Тема 1. Введение в социологию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в социологию



ТЕМА 1. Введение в социологию

Социология. Буквально от лат. socius (товарищеский) и гр. logos (слово, учение). Наиболее общее определение социологии следующее: это анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком она складывается в ходе социального взаимодействия. Большинство наук монопарадигмальны. Парадигма - общий способ видения мира, на основании которого определяется го, какого рода научной работой следует заниматься и какого рода теории считаются приемлемыми. Модель постановки и решения задач. Социология же в связи со сложностью многоуровневостью объекта ее изучения – общества является мультипарадигмальной наукой. Поэтому ни одно определение социологии не является исчерпывающим вследствие характерного для современного состояния данной дисциплины разнообразия концепций и направлений. Например, в зависимости от уровня изучения общества различают определения с точки зрения макро и микросоциологии. Так, для микросоциологов социология - научное изучение человеческого поведения и множественные сети интеракции социального окружения человека, которое влияет на это поведение. С точки зрения макросоциологии. социология - наука о развитии, становлении, функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов.

Уровни социальной организации общества. Выделяют 6 уровней:

1. первично - индивидуальный,

2. межличностный,

3. групповой,

4. организационный,

5. институциональный,

6. социетальный.

Структура социологии. Выделяют теоретический, эмпирический уровни и социологические теории среднего уровня.

Функции социологии. Выделяют следующие:

теоретико-познавательная;

практическая;

идейно-воспитательная.

 

ТЕМА 2. Зарубежная и российская социологическая мысль в

XIX в.

 

Социология возникает в середине XIX века в Западной Европе на фоне:

1. бурного развития капитализма, разрушения старых феодальных порядков и формирования нового индустриального общества (общества модерна)',

2. обострения социальной борьбы: восстание лионских ткачей во Франции, силезских рабочих в Германии, возникновение чартистского движения в Англии. Высшей точкой этого противостояния стал 1848 год, когда по всей Западной Европе прокатилась волна революций;

3. кризиса социально-философского знания. Социальная философия, вершиной развития которой стало Французское Просвещение XIII века (Вольтер, Руссо. Дидро), исчерпала свои возможности и не способна ответить на вопросы, поставленные в эпоху модерна.

4. стремительного прогресса естественных наук, открытий в физике, химии, биологии, в частности, теории эволюции Ч. Дарвина.

О. Конт - основоположник социологии. Только положительные, научные знания о природе и обществе, основанные на наблюдении и эксперименте, по О. Конту, могут способствовать преодолению кризисных состояний. Но человечество лишь постепенно сможет прийти к положительной науке об обществе. Исследуя развитие человеческого ума в различных областях, О. Конт вывел закон трёх стадий его развития: теологического, метафизического и научного (позитивного). Социологию О.Конт подразделял на «социальную статику» и «социальную динамику» Первая изучает условия существования и законы функционирования социальных систем, а вторая - законы их развития и изменения.

Социал-дарвинизм (Г. Спенсер) рассматривает эволюцию как универсальный процесс, объясняющий все изменения в природе и в социуме. Общество рассматривается по аналогии с единым биологическим организмом.

Психологическое направление (Г.Тард, Г.Лебон) изучает непосредственные явления группового, массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, 1чоторые делают возможными передачу социальных норм и верований, а также адаптацию индивидов друг к другу.

Основные направления: географическое (Л.И.Мечников), органическое (А.И.Стронин. П.Ф.Лилиенфельд), субъективное (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский). психологическое (Н.И.Кареев, Л.И.Петражицкий), позитивистское (М.М.Ковалевский, Г.Ф.Шершеневич, В.В.Ивановский).

Учение К.Маркса опирается на диалектика-материалистическое понимание истории. Общество - это продукт многообразных взаимодействий между людьми, система их взаимосвязей, являющаяся результатом, прежде всего их трудовой деятельности. Исторический процесс, по К. Марксу, представляет собой последовательную и закономерную смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. К. Маркс является основателем конфликтологического направления в социальной науке. Конфликты - это постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. В социальной сфере - это конфликт классов. Марксизм положительно оценивает роль конфликтов в обществе («революции - локомотивы истории»). Марксизм в отечественной социальной науке был представлен двумя теориями: «легальный марксизм» (П.Б.Струве, М.И.Тутан-Барановский. Н.А.Бердяев) и революционный марксизм (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин). Представители революционного марксизма, в целом, разделяли основные положения теории К. Маркса, но при решении конкретных проблем общественного устройства между Г.В.Плехановым и В.И.Лениным существовали серьёзные различия, которые перешли к 1917 году в стадию непримиримой борьбы. Появление «легального марксизма» было связано с увлечением либеральной интеллигенцией марксистскими идеями накануне революции 1905 - 1907 годов, представители «легального марксизма» при помощи марксистских идей объясняли развитие в России капитализма.

