееспособность — в данном случае суд ограничивает лицо в дееспособности. Следует отметить, что новый Гражданский кодекс РФ применительно к дееспособности ввел понятие эмансипации. Эмансипация предполагает под собой, что несовершеннолетний гражданин, не достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он занимается трудовой деятельностью по трудовому договору либо с согласия родителей осуществляет предпринимательскую деятельность. Место и роль государства в политической системе общества. Государство является центральным звеном политической системы общества, т. е. государственная власть выступает как главный инструментарий реализации важнейших задач политической системы. В соответствии с этим предназначением государство призвано решать все основные функции, стоящие перед политической системой общества (были перечислены в предыдущем вопросе). Наиболее распространенными из всех имеющихся у политической системы и решаемых государственной властью функций являются следующие функции: • обеспечение единства и целостности компонентов, составляющих политическую систему общества; • контроль над сферой распределения различных общественных ценностей. Взаимодействие общих и частных интересов в рамках политической системы общества образует ткань политических отношений. Для поддержания равновесия между данными интересами необходим специальный механизм, совокупность государственных органов, созданных для этих целей. Таким образом, той самой силой, которая объединяет общество, является государство. Для поддержания стабильности и динамики в политической системе общества государство наделено рядом специфических черт: 1) государство является официальным представителем всего общества в целом, регулятором общественных, государственных и личных интересов; 2) государство, государственный аппарат — это, по сути, разветвленная совокупность органов власти, обладающих способностью применить меры правового принуждения. Используя в совокупности меры поощрения и меры наказания, государственный аппарат сохраняет баланс в политической системе общества; 3) атрибутом государства, прежде всего, является его суверенность, т. е. государственность характеризуется полнотой и верховенством над всеми иными составляющими политической системы общества; 4) государство имеет возможность и способность управлять обществом, регламентировать деятельность политической системы посредством реализации своей правотворческой функции (издание законодательства); 5) государственная власть является публичной, управление государственными делами осуществляется специально отобранными, профессиональными лицами. Таким образом, происходит регламентация деятельности государства в целом и политической системы в частности; 6) государство определяет границы политического пространства, т. к. территория самого государства имеет географические пределы и юридический ареал. Следует отметить, что в условиях гражданского общества и правового государства формирование политической системы происходит под влиянием, но без давления государственной власти. Такое явление может лишь способствовать созданию комплекса условий для реализации жизненно важных человеческих ценностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.007 с.) |