Э. Дюркгейм полагал, что социология должна изучать социальную реальность, имеющую особые, только ей присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых образует общество. Социальным фактом является всякий образ действия, способный оказывать на индивида внешнее влияние и существующий независимо от него. Так, при рождении индивид находит уже готовые ценности и нормы, законы, религию, денежную систему. Эти образы мыслей и действий существуют самостоятельно, объективно. Также Э. Дюркгейм уделяет внимание понятию солидарности - общественного сознания, способствующего объединению людей. Для традиционного общества характерна механическая солидарность, а для современного общества органическая.

М.Вебер основоположник субъективистской социологии. Его учение получило название «понимающая социология», поскольку в его основе лежало сосредоточение внимания на поведении и действиях людей, на выявлении смысла, который они в них вкладывают. М.Вебер выделяет четыре типа социального действия, целерациональное, ценностнорациональное, аффективное и традиционное. Каждый вид представляет собой идеальный тип - теоретическое построение, с которым можно соотносить социальную реальность.

Вклад МВебера в политическую социологию велик и разнообразен. Типология легитимного господства: легальное, традиционное, харизматическое. Типы политиков: политики «по случаю», политики «по совместительству», политики-профессионалы. Также М.Вебера интересовала проблема бюрократии как важного элемента управления государства.

В своей социологии религии М.Вебер рассматривает прежде всего влияние мировых религий на экономическую жизнь общества. В своём знаменитом труде «Протестантская этика и дух капитализма» он утверждает, что появление протестантизма способствовало развитию культуры, в рамках которой формировалась новая трудовая этика, оказавшая влияние на развитие капитализма.

ТЕМА 3. Парадигмы в социологии

Занятие 1.

Основные принципы структурного функционализма (Т.Парсонс. Р.Мертон) отражают консенсусный подход к изучению общества. Это попытка перечислить необходимые условия, обеспечивающие равновесие социальной системы, все составляющие её элементы и механизмы интеграции. Т.Парсонс пытался обосновать центральную идею своего учения, идею «социального порядка», в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус).

Теория конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф), в свою очередь, в пику структурному функционализму акцентирует внимание на социальной нестабильности, конфликтах и преобразованиях. Конфликт признаётся важным фактором общественного развития.

Занятие 2.

Феноменологическое направление в социологии (А.Щюц, Бергер и Лукман), продолжая субъективистскую традицию «понимающей» социологии М.Вебера. рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующей деятельности людей. По А.Щюцу, социальная реальность представляется нам в виде «интерсубъективного мира» - сложившегося способа понимания друг друга и формирования общих восприятий и общих представлений о мире.

Символические интеракционисты (Дж.Мид, И.Гоффман) рассматривали общество как результат взаимодействий людей друг с другом, как обмен символами, ожиданиями.

Этнометодология (Г.Гарфинкель) изучает обыденные нормы, правила поведения, регулирующие взаимоотношения между людьми, исследует процедуры интерпретаций и скрытых, неосознаваемых механизмов межличностных взаимодействий.

Попытку синтезировать макро и микросоциологияеские теории предприняли Э.Гидденс и П.Бурдье. Они введи понятие субъекта, структуры и системы и показали их взаимовлияние и взаимозависимость.

Занятие 1

Социологическое исследование - это разновидность социальных исследований, которая опирается на методы и приёмы сбора, обработки и анализа первичной информации.

Виды исследований:

1. по глубине и широте получаемых знаний: разведывательные, описательные и аналитические;

2. по характеру получаемых знаний: теоретические и эмпирические;

3. по целевой направленности: фундаментальные и прикладные;

4. по своим масштабам: локальные, региональные, отраслевые, общегосударственные и международные.

Количественные исследования основаны на представлении об обществе как системно-организованной целостности и предположении о способности научного знания рационально упорядочить и логически объяснить объективную реальность. Единицы анализа: факты, события. Виды: опрос, эксперимент.

Качественные исследования рассматривают общественную практику через изучение индивидуальных судеб представителей различных групп, через особенности их восприятия и поведения в рамках общего социального контекста. Единицы анализа: субъективные значения, чувства. Виды: кейс-стади. включённое наблюдение, биографический метод, этнографические исследования.

Программа исследования - это изложение общей концепции исследования в соответствии с основными целями и задачами работы. Содержание и структура программы зависят от его общей направленности.

Занятие 2.

Анкетирование - вид опроса, при котором с момента раздачи анкет исследователь теряет контроль над ним. Виды анкетного опроса: раздаточное, почтовое, прессовое.

Структура опросного листа, вводная часть, контактные вопросы, основные или программные вопросы, заключительные вопросы, паспортичка.

Классификация вопросов: закрытые, полузакрытые и открытые; вопросы-фильтры, контрольные вопросы, наводящие вопросы; программно-тематические и процедурные вопросы и др.

Интервью - проводимая по определённому плат беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Виды интервью: стандартизированное, полустандартизированное, свободное; групповое и индивидуальное; глубинное, фокусированное, панельное.

Занятие 3

Документ - созданный автором материальный предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации.

Классификация документов. естественные и искусственные; официальные, полуофициальные и неофициальные; личные и безличные и др.

Документ как объект исследования может быть подвергнут как качественному, так и количественном у анализу.

Виды качественного анализа социологический. исторический, литературный, лингвистический, психологический.

Количественный анализа - контент-анализ.

Наблюдение - это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путём непосредственного восприятия и прямой регистрации событий. Виды наблюдения: невключённое, включённое и скрытое.

Социальный эксперимент - это метод получения информации об изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов. Виды экспериментов: искусственный и естественный; лабораторный и полевой; последовательный и параллельный.

В параллельном эксперименте выделяют два вида объектов: контрольные и экспериментальные группы. Экспериментальная группа - это группа, на которую оказывается воздействие. Контрольная группа аналогична экспериментальной, но не испытывает воздействия экспериментальным фактором.

 

ТЕМА 10. Социология семьи.

Семья - малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительный признак - ведение домашнего хозяйства.

Брак - санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.

Альтернативный брак. Формы 1. Конкубинат, 2. Регулярно-раздельный, 3. Открытый брак.

Классификация семей. По различным основаниям: по месту проживания супругов, по главенству в семье, по количеству брачных партнеров и т.д. Так, по количеству членов, выделяют расширенные и нуклеарные семьи.

Функции семьи - выделяют следующие:

1. репродуктивная (воспроизводящая),

2. воспитательная.

3. хозяйственно-экономическая,

4. рекреативная (досуг, свободное время).

5. регулятивная,

6. фелицитологическая (от ел. "felicia" - счастье).

 

ТЕМА 1. Введение в социологию

Социология. Буквально от лат. socius (товарищеский) и гр. logos (слово, учение). Наиболее общее определение социологии следующее: это анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком она складывается в ходе социального взаимодействия. Большинство наук монопарадигмальны. Парадигма - общий способ видения мира, на основании которого определяется го, какого рода научной работой следует заниматься и какого рода теории считаются приемлемыми. Модель постановки и решения задач. Социология же в связи со сложностью многоуровневостью объекта ее изучения – общества является мультипарадигмальной наукой. Поэтому ни одно определение социологии не является исчерпывающим вследствие характерного для современного состояния данной дисциплины разнообразия концепций и направлений. Например, в зависимости от уровня изучения общества различают определения с точки зрения макро и микросоциологии. Так, для микросоциологов социология - научное изучение человеческого поведения и множественные сети интеракции социального окружения человека, которое влияет на это поведение. С точки зрения макросоциологии. социология - наука о развитии, становлении, функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов.

Уровни социальной организации общества. Выделяют 6 уровней:

1. первично - индивидуальный,

2. межличностный,

3. групповой,

4. организационный,

5. институциональный,

6. социетальный.

Структура социологии. Выделяют теоретический, эмпирический уровни и социологические теории среднего уровня.

Функции социологии. Выделяют следующие:

теоретико-познавательная;

практическая;

идейно-воспитательная.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.50.252 (0.065 с.)